ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ
Кодола Н.В.
Кандидат педагогических наук, доцент, Московский педагогический государственный университет
ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ
Аннотация
Теория журналистики должна достоверно обосновывать и отчетливо излагать принципы целенаправленного общения людей во всей совокупности их взаимосвязи, взаимодействия, взаимопонимания, проявляемых в процессах совместной жизнедеятельности и познавательно-преобразовательной активности в данной области действительности. В связи с тем, что принцип общения распространяется на всю совокупность предметов данной области действительности, то очевидна целесообразность представления общения между предметами мыслящих существ данной области действительности как феномена филологии общения, в предмете которой отражаются свойства человеческих способов взаимосвязи, взаимодействия, взаимопонимания, основанных на способности мышления, представления идей в понятиях и образах, и передачи их сути друг другу посредством знаков и эмоций.
Ключевые слова: предмет, филология, общение, теория, журналистика.
Kodola N.V.
PhD in Pedagogy, Associate Professor, Moscow State Pedagogical University
SUBJECT OF THE THEORY OF JOURNALISM
Abstract
Theory of journalism must ground substantially and outline clearly the principles of purposeful communication of people in the totality of their relationship, interaction, mutual understanding, manifested in the process of joint activities and cognitive-transformational activity in certain area of reality. Due to the fact that the principle of communication applies to the whole set of objects of a given area of reality, it is obviously expedient to present communication between objects-minded creatures in a certain field of reality as a phenomenon of philology of communication, the subject of which reflects the features of human ways of interconnection, interaction and mutual understanding, based on the ability of thinking, presenting ideas in concepts and images, and communicating their essence to each other through signs and emotions.
Keywords: subject, theory, communication theory, journalism, philology.
Для предмета данной области действительности, сознающего себя мыслящим существом, и в предмете организма личности которого проявляются свойства созерцать взаимодействия изменений состояний и свойств предметов данной области действительности с точки зрения как со стороны самого мыслящего существа, упорядоченными и оформленными в конкретные формы предметов и содержащих конкретные свойства, становится не только доступно, но и смыслом его существования проявлять познавательно-преобразовательную активность во взаимосвязи, взаимодействии, взаимопонимании со всей совокупностью предметов данной области действительности. Чрезвычайно бурное проявление этой активности привело предмет мыслящего существа к противоречивому представлению о сущности существования и мышления, разграничив представления об этих феноменах в понятиях «физического» и «интеллектуального» субстрата. Поэтому для рассуждения о сущности «наивных» представлений о понятиях «жизни» и «мышления» целесообразно словом «физическое» обозначить состояние свойств существования «в действительности», а словом «интеллектуальное» - состояние свойств существования «в возможности». Причем именно в предмете мыслящего существа циклы взаимодействия изменений состояний «интеллектуальных» и «физических» свойств существования достигают такой концентрации, при которой в нем проявляются свойства феноменов «жизни» и «мышления».
Поиски «конкретных» причин феноменов «жизни» и «мышления» могут приводить только к заблуждениям, основанным на применении методологии эмпирического уровня представлений к созерцанию предмета на мировоззренческом уровне представления. Предмет только тогда «предмет данной области действительности», когда он созерцается как «целое неделимое»; всякий предмет, созерцаемый в частях как система, становится совокупностью предметов, в состояниях и свойствах которых «исчезает» основное свойство и состояние «предмета данной области действительности». Человек, созерцаемый как «предмет мыслящего существа», это целое состояние и свойство, человек при «взгляде» как на «систему» организма и личности, в которых проявляются множество состояний и свойств в виде отдельных явлений и феноменов, перевоплощается в неупорядоченную совокупность взаимодействующих состояний и свойств множества предметов данной области действительности. Человек как «целое» - это простой предмет, человек как «система» - это сложный предмет, поэтому благоприятным условием существования для него целесообразно представить взаимосвязь, взаимодействие, взаимопонимание со всей совокупностью состояний и свойств других предметов данной области действительности с точки зрения представления о них как о простых предметах.
