TRANSFORMATION OF A YAKUT OUTBUILDING “СЭРГЭ” (SERGE)

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.55.033
Выпуск: № 1 (55), 2017
Опубликована:
2017/01/25
PDF

Слепцова А.А.

ORCID: 0000-0002-8774-2570, магистрант,

Северо-Восточный федеральный университет М.К. Аммосова в г. Якутске

ТРАНСФОРМАЦИЯ НАДВОРНЫХ СЭРГЭ

Аннотация

Статья посвящена проблемам трансформации традиционной материальной культуры якутов, в частности - сэргэ. Рассмотрены традиционные и современные якутские надворные сэргэ, их классификация, а также художественная отделка. Приведены две теории значения сэргэ и причины их сакрализации, виды сэргэ, вышедшие из повседневной жизни якутов, а также представлены новые виды устанавливаемых сэргэ. Проведен анализ факторов, повлиявших на трансформацию якутских надворных сэргэ, занимающие важное место в жизни народа.

Ключевые слова: сэргэ, виды сэргэ, традиционная культура, якуты, культовый памятник, надворные постройки, трансформация культуры, быт якутов, мировое древо, этнографические реалии.

Sleptsova A.A.

ORCID: 0000-0002-8774-2570, undergraduate,

North-Eastern Federal University in Yakutsk

TRANSFORMATION OF A YAKUT OUTBUILDING “СЭРГЭ” (SERGE)

Abstract

The article is devoted to the problems of transformation of the traditional material culture of the Yakuts, in particular – “сэргэ” (serge.) The paper considers traditional and modern Yakut outbuildings called “сэргэ” (serge), their classification, as well as their artistic decoration. It presents two theories explaining the origin of “сэргэ” (serge), reasons for their sacralization, types of “сэргэ” (serge) used by the Yakuts in their everyday life and new types of the installed “сэргэ” (serge.) The article offers the analysis of the factors that influenced the transformation of the Yakut outbuildings called “сэргэ” (serge), which occupy an important place in the life of the Yakut people.

Keywords: serge, types of serge, traditional culture, yakuts, cult monument, outbuildings, transformation of culture, mode of life of the yakuts, world tree, ethnographic realities.

 

С конца XX в. одной из главных проблем России является сохранение традиционной культуры народов, т.к. на протяжении нескольких веков на культуру народов оказали большое влияние процессы интеграции и глобализации. Но, к сожалению, сохранение традиционной культуры практически невозможно, а возможно лишь неполное ее воспроизведение, т.е. оно может быть максимально приближено к аутентичной культуре.

Сэргэ – деревянный столб, в прямом назначении использовался для привязывания лошадей и крупно-рогатого скота, а также использовался для совершения тех или иных обрядов. Сакрализацию этого материального памятника можно объяснить тем, что якуты с почитанием относились к лошадям [3, С. 94]. По представлениям якутов, лошади небесного происхождения, а также в героических эпосах и сказаниях они выступали как помощники героя и защитники. Всем этим можно объяснить почитание сэргэ, а также отношение к нему, как к живому существу, способному думать, сожалеть и оберегать.

Одним из видных исследователей якутской материальной культуры, в частности – сэргэ, является В.Ф. Яковлев, посвятивший больше 40 лет их изучению. При исследовании деревянных столбов сэргэ, труды В.Ф. Яковлева послужили основным источником, в которых он предоставляет нам более широкое представление об этих памятниках, предоставив несколько теорий происхождения сэргэ, а также выделив собственную классификацию якутских сэргэ.

Изучение надворных сэргэ необходимо для сохранения материальной культуры народа. Ведь сэргэ – одно из самых распространенных культовых памятников на территории Трансбайкалья. Обычай установки сэргэ, как важный элемент обряда, известен многим тюркоязычным народам: якутам, монголам, бурятам и др., но у каждого народа существуют собственные представления о внешнем виде сэргэ и их количестве. Общим является то, что сэргэ предстают у всех этих народов как прообраз мирового древа, как связующее звено с духами предков, и как прообраз человека, олицетворявшие самих усопших у могил или их родственников [7, С. 5]. Помимо этого одинаково и их отношение к сэргэ, т.е. у всех этих народов есть табу, касающиеся их, такие как: нельзя вырывать, портить и плохо относиться к ним, т.к. это может привести к неблагоприятным последствиям. Из этого следует, что сэргэ является неотъемлемой частью традиционной культуры и быта якутов и родственных им народов. Это связано с тем, что материальная и духовная культура якутов тесно связана между собой. Они имеют глубокое сакральное значение, т.е. ставят их только по особым случаям, но для этого нужно соблюсти очень много специфических правил. Например, сначала надо попросить благословения у огня, задобрить землю, на которой будет поставлена сэргэ, исполнить сложное песнопение. Считается, что если не соблюсти все правила, то земля может проклясть людей, причастных к установке «неправильной» сэргэ.

