РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА «АВТОР-ГЕРОЙ» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СТИВЕНА КИНГА «ТЕМНАЯ ПОЛОВИНА» И «СЕКРЕТНОЕ ОКНО, СЕКРЕТНЫЙ САД»
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА «АВТОР-ГЕРОЙ» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СТИВЕНА КИНГА «ТЕМНАЯ ПОЛОВИНА» И «СЕКРЕТНОЕ ОКНО, СЕКРЕТНЫЙ САД»
Аннотация
Целью данной статьи является проведение концептуального анализа произведений Стивена Кинга ради выявления закономерностей реализации концепта «автор-герой». «Автор-герой» реализуется как индивидуально-авторский концепт Стивена Кинга. Было установлено, что в индивидуально-авторской картине мира Стивена Кинга «автор-герой» возводится до архетипа. Данный архетип обладает автобиографическим и метатекстуальным аспектами. Выбранные произведения принадлежат жанру ‘horror’. Данный жанр способствует эффективной реализации концепта с помощью специфических для данного жанра стилистических особенностей. Комплексный анализ текстов произведений и роли «автора-героя» в них позволяет установить отношение Стивена Кинга к профессии писателя и самому процессу письма. Жанр ‘horror’ позволяет автору предостеречь читателя, тем самым наделяя выбранные произведения имплицитной моралью, что влияет на восприятие Стивена Кинга читателем. Можно сказать, что «автор-герой», как уникальный элемент повествования, является «отражением» писателя.
1. Введение
В данном исследовании была проведена работа по изучению роли писателя в американской культуре на примере произведений Стивена Кинга «Темная половина» и «Секретное окно, секретный сад». Выбранный концепт «автор-герой» особенно интересен тем, что подразумевает исследование метатекстуальности произведений. Герой произведения, являющийся писателем, был написан другим писателем. Подобные произведения можно рассматривать на более высоком «над-уровне» познания, где читатель осознает вторичность личности героя-писателя.
Целью данного исследования является выявление закономерностей в индивидуальных отражениях образа героя-писателя (его концепта) в романах в жанре «horror/ужасы» Стивена Кинга, а именно «Темная половина» и «Секретное окно, секретный сад», построение индивидуально-авторской картины мира писателя, основываясь на полученных данных.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1) выделение особенностей репрезентации концепта «автор-герой» в выбранных произведениях;
2) сравнительный анализ выделенных особенностей;
3) сопоставление полученной информации с метатекстуальными данными с целью построения индивидуально-авторской картины мира Стивена Кинга.
В данной статье за рабочее определение принимается определение концепта, данное В. А. Масловой: «концепт – это обусловленные культурой основные элементы картины мира, которые обладают значимостью и для языковой личности, и для лингвокультурного сообщества»
. Анализ концептов в рамках когнитивной лингвистики позволяет получить довольно достоверную, надежную информацию об универсальных и идиоэтнических чертах мировидения как народа, так и отдельной личности .В тексте работы понятием концепт определяется образование «автор-герой». Данный концепт состоит из двух составляющих, где основное ядро это непосредственно «автор», а именно писатель, новеллист, «герой» же это второстепенный, определяющий слово «автор» – признак, способ выражения этого концепта, конкретно через роль героя в художественном произведении.
Выбранный концепт можно назвать индивидуально-авторским концептом. Индивидуально-авторские концепты одного конкретного человека образуют индивидуальную концептосферу. Взаимосвязи между концептами внутри подобной концептосферы формируются, основываясь на индивидуально лингвистических, прагматических и культурологических факторах. Изучение индивидуально-авторского концепта является изучением мировидения конкретного автора, его ценностных установок и мотивов.
Методов анализа концепта, или же концептуального анализа, множество и зависят они от целей и задач конкретного исследования. В рамках данной статьи были использованы данные методы концептуального анализа: контент-анализ выбранных художественных текстов, анализ употребляемой лексики относительно выбранного концепта («автор», «писатель»), анализ мета-текста произведения (роль реального автора), сравнительный анализ реализации концепта в выбранных художественных текстах.
Актуальность проведенного исследования заключается в исследовании глубинной картины мира американского писателя, что помогает углубить наши представления об американской культуре, лучше осознать культурные различия между русской и американской культурами. Новизна подобного исследования заключается в том, что в русском сообществе исследования жанра ‘horror’ малочисленны.
