Философия и социология образования: основы и ограничения взаимосвязи
Философия и социология образования: основы и ограничения взаимосвязи
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы акцентов философских размышлений о феномене образования и его значении, а также характеристики сосуществования и взаимодействия философии и социологии образования в современных условиях. В проблематике социологии образования рассмотрены ее основные школы и методологические парадигмы, определяющие образование как феномен общественного развития, тогда как приоритетом развития современной философии образования выступают методологии исследования культуры. Автор приходит к выводу о том, что решение узконаправленных задач современными философией и социологией образования приводит к ограничению их взаимодействия, хотя имеется значительный потенциал для их смысловой и методологической конвергенции в сфере культуры.
1. Введение
О целях и роли образования в обществе, социальных факторах, определяющих его содержательные характеристики размышляли мыслители разных исторических эпох и культур, их идеи не потеряли актуальности и в снятом виде присутствуют в современных теориях. Если социология образования формируется на рубеже XIX-XX веков, то социальная философия как ее ведущий исток отталкивается еще от идей древних.
2. Основные результаты
Представления Платона об аристократическом образовании исходят из признания разумной способности философа, которого необходимо особым образом учить-воспитывать для того, чтобы он стал правителем и служил общему благу. Народу же достаточно чувства общности и практические знания.
Аристотель, напротив, считал, что государственное управление должно быть внимательно к образованию и что образование народа – государственное дело. Он видел задачу образования как реализацию разумности человека, что с этической точки зрения предстает как самореализация, обретение нравственного контура, поэтому образование должно дополняться воспитанием.
М. Лютер призывал к обязательной системе обучения, утверждая, что государство обязано принуждать подданных к обучению своих детей. Если родители бедны, то церковь и государство обязаны им помочь. Хорошие учителя никогда не будут прибегать к насилию, должны учить добросовестно, с любовью и интересом
.Эпоха Просвещения с идеями господства разума и знаний, ориентацией на принципы справедливости и свободы, акцентировала роль просвещения людей в избавлении от присущих обществу пороков, связанных с невежеством и ханжеством, выдвигает идею о праве образования для каждого, независимо от социального происхождения. Не случайно М. Монтень с иронией размышлял о неспособности родителей заниматься образованием детей, так как они от естественной любви становятся малодушными и снисходительными
.Интересна позиция М. Кондорсе, проводившего разграничение между образованием, как совокупности нравственности и различных наук, и обучением как процессом формирования носителя культурных ценностей. Образование является, по его мнению, государственным делом, в то время как обучение может быть делом частным
.Таким образом, в трудах многих философов отражены общие принципы образования – гуманизм, ценность личности и отсутствие дискриминации, индивидуальный подход в обучении и ответственность государства за образование. На этой основе, в научном знании об обществе, социальных отношениях и практике обучения складывались предпосылки возникновения социологии образования. Эволюция социологического знания привела к институализации и его новой отрасли – социологии образования.
Общей концепцией социологии образования становится задача изучения образования как устойчивого социального явления, идея о том, что с помощью образования и воспитания можно воздействовать на природу человека, а отдельные индивиды и общество в целом могут быть нравственно исправлены через систему образования
. Позже оформляются несколько социологических подходов к проблеме образования.Первым возник «моралистский подход», согласно которому образование призвано решать социальные проблемы обеспечения культурного равновесия в обществе, объединение традиций и формирование новых социальных моделей. Поэтому социология образования должна размежеваться с образовательной психологией и педагогикой, а также и со «старой» философией.
Институциональный подход связан с работами Дж. Дьюи, который рассматривал образование как обособленный социальный институт. Для него образование – это основное средство социального прогресса, а основная функция системы образования – развитие практических навыков у обучающегося. Школа призвана приносить пользу для практической жизни, именно вокруг трудовой деятельности следует строить обучение письму, математике и т.д.
.Основатель «конфликтного подхода» М. Вебер считал, что основной функцией образования выступает обучение особым «культурным статусам». Культурный статус усиливается через деятельность образовательного учреждения и создает группы «успешных» и «неуспешных» людей. Поэтому образование используется статусными группами, в том числе, для разных видов контроля населения
. Эту тенденцию подмечает и Т. Веблен, который, анализируя состояние высшего образования в США, выражает обеспокоенность контролем образования со стороны бизнеса и негативными последствиями с ним связанными .Для функционалистского подхода семья, церковь и образование выступают ведущими социальными институтами, обеспечивающими преемственность культурных ценностей. Э. Дюркгейм видит образование одной из форм коллективного сознания, транслирующего культурные нормы и поддерживающего связь личности и социума в определенных социально-экономических условиях. Образование являет собой процесс социализации молодого поколения и, как следствие, возникает повышенное внимание со стороны общества к репутации преподавателя
.Представитель генетического подхода в социологии образования Ф. Гальтон утверждал, что общественные преграды в достижении высокого положения в обществе исчезают перед высокоразвитым образованным интеллектом, то есть общественное неравенство обусловлено умственными способностями, а не социальными условиями
. Кроме того, есть и другие факторы, кроме врожденных способностей, например – культурные. Так, А. Дженсен указывает, что наследственность определяет только потенциальные способности личности, которые превращаются в реальные индивидуальные характеристики под влиянием социальных факторов . В целом, генетический подход рассматривает социальное неравенство в образовании естественным явлением, обусловленным предопределенностью жизни человека от условий его рождения.Таким образом, у нас появляется возможность сопоставить общие основания парадигм социологии образования с проблематикой социальной философии. Онтологическим основанием социологии образования выступает мир предметов, феноменов и ситуаций, имеющий субстанциальное значение для возникновения знания о нем. Речь идет о проблематике реальности социальных явлений – группы, статуса, института и т.д. Соответственно, номинализм и реализм оформляются в социологии как исследовательские подходы. С номиналистической точки зрения необходимо применение аналитико-индуктивного метода, предполагающего изучение частей общего, которое явлено как социальные структуры глобального. Реалистический взгляд обусловлен применением синтетико-дедуктивного метода, объясняющего отдельные явления, исходя из целого.
Эпистемологические основания порождают принципы объяснения в границах определенной теории или группы теорий. Например, с точки зрения позитивизма, функциональные связи образования вскрывают закономерности различных явлений без обращения к человеческой субъективности. Другой пример дает феноменология, нацеленная на изучение мира сознания – жизненного мира. В результате качественные социологические методы исследования анализируют случаи, повседневную жизнь и ее сюжеты, глубинное интервью приближает нас к личности.
3. Заключение
В целом следует отметить, что социология образования расширялась, в том числе, занимая пространства, освобожденные философией. Однако в рамках развития современной философии образования сформировалось новое пространство, в котором особое место занимают методологии исследования культуры как глобального социального явления, неразрывно связанного с образованием. Очевидно, что плоскость культуры, как наиболее универсального понятия, может стать основой для взаимопроникновения и взаимообогащения философии и социологии образования в теоретическом и практическом аспектах образовательной и просветительской деятельности.