ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Бутова Т.В. 1, Миловидова Н. А.2, Смирнова А. А.3
1Кандидат экономических наук, доцент,
2Студентка факультета «Государственное и муниципальное управление»,
3Студентка факультета «Государственное и муниципальное управление»,
ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Аннотация
В данной статье авторами рассмотрены особенности инновационной политики Великобритании. Особое внимание авторы уделяют инструментам поддержки бизнеса, таким как налоговые льготы, научные парки и т.д.
Ключевые слова: инновации, инновационная политика, инструменты поддержки инновационного бизнеса.
Butova T. V.1, Milovidova N. A.2, Smirnova A.A. 3
1PhD, Associate Professor;
2Student of "State and municipal management",
3The student of "State and municipal management",
FGOBU VPO "Financial University under the Government of the Russian Federation"
FEATURES OF INNOVATION POLICY OF GREAT BRITAIN
Abstract
In this article the authors consider the features of innovative policy of Great Britain. They focus on business support, such as tax credits, science parks, etc.
Keywords: innovation, innovation policy, instruments of support of innovative business.
Особенностью инновационной политики Великобритании является проведение инноваций в государственном секторе. Из числа государственных инновационных программ следует выделить:
- National Health Service (NHS) NHSDirect – программа по консультационно-информационной помощи Государственной медицинской службы Великобритании;
- Companies House Electronic Incorporation Scheme – служба онлайн регистрации новых компаний, аннулирования уже действующих;
- HM Land Registry E-conveyancing Programme – служба онлайн составления актов о передаче права собственности на земельные участки и т.д.
В Великобритании также широко распространилась система программ «LINK». В рамках любой из этих программ происходит поддержка НИОКР, ориентированных на создание научно-технологических новшеств, направленных на будущую продажу на рынке сбыта. Финансирование проектов по программам происходит при долевом участии государства и частного сектора. Расходы государства на проекты «LINK» в год составляют порядка 33 млн. фунтов, столько же платит и бизнес (50%).
На данный момент времени в Великобритании реализуется ряд направлений в политике правительства, ориентированных на стимулирование инновационной деятельности, осуществляемой предпринимательским сектором.
В сфере передачи знаний существуют механизмы поддержки, способствующие эффективному использованию предпринимателями знаний, навыков и технологий университетов и других академических учреждений посредством сотрудничества [2]. Наиболее важными организациями этого направления являются партнерства по трансферу знаний (Knowledge Transfer Partnerships), частично субсидирующихся правительством Великобритании. Каждое партнерство отбирает высококвалифицированных партнеров для компании в целях содействия и помощи в процессе создания продукта. Проекты, как правило, длятся от 1 года до 3 лет. Важнейшая цель подобного взаимодействия бизнеса и образовательных учреждений - это облегчение обмена знаниями и опытом между двумя сторонами, а также стимулирование исследований, ведущихся университетами и осознание их роли и вклада, который они способны внести в развитие и рост бизнеса.
Следующим инструментом поддержки бизнеса являются научные парки или технопарки. Это организации, также ориентированные на поддержку и стимулирование обмена знаний и технологий между университетами, научно-исследовательскими институтами и предприятиями. Модели разнообразных технологических парков довольно различны. Например, бизнес инкубаторы поддерживают начинающие фирмы на стадии стартапов (start-ups) и дают доступ к финансированию, помогают в управлении и осуществляют техническую поддержку.
Еще один механизм - это налоговые льготы на исследования и разработки (ИР). Наличие государственной политики по мотивированию частного бизнеса осуществлять расходы на НИОКР путем налоговых стимулов, конечно, является условием для увеличения расходов на исследования в будущем.
Другой формой поддержки бизнеса являются фонды роста на ранней стадии развития компаний, другими словами фонды «раннего роста» (Early Growth Funds – EGF). Они были сформированы на базе правительственной программы по стимулированию рискового финансирования предприятий, находящихся в начальной фазе развития (стартапы и развивающиеся фирмы). Главная цель программы – повысить уровень предоставления рискового капитала в небольших размерах (в среднем до 50 тыс., но не более 100 тыс. фунтов.) для инновационного наукоемкого бизнеса.
Интерес представляет также программа Инициативы научных исследований малым бизнесом (Small Business Research Initiative - SBRI), созданная в 2009 г. из-за увеличения спроса на инновации и с целями стимулирования разработок инновационных продуктов и поддержки правительством малых и средних предприятий [1]. К числу базовых целей этой программы относится: предоставление финансовой помощи малому наукоемкому бизнесу, осуществляющему ИР и способствующему росту размеров рынка ИР; помощь малому бизнесу по увеличению объемов его расходов на ИР и формирование для него выгодных рыночных условий; создание потенциала для роста числа наукоемких стартапов.
В следующие десять лет Великобритания будет стремиться к усилению целенаправленной поддержки в большей части секторов экономики, стимулируя развитие инновационной сферы путем выдачи грантов, закупки инновационных товаров и услуг, а также путем запуска высокотехнологических центров.
Литература
- Рагулина Ю.В. Малое предпринимательство как субъект экономического развития // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5-1. С. 633-635.
- Филатова Т.В., Оганян Л.А. Роль государственного регулирования инвестиционной деятельности в современной России // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 5. С. 41-45.
References
- Ragulina Y.V. Small business as the subject of economic development // Economics and Entrepreneurship. 2014. № 5-1. P. 633-635.
- Filatova T.V., Ohanian L.A. The role of state regulation of investment activity in modern Russia // Bulletin of the University (State University of Management). 2014. № 5. P. 41-45.