CHILDFREE КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КРИЗИСА СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
Иванова В.С.
Доцент, кандидат философских наук, Томский политехнический и Томский государственный университеты
CHILDFREE КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КРИЗИСА СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
Аннотация
Что такое childfree? Почему люди выбирают такой образ жизни? Влияет ли данное явление на общественную и политическую жизнь страны? Эти и другие вопросы рассматриваются в данной статье. Представлены результаты опроса российского Интернет-сообщества childfree, целью которого являлось рассмотрение предпосылок формирования данного явления, а также поиск эмпирических показателей, подтверждающих/опровергающих распространение данного феномена в России, его значимости в молодежной среде.
Ключевые слова: факторы снижения деторождении, childfree, мифы childfree
Ivanova V. S.
Associate Professor, Candidate of Philosophical Sciences, Tomsk Polytechnic and Tomsk State Universities
CHILDFREE AS AN INDICATOR OF THE CRISIS OF THE MODERN FAMILY
Abstract
What is childfree? Why people choose this lifestyle? Does this phenomenon in public and political life of the country? These and other questions are addressed in this article. Presents the results of a survey of the Russian Internet- community childfree, the purpose of which was to consider the prerequisites for the formation of this phenomenon, and the search for empirical indicators confirming/refuting the spread of this phenomenon in Russia, its significance in the youth environment.
Keywords: factors reducing births, childfree, myths childfree
Социальные структуры и институты постоянно модифицируются, распадаются, испытывая кризис. Семья и брак не являются исключением. В последние годы прежнее значение института семьи утрачено, на место нуклеарной семьи пришли новые альтернативные формы семейной жизни. Одним из важнейших показателей кризиса института семьи, с одной стороны, по мнению исследователей с начала нулевых, является снижение брачности, а с другой - появление семей, которые сознательно отказываются от возможности иметь детей. Это явление получило название childfree. Возникнув в США, оно быстро распространилось в Европе, чему немало способствовал образ жизни современного европейца. В России об этом явлении стало известно относительно недавно, и поэтому оно представляет особый интерес для социологов. Ведь любое социальное явление, влияя на социальные институты, либо способствует, либо тормозит выполнению определенных институциональных функций.
Рассматриваемый феномен – childfree – не является исключением, но в российском контексте сhildfree не может называться ни движением, ни субкультурой, так как российский сегмент не обладает достаточными свойствами, присущими этим явлениям.
Понятие «childfree» (от анг. – свободный от детей) введено в 90-е г. прошлого века американкой Л. Лафайет, когда ею было создано сетевое сообщество ChildFree Network. (Хотя существует версия, что в 70-е годы в Америке термин использовался как альтернатива слову childless, обозначающий людей желающих иметь ребенка, но не имеющих такой возможности). В России первое сообщество «чайлдфри» появилось в социальных сетях в декабре 2004 года.
На сегодняшний день на западе данное течение получило большое распространение. Согласно исследованиям, 44% американок в возрасте от 15 до 40 лет бездетны, а количество женщин, способных иметь детей, но категорически этого не желающих, за десять лет выросло с 2,3 до 6,6%. По признанию каждой пятой опрошенной отказ от рождения детей, связан с нелюбовью к детям или их боязнью.
Рассматривая отношение к деторождению на протяжении истории, можно заметить, что дети не всегда являлись желанными для их родителей. Зачастую рождение ребенка было неоспоримым фактом, который никак нельзя было предотвратить. И большое количество детей в семье также было обусловлено несколькими факторами: с одной стороны, экономическими и социо-культурными: традиции патриархальной семьи, рассмотрение детей как потенциальной рабочей силы и т.д. С другой, - медико-социальными: санитарно-гигиенические условия, отсутствие доступной контрацепции, высокая младенческая смертность.
Но развитие технологий, медицины, переход от традиционного к индустриальному обществу и изменения демографической ситуации привели к переменам в семейной жизни: потребность в большой многопоколенной семье отпала. Процессы феминизации так же оказывали свое влияние на семейные ценности и в результате на деторождение. Женщины, получив возможности для образования и профессиональной карьеры, материальной независимости от мужчин (мужей), стали откладывать замужество и деторождение на все более поздний срок. Все это в итоге привело к особенностям, связанным с процессом деторождения в современном мире: все более поздний возраст вступления в брак; как следствие, более поздний возраст деторождения увеличивал риски: а) по медицинским показаниям, б) откладывание рождения ребенка «до последнего» повысило процент рождения детей без отцов.
