Якутский кинематограф в системе культуры Якутии ХХ-начала XXI веков

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.60797/IRJ.2025.151.58
Выпуск: № 1 (151), 2025
Предложена:
29.10.2024
Принята:
20.12.2024
Опубликована:
24.01.2025
64
0
XML
PDF

Аннотация

Проблемы национального кинематографа представляют собой важную область исследования, поскольку кино не только отражает культурные и социальные реалии определенной страны, культуры или региона, но и активно влияет на формирование идентичности и общественного сознания. Роль регионального кинематографа в сохранении и развитии культурной самобытности народов России является актуальной темой исследования в условиях глобализации и распространения цифровых технологий. Недостаточная изученность влияния культурных, исторических и социальных факторов на кинематограф обосновывает актуальность данной темы. Предметом исследования является якутский кинематограф как часть национального кинематографа России. Объектом исследования является национальный кинематограф в системе культуры. Актуальным в современной науке становится культурологический уровень изучения художественной деятельности в регионах РФ, который позволяет объединить различные подходы в единую целостную систему взаимосвязей деятельности человека, определяющих ее развитие. Методологической основой исследования является системный анализ якутского кино на материале изучения историко-культурологической трансформации его форм в категориях современной эстетики и искусствознания. Рассмотрены этнический и этнокультурный аспекты, особенности мифа и реальности современного якутского кино. Также имеется научное осмысление с точки зрения истории, культурологии и искусствознания. В статье впервые был проведен анализ роли якутского кинематографа в сохранении и развитии культурной самобытности народа с помощью культурологической типологизации генетических процессов развития художественной культуры саха. Опираясь на методологию системно-синергетического принципа исследования культуры и концепцию художественной культуры Якутии можно отметить, что к 2020 году в структуре художественной культуры Якутии начинает доминировать киноискусство, которое интегрирует возможности массовой культуры с профессионализмом всех видов искусства. Анализ показывает, что кинематография Якутии XX-XXI века функционирует как средство сохранения культурного наследия Республики и народа Саха, а также как инструмент проецирования современного быта и традиционной жизни в мировом современном культурном пространстве в сфере культуры и искусства.

1. Введение

Роль национального кинематографа в сохранении и развитии культурной самобытности народов России является актуальной темой исследования в условиях глобализации и распространения цифровых технологий. Недостаточная изученность влияния культурных, исторических и социальных факторов на кинематограф обосновывает актуальность данной темы. Предметом исследования является якутский кинематограф как часть национального кинематографа России. Объектом исследования является национальный кинематограф в системе культуры. Актуальным в современной науке становится культурологический уровень изучения художественной деятельности в регионах РФ, который позволяет объединить различные подходы в единую целостную систему взаимосвязей деятельности человека, определяющих ее развитие. Методологической основой исследования является системный анализ якутского кино на материале изучения историко-культурологической трансформации его форм в категориях современной эстетики и искусствознания. Рассмотрены этнический и этнокультурный аспекты, особенности мифа и реальности современного якутского кино. Также имеется научное осмысление с точки зрения истории, культурологии и искусствознания. В статье был проведен анализ роли якутского кинематографа в сохранении и развитии культурной самобытности народа с помощью культурологической типологизации генетических процессов развития художественной культуры саха. Опираясь на методологию системно-синергетического принципа исследования культуры и концепцию художественной культуры Якутии можно отметить, что к 2020 году в структуре художественной культуры Якутии начинает доминировать киноискусство, которое интегрирует возможности массовой культуры с профессионализмом всех видов искусства. Анализ показывает, что кинематография Якутии XX-XXI века функционирует как средство сохранения культурного наследия Республики и народа Саха, а также как инструмент проецирования современного быта и традиционной жизни в мировом современном культурном пространстве в сфере культуры и искусства. В последние годы наблюдается растущий интерес к якутскому кинематографу среди исследователей в области культуры и искусства. Однако недостаточная степень изученности данной темы и отсутствие обширного корпуса фундаментальных исследований подчеркивают необходимость проведения более глубокого анализа якутского кино. Целью данной статьи является анализ роли национального кинематографа в сохранении и развитии культурной самобытности народа саха с помощью культурологической типологизации генетических процессов развития художественной культуры саха. Таким образом, данное исследование направлено на углубление понимания ролей, которые играет национальный кинематограф в культурной и искусствоведческой сфере.

2. Основной текст

С XX века кинематограф выступает в качестве одного из видов искусства, что находит отражение в многочисленных трудах ученых-эстетиков. Например, культуролог М.С. Каган, рассматривая «театр-телевидение-кино», делает такой вывод: «кинематограф ближе к роману, чем к драме, к эпически-повествовательным литературным формам, нежели к театру, – экранизация пьесы представляет не меньшие трудности, чем инсценировка романа, и несравненно большие, чем экранизация романа»

и «самопределение каждого искусства, а не подражание одного к другому, и их взаимодействие, а не конкурентная борьба – таков принцип взаимоотношений театра, кино и ТВ»
. То есть можно с точностью сказать, что М. С. Каган в своих трудах выдвигал позицию, согласно которой кино следует расценивать как вид искусства.