Между «простыми предметами» возможны «простые отношения», а между «сложными предметами» - «сложные». В связи с тем, что представления о «движении» создает условия для иллюзии пространства и времен, то признаки существования предмета могут проявляться по-разному для различных по проявлению своей формы и содержания предметов, обладающих свойствами и состояниями мыслящих существ, проявляемых в разных областях действительности. Причем понятия о «разных областях действительности» могут проявляться только при их сознании теми предметами мыслящих существ, которые проявляются как таковые именно в данной области действительности. Потому что при созерцании с точки зрения как со стороны самой действительности признаки понятия «область» не имеют ни упорядоченности, ни оформленности в представлениях о пространстве и времени. При этом все области действительности для их созерцания с точки зрения как со стороны самой действительности могли бы существовать и «здесь», и «сейчас» одномоментно.
Данный взгляд на сущность существования действительности дает повод утверждать, что предмету мыслящего существа предоставлена возможность выполнить некоторую феноменальную миссию в каждой определенной области признаков существования действительности. Причем для выполнения этой миссии у предмета мыслящего существа имеется феноменальное свойство «жизни» и «мышления», а также способность проявлять состояние сознания своего существования среди неопределенно большого множества взаимодействующих изменений состояний и свойств такого же множества других предметов данной области действительности. Поэтому целесообразно представить факт того, что свою миссию предмет мыслящего существа способен осуществить не в опыте проявления познавательно-преобразовательной активности, а в мысленном созерцании идей, проявляемых в мыслях на основании воспринятых ощущений от признаков взаимосвязи, взаимодействия, взаимопонимания с изменениями состояний и свойств других предметов данной области действительности.
Необходимо признать факт того, что для предмета мыслящего существа «удобно» сознавать признаки феноменов «жизни» и «мышления», проявляемые вследствие взаимодействия изменений состояний «интеллектуальной» и «физической» форм изменения свойств существования действительности, протекающих как процесс в организме предмета личности мыслящего существа. Потому что «неуловимые» «виртуальные процессы» можно представить как никак не зависящие от «желаний», «страстей», «эмоций» и «представлений» предмета мыслящего существа, как о своем организме, так и своей личности, «временной» или «вечной», потому что при «взгляде» с точки зрения как со стороны самой действительности во всяком данном предмете невозможно представить ни конкретного организма, ни конкретной личности.
Сама действительность могла бы «созерцать» только неопределенно большое множество циклических актов взаимодействия изменения состояний «интеллектуальной» и «физической» форм изменения состояний существования действительности. Возможность проявления признаков осмысленного созерцания становится актуальной вследствие того, что в мгновение перевоплощения существования из состояния «интеллектуальной» формы его свойств в «физическую» форму происходит «запоминание» изменения состояния «интеллектуальной» формы в изменении состояния «физической» формы изменения свойств действительности. При этом цикл завершается актом перевоплощения изменений состояния «физической» формы в изменения «интеллектуальной» формы изменения свойств действительности, которое проявляется как процесс «вспоминания» изменений предшествующего состояния «интеллектуальной» формы в состояние «физической» формы изменения свойств существования действительности. Поэтому неопределенно большое множество циклических актов «запоминания»-«вспоминания» создают условия для проявления существования признаков феноменов «жизни» и «мышления» в тех предметах данной области действительности, в содержании которых «концентрация» признаков этих феноменов достигла некоторого критического состояния, обеспечивающего возможность проявления признаков феноменов «жизни» и «мышления».
Целесообразно представить, что возможность «запоминания» и «вспоминания» в условиях неупорядоченного и неоформленного взаимодействия изменений состояний «интеллектуальной» и «физической» форм изменения свойств существования действительности создает условия для «хаоса» в этом взаимодействии, допускающего взаимосвязь «непарных» циклов, в актах «запоминания» и «вспоминания» которых взаимодействуют «новые», а не те, которые «участвовали» в предыдущих циклах изменения состояний «интеллектуальной» и «физической» форм. Причем в области циклического акта начинают взаимодействовать «разнородные» признаки изменений состояний «интеллектуальной» и «физической» форм изменения свойств существования действительности, что целесообразно представлять как причину «стремления» предметов данной области действительности к взаимосвязи, взаимодействию, взаимопониманию, на принципе которых возможно создание условий для проявления признаков феноменов «жизни» и «мышления».
