В ПОИСКЕ СТРУКТУРООБРАЗУЮЩИХ ЭМОЦИЙ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2018.67.068
Выпуск: № 1 (67), 2018
Опубликована:
2017/12/29
PDF

Шмырева О. И.

Кандидат психологических наук, доцент

Воронежский государственный университет инженерных технологий

В ПОИСКЕ СТРУКТУРООБРАЗУЮЩИХ ЭМОЦИЙ

Аннотация

В статье представлена проблема структурообразующих эмоций, поиск которых издавна привлекает внимание ученых. Показана сущность эмоционального развития личности в подростковом возрасте как соотношение прогрессивных и регрессивных эмоциональных проявлений. Эмоции в подростковом возрасте образуют сложную динамичную структуру, включающую спектр амбивалентных, стенических и астенических эмоциональных состояний. Недостаток спокойствия предполагает движение, структурную перестройку, неспособность к самостоятельной организации и контролю эмоциональных явлений, неравновесное состояние эмоциональной сферы личности.

Ключевые слова: эмоции, эмоциональное развитие, подростковый возраст.

Shmyreva O.I.

PhD in Psychology, Associate professor

Voronezh State University of Engineering Technologies

IN SEARCH OF STRUCTURE-GENERATING EMOTIONS

Abstract

The paper presents the problem of structure-forming emotions, the search of which has been attracting the attention of scientists all over the world. The essence of emotional development of a person in adolescence as a ratio of progressive and regressive emotional manifestations is shown. Emotions in adolescence form a complex dynamic structure, including a spectrum of ambivalent, stenotic and asthenic emotional states. The lack of calm assumes movement, structural reorganization, inability to organize and control emotional phenomena independently, and the nonequilibrium state of the emotional sphere of the individual.

Keywords: emotions, emotional development, adolescence.

Эмоциональные явления отличаются богатством содержания, специфичность которого определяется психотипом личности, зависящим от ряда факторов: наследственности, условий жизни, влияния культуры и воспитания. В поле зрения отечественных психологов по-прежнему не попадает интересный с научной точки зрения аспект – нахождение базовой, универсальной или структурообразующей эмоции. В связи с этим научный интерес представляет проблема структурообразующих эмоций, поиск которых издавна привлекает внимание ученых. Интенсивное формирование эмоций происходит по мере роста сознания в подростковом возрасте – эмоциональная сенситивность растущих людей служит ресурсом для последующей жизни человека как личности.

По количеству ведущих эмоций теории можно подразделить на моно- и поли-ориентированные. Так, в структуре невротической личности главной эмоцией считается тревога, доминирующая в переживаниях. Имеются попытки вывести наиболее здоровую эмоцию, к которой традиционно причисляют радость. В культурологическом контексте интерес представляет страдание, как базовая эмоция, определяющая ментальность, например, русского человека, а также – гордость, связанная с национальным самосознанием и патриотизмом. Двухмерные модели эмоций демонстрируют врожденный и приобретенный уровни эмоциональных явлений. К первому относят эмоции, несущие мотив познания – любопытство, интерес, удивление, ко второму – более сложные, комплексные сплавы эмоций – любовь, ненависть, ревность.

Недостатком множества западных теорий (по [1]) является невнимание к спокойствию как показателю уравновешенности, сбалансированности эмоциональной сферы личности. Спокойствие возможно рассматривать в различных трактовках: как психический склад личности, обусловленный влиянием черт темперамента и характера, состояние отсутствия актуальных потребностей, баланс потребностей и возможностей, реализацию целей, показатель эмоционального интеллекта.

Идея множественности базовых эмоций нашла отражение в представлении о континуальности эмоциональных явлений, которое означает, что нет критического момента исчезновения или поглощения одной эмоции другими. Спокойствие может означать центральную часть спектра, точку пересечения разнонаправленных эмоций.