Так же в Словаре культуры ХХ века В.П. Руднёв пишет: «Кино - искусство, не просто специфическое для ХХ в., но в определенном смысле создавшее сам образ ХХ в. Поэтому естественно, что кино разделяет с ХХ в. самую острую его онтологическую и эстетическую проблему: проблему разграничения текста и реальности. В этом смысле кино – крайне парадоксальный и противоречивый вид искусства»

.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что кинематограф – это искусство дополняющее театр, ТВ и создавая образ ХХ века, формирует самоидентичность и самопонимание человека, а значит в целом народа.

Кино в XX веке «становится основным механизмом формирования и трансляции норм, обычаев, традиций и ценностей, составляющих основу как отдельных культурных сообществ, так и массовой культуры»

.

В этой связи якутская кинематография выступает в качестве искусства, которое посредством трансляции норм, обычаев, традиций, быта и ценностей якутского народа способствует развитию и укреплению национальной культуры и идентичности.

В последние годы наблюдается растущий интерес к якутскому кинематографу среди исследователей в области культуры и искусства. Однако недостаточная степень изученности данной темы и отсутствие обширного корпуса фундаментальных исследований подчеркивают необходимость проведения более глубокого анализа якутского кино как сферы культуры и искусства. Целью данной статьи является анализ роли национального кинематографа в сохранении и развитии культурной самобытности народа саха с помощью культурологической типологизации генетических процессов развития художественной культуры саха. Таким образом, данное исследование направлено на углубление понимания ролей, которые играет национальный кинематограф в культурной и искусствоведческой сфере.

Культура и мировосприятие народа Саха представляют собой отражение их глубокой взаимосвязи с окружающей природой и духовным миром. Суровые климатические условия, включая холодные зимы и сложности северной жизни, формируют у саха уважительное и одновременно тревожное отношение к природе и её непредсказуемым опасностям. Эти факторы подчеркивают важность сохранения баланса и гармонии с духами природы, что является неотъемлемой частью их культурной идентичности. Уникальный фольклор, передаваемый из поколения в поколение, а также устное народное и прикладное творчество, включая Олонхо, мифы и легенды, служат важными носителями культурного наследия народа Саха. Эти произведения не только отражают исторический опыт, но и подчеркивают уникальность и неповторимость культурной традиции.

Описывая все это, необходимо так же сказать, что этнические культуры сталкиваются с противоположными процессами: культурной ассимиляцией под влиянием массовой культуры и сохранением/трансформацией этнического символизма в современных и традиционных формах, на что указывает А. Г. Пудов в своих тезисах об этнической культуре саха

. В связи с этим отмечается необходимость углубленного изучения якутского кино как национального феномена, которое, несмотря на региональный аспект, добилось успехов на мировой сцене.

По мнению искусствоведа И. В. Покатиловой, культурогенез XX века в Якутии имеет свои особенности, которые можно разделить на два качественных этапа. Первый этап, охватывающий период с середины 1920-х до 1960-х годов, характеризуется становлением и формированием профессиональных форм искусств европейского образца

. В этот период происходит развитие этнического самосознания и переход от фольклорного типа искусства к профессиональному, что отражает креативность и инновации. В различных видах пространственного и временного искусства сохраняются фольклорные реминисценции, что проявляется в тенденциях вторичного восприятия фольклора в литературе, живописи и театрально-музыкальном искусстве.

Второй этап, который охватывает период с 1960-х до 1990-х годов, становится фундаментом для дальнейшего развития национальной художественной культуры. С начала 1960-х годов наблюдается равномерное развитие всех видов искусств, при этом графика становится лидером в морфологии искусства и культуры, представляя собой феномен якутской художественной культуры XX века. В 1990-х годах этот процесс находит свое выражение в синтетическом виде искусства — театре, а в 2010-2020-х годах — в феномене якутского кино. Таким образом, развитие якутского кинематографа можно рассматривать как логичное продолжение и результат культурных процессов, происходивших в предыдущие десятилетия.

В этой связи закономерно более углубленное изучение феномена якутского кино, которое в советское время включился в ускоренный и современный художественный процесс. Якутская культура в целом развивается в сложном взаимодействии древних и современных традиций освоения новых пластов опыта мирового искусства. С помощью русского искусства была создана ускоренно в течении ХХ века типологически новая, профессионализированная и динамичная художественная культура, а главное сложился новый тип творца

. Здесь безусловно были свои проблемы, связанные с идеологическими издержками, давлением, недочетом местной специфики и насаждением единого творческого метода. Тем не менее, именно здесь была создана типологически новая, национальная художественная культура со своими особенностями.