Лишь в течении нескольких десятилетий, с 70-х гг. XX в., проходило изучение якутских сэргэ. Ф.М. Зыков [1, С. 72-76; 2, с. 122-124] и В.Ф. Яковлев [7, 63 с.; 8, 77 с.] рассмотрели происхождение сэргэ, вывели их классификацию, а также рассмотрели их сакральное значение. Небольшое количество работ и исследователей показывает нам не заинтересованность к таким древним материальным памятникам якутов, как сэргэ. При том, что они имели большое значение в жизни якутов.

Что касается классификации традиционных сэргэ, то их существует несколько. Более подробно в работе рассмотрена классификация В.Ф. Яковлева, где он выделяет три типа сэргэ: надворные, культовые и ритуальные [7, С. 15].

К надворным сэргэ относятся, поставленные на дворах возле жилищ якутов, или других хозяйственных постройках, а также сэргэ, тесно связанные с семьей живущей на этом дворе.

К культовым сэргэ можно отнести, связанные с верованиями якутов, т.е. сэргэ, связанные с обрядами, обычаями и традициями. Такие сэргэ еще называют шаманскими.

А ритуальные сэргэ в основном устанавливали на традиционном празднике – Ыhыахе, или при бескровных жертвоприношениях божествам.

Традиционная культура сама по себе устойчивая и не динамичная структура, характерная особенность которой заключается в том, что изменения проходят в ней медленно, и поэтому практически не фиксируются коллективным сознанием народа. Трансформация сэргэ и их адаптация к современным условиям в культурологии называют «вторая жизнь», т.е. наполняется новым содержанием и обретает иные функции [4, С. 21].

До революции  сэргэ были широко распространены в жизни якутов, но со временем, в особенности, надворные сэргэ, стали исчезать из их жизни. Примером служат многие надворные сэргэ, которые перестали устанавливать. К таким можно отнести: почетные сэргэ – обычно, это три сэргэ, которые устанавливали с восточной стороны дома. Южный – первый столб, называли тойон сэргэ и предназначался для почетных гостей, средний орто сэргэ - для гостей среднего достатка и для самого хозяина, маленький кэтэх сэргэ - для нижнего ранга гостей и для остальных членов семьи [2, С. 123].

Также существовали сэргэ различающиеся по назначению и внешнему облику. Например, существовали такие сэргэ, как Дь8h8г8й сэргэтэ они предназначались для жеребцов, биэ сэргэтэ для кобылиц, о5ус сэргэтэ для волов. Помимо выше указанных, существовала такая разновидность, как бэриинэ сэргэ. От предыдущих отличались более сложным устройством: два, иногда три, столба соединялись пропущенными через отверстия в них двумя перекладинами. К верхней - обычно привязывали лошадей, к нижней – быков. Стояли такие сэргэ, в основном перед домом [2, С. 123-124].

В прошлом существовала сэргэ посыльного сорук боллур сэргэтэ, предназначалась для коней тех, кто заезжал ненадолго – такие сэргэ ставили за изгородью перед воротами.

К наиболее старинным сэргэ относятся кыргыс сэргэтэ, на которые можно было легко и быстро набросить или снять повод коня, что свидетельствует об их приспособленности к боевой обстановке [7, С. 15].

Также, раньше бытовало кийиит сэргэтэ - предназначалась для коня невесты. Иногда ставили такой сэргэ невесты, как о5о туhэр сэргэтин - он был меньше и непривлекательным, чтобы сэргэ не заметили и не вредили будущему потомству духи. Можно было встретить еще сэргэ, поставленные во время обряда испрашивания ребенка.

Все эти, вышеуказанные сэргэ, вышли из повседневной жизни якутов в силу того, что якуты, хоть и не до конца, но перестали верить в их большую значимость и силу, которую им придавали раньше. Другими словами, сэргэ не просто ушли из быта, где играли важную роль, но и претерпели изменения приняв «вторую жизнь».