Трансформация нормативной модели деторождения в жизненных стратегиях сегодняшних россиянок обусловлена, во-первых, особенностями социально-экономического характера: жилищные, материальные трудности могут провоцировать потенциальных родителей к отказу от материнства и отцовства. Во-вторых, социально-культурными изменениями, отразившимися на организации частной сферы жизнедеятельности индивида и способствующие «неуклонному снижению брачности» [1, с. 372].
В-третьих, социально-политическими факторами: непоследовательность государства в регулировании и проведении социальной политики, направленной на повышение рождаемости и преодоление кризисных явлений семейно-брачных отношений. В-четвертых, социально-педагогическими, связанными с воспитанием детей, необходимостью включенности в процесс первичной социализации, что способствовало формированию страхов и тревог со стороны будущих родителей. Исследования показывают, что по мнению россиянок «позиция растить и воспитывать детей» является все более трудно реализуемой в их жизненных планах, причем независимо от уровня материального благополучия.
Таким образом, причины, провоцирующие людей к отказу от репродуктивного поведения разнообразны. Однако участники опроса настаивают на том, что основным мотивом сознательного отказа служит не неприятие ребенка как такового, а именно желание жить полноценной жизнью: не делать перерывов в работе, свободно распоряжаться своим временем, путешествовать, а также любить мужа и заботится о нем.
Для того чтобы ответить на вопрос о перспективах развития движения «childfree» в России, следует обратиться к мнениям самих представителей ЖЖ-сообщества (был проведен вторичный анализ интервью 2010 г. с российскими представителями Интернет-сообщества чайлдфри).
Прежде всего следует развеять мифы о данном явлении. Первый – чайлдфри ненавидят детей. Между равнодушием и яростным отрицанием существует дистанция. Идеология childfree не представлена ненавистью, а только отказом от рождения, забот и занятий с детьми. Второй – представители childfree в детском возрасте были психологически травмированы. Возможно, это небесспорно, но среди них достаточно лиц с безоблачным детством, из благополучных семей, выросших уверенными в себе людей, с карьерными устремлениями и ориентацией на самореализацию. Третий – childfree сторонники абортов. Этот тезис не имеет под собой оснований, так от представителей данного сообщества чаще можно услышать пропагандирование иных образцов сексуального поведения.
Далее, анализ высказываний ЖЖ-сообщества childfree, позволяет предположить, что чаще всего childfree – это молодые люди, не старше 35 лет, свободные от каких-либо семейных обязательств, чаще всего единственные дети в семье, достаточно обеспеченные, самостоятельные, индивидуалисты, крайне негативно воспринимающие любые попытки вмешательства в их частную жизнь (включая советы родственников). Свое время они делят между работой, отдыхом, друзьями и личной жизнью, недовольны появлением детей в окружающем пространстве и стараются максимально дистанцироваться от них, хотя у некоторых из них есть ребенок, как они уверяют, «случайно рожденный» [2].
Таким образом, какого либо движения под названием Сhildfree в России не существует. Есть люди, которые не хотят иметь детей, говорят об этом вслух, однако же очень сильно зависят от общественного мнения и их протест больше напоминает позу, чем реальную приверженность к движению. Кроме того, в России нет ни одного признака данного движения – нет лидера, нет структуры организации, нет устава и налаженной сети общения, нет никаких признаков общественной деятельности представителей движения. ЖЖ-сообщество служит скорее полигоном для обрабатывания словесных ударов в ответ на давление со стороны родных и друзей. Имеет место так называемый «слив негативной энергии», который распространен в русскоязычной блогосфере. Не имея легитимных каналов, которые помогали бы выпустить негативные эмоции в реальности, люди ищут такие каналы в сети Интернет и, в частности, находят их в сообществе childfree.
Литература
- Гурко Т. А., Карпушова А. П. Тенденции брачности и брачный выбор в России // Россия в глобальном контексте: Статьи российских социологов для участников «Русского форума» на XV Всемирном конгрессе социологов в г. Брисбейн, Австралия, 7-13 июля 2002 г. М.: ИСПИ РАН, 2002. С. 372-376.
- Дети не приносят радости [Электронный ресурс] URL: http://community.livejournal.com/ru_childfree/107198.html (дата обращения 22.01.2015).
References
- Gurko T. A., Karpushova A. P. Tendencii brachnosti i brachnyj vybor v Rossii // Rossija v global'nom kontekste: Stat'i rossijskih sociologov dlja uchastnikov «Russkogo foruma» na XV Vsemirnom kongresse sociologov v g. Brisbejn, Avstralija, 7-13 ijulja 2002 g. M.: ISPI RAN, 2002. S. 372-376.
- Deti ne prinosjat radosti. [Jelektronnyj resurs] // Jelektron. zhurn. URL: http://community.livejournal.com/ru_childfree/107198.html (data obrashhenija 22.01.2015).