Базовые эмоции в подростковом возрасте полимодальны, среди них доминируют «чувство взрослости», эмпатия, тревожность, «подростковый комплекс» эмоциональности, включающий эгоистичность, депрессивность, критичность к себе и другим, социальные эмоции – дружба и любовь, переживания одиночества [3], [5], [6]. Полимодальность также проявляется в эмоциональных нарушениях, к числу которых относят эмоциональный стресс, аффект неадекватности, страх, агрессию, ипохондрический синдром. В целом для подростков обоих полов характерны легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний, импульсивность в поведении, маскировка безразличием тревоги, волнения, огорчения, однако имеются половые различия: девочкам в большей мере свойственны эмоциональные нарушения в форме обидчивости, плаксивости, беспрерывным сменам настроения, эмоциональность мальчиков становится более выразительной, в поведении проявляется суетливость [3].

Центральным образованием в эмоциональной сфере подростка является «чувство взрослости», проявляемое как субъективное переживание готовности быть полноправным членом сообщества взрослых, выражающееся в стремлении к самостоятельности, желании доказать «взрослость», добиться уважения и учета мнения подростка со стороны старших по возрасту [5].

«Аффект неадекватности», описанный сотрудниками лаборатории Л.И. Божович, представляет собой бурную неуправляемую реакцию, не соответствующую по выраженности проявлений поводу ее возникновения. Данный феномен характеризуется несоответствием завышенной самооценки и уровня притязаний реальным возможностям личности, стремлением сохранить самоуважение и особый статус в коллективе [3].

Депрессивным состояниям способствует противоречивость в настроениях, побуждениях и желаниях подростка, истощающая психические ресурсы. Возможен вариант переживания депрессии без открытой демонстрации и явной реакции на утрату.  Однако подростки стремятся вести при этом активный образ жизни, характеризуемый поспешностью в завязывании новых эмоционально окрашенных отношений. По мнению психоаналитиков, депрессия есть нормативная реакция на сепарацию [2]; [4], которая сменяется улучшением эмоционального состояния при смене фазы развития с подростковой на юношескую.

Эмпатические переживания по своей направленности выражаются в гуманистической и эгоцентрической форме эмпатии. Ее дефицит нередко является следствием эмоциональной глухоты родителей, проявляемой в равнодушии к переживаниям и настроению детей, их мыслям и чувствам, и впоследствии ведет к равнодушному отношению подростка к эмоциям других людей [3].

 «Подростковый комплекс» эмоциональности есть новообразование выраженных возрастных психологических характеристик, включающее беспричинные колебания настроения – от безудержного веселья к унынию и обратно, а также чередование других противоположных качеств.

Социальные эмоции как переживание человеком своего отношения к окружающим людям представляют важное достижение возраста [3]. Их формирование происходит на фоне роста самосознания, положительной мотивации и предполагает не только овладение определенным объемом знаний (нормами поведения, оценочными категориями, культурными символами), но и выработку отношений, которые могут быть названы эмоциональными эталонами, имеющими при принципиальной однородности специфические отличия, накладываемые конкретным обществом и культурой.

Дружба и любовь обусловлены возникшей потребностью в глубоких межличностных отношениях. Подростки довольно часто допускают ошибки в выборе объекта. Ведущими факторами аттракции выступают физические и социально-демографические характеристики партнера. С физической привлекательностью тесно связаны иллюзии подростков относительно ценности объекта симпатии. Сходство социально-демографических характеристик подростков – социального и экономического статуса, близости территории проживания, этнической и религиозной принадлежности – влияет на укрепление социальных установок и стереотипов, укрепляет симпатию, подтверждая цельность внутреннего образа мира партнеров.

Любовь основывается на модели привязанности и новых функциональных возможностях (символизирующих процесса взросления, упрочении половых различий с целью их соединения по принципу комплементарности, подготовке к переживанию более сложных чувств между мужчиной и женщиной). Формы выражения любви разнообразны, любовь обнаруживается в близости ненависти и ревности, в платонических переживаниях, перерастающих в эротическое и сексуальное влечения [6]. Как симптом или символ она обозначает переход подростка к взрослости и подражание зрелым формам поведения.

Чувство ненависти выполняет защитную функцию, предохраняя от негативного опыта – специфический механизм чувствования, при котором ненависть является проявлением любви [6]. Первая любовь подростка часто переходит в ненависть или, напротив, вырастает из нее.

