ЭТНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ В ДЕКОРАТИВНО-ПЛАСТИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ «ЛЕГЕНДА О СИХИРТЯ»: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (ЧАСТЬ 2)

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.55.178
Выпуск: № 1 (55), 2017
Опубликована:
2017/01/25
PDF

Демьяненко И.В.1, Марамзина Н.Ю.2

1ORCID: 0000-0002-8247-6525, старший преподаватель, Факультет Искусств и дизайна, Нижневартовский государственный университет в г. Нижневартовске, 2ORCID: 0000-0001-7013-4715, магистрант 1-го курса, Факультет Искусств и дизайна, Нижневартовский государственный университет в г. Нижневартовске

ЭТНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ В ДЕКОРАТИВНО-ПЛАСТИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ «ЛЕГЕНДА О СИХИРТЯ»: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (ЧАСТЬ 2)

Аннотация

В данной статье рассмотрены этнографические источники: предания ненцев, в которых упоминаются таинственный  народ сихиртя. Отражено влияние древнего доненецкого населения – сихиртя, в традициях художественной культуры Ненцев на тенденции современного профессионального искусства Западной Сибири и Приуралья. Проанализировано историческое развитие художественной керамики как вида ДПИ, а также формирование основных видов керамики. Статья будет полезна для прочтения студентам и профессионалам в области ДПИ.

Ключевые слова:ДПИ, керамика, искусство, искусствоведение, монументальная керамика.

Demyanenko I.V.1, Maramzina N.U.2

1ORCID: 0000-0002-8247-6525, senior lecturer, Faculty of Arts and design, Nizhnevartovsk State University, 2ORCID: 0000-0001-7013-4715, undergraduate of 1 course, Faculty of Arts and design, Nizhnevartovsk State University

ETHNO MYTHOLOGICAL IMAGES AND SYMBOLS IN DECORATIVE AND PLASTIC COMPOSITION "THE LEGEND ABOUT SIKHIRTYA": THEORETICAL ASPECT (PART 2)

Abstract

In this article ethnographic sources are considered: legends of Nenets in which are mentioned the mysterious people Sikhirtya. Influence of the ancient donenetsky population – Sikhirtya, is reflected in traditions of art culture of Nenets in a tendency of modern professional art of Western Siberia and Cisural area. Historical development of art ceramics as type of DPI, and also formation of main types of ceramics is analysed. Article will be useful to reading to students and professionals in the field of DPI.

Keywords: DPI, ceramics, art, art criticism, monumental ceramics.

Согласно преданиям, которым находятся все новые и новые доказательства, тысяча лет назад на северной земле жил маленький, но сильный народ, который явно мог победить ненцев, но уступил землю без войны, позволив им пасти на этой земле собственных оленей. Народ сихиртя не пас оленей, у них были несколько крупней оленей, домашние животные. «Я-хора» — земляные олени, то есть мамонты. Мамонты жили вместе с народом сихиртя под своими высокими сопками, паслись только в ночное время суток или густой туман, больше всего люди, и животные любили зимние ночи, когда возможно было осуществлять охоту. В свои упряжки они запрягали белых полярных волков. Язык сихиртя был «заикающимся». Пришли они сами откуда-то из-за моря.

В исследовании «Я родом из тундры» - Нины Ядне рассказывается, что в этнографии процессы ассимиляции (уподобления)— слияния одних народов с другими при утрате одним народом собственного языка, своей     культуры, национального культурного самосознания происходят регулярно. Достаточно длительными были такие процессы у самодийцев (на севере самодийцев представляют четыре народа: ненцы, энцыи, нганасаны и селькупы). Таким образом, в сказаниях, рассказов и преданий о «сихиртя» (тундровые аборигены) в качестве людей живущих и реальных, с некоторыми людьми были случае семейно-брачные отношения, и воевать с предками ненцев, до сих пор сохранились реальные сведения, причем их выявляют даже в соответствии с этнографическим опросом [3, C. 475-476].

В изучении анализа «По следам моих предков и по тропам детства» П. Г. Турутиной, повествуется о береговом побережье большой воды - арктических морей до того, как на Ямал пришли сихиртя, кочевники-оленеводы, заселено было оседлыми воинами и охотниками на морского зверя и дикого оленя, которые занимались, в частности, и рыболовством. Это подтверждается данными исследований и дневников путешественников, а также результатами археологических исследований и фольклором [1, C. 135-139].

Исследователем зафиксированы мимолетные встречи ненцев с сихиртя, которые, как правило, связывают с определенными заинтересовавшими ненцев предметами быта, которые когда-то принадлежали народу сихиртя.

