ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ЭГОИЗМА С ПОЗИЦИИ КОНКРЕТНО-ВСЕОБЩЕЙ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ
ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ЭГОИЗМА С ПОЗИЦИИ КОНКРЕТНО-ВСЕОБЩЕЙ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ
Научная статья
Коромыслов В.В. *
ORCID: 0000-0001-6115-3631,
Пермский государственный аграрно-технологический университет, Пермь, Россия
* Корреспондирующий автор (vvk79[at]mail.ru)
АннотацияВ данной статье рассматривается проблема поиска наиболее фундаментальных оснований для выяснения объективного внутреннего механизма, лежащего в основе эгоизма. Исследование такого механизма позволяет показать объективную картину взаимосвязей, лежащих в основе проблемы эгоизма. Предлагаемое решение этой проблемы опирается на конкретно-всеобщую теорию развития и концепцию конкретно-всеобщего. В данной работе показано как конкретно-всеобщее порождает наиболее типичные из ситуаций и смыслов, относящихся к проблеме эгоизма.
Ключевые слова: эгоизм, конкретно-всеобщее, взаимосвязи в обществе, сущность человека.
APPROACH TO RESEARCH OF EGOISM FROM PERSPECTIVE OF SPECIFIC ALL-GENERAL DEVELOPMENT THEORY
Research article
Koromyslov V.V. *
ORCID: 0000-0001-6115-3631,
Perm State Agro-Technological University, Perm, Russia
* Corresponding author (vvk79[at]mail.ru)
AbstractThis article considers the problem of the search for the most fundamental reasons for finding out the objective internal mechanism underlying egoism. The study of such a mechanism allows us to show an objective picture of the interrelations underlying the problem of egoism. The proposed solution to this problem is based on a specifically-universal theory of development and the concept of a specifically-universal. This paper shows how specifically the universal generates the most typical of the situations and meanings related to the problem of egoism.
Keywords: egoism, specifically, universal, relationships in society, the essence of man.
В современном мире, в свете нарастающих в обществе настроений и тенденций пренебрежения всеми устойчивыми связями, традициями, всем многовековым опытом человечества, в свете неотвратимых последствий этих тенденций, особенно остро встаёт вопрос об объективных основах человеческого существования и фундаментальных критериях для ревизии наших систем ценностей, систем миропонимания, нашей смысловой реальности. Такое объективное основание должно быть выводимым из самой природы человека и, по-видимому, заключено в структуре объективного всеобщего, аккумулировавшегося по мере глобального процесса эволюции, в человеческой сущности.
Концепция человека, разрабатываемая в рамках конкретно-всеобщей теории развития [1], [2], [3], [9], [10], опираясь на фундамент объективно-всеобщего, на наш взгляд, содержит в себе ключ к решению проблемы об объективных основаниях этического. Очевидно, что объективно-всеобщее в человеке выполняет в нём фундаментальную роль, поэтому, в силу неискоренимого стремления человечества к прогрессу, улучшению условий своего существования, построение человеческой жизни на основе понимания глубинных основ человеческой сущности, её законов, образует магистральное направление её развития, составляет необходимое условие соблюдения её идентичности самой себе [4]. Исследование объективно-всеобщих основ человеческого бытия в их взаимосвязи с особенным и единичным, способно дать понимание конкретных механизмов порождения смысловой реальности общества, а значит, способно наметить путь для оптимизации условий для развития общества [5].
Проблема человека в связи со всеобщим впервые ставится В.В. Орловым. Согласно предлагаемой им концепции, объективно-всеобщее содержание мира концентрируется в процессе развития, в результате чего наиболее богатое всеобщее содержание аккумулируется в человеке. Так, человек ««собран», «сконструирован» из всеобщих моментов…», объективных «категорий», они образуют некий каркас человеческой сущности. При этом всеобщие сущностные моменты мира выступают как сущностные моменты самого человека [10, С.6].