Проблема взаимодействия профессионального театра, массовой культуры, шоу бизнеса и народной культуры привела к поискам цивилизационной идентичности в начале ХХI в. В 2005 г. якутское эпическое искусство олонхо становится шедевром нематериального наследия Юнеско. Олонхо является неиссякаемым источником для якутских художников не только в создании материальных предметов искусства, но и в искусстве театра и кино. «Анализ спектаклей, поставленных А. Борисовым в сценографии Г. Сотникова с 1982-2007 гг., показывает, как в соответствии с общественными потребностями народа в Якутии возникает театр новой эстетики – «Театр Олонхо»

. Потенциальным содержанием первых десятилетий XXI века является, с одной стороны, стихийное, а с другой – целенаправленное формирование культурных индустрий в Республике Саха (Якутия) (РС(Я)). Эти индустрии способствуют интенсивной интеграции массового производства культурных благ и услуг в коммерческий сектор. В морфологической структуре художественной культуры Якутии к 2020 году киноискусство постепенно занимает лидирующие позиции.

Историографический обзор якутского кино тесно связан с закономерными процессами развития профессионального искусства в Якутии в XX – начале XXI века. Важный вклад в изучение данного вопроса внесла диссертация С. Н. Сивцева-Доллу «Кинематограф Якутии: становление и развитие», в которой представлен подробный анализ становления и развитии якутского кинематографа. Однако, учитывая время написания работы, она не охватывает современные аспекты якутского кино, за исключением фильмов, выпущенных Государственной национальной кинокомпанией «Сахафильм».

Современное якутское кино привлекает особое внимание исследователей и нередко характеризуется терминами «феномен» и «сахавуд», что подчеркивает необходимость дальнейшего изучения данной темы.

Исследователи часто определяют якутский кинематограф как «национальный», «региональный», «этнорегиональный» или даже «провинциальный». Под «национальным кинематографом» часто понимают кинопроекты, съемочная группа которых базируется за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, а сам кинопродукт распространяется в локальных аудиториях, часто – в границах одного региона. Главным примером является сам якутский кинематограф в целом, который в начале своего развития развивался только внутри самого региона, как «контент для местного населения». Но в последние годы якутский кинематограф стал получать лидирующие позиции в российских и международных кинофестивалях, выходя за рамки региона в мировую арену киноискусства.

Национальное кино отражает как растущее во всем мире разнообразие частных (локальных) и общественных интересов деятелей кино, так и те образы, что ими создаются. Многообразие образов порождается не только жанрами фильмов, но и рассматривается как производное от восприятия их локальным сообществом, а также самим кинорежиссёром в процессе локализованной деятельности. Следует отметить, что в Якутии в настоящее время широкую популярность приобрели художественные полнометражные фильмы в жанре социальных драм, получившие широкий отклик у публики. Такие фильмы отличает соединение художественной формы с экспедиционной работой, сбором информации для того, чтобы данный киноязык был близким и понятным людям

.

Особое значение имеет анализ особенностей динамики этнорегионального кино в зависимости от специфичности социально-исторических контекстов. Если в советский период «националистически настроенная интеллектуальная элита была вынуждена адаптировать свои идеи к требованиям советской идеологии»

, то в 21 веке националистически ориентированные интеллектуалы стремятся адаптировать свои мифы и нарративы к условиям массовой культуры. При анализе национального кино в России следует учитывать такие факторы, как отсутствие статистики о количестве произведенных фильмов и сложности в представлении результатов национального кинопроизводства. В то же время одной из характерных сторон ситуации выступает то, что кинематографисты национальных республик имеют возможность демонстрировать свои работы на различных кинофестивалях, включая Якутский международный кинофестиваль, который проводится с 2013 года.

От первых документальных кадров Якутии до создания художественных фильмов и картин реальности, якутское киноискусство развивается по пути, проложенному российским кинематографом. Главной задачей авторов является запечатление национальной идентичности региона и уникальности национального характера.

Фольклорные корни якутского киноискусства открывают два основных направления для его дальнейшего развития: традиционный путь, который подтверждается опытом становления других видов искусства, и современное прочтение поэтики «вечно живой и обновляющейся архаики», которая раскрывает национальный характер в его внутренней диалогичности с природой и окружающим миром.

В то же время исследователь С. С. Соковиков задается вопросом становится ли якутский кинематограф индустрией неомифологий: «якутское кино, сформировавшееся как культурная индустрия, активно участвует в становлении национальной идентичности. Одним из действенных путей этих процессов выступает обращение к «корням» — фольклорно-мифологическому наследию, его реинтерпретация и создание на такой основе новых мифологем, органично соответствующих и культурной ментальности, и актуальным сегодняшним ситуациям»

.

