Прокатные удостоверения для отечественного художественно-игрового контента – современная российская практика
Прокатные удостоверения для отечественного художественно-игрового контента – современная российская практика
Аннотация
В статье рассматриваются специфика оценки и сертификации регулятором кино- и сериального контента. Автор приходит к выводу, что для создания и демонстрации контента, пропагандирующего традиционные ценности, стоит разработать, в том числе, рекомендации со стороны научного сообщества. Также в работе рассматриваются вопросы функционирования российской ТВ отрасли и производства отечественного художественного ТВ контента в условиях санкционного давления, которое с 2014, и тем более с начала Специальной военной операции в феврале 2022 года, неослабевающе воздействует на все отрасли российской промышленности, включая отрасли производства символического контента, к которому мы относим и художественно-игровой (фильмы и сериалы).
1. Введение
Беспрецедентное гибридное противостояние, навязанное коллективным Западом российскому обществу с момента Русской весны 2014 и многократно усиленное с началом Специальной военной операции на территории бывшей УССР в феврале 2022 года диктует усиление мер в отношении контроля государственных органов за попадающим на экраны российской зрительской аудитории художественно-игровым контентом (фильмы и сериалы).
Погружение с конца февраля 2022 года российского общества в новую социальную и информационно-культурную реальность, вызванное, в том числе, небывалым уровнем санкционного давления со стороны обобщённого Запада по-разному отразилось на состоянии отечественной экономики в целом. Переориентация торговых и финансовых потоков, слом старых и возникновение новых логистических цепочек, прежние партнёры в новом качестве и процесс параллельного импорта – эти и многие другие меры, предпринятые государством, за истекший год доказали свою эффективность для минимизации падения ВВП и сохранения уровня жизни населения РФ.
На этом фоне предлагаем обратиться к важнейшей отрасли, которая лежит как в экономической, так и в социокультурной сфере – к производству художественного контента для демонстрации посредством ТВ вещания и интернета.
После событий Русской весны и возвращения Крыма в родную гавань в 2014 году вопрос импортозамещения был поднят на правительственном уровне. В части производства и закупок контента существует несколько направлений, которые подверглись и продолжают вынужденно подвергаться изменениям в рамках текущей подсанкционной реальности. Эти направления мы могли бы обозначить как:
1. Финансирование.
2. Технологии.
3. Кадры.
4. Закупки.
5. Государственная политика.
Автор, будучи действующим продюсером кино и ТВ, будет опираться в статье на открытые данные, а также на данные собственного включённого наблюдения, а в фокусе статьи предлагается поместить государственную политику регулятора по отношению к игровым фильмам и сериальному контенту.
2. Методы и принципы исследования
За последние два года регулятор, в лице государственных органов, предпринял ряд шагов, направленных непосредственно на регулирование транслируемых российской аудитории ценностных ориентаций и их возврат в традиционное, консервативно – христианское русло. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» очертил круг ценностей, присущих российскому обществу и обозначил фундамент уже действующим ФЗ «О СМИ» , «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» , «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» , «О противодействии экстремистской деятельности» , «О рекламе» , «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (известен как «Закон о фейках») , КоАП РФ ст.14.3.1, ФЗ № 15 (о табаке, никотинсодержащей продукции) , КоАП РФ ст.20.3 (про атрибутику, символику) , ФЗ № 278 «О внесении изменения в Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов» , КоАП РФ ст. 13.48 (про запрет отождествления действий СССР и нацистской Германии во время Второй мировой войны) и других.
3. Основные результаты
В отношении художественно – игрового контента (кино и сериалов) действует правоприменительная практика, которую реализует, в частности, Министерство культуры РФ. Инструменты воздействия на производителя контента экономические – в частности, выдача фильму/ сериалу прокатного удостоверения, без которого невозможен кинотеатральный прокат и онлайн – демонстрация произведений – разночтения о необходимости прокатных удостоверения для сериалов эфирного ТВ и онлайн-платформ в последние месяцы устраняются в пользу необходимости их выдачи для «платформенного» контента в том числе.
Будучи продюсером сериалов и кино, автор формулирует в данном докладе некоторые выводы, сделанные на основе включённого наблюдения.
Проблема, по нашему мнению, состоит в том, что самоограничения производителя и ограничения правоприменителя трактуют как запрет любое упоминание негативных явлений современной жизни (наркотиков, алкоголя, сексуальных отношений и пр.) даже в негативном и осуждающем контексте. При этом не всегда возможно, например, показать на экране губительные последствия употребления наркотиков, не упоминая о них вовсе. Естественно, демонстрация изготовления и употребления наркотических средств должна быть и есть под строжайшим запретом, но отображение проблемы наркозависимости в отрицательном, осуждающем контексте, драматургически обусловленное и высокохудожественно исполненное, на наш взгляд, сыграет положительную роль в борьбе с этим страшным злом. Тогда как фигуры умолчания в отношении этого вопроса могут потеснить проблему в художественной медиаповестке, а то и вовсе выдавливать данную тематику в неподконтрольное / слабо контролируемое медиапространство: соцсети, видеохостинги, телеграм, где эта тематика возможно будет, в том числе, пропагандироваться.
Подобное наблюдение, хотя с противоположным знаком, приведём и в отношении упоминаний традиционных сексуальных отношений. Стерилизация художественно – игрового контента в этой сфере уж точно не способствует подъёму демографии в России. Конечно, речь не идёт о демонстрации порнографии и сексуальных излишеств – но возбуждать интерес соотечественников к противоположному полу контент, на наш взгляд, должен.
Таким образом, ограждение аудитории от упомянутого и аналогичного контента на эфирном ТВ, в кинопрокате и онлайн-платформах, с учётом современного цифрового молодёжного медиапотребления, во многом может бить мимо цели.
4. Заключение
Принимая во внимание специфику производства художественно-игрового контента, невозможно предложить универсальную инструкцию на все случаи жизни. Тем не менее, для осуществления индивидуального подхода в разных случаях имело бы смысл в социологическом научном сообществе разработать методические рекомендации производителям на уровне разработки сценария, съёмочного и монтажно-тонировочного периодов – драматическая оправданность поведения персонажей, продвижение социально поощряемых моделей поведения на основе традиционных ценностей и пр. Рекомендации для регулятора могли бы касаться более гибкого подхода при оценке произведений – конечно, при неукоснительном соблюдении требований ФЗ РФ.
Понимая, что вопрос тонкий и полемичный, представляется оправданным его обсуждение, в первую очередь, в научном сообществе.
В целом, государственная политика в сфере регулирования производства контента находится в процессе развития и упорядочивания. Конечно, требуется привести нормативы в сфере культуры в соответствие с нормативами в сфере СМИ, в сфере образования, и в других общественно значимых сферах. И естественно, что здесь, как и в сфере производства контента, очень многое зависит от профессиональных, искренне преданных Родине кадров.
Да, санкционное давление оказало отрицательное влияние на состояние ТВ и кинопроизводства и закупок контента, особенно в первой половине 2022 года. Да, мы испытываем определённые трудности с техническим обеспечением. Но. Мы получили возможность замещать выбывший зарубежный контент контентом отечественным, мы получили бесценный ресурс человеческого внимания, внимания российской аудитории, и наша задача мудро и продуктивно этим ресурсом распорядиться. В конце концов, как любая индустрия, ТВ и кино – производство подчиняется экономическим законам, а задача ответственного российского производителя – вложить в эту экономическую оболочку социокультурное человеческое измерение.