На примере рассказа: Однажды шел ненец, и внезапно увидел двух человек очень маленького роста. Они веселились и играли на  возвышенности с обрывом. Увидев не так далеко человека с оленями, и  они незаметно исчезли сквозь землю. Ненец подошел ближе, где они когда-то  резвились, и заметил на этом самом  же местоположении, очень красивый и необычный мешочек, который был разукрашен разноцветными сияющими камнями. Забрав этот прекрасный мешочек, и сам недалеко спрятался. Спустя короткое время, снова неожиданно появились эти двое маленьких людей и начали внимательно искать свой потерянный мешочек. Как только снова человек вылез из своего укрытия, маленькие люди повторно скрылись в некуда. Ненец решил вернуть им красивый мешочек на это же место и ушел. Когда пришел домой и рассказал об этом своему деду, дед сказал в ответ, что это были легендарные сихиртя.

Содержит некие образы народа сихиртя и ненецкий эпос. Одной из эпических песен содержит рассказ о героине-ненке, которая после длительных скитаний, пытаясь скрыться от преследования, встречается с девушкой сихиртя, она страдает хромотой.  Сама пострадавшая  девушка сихиртя оказывает помощь героине, например, дарит ей упряжку, запряженную магическими оленями, защищая от крепких металлических волков-оборотней, и оживляет умершую. Девушка сихиртя, после этой встречи с главой главной героиней произведения непонятно куда-то исчезает  абсолютно непредсказуемо, ее уход такой же удивительный, как и появление. У. Ледкова, которая исполнили эту уникальную песню, сумела изобразить девушку сихиртя: это красивая девушка, в своих руках она держит оружие, стрелы и лук, в одежде, подпоясана, ее голова непокрыта.  Одной из характерных черт является в волосах достаточно большое количество красивых украшений из бронзы.

В целом множество ненецких легенд представляют для множества ученых людей, большое любопытство дают множество фактов о жизни доненецких предков и современных ненцев. Безусловно, необходим сопоставление исторических преданий с иными источниками – археологические, литературные. Однако значение таких преданий для науки является очень серьезным.

Рассмотрим понимание подобных легенд учеными и исследователями. Так, серия исследователей считает, что легенды народа и ненецкое предания о сихиртя, которую под собой имеют действительно реальную почву. Русским археологом Валерием Николаевичем Чернецовым, открывшим усть-полуйскую культуру, рассматривается возможности того, что носители этой культуры проживали около 17-25 веков назад как раз в районе Ямала [4, C. 1764-1765].

Таким образом, он отмечает, что на Ямале и в городе Салехарде культура уже существовала, возможно, задолго до поселения на нем ненцев и хантов. И не исключено, что этим доисторическим племенем некая  часть своих  умений  и знаний была передана пришельцам. Некоторыми учеными называется этот пранародсавыры (сипыры, сибиры). В соответствии с этим можно отметить и происхождение названия «Сибирь». Ненецкий фольклор — это название трансформирует в народ сихиртя.

Однако в этом процессе ассимиляции сихиртя смешались с появившимися на Севере самоедоязычными южно-сибирскими племенами. Обнаружены и изучены были действительные отпечатки народа сихиртя в XV - XVII вв. путешественниками. Они нашли множество поселений оседлого типа – так называемых землянок, каркасных лодок, обтянутых кожей, орудий труда из метала, одежды из шкур олений, и белого медведя и т.п. Исследователем В.Н. Чернецовым приводятся сведения, которые были приобретены им от дедов относительно семейно-брачных отношений: мужчины сихиртя могли брать в жены женщин-ненцев.

До сих пор споры  относительно происхождения, и времени продвижений самодийских народов являются спорными, и исследователи спорят об этом и продолжают изучение данной темы.

Сибирские ненцы разделяются на следующие самостоятельные группы: тундровые и лесные ненцев. Сам слово ненец, в качестве самоназвания, стали употреблять со времен, когда ненцы выделились как самостоятельная культура в общем представлении, самоедоязычных племен. Что касается начальных представлений о ненцах, они относятся к 11 веку. Однако в ценных бумагах того периода, племя ненцев лесных никак не выделяют и, поэтому, скорее всего, она была русским неизвестна. Это можно считать вполне естественным, потому что продвижение русских к области, расположенной между Тазом и Обью, начинается только на рубеже XVI и XVII веков. В это время, когда были построены на обской магистрали опорные пункты Сургут и Нарымь, на реке Таз в 1601г. была основана крепость Мангазея. Первые относительно достоверные сведения о лесных ненцах представляют собой данные экспедиции, которая была предпринята русскими с целью подчинить «куннуюсамоядт».

