ПОТРЕБЛЕНИЕ КАК ОСНОВА МИРОВОСПРИЯТИЯ МАССОВОГО ЧЕЛОВЕКА

Научная статья
Выпуск: № 1 (32), 2015
Опубликована:
2015/08/02
PDF

Писаревская Н.С.

Московский государственный институт культуры

ПОТРЕБЛЕНИЕ КАК ОСНОВА МИРОВОСПРИЯТИЯ МАССОВОГО ЧЕЛОВЕКА

Аннотация

В статье проанализирована трансформация человека и его мировосприятия, основанная на процессе потребления. Определены предпосылки становления в XX веке массового человека как субъекта массового общества. 

Ключевые слова: масса, массовый человек, массовый потребитель.

Pisarevskaia N.S.

Moscow state Institute of culture CONSUMPTION AS A BASIS FOR THE PERCEPTION OF MASS MAN

Abstract

The article analyzes the transformation of man and his world view, based on the process of consumption. The prerequisites of the formation in the twentieth century the mass of man as the subject of mass society.

Keywords: mass, mass man, the mass consumer.

На протяжении XX века демократические преобразования постепенно распространялись по всему миру. При этом демократия всегда воспринималась как форма правления, возникающая вследствие достижения всеобщего равенства посредством трансформации политической и социальной структуры. В результате этих преобразований широкие массы получили возможность влиять на все аспекты социальной жизни, что, в свою очередь, стало благотворной почвой для зарождения и становления «массового человека», а также привело к увеличению значимости материальных ценностей и объединению людей в группы и идентификации по принципу материального благополучия. Как следствие, человеку становится необходим некий культурный продукт, отвечающий потребностям в самореализации. Этот продукт предоставила зарождающаяся массовая культура, в которой культивировались основы потребительства.

XX век и его достижения с одной стороны породили стандартного человека массы и предоставили ему возможность самовыражения и самоутверждения во всех сферах жизни – духовной, культурной, политической, а с другой стороны – позволили ему выдавать свои исключающие духовную составляющую жизни и культивирующие материальную ее сторону стандарты и стереотипы за уникальность и индивидуальность

Так, демократия с одной стороны является властью народа, либо властью лиц, которым делегируются полномочия управления государством и социумом. С другой же стороны именно демократия ведет к сознательному отчуждению людей от участия в социальных процессах и фрустрации, заключающейся в отсутствии у людей желаемых объектов. Вследствие этого современное общество основано преимущественно на усредненности мировосприятия «атомизированного индивида», который, руководствуясь идеалами, провозглашаемыми массовой культурой, стремится подчинить все сферы социальной жизни потреблению.

К концу ХХ века коммерциализация распространилась на все сферы жизни общества, социальным индикатором стал способ накопления и приобретения тех или иных благ. «К этому облегчению жизни и к экономической обеспеченности присоединяются физические блага, комфорт, общественный порядок, – писал в ХХ веке Х.Ортега-и-Гассет, – Жизнь катится, как по рельсам…» (3, С. 54). У «заурядного человека» нет никаких обязательств и запретов, зато появляется огромное количество потребностей.

Массовый потребитель – необходимое условие развития индустриального общества и, как показывает история, условие развития современного общества, переходящего в постиндустриальную эру. Стремительный рост промышленности, коммерциализация, распространившаяся на все сферы жизни общества, и переход на рыночные отношения позволяют изменять положение человека в обществе посредством накопления и приобретения тех или иных благ. Ж. Бодрийяр говорил о том, что «…общий микроклимат жизни, благ, предметов, услуг, поведения и социальных отношений представляет собой законченную стадию в эволюции, которая начинается с простого изобилия товаров и через образование цепи объектов потребления доходит до всеобщего координирования действий и времени, до системы окружающей среды…» (1, С. 16). Так, именно процесс потребления оказывается основным регулятором социальной жизни.

В XX веке мир превращается в скопление потребителей, т.е. людей, для которых важен не столько тот или иной продукт, сколько сам процесс потребления. При этом «потреблению присущи противоречивые свойства: с одной стороны, оно ослабляет ощущение тревоги и беспокойства, поскольку то, что стало моим, не может у меня быть отобрано; но с другой стороны, это вынуждает меня приобретать все больше и больше, так как всякое приобретение вскоре перестает приносить удовлетворение» (4, С.49).

Общество переходит на рыночные отношения, что сопровождается тем, что появляются финансовые возможности и неограниченное количество товаров потребления. К.Маркс видел в потреблении и обладании отчуждение человека от эстетических и духовных чувств: «Частная собственность сделала нас столь глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет является нашим лишь тогда, когда мы им обладаем, т.е. когда он существует для нас как капитал или когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем, носим на своем теле, живем в нем и т.д., – одним словом, когда мы его потребляем, – хотя сама же частная собственность все эти виды непосредственного осуществления владения в свою очередь рассматривает лишь как средство к жизни, а та жизнь, для которой они служат средством, есть жизнь частной собственности – труд и капитализирование» (5, С.98). С момента подчинения всего социального устройства неким экономическим функциям смещаются акценты в сознании людей с внутриличностных и межличностных проблем и рефлексий на обладание материальными благами.

Восприятие окружающего мира искажается, приобретая ярко выраженный экономический подтекст. Люди перестают отделять свои индивидуальность и уникальность от материального благополучия и как следствие приобретаемых ими товаров. А утрата личностной уникальности в контексте слияния с обществом на основе потребления ведет к тому, что индивиды сливаются в массу.

В итоге жизнь современного человека превращается в гонку за материальными благами, которые становятся главными критериями успешности. Чтобы создать и поддерживать иллюзию благополучия человек окружает себя дорогими вещами, выбирает себе модное хобби, стремится во всем соответствовать желаемому социальному статусу. Однако «именно благополучие нередко вызывает страшное отвращение к жизни, задевшее большие массы людей со всеми вытекающими отсюда последствиями – жаждой добровольного одичания, порывами бессмысленного насилия, различными проявлениями социальной истерии, которые уже примелькались и кажутся даже нормальными признаками современной культуры» (2, С.258).Еще Х.Ортега-и-Гассет говорил о «тирании пошлости» в массовом обществе. А итогом «провозглашения пошлости» является абсурдное состояние духа, в котором пребывает масса: больше всего ее заботит собственное благополучие и меньше всего – его истоки, включая развитие способностей, в том числе творческих. Однако у «среднего» человека возникает иллюзия сотворчества и субъектности, которую он обретает посредством идентификации себя как деятельной и уникальной личности, поскольку приобретая товары, он искренне считает, что это его выбор, забывая о том, что образ этого товара ему внушен. Подобное потребление в свою очередь обусловливает производство массового продукта.

Литература

1.     Бодрийяр Ж. Общество потребления. – М., 2006. 2.     Лифшиц М. Собрание сочинений. – М., 1984. - Т.1. 3.     Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М., 2001.4.     Фромм Э. Иметь или быть. – М., 2012.5.     Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Сочинения. – М., 1974. – Т.42.

 References

1.  Bodrijjar Zh. Obshhestvo potreblenija. – M., 2006.2.  Lifshic M. Sobranie sochinenij. – M., 1984. - T.1. 3.  Ortega-i-Gasset H. Vosstanie mass. – M., 2001. 4.  Fromm Je. Imet' ili byt'. – M., 2012. 5.  Karl Marks, Fridrih Jengel's. Sochinenija. – M., 1974. – T.42.