СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ НЕНАСИЛИЯ: К ИСТОРИИ ВОПРОСА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.55.045
Выпуск: № 1 (55), 2017
Опубликована:
2017/01/25
PDF

Пряхин Н.Г.

Кандидат философских наук,

Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ НЕНАСИЛИЯ: К ИСТОРИИ ВОПРОСА

Аннотация

В статье рассмотрена актуализация проблемы ненасилия в современном мире, этимология термина «ненасилие» и его современное значение, проблема истоков толкования данного термина в  древней индийской и древней китайской традициях, преемственность понимания ненасилия в европейской, христианской духовной культуре; излагается процесс интерпретации ненасилия в Средневековье, Возрождении, Просвещении и Новом времени. Далее, рассматривается особенность понимания ненасилия в социально-философских и социально-политических взглядах Л.Н. Толстого, М.Ганди и М.Л. Кинга.

Ключевые слова: ахимса, ненасилие, у-вэй, не-деяние, непротивление злу.

 

Pryakhin NG

PhD in Philosophy,

St. Petersburg University of Economics and Management Technologies

SOCIAL PHILOSOPHY OF NON-VIOLENCE: THE HISTORY OF THE ISSUE

Abstract

The article deals with the actualization of the problem of non-violence in the world today, the etymology of the term "non-violence" and its current value, the problem of the sources of the interpretation of the term in ancient Indian and ancient Chinese tradition, the continuity of the understanding of non-violence in the European, Christian spiritual culture; It describes the process of interpretation of non-violence in the Middle Ages, the Renaissance, the Enlightenment and the New Era. Next, a feature seen in the understanding of non-violence and social-philosophical and socio-political views LN Tolstoy, Mahatma Gandhi and ML King.

Keywords: ahimsa, non-violence, wu-wei, non-action, non-resistance to evil.

 

В современном мире, принцип «ненасилие» не рассматривается в лекционных курсах по истории социальной философии и, как правило, не имеет достаточно полного и точного изложения в соответствующих монографиях и статей, возможно, поэтому социальная философия ненасилия не всегда находит своих сторонников. Однако события последних десятилетий в современной идеологии, обществе, экономике и политике, со всей очевидностью показали опасность невнимания к понятию «ненасилие». Современный мир оказался рассогласованным на уровне нравственных – правовых и этических [1], коммуникационных [2] и понятийных - субстанциальных оснований и потерял форму единого целого. Поэтому возникновение и реализация противоречивых идеологических программ и программ практических действий (глобальные противоречия, терроризм, этноконфликты, контркультура и др.) потребовали переоценки ранее сложившихся социально-исторических и социально-антропологических ценностей, в том ценностей и идеалов ненасилия. Что же такое ненасилие как понятие?

 «Ненасилие» – этический, культурологический и социально-философский «принцип, согласно которому границы морали совпадают с отрицанием насилия» [3]. Термин «ненасилие» аналогичен в немецком языке понятию «Gewaltlosigkeit», в английском и французском «nonviolence» - является не точным переводом с санскрита термина «ahiṃsā», обозначающий – неубиение – «непричинение вреда всему живому в физическом, ментальном, эмоциональном и моральном планах» [4]. Возникновение ненасилия, как ценности, возможно, связана с формированием антропологического мировоззрения в эпоху Осевого времени (нем. Achsenzeit), которую обозначил К. Ясперс [5].  Идея ненасилия - нормативная конкретизация понятия «золотое правило нравственности» [6]. Принцип ненасилия, в данную эпоху, находит свое актуальное присутствие во многих религиях и проявлениях духовной культуры (Например, именно понятию «ахи́мса» (санскр, ahiṃsā) или схожему с ним, по основным свойствам, понятию «у-вэй» (кит. трад. 無為, упр. 无为, пиньинь: wúwèi), обозначающему «не-деяние» или «созерцательная пассивность», отводится главное значение в религиозно-философских и нравственно-этических учениях даосизма, джайнизма, буддизма, йоги [7, 23]). В европейскую культуру, идея ненасилия, была привнесена, в первую очередь, христианской этикой, выраженной в Нагорной проповеди Иисуса Христа (Мф. 5: 9 («Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими»), 10 («Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное»), 21-22 («Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной»), 38–39 («Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»), 43–44 («Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас»). В дальнее время, в период Средневековья, Возрождения, Просвещения и Нового времени христианская ценность «ненасилие» и «непротивления злу» не были интерпретированы как обязательные этические ценности человека: даже христианские теологи и гуманисты оправдывали насилие, в разных формах, как возможное орудие справедливости: например «справедливые войны» у Августина [8], «смертную казнь» у И. Канта: «Итак, сколько есть преступников, совершивших убийство, или приказавших его совершить, или содействовавших ему, столько же должно умереть; этого требует справедливость как идея судебной власти согласно всеобщим, a priori обоснованным законам» [9, 716] и др. Важнейшая трансформация взглядов на понятие ненасилие изменение во взгляде на ненасилие связана в первую очередь, с философами, общественными деятелями Л.Н.Толстым, М.Ганди, М.Л.Кингом. Они понимали идею ненасилия как первопринцип нравственности, который либо абсолютно не допускает насилия в практическом использовании, либо его допускает в крайне ограниченных случаях.