Ревность часто сопровождает влюбленность в подростковом возрасте: оба эти чувства способны переходить одно в другое, так как ревность связана с угрозой потери любви и привязанности другого человека, и страхом потери себя в результате разрыва симбиотических отношений, что ассоциируется с собственной смертью. Чувства любви и ревности практически слиты. Задачей в данном контексте является развитие идентичности и позитивного самоощущения человека [6].

Чувство одиночества часто порождается неуверенностью в собственных силах, также оно может сопутствовать сепарации при переходе на более высокий уровень личностного развития.

Страхи имеют возрастную специфику, среди них преобладают страх смерти родителей и связанные с ними страхи общественных бедствий, например, войны. Другая группа распространенных подростковых страхов – страх собственной смерти, пожара, агрессии. Имеются гендерные различия среди подростков в реакциях страха и тревоги: так, у мальчиков чаще отмечается страх болезни, у девочек – боязнь стихий, замкнутого пространства и высоты, в целом у подростков-девочек уровень страхов выше по сравнению с мальчиками [3].

Симптоматика ипохондрического синдрома состоит в неоправданных и преувеличенных жалобах на неудовлетворительное физическое состояние.

Структура и проявление определенных форм агрессии в подростковом возрасте обусловлены возрастными и половыми свойствами. Мальчики-подростки отличаются выраженностью всех форм агрессивного поведения, по сравнению с девочками.

В настоящее время преимущественно изучаются эмоциональные состояния детей и подростков, в частности, эмоциональные состояния детей с особыми образовательными потребностями [7]. Сложно выделить единую базовую эмоцию в подростковом возрасте, однако наиболее характерным состоянием, на наш взгляд, является беспокойство или эмоциональный стресс.

Авторская точка зрения на структурообразующие эмоции в подростковом возрасте характеризуется объединением мономодальных и полимодальных теорий эмоций, поскольку мы выделяем одно фоновое эмоциональное состояние – беспокойство, характеризующее высокую степень возбуждения и динамичность процессов в эмоциональной сфере, а также – совокупность многообразных эмоций. Структурообразующие эмоции, по сути, являются центральными в эмоциональной сфере личности, объединяющими разнонаправленные тенденции. В сравнении с фундаментальными базовыми эмоциями, первичными по происхождению, и производными вторичными, структурообразующие являются связующим звеном между отдельными эмоциональными явлениями.

В целом структурообразующие эмоции в подростковом возрасте представлены в полимодальности, сложном соотношении прогрессивных и регрессивных тенденций. Данный контекст нашел отражение в характере образований эмоциональной сферы и кризисных переживаний [8], [9], [10], [11].

К эмоциональным проявлениям мы относим: 1) образования эмоциональной сферы – «чувство взрослости» (переживание ответственности, новой роли, эмпатии, социальных эмоций, положительной мотивации, предметных и обобщенных чувств, эмоционального стресса) и «подростковый комплекс» эмоциональности (импульсивность, сенситивность, одиночество, личные переживания – феномены дружбы и любви); 2) кризисные переживания (тревожность, страх, агрессию, депрессию, одиночество, аффект неадекватности, ипохондрический синдром). Образования эмоциональной сферы носят прогрессивный характер эмоционального развития, кризисные переживания – регрессивный характер.

Таким образом, эмоции в подростковом возрасте образуют сложную динамичную структуру, включающую спектр амбивалентных, стенических и астенических, прогрессивных и регрессивных эмоциональных состояний. Отсутствие стойкого состояния спокойствия предполагает движение, структурную перестройку, неспособность к самостоятельной организации и контролю эмоциональных явлений, неравновесное состояние эмоциональной сферы личности.