2. Обсуждение
В современном мире жанр ужасы, или же 'horror', широко распространен не только в литературе, но и в кинематографе и видеоиграх. Жанр 'horror' развивался на протяжении столетий, получив своё начало в таком жанре как «готическая литература». В США этот жанр стал особенно популярен в XIX веке благодаря таким писателям как Эдгар Аллан По, Натаниэль Готорн и Амброз Бирс. Последовательное становление хоррора как самостоятельного жанра началось в тот же период. Хотя в начале XIX века еще существовали произведения, в которых присутствовало влияние готической литературы, ее воздействие постоянно ослабевало, и хоррор брал верх . Дж. Э. Каддон в своем «Словаре Литературных Терминов» дает такое определение жанру: “Horror is a piece of fiction in prose of variable length … which shocks, or even frightens the reader, or perhaps induces a feeling of repulsion or loathing” . 'Horror' ставит своей целью вызвать в читателе страх и ужас. Данная особенность ставит 'horror' в особое положение, где детальность повествования, его эстетический аспект, жанровые смыслы выбранных автором слов, становятся ключевыми для понимания и осознания смысла произведения в полном объеме.
Стоит отметить, что осознание читателем жанра произведения является уникальным метатекстуальным знанием, которое предопределяет отношение читателя к тексту. И.В. Соловьева и Д.С. Собирова в статье «Жанр “хоррор” и текстовые средства смысла ужасное» подчеркивают, что «Текст, написанный в определенном жанре, опредмечивает частный вариант жанрового смысла в составе лексического значения слова, вписанного в определенный контекст» . С. Стюарт же в своей работе “The Epistemology of the Horror Story” повествует о том, как с помощью метатекстуальности текста возможна «виктимизация» читателя. Под «виктимизацией» понимается явление, где роли жертвы (повествователя) и читателя смешиваются друг с другом . Следует отметить, что этот процесс является одним из самых важных факторов создания ощущения ужаса. Если читатель не может поставить себя на место персонажа, не может ощутить его эмоции, то текст не справляется со своей задачей «напугать». В тексте, где в роли изначальной жертвы находится персонаж писатель, а именно «автор-герой», читатель вынужден ставить себя на место писателя и переживать испытываемые им эмоции.
Подобный процесс описывается и исследователями жанра ‘horror’ с эволюционной точки зрения. Основная функция литературы в жанре ‘horror’ – предоставление творческой среды для опосредованного опыта со сценариями угроз. Такой опыт полезен, поскольку он выполняет адаптивные функции эмоциональной и когнитивной калибровки. Когда мы мысленно входим в вымышленные миры ужасов и реагируем эмоционально и когнитивно на изображенные события, а также на реакцию персонажей на эти события, мы получаем косвенный опыт негативных эмоций с высоким уровнем интенсивности и разрабатываем стратегии преодоления таких эмоций. Следовательно эволюционному подходу, понимание человеческой природы и эволюционного процесса, который ее породил, необходимо для всеобъемлющего понимания литературы ужасов .
Перед переходом к непосредственному анализу романа «Темная половина», стоит осветить некоторые события из жизни самого Стивена Кинга. Данный роман является полу-биографическим, так как вдохновение для его написания Стивен Кинг черпал из собственной жизни. В 1977 году Кинг впервые публикует роман не под своим именем, а под псевдонимом Ричард Бахман. Автор продолжает публиковать романы под данным именем до начала 1980-х годов, пока его не разоблачают. Узнавший правду Стив Браун пытается шантажировать писателя, но в ответ на попытки шантажа С. Кинг проводит «пресс-релиз», оповещающий публику о скоропостижной кончине Ричарда Бахмана от рака. Несмотря на это, книги под именем Бахмана продолжают публиковаться его якобы вдовой, Клаудией Иннес Бахман. Правда вскрывается лишь в 1985 году, из чего следует, что выдуманный персонаж Ричард Бахман просуществовал целых 8 лет.
В начале романа «Темная половина» присутствует посвящение непосредственно Ричарду Бахману, так как без него «эта история не была бы написана». В произведении главным героем является писатель по имени Тадеуш (Тэд) Бомонт, который оказался в тени своего более популярного псевдонима Джорджа Старка. Бомонт также «хоронит» свой псевдоним, одновременно раскрывая миру правду о том, что книги под именем Старка писал он. Здесь становится очевидно послание в посвящении. В тексте романа, Тадеуш Бомонт так говорит про свой собственный псевдоним: “pseudonyms were only a higher form of fictional character” . Можно утверждать, что это личное мнение Стивена Кинга, выраженное через «автора-героя». Ричард Бахман был точно таким же вымышленным героем, у которого была выдуманная биография, выдуманный рак и выдуманная жена.
Отношение Стивена Кинга к явлению псевдонима также прослеживается в его комментариях о «превращении реальности в фикцию». Словами «автора-героя» в «Темной половине»: “It was the almost unconscious art of fictionalizing one’s own life, and Thad didn’t know a single writer of novels or short stories who didn’t do it” . Стивен Кинг пытается подчеркнуть иронию собственного произведения, которое он основал на собственной жизни. События, развернувшиеся вокруг его псевдонима, можно описать словами героя романа: “the art of fictionalizing one’s own life”. Таким образом, метатекстуальность произведения становится очевидна. Создание вымысла из вымысла происходит на глазах у читателя. Стивен Кинг переплетает элемент реальности и нереальности таким образом, что произведение жанра ‘horror’ неизбежно вызывает у читателя эмоциональный отклик, а также заставляет его задуматься о метанарративе романа.