Толстой полагал, что главным основанием большинства религиозных и гуманистических философских учений является правило любви, в самом широком смысле слова. Данное правило, в практическом смысле реализуется в принципе «непротивление злу» Правило любви и непротивление злу, по его словам, наиболее глубоко и содержательно выражено в Евангелие. По словам А.А. Гуссейнова [10], в размышлениях Толстого, на эту тему можно констатировать следующие положения. Во-первых: существование абсолютного начала Вселенной и Жизни, которое принято называть Богом, о котором можно утверждать только то, что Он существует в реальности. Во-вторых: Бог определяет правильный порядок ценностного отношения человека к себе и окружающему миру: необходимо делать только так, как хочет не человек, а Бог («Не как я хочу, но как Ты» – Мф. 26:39) и закон отношения индивида к Богу это закон любви. В третьих: любовь к Богу выражена в отрицании эгоистичной деятельности человека («Не так, как я хочу»): составляет содержание непротивление злу и насилию. Таким образом, понятие «насилие» это значит - «делать то, чего не хочет тот, над которым совершается насилие» (Толстой). Другими словами, насилие, может быть выражено формулой «не как Ты хочешь, а как я хочу», является противоположной закону любви.

М.Ганди, будучи идейным последователем Л.Н.Толстого, полагал все мировые религии соответствующими гуманистическим, нравственным ориентирам и закону любви. Ганди, будучи политиком пытался интерпретировать феномен «ненасилие» в социальной практике. Для этого он сформулировал новое понятие «сатьяграха» (санскр. atyāgraha, «стремление к истине», «упорство в истине»). Данное слово, как он полагал, транслирует активную, действенную грань идеи ненасилия (Ганди сформулировал тактику ненасильственной борьбы): позитивную силу, выраженную в истине высшего порядка, как метод достижения нравственной и социально-политической победы, показавший свою эффективность в «Индийском национально-освободительном движении» (англ. Indian independence movement). Кроме того, М. Ганди понимал ценность «ненасилие» как основу обыденной общественной жизни. Теоретический и практический опыт ненасильственной борьбы в Индии использовал американский священник М.Л. Кинг в «Движении за гражданские права чернокожих в США» (англ. Civil Rights Movement), развернувшейся в 50–60-е гг. XX в. Основные принципы этой борьбы Кинг обозначил в труде «Паломничество к насилию» [11]: во-первых – практика ненасилия - это борьба и путь только для сильных людей; во-вторых – использование принципа «ненасилие» неизбежно обращено к совести и разуму оппонента; в-третьих – идея ненасилия направлена против зла, заключающегося в человеке, но не против самого человека, делающего зло; в-четверых - сторонник идеи ненасилия обязан принимать полученные, по отношению к себе, страдания без ответной мести; пятое - сторонник практики ненасилия должен стремиться избегать применения не только физического насилия, но и насилия в желаниях и помыслах, по отношению к другому, и побеждать оппонента духовной любовью; в-шестых – идейная основа практики ненасилия заключается в вере в онтологическую справедливость бытия и души человека.

Таким образом, феномен «ненасилие» с неизбежностью актуализирован в современном культурном и социально-философском пространствах: он возник в Древней философии Индии и Китая, трансформировался в духовной культуре христианства; присутствовал как ценность в Средневековье, Возрождении, Просвещении и Новом времени, использовался в учении «непротивление злу» Л.Н. Толстым, понятии «сатьяграха» М. Ганди, а затем в практике обращения к совести врага в «Движении за гражданские права чернокожих в США» М.Л. Кинга.