Открыть образы на ранние времена этногенеза доненецких самодийцев помогают антропологические поиски, которые в последнее время возвысились  на более качественный уровень. Были обследованы некоторые группы лесных ненцев. Научные публикации и исследование фольклора (особенно эпоса) самодийских народностей помогают открыть древние связи между ними и другими народами, многие важные в этом плане черты культуры. Б.О. Долгих в своих исследованиях широко привлекает данные фольклора.

Фольклорные материалы о сихиртя (сиртя) — низкорослом народе, обитавшем в тундре до прихода туда самодийских народностей, используются при реконструкции состава аборигенного населения Полярной зоны.

Обилие легенд, упоминания в фольклоре говорит о том, что под этими преданиями действительно существует некая реальная подоплека.В целом множество преданий представляют для ученых большой интерес, дают множество фактов о жизни предков современных ненцев. Безусловно, необходим сопоставление исторических преданий с иными источниками – археологические, литературные. Однако значение таких преданий для науки является очень серьезным.

Практическая значимость исследования состоит в том, что данная работа может быть использована учащимися в качестве пособия декоративной пластики, композиции (практическая часть 3 и 4) [2, C. 299-301].

Список литературы / References

  1. Брянский И.Н. Развитие и влияние мультимедиа технологий и оборудования на образование / И.Н. Брянский // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции Часть II. / Отв. ред. А.В.Коричко. – Нижневартовск: Издательство Нижневартовский государственный университет, 2015. – С. 475-476.
  2. Брянский И.Н. Фотореалистичная визуализация с помощью подключаемого пакета v-ray для autodesk 3ds max и его особенности / И.Н. Брянский // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы III Всероссийской научно-практической конференции Часть II. / Нижневартовск: Издательство Нижневартовский государственный университет. – 2014. – С. 299–301.
  3. Демьяненко И.В. Природа и этнические мотивы Югры в произведениях современных художников ханты-мансийского автономного округа // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии / Новосибирск: Издательство Ассоциация научных сотрудников "Сибирская академическая книга" 2015 № 54. – С. 135-139.
  4. Демьяненко И.В. Декоративная композиция «Легенда о сихиртя» / И.В. Демьяненко // Восемнадцатая Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета / Ответственный редактор А.В. Коричко. – Нижневартовск: Издательство Нижневартовский государственный университет, 2016. – С. 1764-1765.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Bryanskij I.N. Razvitie i vliyanie mul'timedia tekhnologij i oborudovaniya na obrazovanie [Development and influence of multimedia of technologies and the equipment on education] / I.N. Bryanskij // Kul'tura, nauka, obrazovanie: problemy i perspektivy: materialy IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii CHast' II. [Culture, science, education: problems and prospects: materials IV of the All-Russian scientific and practical Part II conference] / Otv. red. A.V.Korichko. – Nizhnevartovsk: Izdatel'stvo Nizhnevartovskij gosudarstvennyj universitet, 2015. – 475-476. [in Russian]
  2. Bryanskij I.N. Fotorealistichnaya vizualizaciya s pomoshch'yu podklyuchaemogo paketa v-ray dlya autodesk 3ds max i ego osobennosti [Photorealistic visualization by means of the connected v-ray packet for autodesk 3ds max and its feature] / I.N. Bryanskij // Kul'tura, nauka, obrazovanie: problemy i perspektivy: materialy III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii CHast' II [Culture, science, education: problems and prospects: materials III of the All-Russian scientific and practical Part II conference] / Nizhnevartovsk: Izdatel'stvo Nizhnevartovskij gosudarstvennyj universitet. – 2014. – 299-301. [in Russian]
  3. Dem'yanenko I.V. Priroda i ehtnicheskie motivy YUgry v proizvedeniyah sovremennyh hudozhnikov hanty-mansijskogo avtonomnogo okruga [The nature and ethnic motives of Yugra in works of modern artists of Khanty-Mansi Autonomous Okrug] // V mire nauki i iskusstva: voprosy filologii, iskusstvovedeniya i kul'turologii [In the world of science and art: questions of philology, art criticism and cultural science] / Novosibirsk: Izdatel'stvo Associaciya nauchnyh sotrudnikov "Sibirskaya akademicheskaya kniga" 2015 № 54. – 135-139. [in Russian]
  4. Dem'yanenko I.V. Dekorativnaya kompoziciya «Legenda o sihirtya» [Decorative composition "A legend about sihirtya"] / I.V. Dem'yanenko // Vosemnadcataya Vserossijskaya studencheskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta [the Eighteenth All-Russian student's scientific and practical conference of the Nizhnevartovsk state university] / Otvetstvennyj redaktor A.V. Korichko. – Nizhnevartovsk: Izdatel'stvo Nizhnevartovskij gosudarstvennyj universitet, 2016. – 1764-1765. [in Russian]