Особенно интересен смысл, заключенный в саму фразу «темная половина». Автор в интервью, посвященном выходу романа, говорит о том, что это произведение является попыткой ответить на вопрос, как он пишет свои книги. По мнению Кинга: “It seems to me that for most writers there really is another person hiding inside, although it isn’t always dark and it’s hardly ever as much as a half” .
Эта же идея двойственности присутствует во всем романе. Джордж Старк, псевдоним, оказывается духом (или реинкарнацией) близнеца Тэда Бомонта. У самого Бомонта есть двое детей, которые тоже являются близнецами. В финале произведения идея о том, что Джордж Старк лишь близнец отходит на второй план, произведение наталкивает читателя на мысль, схожую со словами Стивена Кинга из интервью. Один из персонажей отзывается так о Тадеуше Бомонте: “He is two men – he has ALWAYS been two men. That’s what any man or woman who makes believe for a living must be. The one who exists in the normal world … and the one who creates worlds” . Создающий миры Джордж Старк оказывается «темной» частью «автора-героя», потому что его присутствие в жизни писателя напрямую вредит ему и людям вокруг него.
Следует снова обратиться к жизни реального автора, Стивена Кинга. По словам Кинга, он долго не мог завязать с алкоголем из-за страха, что весь его талант лежит на дне бутылки. Если бы он бросил пить, он бы перестал писать. Старк – это страх, воплощенный в жизнь, его талант рассматривается в качестве темной части его жизни, которая сделала его богатым и знаменитым, но также сделала его опасным для своей семьи и друзей. Если он перестанет причинять боль близким и самому себе, то больше не сможет писать. В конце романа Тэд Бомонт остается один, в ужасе из-за того, что натворила его «темная половина».
Данный конец также можно рассматривать как предостережение. Зависимость от чего-либо, будь то алкоголь или популярность, приводит к разрушительным последствиям. Тэд Бомонт признается в тексте романа, что стало причиной для создания Джорджа Старка: “He had not set out to write a series of novels which would make a great deal of money, and he had certainly not set out to create a monster. He had only been trying to feel a way around the block that had dropped into his path. He had only wanted to find a way to write another good story, because doing that made him happy” .
В тексте романа этот «способ обойти блок» – это псевдоним, который обретает плоть. В реальности Стивена Кинга данным способом стал алкоголь. «Темная половина» является последним романом, который Кинг написал до того, как бросить пить. В этом же году (1989) Стивен Кинг начинает свое путешествие к освобождению от зависимости, решение о котором было тяжелым для писателя, ведь в тексте романа Бомонт, избавившийся от своей «зависимости» остается один, не в состоянии больше писать. Можно утверждать, что данная история обладает предупреждающим характером, что свойственно произведениям жанра "horror".
Тема «авторского блока» также является центральной в рассказе «Секретное окно, секретный сад», что входит в сборник под названием «Четыре после полуночи». Опубликованный в 1990 году, данный рассказ является альтернативным взглядом на сюжет «Темной половины». Оба произведения озадачены одним и тем же вопросом, главные герои обоих текстов похожи, а также в обоих произведениях голос «автора-героя» это голос автора реального.
«Секретное окно, секретный сад» повествует о Мортоне Рейни, мало известном писателе, что совсем недавно развелся со своей женой. После развода с женой Мортон Рейни совсем не мог писать, а каждая его попытка сесть за печатную машинку приводила к тому, что Рейни писал про развод. По его словам: "It was no good. It was too close to real life to be good. He had never been so hot when it came to real life. Maybe that was part of the problem"
. Он сам признает, что негативные мысли о его жене и разводе возможно стали причиной его писательского блока.Рассказ начинается с визита незнакомого мужчины по имени Джон Шутер. Он обвиняет Мортона Рейни в плагиате его рассказа и требует от того объяснений. В ходе рассказа выясняется, что Джон Шутер это лишь часть воображения Рейни, которая влияла на писателя и пыталась заставить его вспомнить о событии из его прошлого, вместе с этим убивая знакомых Рейни. В юности Мортон Рейни предложил под своим именем рассказ в литературный журнал, написанный его одногруппником из колледжа. Рассказ был опубликован, и Рейни был подавлен чувством вины за содеянное. Это событие так сильно повлияло на психику Рейни, что тот забыл об этом случае, а после еще одного крупного потрясения (измена жены и развод), его подсознание породило Джона Шутера. Джоном звали одногруппника, чей рассказ украл Рейни, а Шутер – это фамилия мужчины, с которым изменяла жена Рейни.