Таким образом, на основании неопределенно большого множества циклов перевоплощения существования из состояния «в возможности» в состояние «в действительности» могут создаваться условия для проявления признаков существования взаимодействия изменения состояний и свойств неопределенно большого множества предметов, представления о которых могут давать повод, что в них проявляются признаки представления о существовании самой данной области действительности. При этом в понятии предмета целесообразно представить феномены проявления признаков взаимодействия изменений состояний «интеллектуальной» и «физической» форм изменения свойств существования данной области действительности. Изменяются не предметы как целое, а формы состояния и содержания свойств предметов данной области действительности. Суть каждого конкретного предмета целесообразно представить как совокупность изменений неопределенно большого множества состояний и свойств, которые в данной конкретной совокупности могут проявляться как состояния и свойства конкретного предмета данной области действительности, при созерцании этой совокупности с точки зрения как со стороны предмета мыслящего существа. Предмет мыслящего существа в мгновение «исчезновения» признаков осмысленного созерцания взаимодействия изменений состояний и свойств предметов действительности, как тот индивидуум и личность человека, который проявляется в состоянии сознания своего существования и существования действительности с точки зрения как со стороны самого мыслящего существа, то в признаках данного предмета может проявляться такая же неупорядоченная и неоформленная область действительности, как и вся совокупность ее предметов, представляемых созерцаемыми с точки зрения как бы со стороны самой действительности. Поэтому только факт мышления может предоставлять повод представления взаимодействия изменений состояний и свойств предметов действительности как упорядоченных и оформленных в признаки некоторых определенных и конкретных образов и понятий.
Предметом мыслящего существа запоминаются и вспоминаются признаки изменений его состояний и свойств в мгновения зрительных, слуховых, тактильных ощущений признаков изменения состояний и свойств предметов данной области действительности, проявляемых в мгновение взаимосвязи, взаимодействия, взаимопонимания и изменения их состояний и свойств данного предмета мыслящего существа. В акте созерцания целесообразно представить возможность проявления таких признаков взаимодействия изменений состояний и свойств предметов данной области действительности, которые не могут быть представлены на основании ощущений взаимодействия с изменениями состояний и свойств предметов действительности. Поэтому для предмета мыслящего существа может быть доступно запоминание и вспоминание созерцаемых признаков только в виде неотчетливых представлений, воплощаемых в какие-либо ему известные понятия о признаках изменений состояний и свойств ему известных предметов.
Признаки филологии общения как предмета теории журналистики отчетливо проявились в настоящий период существования данной области действительности, однако их существование может быть выявлено во всю эпоху проявления признаков познавательно-преобразовательной активности предметов мыслящих существ данной области действительности. Вся совокупность палеологических следов, признаков познавательно-преобразовательной активности человека, может предоставить достоверное представление о путях генезиса сущности филологии общения как предмета теории журналистики.
Действительную суть всякого предмета в данной области существования целесообразно представлять как следствие общения, признаки которого проявляются во взаимосвязи, взаимодействии, взаимопонимании с изменениями состояний и свойств неопределенно большого множества предметов данной области существования действительности. Причем признаки общения как упорядоченные и оформленные взаимодействия изменений состояний и свойств предметов представляются только при наличии в данной области действительности предметов мыслящих существ, проявляющих феномен созерцания этих изменений с точки зрения как со стороны самого мыслящего существа. При этом изменения состояний и свойств предметов могут представляться как вступившие между собой в отношения взаимосвязи, взаимодействия, взаимопонимания. Отношения взаимосвязи целесообразно представить как признаки «отражения» изменений состояний одного предмета в изменениях состояний другого предмета. Отношения взаимодействия целесообразно представить как признаки «воплощения» изменений свойств одного предмета в изменениях свойств другого предмета. Отношения взаимопонимания целесообразно представить как «перевоплощение» изменений состояний и свойств одного предмета в изменениях состояний и свойств другого предмета. Таким образом, принцип общения целесообразно представить как невозможность взаимосвязи без взаимодействия изменений состояний и свойств предметов и как невозможность их взаимодействия без их взаимосвязи. При этом взаимопонимание невозможно без взаимосвязи и взаимодействия изменений состояний и свойств предметов.