В.В. Орлов также отмечает, что объективно-всеобщее содержание в человеке приобретает деятельностный характер, в нём оно «выступает в особой, универсальной, деятельностной форме, в форме творческих процессов труда и мышления, посредством которых человек существует и творится новая реальность в ходе бесконечного социального прогресса. Главной особенностью человеческой деятельностной формы всеобщего является то, что концентрированное в человеке всеобщее, в тесном единстве с особенным и единичным (индивидуальным) в человеке, творит принципиально более сложную реальность, чем всеобщее в его природной форме» [9, С.103].
Таким образом, являясь основополагающей и деятельной, такая структура объективно-всеобщего в человеке должна заключать в себе некий механизм, порождающий социальную действительность [5].
Предложенная В.В. Орловым концепция даёт принципиальный ответ для решения проблемы всеобщего в человеке. Вместе с тем, предложенное решение требует дальнейшего углубления в направлении выяснения конкретных структур всеобщего в человеческой сущности и механизмов их функционирования. Данное исследование нацелено на выяснение той структуры конкретно-всеобщего, что лежит в основе эгоизма.
Глубинной предпосылкой эгоизма, по-видимому, является субстанциальное свойство материи, выраженное в человеке в его способности производить самого себя и своё бытие в собственных интересах. Однако материальное единство мира, выраженное в единстве человеческой природы делает невозможным существование эгоизма в его чистом виде, так как собственные интересы нередко совпадают с интересами других и всего общества в целом. Таким образом, в основе эгоизма лежит естественное состояние человека, не осознавшего своей социальной природы, единства интересов со всем обществом [8]. Поэтому, ключевой в конструкции эгоизма является «категория» отрицание, выраженная в отчуждении человека, замкнутости его на себе и собственных интересах, вне понимания их диалектической связи с интересами общества как целого.
Эгоист, в своём крайнем проявлении, видит только свои цели и задачи и добивается их любыми средствами, пренебрегая при этом интересами других. Его мысль прямолинейна, не дает осознание того, что глубоко понятый эгоизм ведет к пониманию необходимости нравственного или даже альтруистического поведения. Успешность, эффективность деятельности во многом зависит от отношений с окружающими, а наибольшее счастье возможно только при счастье близких людей.
Таким образом, эгоист уходит (отрицание) от осознания (отражение) того, что активность по реализации собственных возможностей необходимо приводит к противоречию с активностью по реализации возможностей другими, и что разрешение этого противоречия лежит в сфере нравственности.
Родовая сущность человека является предпосылкой единения людей в одно целое – общество, формирует у индивидов общее представление о мире, общие чувства, цели, понимание должного и т.д. Но эгоист, в своём крайнем проявлении, не ценит это общее, ставит себя над ним, устанавливает собственные, удобные для себя правила поведения [6]. Он игнорирует общность интересов, воспринимая всё как особенное и уникальное, и абсолютизирует при этом собственную индивидуальность. Он не осознаёт, что, разрушая общность представлений, взглядов, чувств, эмоций, целей, выводя свою индивидуальность из рамок общего, он, тем самым, разрушает и условия для самореализации, самоутверждения, одобрения окружающими.
Иное дело, если в обществе господствуют моральные нормы, поощряющие такие представления и форму поведения. Однако, в таком обществе нарушаются все устойчивые связи, утрачивается его согласованность, эффективность в решении глобальных проблем и задач, обрекая его, тем самым, на постепенное отмирание как целостной, функционирующей системы. Т.е. отрицание структур, механизмов общества ведёт, в конечном счёте, к слому всей системы.
Однако такая крайняя форма эгоизма, эгоизм в чистом виде, в обществе невозможен, чтобы добиться собственных целей индивиду всегда приходится считаться с правовыми и моральными нормами, общественными интересами, сообразовывать собственные интересы с интересами других. Поэтому эгоизм в каждом более тонок, он использует частные интересы других, переплетая с ними собственные [7]. Суть эгоизма в том, что эгоисту приходиться сталкиваться с интересами других, порой считаться с ними, но лишь вынужденно, чтобы достичь своих целей, достичь собственной выгоды. При этом сам эгоист не осознает необходимости нравственного поведения самого по себе, точнее, таковое ему не привито его жизненным опытом, не привито понимание родства и более глубокой, нежели столкновение интересов, взаимозависимости со всем обществом. Так, здесь проявляется сущность человека как биологического существа, не познавшего (отрицание отражения) всей глубины своей социальной сущности, как сущности наполненной духовностью, человечностью. Отсюда собственная необходимость ставится выше любой другой необходимости, ей придается статус случайного средства или препятствия на пути индивида.