Список литературы / References

  1. Андронов И.С. Соотношение понятий законности и справедливости: социальный аспект / И.С. Андронов // Правоохранительная система России: состояние и перспективы развития: сборник материалов Международной научно-практической конференции. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2014. — 358 с.
  2. Пряхин Н.Г. Проблема ненасилия как основа коммуникации и коммуникативной компетентности в современном мире / Н.Г. Пряхин // Роль образования в формировании экономической, социальной и правовой культурыСборник научных трудов. Комитет по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга. 2014. С. 426-429.
  3. Гуссейнов А.А. Ненасилие [Электронный ресурс] / А.А. Гуссейнов // Институт Философии Российской Академии Наук: официальный сайт. – URL:: http://iphras.ru/elib/2038.html (дата обращения: 5.09.2016).
  4. Мезенцева О.В. Ахимса [Электронный ресурс] / О.В.Мезенцева // Институт Философии Российской Академии Наук: официальный сайт. – URL: http://iphras.ru/elib/0329.html (дата обращения: 9.12.2016).
  5. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. - М.: Республика, 1991. С. 32-50.
  6. Гуссейнов А.А. Ненасилие [Электронный ресурс] / А.А. Гуссейнов // Институт Философии Российской Академии Наук: официальный сайт. – URL: http://iphras.ru/elib/2038.html (дата обращения 11.09. 2016)
  7. Пряхин Н.Г. Проблема ненасилия и недеяния в восточной философии и культуре (Древняя Индия – Древний Китай) // Мир человека. 2007. № 4. С. 23.
  8. Августин Блаженный. О Граде Божием [Электронный ресурс]/ Блаженный Августин // Гражданское общество: научная электронная библиотека. - URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Avgustin_18-22.pdf (дата обращения: 15.09.2016).
  9. Кант И. Метафизика нравственности. Основы метафизики нравственности / И. Кант. - М.: Мысль, 1999. –  1472 c.
  10. Гуссейнов А.А. Ненасилие [Электронный ресурс] / А.А. Гуссейнов // Институт Философии Российской Академии Наук: официальный сайт. – URL: http://iphras.ru/elib/2038.html (дата обращения: 03.09.2016).
  11. Кинг М.Л. Паломничество к ненасилию / М.Л. Кинг // Этическая мысль: научно-публицистические чтения. 1991. – М.: Республика, 1992. – С- 168-181.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Andronov I.S. Sootnosheniye ponyatiy zakonnosti i spravedlivosti: sotsial'nyy aspekt [Value concepts of law and justice: the social aspect]/ S. Andronov // Pravookhranitel'naya sistema Rossii: sostoyaniye i perspektivy razvitiya: sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [The law enforcement system in Russia: state and development prospects: proceedings of the International Scientific and Practical Conference]. — SPb.: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta upravleniya i ekonomiki, 2014. — 358 P.  [in Russian]
  2. Pryakhin N.G. Problema nenasiliya kak osnova kommunikatsii i kommunikativnoy kompetentnosti v sovremennom mire [The problem of non-violence as the basis of communication and communicative competence in the modern world] / N.G. Pryakhin // Rol' obrazovaniya v formirovanii ekonomicheskoy, sotsial'noy i pravovoy kul'tury Sbornik nauchnykh trudov. Komitet po nauke i vysshey shkole Pravitel'stva Sankt-Peterburga [The role of education in shaping the economic, social and legal culture collection of scientific works. The Committee on Science and Higher Education of St. Petersburg Government.]. P. 426-429 [in Russian]
  3. Gusseynov A.A. Nenasiliye [Non-violence] [Electronic resource] / A.A. Gusseynov // Institut Filosofii Rossiyskoy Akademii Nauk: ofitsial'nyy sayt [Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences official website]. – URL:: http://iphras.ru/elib/2038.html (accessed: 5.09.2016) [in Russian]
  4. Mezentseva O.V. Akhimsa [Ahimsa] [Electronic resource] / O.V.Mezentseva // Institut Filosofii Rossiyskoy Akademii Nauk: ofitsial'nyy sayt [Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences official website]. – URL: http://iphras.ru/elib/0329.html (accessed: 9.12.2016). [in Russian]
  5. Yaspers K. Smysl i naznacheniye istorii [The meaning and purpose of history] / K. Yaspers. - : Respublika, 1991. P. 32-50. [in Russian]
  6. Gusseynov A.A. Nenasiliye [Non-violence] [Electronic resource] / A.A. Gusseynov // Institut Filosofii Rossiyskoy Akademii Nauk: ofitsial'nyy sayt [Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences official website]. – URL:: http://iphras.ru/elib/2038.html (accessed: 11.09.2016) [in Russian]
  7. Pryakhin N.G. Problema nenasiliya i nedeyaniya v vostochnoy filosofii i kul'ture (Drevnyaya Indiya – Drevniy Kitay) [The problem of non-violence and non-action in the eastern philosophy and culture (Ancient India - Ancient China)] // Mir cheloveka. 2007. № 4. P. 23. [in Russian]
  8. Avgustin Blazhennyy. O Grade Bozhiyem [City of God] [Electronic resource] / Blazhennyy Avgustin // Grazhdanskoye obshchestvo: nauchnaya elektronnaya biblioteka [Civil Society: Scientific Electronic Library]. - URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Avgustin_18-22.pdf (accessed: 09.2016). [in Russian]
  9. Kant I. Metafizika nravstvennosti. Osnovy metafiziki nravstvennosti [Metaphysics of morals. Fundamentals of the metaphysics of morals] / I. Kant. - : Mysl', 1999. – 1472 P. [in Russian]
  10. Gusseynov A.A. Nenasiliye [Non-violence] [Electronic resource] / A.A. Gusseynov // Institut Filosofii Rossiyskoy Akademii Nauk: ofitsial'nyy sayt [Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences official website]. – URL:: http://iphras.ru/elib/2038.html (accessed: 03.09.2016) [in Russian]
  11. King M.L. Palomnichestvo k nenasiliyu [Pilgrimage to nonviolence] / M.L. King // Eticheskaya mysl': nauchno-publitsisticheskiye chteniya [Ethical Thought: scientific and journalistic reading]. 1991. – M.: Respublika, 1992. –  P. 168-181. [in Russian]