Общение целесообразно представить как основной принцип проявления признаков существования неопределенно большого множества предметов данной области действительности. Причем суть признаков общения и существования взаимодействия изменений состояний и свойств предметов данной области действительности становится доступной только в представлении предмета мыслящего существа, основное свойство которого проявляется в феномене, в состоянии сознания своего существования среди множества других предметов данной области действительности, способности созерцания признаков взаимодействия изменений состояний и свойств неопределенно большого множества других предметов действительности с точки зрения взгляда как со стороны самого мыслящего существа, упорядоченными и оформленными, а не тех неупорядоченных и неоформленных, которые могли бы созерцаться при «взгляде» с точки зрения как бы со стороны самой данной области действительности.
Целесообразно представить, что факт проявления феноменов «жизни» и «мышления» связан не столько с «особенностями» организмов предметов «живых» и «мыслящих» существ, а, вероятно, является следствием неопределенно большой совокупности взаимосвязей, взаимодействий, взаимопонимания изменений состояний и свойств неопределенно большого множества предметов данной области действительности. Причем представление о понятии данной области действительности может содержать все те признаки взаимодействия изменений состояний и свойств совокупности неопределенно большого множества предметов, проявления которых доступны для созерцания и ощущения как адекватных изменений состояний и свойств самого предмета мыслящего существа.
В процессе «общения» с другими предметами данной области действительности, изменения свойств предмета мыслящего существа проявляют состояния страстных стремлений выразить свои «мысли» о представлениях о воспринятых в процессе общения сведениях, признаки которых проявляются как изменение состояний организма личности мыслящего существа в словесной речи и актах эмоционального поведения. В связи с этим целесообразно представить, что содержанием предмета филологии общения может быть исследование признаков проявления феноменов общения людей, как предметов мыслящих существ данной области действительности. Причем целесообразно представить, что форму проявления этих признаков может отражать словесная речь и акты эмоционального поведения каждой конкретной личности человека. При этом задачей исследования для филологии общения целесообразно представить решение научной проблемы выявления устойчивых повторений сочетания определенных признаков для конкретных сюжетов словесной речи с признаками проявления определенных актов эмоционального поведения.
Представления о сущности феноменов журналистики становятся неотчетливыми вследствие противоречивых подходов к определению предмета теории журналистики, принципы и методы которой могли бы обеспечить вскрытие причин основных противоречий журналистики и продемонстрировать направления исследований для преодоления этих противоречий. С точки зрения филологии общения к наиболее распространенному виду человеческого общения целесообразно отнести диалог, в котором могут проявляться наиболее отчетливые признаки взаимосвязи феноменов словесной речи и феноменов актов эмоционального поведения, в своей совокупности демонстрирующие страсти личности конкретного человеческого индивидуума. Поэтому для теории журналистики в качестве наиболее информативного с точки зрения предмета исследования целесообразно рассматривать жанр интервью.
С точки зрения филологии общения целесообразно отчетливо представлять факт того, что для того, чтобы отчетливо представлять и понимать суть предмета, целесообразно, прежде всего, сущность данного предмета мыслить, воспроизводя в воображении признаки феноменов данного предмета на основе их умозрительного созерцания, и затем осуществлять попытки ощутить воплощения тождественных признаков во взаимосвязи, взаимодействии, взаимопонимании с изменениями состояний и свойств конкретных предметов данной области действительности. Таким образом, становится очевидным факт, что феноменологический метод журналистики может быть основан на принципе приоритета умозрительного созерцания над опытом познавательно-преобразовательной активности предмета теории журналистики. Поэтому разрешение противоречий журналистики целесообразно искать в свойствах предмета филологии общения, на основании выбора путей феноменологического исследования, направленного на расширение феноменов мышления, созерцанием не только человеческого индивидуума как предмета мыслящего существа, но и созерцанием сообществ людей с точки зрения как со стороны самой действительности.