Другими важным моментом, конструирующим феномен эгоизма, является такое отношение к индивиду других людей, которое обособляет его от общего, выделяет его как лучшего или худшего представителя, что отражается на его самосознании, а потому, также ведёт к эгоистическому образу мыслей и жизни. Форма жизни, её обстоятельства, отношения между людьми, во многом способны сковывать возможности разностороннего развития личности, ограничивая это развитие определёнными рамками, что способно обуславливать содержание личности. Например, условия необходимости борьбы за выживание в обществе или необходимости в карьерном росте, борьбы за другие блага, воспитывает в человеке эгоистическую жизненную позицию. Что, в конечном счёте, способно отражаться на специфике развития и родовой сущности, разлагая её до сущности биологической, животной.
Эгоист по форме, образу жизни не всегда является эгоистом по содержанию мыслей, взглядов, жизненной позиции. Периодами эгоистично может вести себя каждый, например, в тех случаях, когда его сознание затуманено какими-либо эмоциями, установками, жизненно важными задачами. Это способно затмевать в его внимании всё остальное, и мешать рационально, с глубоким пониманием затрагиваемых интересов, отнестись к ситуации. Особенно это характерно для тех обстоятельств, при которых личность отчуждается от общества, чувствует себя неуютно и обособлено в нем.
Для эгоиста его «я» выступает таким целым, которое включает в себя внешний мир как часть этого целого, часть его мировоззрения, часть целого своей жизни. Тогда жизненные события оказываются лишь следствием своего «я». Таким образом, окружающая его среда воспринимается им не более чем условия его жизни, её обстоятельства, которые следует преодолевать любыми возможными средствами, пусть даже если среди этих средств будут другие люди. Однако при такой позиции рано или поздно человек наживает себе проблемы, терпит многие неудачи, сталкиваясь необходимостью законов действительности. Что и напоминает ему, что не меньшей причинной мощью обладает и среда. И это, безусловно, постоянно корректирует миропонимание такого человека [7]. Его поведение либо становиться более гибким, учитывающим взаимосвязи мира, либо вызывает протест (отрицание) и ожесточает его, настраивает враждебно по отношению к миру.
Над эгоистом довлеет случайное, единичное, он не осознаёт многих необходимых связей в обществе и руководствуется лишь случайным содержанием своего «я». Вся его необходимость целей, задач в жизни и подчиненного им поведения не выходит за рамки его единичного «я», а потому является лишь случайным в среде социальных отношений. Его «я» есть не я среди общего, а я над общим.
Таким образом, сущность эгоизма конструируется конкретным узором объективно-всеобщих моментов, аккумулировавшихся в человеческой сущности по мере глобальной эволюции. Наиболее типичные взаимосвязи между этими всеобщими моментами образуют сам механизм, образующий феномен эгоизма, а его формы проявления определяются наполнением этого объективно-всеобщего фундамента особенным и единичным содержанием самой жизни. Глубокое понимание всех подобных механизмов, лежащих в основе категорий нравственности, позволяет выявить путь к совершенствованию общества.
Конфликт интересов Не указан. | Conflict of Interest None declared. |
Список литературы / References
- Барг О.А. Живое в едином мировом процессе / О.А. Барг. – Пермь: Пермский гос. ун–т. – 1993. – 227 с.
- Барг О.А. Философские проблемы химии: конкретно-всеобщий подход / О.А. Барг. – Пермь: Изд-во Пермского гос. ун–та. – 2006. – 165 с.
- Васильева Т.С. Химическая форма материи и закономерный мировой процесс / Т.С. Васильева. – Красноярск: Изд–во Краснояр. ун–та. – 1984. – 136 с.