Список литературы / References

  1. Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. М.: Смысл: Изд. Центр «Академия», 2006. 544 с.
  2. Дольто Ф. На стороне подростка / Ф. Дольто. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. 368 с.
  3. Психология подростка: учебник / Под ред. А.А. Реана. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. 480 с.
  4. Тайсон Р. Психоаналитические теории развития: Пер. с англ. / Р. Тайсон, Ф. Тайсон. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 528 с.
  5. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды / Д.И. Фельдштейн. В 2-х т. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. Т. 1.
  6. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка / Н.Е. Харламенкова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. 394 с.
  7. Шельшакова Н.Н. Эмоциональные состояния детей с особыми образовательными потребностями / Н.Н. Шельшакова // Инновационные подходы в науке и образовании: Теория, методология, практика / Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. Пенза: Изд-во «Наука и просвещение», 2017. С. 89 – 111.
  8. Шмырева О.И. Сущность эмоционального развития личности в подростковом возрасте / О.И. Шмырева // Мир психологии. 2013. № 3 (75). С. 254 – 266.
  9. Shmyreva O.I. Emotion development and creative process / O.I. Shmyreva // International Review of Education and Science, «Ottawa University Press», 2015, № 1 (8). Volume II. Pp. 318 – 325.
  10. Shmyreva O.I. Emotional development: the essence of the phenomenon in adolescence / O.I. Shmyreva, N.A. Koval // European Journal of Scientific Research, 2015, № 1(11), January-June. Volume III. «Paris University Press». Pp. 452 – 459.
  11. Shmyreva O.I. Sviluppo emotivo come il contenuto / O.I. Shmyreva, N.A. Koval // Italian Science Review. Issue 3/4 (46/47), MARCH, APRIL, Milano, 2017. Pp. 4-6. http://www.ias-journal.org/archive/2017/march-april/Shmyreva.pdf

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Breslav G.M. Psihologija jemocij [Psychology of emotions] / G.M. Breslav. M.: Smysl: Izd. Centr «Akademija», 2006. 544 p. [in Russian]
  2. Dolto F. Na storone podrostka [On the side of a teenager] / F. Dolto. Ekaterinburg: U-Faktorija, 2006. 368 p. [in Russian]
  3. Psihologija podrostka: uchebnik [Psychology of a teenager: a textbook] / Edited by A.A. Reana. SPb.: PRAJM-EVROZNAK, 2007. 480 p. [in Russian]
  4. Tyson R. Psihoanaliticheskie teorii razvitija: Per. s angl. [Psychoanalytic Theories of Development] / R. Tyson, F. Tyson. Ekaterinburg: Delovaja kniga, 1998. 528 pp. [in Russian]
  5. Feldstein D.I. Psihologija razvitija cheloveka kak lichnosti: Izbrannye trudy [Psychology of Human Development as a Person: Selected Works] / D.I. Feldstein. In 2 volumes. M.: Izd-vo MPSI; Voronezh: Izd-vo NPO «MODJeK», 2005. V. 1. 568 p. [in Russian]
  6. Kharlamenkova N.E. Samoutverzhdenie podrostka [Self-assertion of a teenager] / N.E. Kharlamenkova. M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2007. 394 p. [in Russian]
  7. Shelshakova N.N. Jemocional'nye sostojanija detej s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostjami [Emotional conditions of children with special educational needs] / N.N. Shel'shakova // Innovacionnye podhody v nauke i obrazovanii: Teorija, metodologija, praktika / Edited by G.Ju. Guljaeva. Penza: Izd-vo «Nauka i prosveshhenie», 2017. Pp. 89 – 111. [in Russian]
  8. Shmyreva O.I. Sushhnost' jemocional'nogo razvitija lichnosti v podrostkovom vozraste [The essence of the emotional development of the personality in adolescence] / O.I. Shmyreva // Mir psihologii [World of Psychology]. 2013. № 3 (75). Pp. 254 – 266. [in Russian]
  9. Shmyreva O.I. Emotion development and creative process / O.I. Shmyreva // International Review of Education and Science, «Ottawa University Press», 2015, № 1 (8). Volume II. Pp. 318 – 325.
  10. Shmyreva O.I. Emotional development: the essence of the phenomenon in adolescence / O.I. Shmyreva, N.A. Koval // European Journal of Scientific Research, 2015, № 1(11), January-June. Volume III. «Paris University Press». – Pp. 452 – 459. [In France]
  11. Shmyreva O.I. Sviluppo emotivo come il contenuto / O.I. Shmyreva, N.A. Koval // Italian Science Review. Issue 3/4 (46/47), MARCH, APRIL, Milano, 2017. Pp. 4-6. http://www.ias-journal.org/archive/2017/march-april/Shmyreva.pdf [In Italian]