К основному филологическому феномену журналистики целесообразно отнести феномен стремления к общению путем создания условий для формирования в представлениях людей конкретных причин проявления эмоций и страстей. Основными признаками филологического феномена журналистики могут быть признаки проявления конкретных эмоций и страстей человеком в процессе общения, при котором проявляются признаки свойств общения в состоянии мышления и организма индивидуума, выражающие его конкретную взаимосвязь, взаимодействие, взаимопонимание с личностью, выступающей в роли выразителя журналистской активности. И феномен и противоречие журналистики могут быть связаны с проблемой того, что предмет журналистики как проявление познавательно-преобразовательной активности людей не может быть определен в границах отдельной определенной научной темы, науки, а люди сами пытаются рассматривать его в ряде предметных направлений, связанных с социальной, политологической, психологической, лингвистической, педагогической, исторической, естественнонаучной методологией исследования. Основным заблуждением целесообразно считать представления о том, что в основе познавательно-преобразовательной активности журналиста может быть некоторое поверхностное представление о совокупности сведений, основанных на всех направлениях познавательно-преобразовательной активности, для того чтобы выявить в формах состояний происходящих событий некоторые «сенсационные» сведения, которые могли бы создать условия для проявления неотвратимого интереса большинства людей к изложению этих сведений журналистом в какой-либо форме соответствующих средств массовой информации.
Сущность предмета журналистики целесообразно представить в проявлении людьми познавательно-преобразовательной активности, направленной на создание условий взаимосвязи, взаимодействия, взаимопонимания в процессе общения между различными индивидуумами, на основе выработки таких форм и способов передачи эмоциональных состояний, адекватное понимание содержания которых может быть доступным для всей совокупности других разнообразных индивидуумов данного человеческого сообщества, независимо от особенностей их этических, национальных, теологических представлений. В содержании филологии общения, как предмете журналистики, целесообразно представить возможность исследования проблем при создании условий для взаимосвязи, взаимодействия, взаимопонимания между различными индивидуумами, демонстрирующие друг другу свои страсти, отражающие впечатления от воспринятых новых сведениях о сущности изменений условий как своего существования, так и существования других предметов данной области действительности в форме совокупности словесных текстов и актов эмоционального поведения. В границах предмета филологии общения существует возможность создания условий для выбора направления поиска пути проявления такой познавательно-преобразовательной активности людей, при которой становится возможным определение языковых и неязыковых средств взаимосвязи, взаимодействия, взаимопонимания с другими индивидуумами данной области действительности.
Созерцанием с точки зрения как бы со стороны самой материальной действительности можно представить, что вся совокупность предметов данной области действительности стремится к общению. Изменения состояний и свойств неопределенно большого множества предметов данной области действительности вступают во взаимосвязь, взаимодействие и стремятся достичь взаимопонимания. Феноменологический метод может создавать условия для проявления признаков среды общения людей как предметов мыслящих существ, при взаимовлиянии которой с каждым индивидуумом могут проявляться признаки феноменов взаимосвязи, взаимодействия, взаимопонимания, раскрывающих представления предметов мыслящих существ о сущности сознания своего существования в обществе себе подобных других индивидуумов как предметов мыслящих существ и в условиях проявления признаков существования других предметов данной области действительности. Средства массовой информации создают условия для «подмены» непосредственно «естественного» удовлетворения стремлений и страстей людей к общению, «искусственно» создаваемыми условиями «абстрактной иллюзией» общения с «иллюзией» «других людей», в качестве которых выступают авторы материалов печатных текстов средств массовой информации. Таким образом, феноменологический метод филологии общения основан на представлениях о сущности личности человека, как предмете организма мыслящего существа, обладающего феноменами состояний эмоций, проявляемых в свойствах страстных стремлений к выражению этих эмоций в феноменах общения с изменением состояний и свойств других предметов мыслящих существ данной области действительности.
Литература
- Кодола Н.В. Журналистика как филологический феномен // Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7. - № 4. - 2015. - С. 153-159. DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.4.153-159
- Кодола Н.В. Интервью. Методика обучения. Практические советы: Учеб. пособие для студентов вузов / Н.В. Ко-дола. - 2-е изд. испр., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 174 с.