В данном рассказе тема писательского блока переплетается с темой плагиата. Мортон Рейни, травмированный своим прошлым, боится написать еще одно произведение, которое окажется украденным. Даже не помня о своем прошлом, когда Рейни размышляет о том, откуда он берет свои идеи (актуальный вопрос Стивена Кинга), тот приходит к выводу, что он просто подмечал связи между реальными объектами и людьми, превращая их в истории. По мнению Мортона Рейни, это было стыдно: “That was why he felt guilty even though he knew he hadn't plagiarized Farmer John Shooter's story. He felt guilty because writing stories had always felt a little bit like stealing, and probably always woul” .
В отличие от авторского комментария в романе «Темная половина», Стивен Кинг не поддерживает мнение данного «автора-героя», наоборот с помощью его примера пытаясь показать, что Мортон Рейни заблуждается. Как было сказано ранее, рассказ «Секретное окно, секретный сад» повторяет идеи и сюжетные ходы романа «Темная половина», из чего очевидно, что Стивен Кинг сам никогда не стремился к абсолютной уникальности своих работ. Идея о наблюдении за миром и поиском интересных связей более актуальна для автора, так как в предисловии к данному рассказу Кинг рассказывает о том, как он придумал это название, выглянув из окна в прачечной комнате, из которого никогда не смотрел.
Предупреждающий характер данного рассказа становится очевиден в финале. Мортон Рейни умирает, не достигнув «идеальной» истории, которая бы принадлежала лишь ему одному. Произведение ужасов с помощью «автора-героя» сообщает читателю мнение реального автора о таких проблемах как плагиат и писательский блок.
В текстах двух произведений можно проследить схожесть главных героев, а именно «авторов-героев». Оба персонажи склонны рассматривать реальность через призму фикции. Тэд Бомонт в «Темной половине»: “But at the idea that he could pretend it was all a harmless fiction, that he could move not only himself but the other characters in this story … around the way he moved characters on paper … at this idea, it was as if the wind howling between his ears suddenly blew itself out” Мортон Рейни в рассказе “Секретное окно, секретный сад”: “He thought: This man doesn't look exactly real. He looks like a character out of a novel by William Faulkner” .
Оба героя также описываются эмоционально отстраненными, «холодными» личностями. Ситуации, в которых они оказываются, являются следствием их неуверенности и страхов, что связаны с процессом писательства и их карьерой. Страхи, отраженные в «авторе-герое», перекликаются с реальными страхами Стивена Кинга. Из этого можно сделать вывод, что «автор-герой» приобретает статус архетипа в произведениях Стивена Кинга. Помимо этого, данный архетип оказывается основан на самом Стивене Кинге, из чего следует что он уникален.
На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы.
В произведениях Стивена Кинга «автор-герой» приобретает статус архетипа. Персонажи схожи между собой и выполняют похожие роли в повествовании.
Одним из центральных концептов в творчестве Стивена Кинга является само «авторство». Таким образом, «автор-герой» становится инструментом для поиска ответа на вопрос, как автор создает свои произведения. Концепт «автор» оказывается крепко связан с образом «я» писателя. Стивен Кинг либо не заинтересован, либо просто не в состоянии, писать истории об авторах, которые не похожи на него.
Помимо этого, произведения, где главный герой – писатель, приобретают метатекстуальный аспект, благодаря которому осмысление текста читателем происходит на двух уровнях, уровнях текста и реальности. На уровне текста читатель воспринимает историю 'horror' как историю, которая его пугает. На уровне реальности читатель анализирует чувство испуга, осмысляет роль «автор-герой» в произведении и приобретает более глубокое понимание текста. ‘Horror’ является актуальным для автора и повествования, так как с помощью процесса “виктимизации” публики, эмоциональное расстояние между «автор-героем» и читателем сужается, что положительно сказывается на общем восприятии текста.
3. Заключение
Проведенное исследование показывает индивидуальные особенности мышления и взгляда на мир знаменитого американского писателя. С помощью подобного анализа русскоговорящие читатели могут осознать схожести и различия в русском и американском менталитетах. Писатели, как русские так и зарубежные, неизбежно относятся к определенной временной эпохе и обладают характерным типом мышления. Изучая зарубежную литературу, нужно учитывать личностные и культурные особенности каждого отдельного писателя. Анализ концепта «автора-героя» позволяет комплексно обозреть мнение данного писателя на такую важную и всеобъемлющую тему, как авторство, что, в свою очередь, сказывается на дальнейшем понимании читателем художественного текста. Результаты данного исследования могут быть использованы преподавателями и студентами при подготовке лекционных и семинарских занятий в курсах дисциплин по американской литературе, межкультурной коммуникации и культурологии.