- ВасильеваТ.С. Перспективы человечества: тупики и магистраль развития / Т.С. Васильева // Новые идеи в философии. – – № 7. – С. 185–192.
- Коромыслов В.В.Конкретно-всеобщий подход к анализу сущностных сил человека / В.В. Коромыслов. // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2016. – Вып.3(27). – С.5–14. doi: 10.17072/2078-7898/2016-3-5-14
- Муздыбаев К. Эгоизм личности / К. Муздыбаев // Психологический журнал. – 2000. – Т. 21, № 2. – С. 27 – 39.
- Обозов Н.Н., Саврасова Л.А. О разумном эгоизме 150 лет спустя / Н.Н.Обозов, Л.А.Саврасова // Научное мнение. – 2014. – № 7. – С. 80-86.
- Омельчанко Е.В. Представление об эгоизме в отечественной психологии / Е.В. Омельченко // Массовые коммуникации на современном этапе развития мировой цивилизации.Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Гуманитарно-социальный институт. – 2015. – С. 228-231.
- Орлов В.В. История человеческого интеллекта / В.В. Орлов. – Пермь: Изд-во Пермского гос. ун–та. – 1999. Ч. 3: Современный интеллект. – 184 с.
- Орлов В.В. Научная философия в начале XXI века / В.В. Орлов // Новые идеи в философии. – 2000. – № 9. – С.3-12.
Список литературы на английском языке / References in English
- Barg O.A. Zhivoe v edinom mirovom protsesse. [Living in a Single Global Process]. – Perm, Perm State University Publ., 1993. – 227 p. [in Russian].
- Barg O.A. Filosofskie problemy khimii: konkretno-vseobschiy podkhod. [Philosophical Problems of Chemistry: Concrete – Universal Approach]. – Perm, Perm State University Publ., 2006. – 165 p. [in Russian].
- Vasileva T.S. Khimicheskaya forma materii i zakonomernyy mirovoy protsess. [The Chemical Corm of Matter and Single Consistent Global Process]. –Krasnoyarsk, Krasnoyarsk State University Publ., 1984. – 136 p. [in Russian].
- Vasileva T.S. Perspektivy chelovechestva: tupiki i magistral razvitiya [Prospects for Humanity: Deadlocks and Highway Development]. Novye idei v filosofii. (New Ideas in Philosophy). – 1998. – № 7. – P. 185–192. [in Russian].
- Koromyslov V.V. Concrete-universal approach to the analysis of human essential forces // Perm University Herald. Series «Philosophy. Psychology. Sociology». – 2016. – № 3(27). – P. 5–14. doi: 10.17072/2078-7898/2016-3-5-14
- Muzdybaev, K. Jegoizm lichnosti [The selfishness of the personality] // Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal]. – 2000. – T. 21. № 2. – P. 27 – 39. [in Russian].
- Obozov N.N., Savrasova L.A. O razumnom jegoizme 150 let spustja [Reasonable self-interest 150 years later] // Nauchnoe mnenie [Scientific opinion]. – 2014. – № 7. – P. 80-86. [in Russian].
- Omel'chanko E.V. Predstavlenie ob jegoizme v otechestvennoj psihologii [The idea of selfishness in the national psychology] // Massovye kommunikacii na sovremennom jetape razvitija mirovoj civilizacii. Materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Gumanitarno-social'nyj institute [Mass communications at the present stage of development of world civilization. Materials of the all-Russian scientific conference with international participation. Humanitarian and social Institute]. – 2015. – pp. 228-231. [in Russian].
- Orlov V.V. Istoriya chelovecheskogo intellekta [The History of Human Intellect]. – Perm, Perm State University , 1999. Part. 3: Sovremennyy intellekt [Modern Intellect]. – 184 p. [in Russian].
- Orlov V.V. Nauchnaya filosofiya v nachale XXI veka [Scientific Philosophy at the Beginning of the XXI Century]. Novye idei v filosofii. (New Ideas in Philosophy). – – № 9. – P. 3–12. [in Russian].