На современном этапе сохранилась лишь некоторая часть разновидностей сэргэ [Полевой материал автора]. Например, якуты до сих пор ставят т8рут сэргэтэ, т.е. сэргэ возведенное во время новоселья. Значения данных сэргэ можно объяснить тем, что до сих пор сохраняются верования якутов в их силу, т.е. в то, что эти сэргэ устанавливают, как и в прошлом, для защиты дома и семьи, проживающей в нем.

Чаще всего во дворах встречались свадебные сэргэ. Установка таких сэргэ началась в XX в., а в XVIII – XIX вв. устанавливалось, в основном, только сэргэ невесты, т.к. сэргэ жениха уже имелось во дворе. К свадебным сэргэ относятся очень трепетно, т.к. плохое отношение к ним могло сказаться на самой семье. При не правильной установке или плохого обращения к сэргэ семью могли настичь беды, это говорит о том, что свадебные сэргэ олицетворяли самих брачующихся.

Примечательно то, что в 70-х гг. XX века в Центральных районах Якутии активизировалась популяризация установки свадебных сэргэ и проведения больших свадеб [Полевой материал автора]. Во многих селах, изготовлением сэргэ некому было заняться, поэтому жителям приходилось обходиться самим без посторонней помощи. Что, безусловно, повлияло на трансформацию надворных сэргэ, т.к. многие жители изготавливали сэргэ своими силами на свое усмотрение, не разбираясь в их стилистике и художественных особенностях. В результате чего теряется традиционность сэргэ, но нельзя упускать тот момент, что народ выражает свое восприятие мира в культуре, преобразуя ее под современные реалии, в угоду своим потребностям.

Юбилейные сэргэ появились в повседневной жизни якутов значительно недавно, в XX в. Такие сэргэ устанавливали в честь юбиляра, с изображениями круглых дат и их портретов. Такая тенденция получила свое распространение после установки подобных сэргэ административными органами управлениями и средствами массовыми информациями (теле-радио вещания и периодическими изданиями).

В понимании современных якутов, сэргэ до сих пор является олицетворением важного сакрального столба [Полевой материал автора]. Это можно объяснить тем, что верования якутов, не смотря на христианизацию населения, сохраняются до сих пор. Другими словами якуты хоть и перестали устанавливать сэргэ, но до сих пор следуют табу, установленным несколько веков назад. Таким как, нельзя вырывать сэргэ, плохо относиться к ним и др. А также, следует учитывать то, что глобализация ухудшает положение традиционной культуры якутов в целом. Иначе говоря, переезжая со своих дворов в городские квартиры, якуты не могут устанавливать сэргэ в них.

Еще одним фактором, оказывающим большое влияние на традиционную культуру, является так называемый транскультурализм, когда один и тот же индивид или группа являются одновременно носителями нескольких культур, совместив в себе несколько эпох или регионы. Например, современный якут, исповедующий православие, а после посещающий национальный праздник Ыhыах и т.д.

Обобщая, можно сказать, что  XIX в. стал переломным моментом для всех видов якутских деревянных изделий, не только для сэргэ. В XX в. в нашей стране возросло значение якутского творчества, переживающих свое «возрождение». Это объясняется появлением интереса к традиционным деревянным изделиям, таким как чороны и сэргэ. Конечно, преемственность традиций в творчестве современных якутских мастеров проходит не прямолинейно, а более опосредованно, т.е. с учетом жанровой специфики их деятельности и индивидуального почерка каждого мастера. Но, несмотря на то, что надворные сэргэ уже не так распространены, как ранее, многие народные мастера, все же стараются сохранить традиционность в декоративной отделке сэргэ.

Анализ материала якутского народного искусства ХIХ в. обнаруживает стилистическое богатство и разнообразие орнаментики, свидетельствует о выработке своего собственного стиля, в основе которого лежит взаимодействие геометрического и восточного стилей.

С развитием «массовой культуры» и развитием современных средств коммуникации, начинается неконтролируемый процесс заимствования культур. С одной стороны, повышается этнокультурная коммуникация, но с другой, это грозит потерей своей самобытности. На современном этапе глобализация коснулась многих этносов, ускоряя их интеграцию. Эти процессы могут привести к тому, что многие виды искусства могут приобрести интернациональный характер, что, безусловно, может изменить положение традиционной культуры у перенимающей стороны [6, С. 436-437].

Начиная с 90-х гг. ХХ в. и по настоящее время идет активный процесс возрождения традиционной культуры якутов, но интерес к надворным сэргэ пока не обретает оборотов, в отличие от культовых. Это объясняется культурной политикой России, суть которой заключается в распространении культуры того или иного народа, проживающего на территории страны. К примеру, можно привести установку культовых сэргэ не только на территории России, но и в зарубежных странах, таких как США и Франция.