- Кодола Н.В. Новые технологии диалога для новых медиа // Журналистика в 2014 году. СМИ как фактор общественного диалога: международная научно-практическая конференция (Москва 6.02.2015). - М.: МГУ, 2015. - С. 116-117.
- Кодола Н.В. Феноменологический метод журналистики. - Saarbrucken, Deutschland: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. - 559 с.
- Кодола Н.В. Феноменологический метод филологии // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2014. - № 5. Том 2. - М.: Наука, 2014. - С. 242-248.
- Кодола Н.В. Феноменологический метод филологического исследования // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии XXXV МНПК вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. - Новосибирск: СибАК, 2014. С. 111-115.
- Кодола Н.В. Феноменологический метод филологического исследования жанра интервью // Русский язык в контексте национальной культуры («Современные языковые процессы в СМИ»): материалы III Международной научной конференции (Саранск 21-23.05.2014). - Саранск: Мордов. гос. ун-т, 2014. - С. 312-323.
- Кодола Н.В. Феноменологический подход к филологическому исследованию журналистики / Современные научные исследования: методологии, теория, практика: материал II Международной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 2.06.2014). - Нижний Новгород: ЦСРНИ, 2014. - С. 128-135.
References
- Kodola N.V. Journalism as a philological phenomenon. [Zhurnalistika kak filologicheskij fenomen] Istoricheskaya i sotsi-al'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. Tom. 7. No 4. 2015. Pp. 153-159. DOI:10.17748/2075-9908.2015.7.4.153-159 (in Russ.)
- Kodola N.V. Interview. Training technique. Practical advice: Proc. A manual for students of universities. N. In. Kodola. 2nd ed. Rev., revised And enlarged extra. [Interv'ju. Metodika obuchenija. Prakticheskie sovety: Ucheb. Posobie dlja studentov vuzov. N.V. Kodola. 2-e izd. Ispr., pererab. I dop.]. Moskva: Aspect Press, 2011. 174 p. (in Russ.)
- Kodola N. V. New technologies of dialogue for new media. Journalism in 2014. The media as a factor of social dialogue. [Novye tehnologii dialoga dlja novyh media. Zhurnalistika v 2014 godu. SMI kak faktor obshhestvennogo dialoga]: the international scientific-practical conference (Moscow 6-8.02.2015). Moskva: Moscow state University, 2015. Pp. 116-117. (in Russ.)
- Kodola N.V. Phenomenological method of journalism. [Fenomenologicheskij metod zhurnalistiki]. Saarbrucken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. 559 p. (in Russ.)
- Kodola N.V. Phenomenological method of Philology. [Fenomenologicheskij metod filologii]. European Social Science Journal (European journal of social Sciences). Moskva: Nauka 2014. No. 5. Volume 2. Pp. 242-248. (in Russ.)
- Kodola N.V. Phenomenological method of philological study. [Fenomenologicheskij metod filologicheskogo issledovani-ja.]. In the world of science and art: issues of Philology, art history and cultural studies XXXV International scientific conference. Questions of Philology, art history and cultural studies (Novosibirsk 16.04.2014). Novosibirsk: Sibak, 2014. Pp. 111-115. (in Russ.)
- Kodola N.V. Phenomenological method of philological study of the genre of the interview. Russian language in the context of the national culture" ("Modern language processes in the media").[ Fenomenologicheskij metod filologicheskogo issledovanija zhanra interv'ju. Russkij jazyk v kontekste nacional'noj kul'tury» («Sovremennye jazykovye processy v SMI»)]: proceedings of the III International scientific- practical conference (Saransk 21-23.05.2014). Saransk: Mordovian state University, 2014. Pp. 312-323. (in Russ.)
- Kodola N.V. A phenomenological approach to the philological study of journalism. Current research: methodology, theory, practice. [Fenomenologicheskij podhod k filologicheskomu issledovaniju zhurnalistiki. Sovremennye nauchnye issledovanija: metodologii, teorija, praktika]: materials of II International scientific-practical conference (Nizhny Novgorod, 2.06.2014). Nizhny Novgorod: CSRNI. 2014. Pp. 128-135. (in Russ.)