АЛЬМА ФИДОРА В БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВЕ СТЕПАНА ЭРЬЗИ
АЛЬМА ФИДОРА В БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВЕ СТЕПАНА ЭРЬЗИ
Аннотация
В статье атрибутируются портреты итальянской художницы и дизайнера Альмы Фидоры (1896–1980), созданные российским скульптором Степаном Эрьзей (1876–1959). Актуальность работы связана с необходимостью изучения диалогических связей российской и мировой культуры и искусства. Цель исследования: провести атрибуцию изображений Фидоры, созданных Эрьзей. Задачи исследования: выявить произведения Эрьзи, моделью которых стала Фидора, определить даты их создания, охарактеризовать их особенности, провести их сравнительный анализ с портретами Фидоры, выполненными другими художниками. Применяются сравнительно-исторический (с элементами биографического), иконографический методы, фактографический анализ. Результаты исследования могут быть использованы при написании теоретических работ по истории культуры и искусства, проблемам диалога культур.
1. Введение
Итальянская художница и дизайнер Альма Фидора (1894–1980) родилась в Милане в семье, принадлежащей к среднему классу. Собираясь стать учительницей, она поступила на факультет литературы Миланского университета, где прошла полный курс. Знакомство с известным искусствоведом, инспектором Главного управления памятников Ломбардии Уго Неббией (1880–1965) изменило ее жизнь. Под его влиянием она начала заниматься искусством и стала одной из первых представительниц футуризма, которым Неббия увлекся в начале 1910-х гг., основав вместе с Л. Дудревиллем группу «Nuove tendenze» («Новые тенденции»).
Во время Первой мировой войны, когда Неббия находился в действующей армии, Фидора работала учительницей. После войны вместе с Неббией она жила в Палермо, Венеции, Генуе, Л’Акуиле (1939–1942), затем вернулась в Милан. В 1929 г. пара венчалась по церковному обряду, в 1932 г. заключила гражданский брак. Все эти годы Фидора активно работала: занималась дизайном одежды, мебели, сотрудничала с компанией по производству художественного стекла «Venini», писала статьи для «Gazzetta di Venezia», участвовала в выставках. В 1938 г. в Генуе состоялась ее персональная выставка. В 1943 г. в результате попадания авиабомбы была разрушена квартира супругов, работы художницы погибли. После Второй мировой войны она не выставлялась, однако продолжала работать.
Имя Фидоры долгие годы не включалось в историю искусства, однако в последние десятилетия оно встречается в работах западных исследователей футуризма , , , . В нашей стране оно фигурирует лишь в двух публикациях, которые не носят научного характера: в статье работавшего в Италии дипломата П.М. Медведовского , затем в книге журналиста-международника Ю.Н. Папорова . В обоих случаях это имя упоминается в связи с именем скульптора Степана Эрьзи (1876–1959). Медведовский сообщает, что в 1980 г. в Милане он побывал на выставке, посвященной группе «Nuove tendenze», где говорилось об Эрьзе как о друге группы и демонстрировалась фоторепродукция выполненного им скульптурного портрета Альмы Фидоры, который устроители датировали 1912–1913 гг. . Они также пояснили, что репродукция иллюстрировала статью Неббии в журнале «Emporium» (1915); оригинал фотографии хранился у Фидоры, скончавшейся во время проведения выставки, а сам портрет был утрачен во время упомянутой бомбардировки; согласно Медведовскому, материалом портрета был мрамор . По нашему мнению, этот портретный бюст – не единственное изображение Фидоры, выполненное Эрьзей.
Актуальность данной работы связана с необходимостью изучения диалогических связей российской и мировой культуры и искусства. Ее новизна определяется отсутствием исследований научного характера, рассматривающих зарубежные творческие контакты Эрьзи (скульптор жил в 1907–1914 гг. в Европе и в 1926–1950 гг. – в Латинской Америке). В статье впервые вводятся в научный оборот неизвестные архивные материалы, публикации об Эрьзе в зарубежной прессе 1900-х, 1910-х и 1940-х гг. Цель исследования: провести атрибуцию изображений Фидоры, созданных Эрьзей. Задачи исследования: выявить произведения Эрьзи, моделью которых стала Фидора, определить даты их создания, охарактеризовать особенности, провести их сравнительный анализ с портретами Фидоры, выполненными другими художниками. Результаты исследования могут быть использованы при написании теоретических работ по истории культуры и искусства, проблемам диалога культур.