Глобализация и массовая культура, в особенности западная киноиндустрия, заставляют этнорегиональные сообщества находить возможные варианты присутствия традиционной культуры в контексте современной культуры. Отсюда вытекают новые мифотворческие и неотрадиционные выражения в якутских кинокартинах. К примеру, в фильме «Пугало» Дмитрия Давыдова изображена жизнь современной шаманки, переплетенная с проблемами, недоверием и скептицизмом современного человека. Дмитрий Давыдов в своем творчестве мастерски отображает жизнь якутской удаганки (шаманки), представляя зрителю ее жизнь, обряды и ритуалы, которые, с одной стороны, знакомы и близки представителям местной культуры, а с другой стороны, обладают универсальной понятностью и доступностью для людей из других регионов. Возможно, в этом и есть секрет успеха якутского кино и выход его в мировой пласт кинематографии, о котором также пишет А. Г. Пудов: «Это качество — научиться транслировать мировому сообществу свои аутентичные социальные и культурные коды. Утрируя все, что требуется от современного кино — найти тот кинематографический язык и ту эстетическую интонацию, с помощью которых твой уникальный посыл этому миру станет понятен и сумеет занять нишу в «полочках восприятия» современного космополитичного зрителя»

.

Уникальность якутского кинематографа заключается в таких особенных чертах, как медлительный нарратив в стиле эпического сказания, определенный ритм, параллелизмы, культурные лакуны, характерные для якутского эпоса

.

В свою очередь, визуализация исторических образов в рамках кинематографа стала важным компонентом современной исторической политики как формы «проработки» памяти в Якутии

. Многие символы, используемые в повествовании фильмов, имеют корни в мифологических и фольклорных образах культуры Саха («Белый день», 2013; «Тойон Кыыл» («Царь-птица»), 2018; «Орто Дойду» («Срединный мир»), «Иччи», 2021 и др.), Хакасии («Мумиё», 2018), а также Чукотки («Книга тундры. Повесть о Вуквукае — маленьком камне», 2011, «Книга моря», 2018).

Фильм «Тойон Кыыл» (2018) режиссера Эдуарда Новикова, основанный на рассказе Василия Яковлева «Со мною состарившаяся лиственница», является примечательным примером использования мифологического образа «Царя-птицы» орла в качестве символа, отражающего сложные социальные и исторические процессы, происходящие в Якутии. Орёл в фильме выступает не только как символ царя природы и страха перед ним, но и как олицетворение страха перед новой религией, будущим и современными изменениями в жизни якутского народа. Таким образом, фильм отражает некую борьбу между традиционным бытом и историческими событиями, которые уже необратимы.

Работа режиссера Эдуарда Новикова позволила лирически показать идеологию и жизнь якутского народа, делая фильм доступным и понятным для широкой аудитории.

В отдельных фильмах самобытность народа прослеживается через противопоставление деревни городу, как, например, в фильмах «Молодость» (реж. Д. Давыдов, 2022), «Иччи» (реж. Костас Марсан, 2021), где местные жители уезжают из родных мест и забывают о родителях, предках, родной земле. В картинах мы можем увидеть порочное влияние большого города на отношение между детьми и родителями, братьями, которые живут на малой родине, и только память о своих предках, традициях и суевериях позволяет сохранить свое «лицо».

3. Заключение

В целом якутское кино отличается от федерального, возможно, главным образом его ориентацией на реальных людей и реальные истории, личные переживания и трагедии, а также связью с традициями и фольклором народа. Порой значимость кинокартины основана не только на этнической, но и личностной окраске.

Современный якутский кинематограф через аутентичных персонажей, особенности культуры и самобытности, пейзажи и бытовую атрибутику формирует целостную картину национального самосознания, мировоззрения и своей идентичности. Здесь многие сюжеты взяты из реальной жизни, наполняясь при этом новыми смысловыми и эстетическими формами. Как отмечают мастера киноиндустрии, залог успеха местных фильмов заключается в основном в том, чтобы фильм был «народным» и на актуальную тему.

В связи с этим в данной статье была проанализирована роль якутского кинематографа в сохранении и развитии культурной самобытности народа с помощью культурологической типологизации генетических процессов развития художественной культуры саха. В результате были выявлены следующие особенности якутского кино: кинематография Якутии 20-21 века функционирует как средство сохранения культурного наследия Республики и народа Саха, а также как инструмент проецирования современного быта и традиционной жизни в мировом современном культурном пространстве в сфере культуры и искусства.

Метрика статьи

Просмотров:64
Скачиваний:0
Просмотры
Всего:
Просмотров:64