Значение сэргэ на современном этапе в жизни якутов уменьшилось, т.е. современные якуты к ним уже не относятся, как к особо важным предметам двора. Но все же, важность сэргэ в жизни якутов не так мала, т.к. следует учесть то, что обряд установки и отношение к сэргэ не изменились. Якуты все так же, просят разрешения у земли, а также следуют обряду  их установления.

Таким образом, сэргэ является неотъемлемой частью якутской культуры и быта, обладающий не только хозяйственными, но и ритуальными функциями. Сэргэ и сегодня несет сакральную функцию, при этом утеряв утилитарную. Трансформация сэргэ, в большей степени, сказалась на внешнем виде, которая отразилась в изменении стилизации орнаментов и мотивов, а также в инновации новых узоров, рисунков и других видов украшений.

Список литературы / References

  1. Зыков Ф. М. Поселения, жилища и хозяйственные постройки якутов XIX – нач. XX в. / Ф. М. Зыков и др. // Историко-этнографическое исследование. - 1986. – С. 72-76.
  2. Зыков Ф. М. Происхождение сэргэ / Ф. М. Зыков // Полярная звезда - 1974. - №5. - С. 122-124.
  3. Кубарев В. Д. Древние изваяния Алтая. (Оленные камни). / В. Д. Кубарев. – Новосибирск : Наука, 1979. – 120 с.
  4. Михайлова Н. Г. Вторая жизнь традиционной народной культуры в России эпохи перемен. / Н. Г. Михайлова — Москва: ООО «НБ-Медиа», 2011. — 180 с.
  5. Полевой материал автора. Материалы экспедиции «Антропология социокультурных трансформаций современного якутского села», 2015.
  6. Эфендиев Г. Ф. Общая социология. / Г. Ф. Эфендиев – Москва: ИНФРА-М, 2000. – 654 с.
  7. Яковлев В. Ф. Сэргэ (Коновязь). В 2 ч. Ч.1. / В. Ф. Яковлев. – Якутск: Ситим ЧИФ, 1992. - 63с.
  8. Яковлев В. Ф. Сэргэ (Коновязь). В 2 ч. Ч.2. / В. Ф. Яковлев. - Якутск: Ситим ЧИФ, 1993. - 77с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Zikov F. M. Poseleniya, zhilischa i hozyaystvennyie postroyki yakutov XIX – nach. XX v. [Settlements, dwellings and outbuildings of the Yakuts of the XIX – early XX century] / F. M. Zikov // Istoriko-etnograficheskoe issledovanie [Historical-ethnographic research]. - 1986. – P. 72-76 [in Russian]
  2. Zikov F. M. Proishozhdenie serge [The origin of Serge] / F. M. Zikov // Polyarnaya zvezda [North star]. – 1974. - № 5. - P. 122-124. [in Russian]
  3. Kubarev V. D. Drevnie izvayaniya Altaya. (Olennie kamni) [Ancient statues of the Altai (Deer stones)] / V. D. Kubarev. – Novosibirsk: Nauka, 1979. – 120 p. [in Russian]
  4. Mikhaylova N. G. Vtoraya zhizn traditsionnoy narodnoy kulturi v Rossii epohi peremen [Second life to traditional folk culture in Russia in the era of change] / N. G. Mikhaylova. — Moscow: OOO «NB-Media», 2011. — 180 p. [in Russian]
  5. Polevoy material avtora. Materiali ekspeditsii «Antropologiya sotsiokulturnyih transformatsiy sovremennogo yakutskogo sela» [Field material of the author. The materials of the expedition "Anthropology of social-cultural transformations of modern Yakut village"], 2015 [in Russian]
  6. Efendiev G. F. Obschaya sotsiologiya [General sociology] / G. F. Efendiev. – Moscow: INFRA-M, 2000. – 654 p. [in Russian]
  7. Yakovlev V. F. Serge (Konovyaz) V 2 ch. Ch. 1. [Serge (Hitching post). In 2 h the P. 1.] / V. F. Yakovlev. - Yakutsk: Sitim ChIF, 1992. – 63 p. [in Russian]
  8. Yakovlev V. F. Serge (Konovyaz) V 2 ch. Ch.2. [Serge (Hitching post). In 2 h the P. 2. ] / V. F. Yakovlev. - Yakutsk: Sitim ChIF, 1993. – 77 p. [in Russian]