В статье используются сравнительно-исторический (с элементами биографического), иконографический методы, фактографический анализ.
2. Основные результаты. Обсуждение
Степан Эрьзя познакомился с Уго Неббией в Милане в начале 1908 г. Став большим другом скульптора, Неббия помог ему принять участие в художественных выставках в Милане и Венеции, опубликовал несколько статей о нем в итальянских художественных журналах. Документы и материалы из личного архива скульптора позволяют внести коррективы в данные о его итальянских друзьях. Медведовский и Папоров ошибочно утверждают, что на момент знакомства с Эрьзей Неббия был женат на Альме Фидоре , . Согласно итальянским источникам, в апреле 1917 г. в Милане Неббия женился на Виктории Бонео . Однако имя «Витторина» встречается в его письмах к Эрьзе, относящихся к 1910, 1914 гг.: его либо упоминает Неббия, либо она сама ставит свое имя в конце его письма, либо подписывается, добавив что-то к его посланию . В архиве Эрьзи сохранилась фотография молодой женщины с адресованным ему инскриптом, датированным 25 января 1910 г. и подписью «Витторина Неббия» , следовательно, брак Неббии с Викторией уже в это время был официальным. Возможно, в 1917 г. он был не заключен, а расторгнут, после чего Неббия надолго уехал из Милана с новой спутницей жизни – Альмой Фидорой, с которой был знаком ранее.
Рисунок 1 - Работы С.Д. Эрьзя:
а) С.Д. Эрьзя. Бюст. (Портрет Альмы Фидоры). 1908, гипс; б) С.Д. Эрьзя. Женский портрет. (Портрет Альмы Фидоры). 1909, бумага, карандаш
Рисунок 2 - Работы Д. Герелло и А. Сантагата:
а) Д. Герелло. Серебряное спокойствие. (Портрет Альмы Фидоры). 1922, холст, масло; б) А. Сантагата. Портрет Альмы. 1930, холст, масло
Возможно, Эрьзя создал еще одно изображение Альмы Фидоры. Мы имеем в виду скульптуру аргентинского периода его творчества (1940, альгарробо), представленную в экспозиции Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи (МРМИИ) под названием «Женский портрет» (рис. 3а, 4б). Довольно значительный по размеру бюст эффектен и наряден. Его динамичное композиционное решение напоминает стиль барокко. Резко повернутая влево голова обрамлена клубящимися формами волос, которым вторят шарообразные выступы на плечах и груди (возможно, имитирующие платье с пышными рукавами). Причудливо изломанная линия контура, живописность гармонирующих друг с другом крупных объемов рождают ощущение необычайной подвижности пластических масс. В композицию введены обобщенно проработанные, изогнутые в изысканном движении кисти рук.
Рисунок 3 - Работы С.Д. Эрьзя и П.Ф. Соколова:
а) С.Д. Эрьзя. Женский портрет. 1940, альгарробо; б) П.Ф. Соколов. Женский портрет. Вторая половина 1820-х гг., акварель
Рисунок 4 - Работы С.Д. Эрьзя:
а) С.Д. Эрьзя. Альма. 1940, альгарробо. Фоторепродукция из журнала «Leoplan» (Буэнос-Айрес, Аргентина, 1941); б) С.Д. Эрьзя. Женский портрет. 1940, альгарробо
3. Заключение
Итак, в статье уточнена информация о некоторых событиях жизненного пути Альмы Фидоры (в результате чего поставлены знаки вопроса под некоторыми пунктами ее официальной биографии). Установлено время ее знакомства с Эрьзей, дата создания им ее скульптурного портрета (1908) и материал этого произведения (гипс). Выявлен также графический портрет Фидоры, выполненный российским мастером в 1909 г. Приведены аргументы в пользу того, что скульптурный портрет, относящийся к аргентинскому периоду творчества скульптора (1940, альгарробо) также может быть портретом Фидоры. Атрибуцию модели рассмотренных нами скульптурного и графического портретов, созданных в 1908 и 1909 гг., можно считать окончательной, атрибуцию скульптурного портрета 1940 г. – предположительной. С абсолютной уверенностью можно сказать лишь, что женское изображение пушкинской эпохи не имеет к этому портрету никакого отношения.