КЛАССИФИКАЦИЯ ПОНЯТИЙ, ВХОДЯЩИХ В КАТЕГОРИЮ «ЦИ» (ЧАСТЬ I)
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОНЯТИЙ, ВХОДЯЩИХ В КАТЕГОРИЮ «ЦИ» (ЧАСТЬ I)
Аннотация
Основными задачами данной статьи является решение актуальной научно-практической проблемы введение во врачебный профессиональный дискурс и лечебно-диагностическую практику объяснительной модели механизма «рабочих систем организма», описанных в теории китайской автохтонной медицины, а также уточнение классификации категории «ци» с разъяснением основных понятий, входящие в данную категорию.
С целью решения основных задач статьи в центр данного исследования были поставлены фундаментальные понятия традиционной китайской медицины. Автором лично был сделан перевод медицинских текстов с древнекитайского языка в профессиональном разрезе и интерпретирован с позиций современной медицинской науки, а также проведён сравнительный анализ интерпретации обсуждаемых терминов с исследованиями других авторов.
Рассматривая теорию рефлексотерапии во взаимосвязи с теорией классической западной медицины, автор пришёл к аналогичности понятия «рабочих система организма» представлениям классической западной медицины. Кроме того, была уточнена классификация категории «ци» с позиций современной медицинской науки и разъяснены входящие в неё понятия.
Данное исследование будет полезно студентам медицинских университетов, аспирантам и врачам, стремящимся более глубоко понять медицинскую теорию.
1. Введение
Исторические предпосылки существования некоторых различий в классификации категории «ци» основываются на возникновении двух ветвей китайской автохтонной медицины в результате взаимного влиянии древних медицинских знаний и китайских философических концепций. Ранняя даосская концепция мира стояла в истоках теории традиционной китайской медицины. Появление конфуцианства внесло в традиционную китайскую медицину концепцию моральных норм деятельности врача. Буддизм, введённый в Китай в период правления двух династий Хань, сформулировал концепцию «исцеления болезней законом». В Западной медицинской литературе, в том числе и русской, можно встретить разные варианты классификации категории «ци». К сожалению, взгляды современных врачей на классификацию категории «ци», отражённые в различных публикациях и книгах, не являются исчерпывающими.
1.1. Цель
Целью данного исследования являлся анализ категории «ци» и уточнение понятий входящих в данную категорию традиционной китайской медицины, основываясь на материалы китайских классических медицинских произведений. В данной части статьи рассматриваются механизмы «рабочих систем организма» и уточняется классификация понятий входящих в категорию «ци», а также исследуется понятие «прежденебесная ци».
2. Исторические предпосылки различий в классификации ци
Исторической предпосылкой возникновения некоторых различий классификации понятий входящих в категорию «ци», является возникновение двух ветвей китайской автохтонной медицины. В результате интерференции представлений даосизма и теории традиционной китайской медицины, а также длительных междоусобных войн на территории современного Китая, сформировалась ветвь автохтонной китайской медицины, вышедшая из даосизма.
Согласно легенде, в периоды Чуньцю и Воюющих царств (770 г. до н.э.—221 г. до н.э.) в районе Яньци 燕齐 (территория современных Хэбэя и Шаньдуна) появилась группа даосов хорошо разбирающихся в лекарском искусстве, техниках алхимии, магических числах и теория пяти элементов инь и ян Цзоу Яня 鄒衍 и, со временем, образовала школу «Путь врачевания бессмертных» (Фан Сяньдао 方仙道). Во времена династий Цинь и Хань «Путь врачевания бессмертных» получил дальнейшее развитие и стал источником даосской медицины, приобретя легендарную репутацию. В разделе «Искусство и литература» из 10-го библиографического раздела исторической хроники династии Хань «Хань шу. Ивэньчжи диши 汉书.艺文志第十» из книги Лю Синя «Семь стратегий» (Чи люэ 七略), все техники «Пути врачевания бессмертных» можно разделить на четыре категории :
1. Медицинская теория (医经), включающая в себя знания и технологии в медицине.
2. Теория медицинских исследований (经方), включающая в себя исследования рецептов и предписаний врача.
3. Теория «внутренних покоев» (房中), содержащая теорию репродуктивной медицины и сексуальных навыков.
4. Теория и техника бессмертия (神仙), включающая методы и техники, связанные с физическим и духовным самосовершенствованием с целью продления жизни.
В процессе развития медицины в Китае, на протяжении многих веков параллельно существовали две ветви китайской автохтонной медицины: медицина, вышедшая из даосской среды и традиционная китайская медицина. Медицина, вышедшая из даосской среды была основана на понятии «Дао» (понятие обобщающее всю материю и законы её существования в пределах пространства и времени), «Каноне пути и добродетели» (Дао дэ цзин 道德经) и «Трактате о внутреннем» Жёлтого императора (Хуанди нэй цзин 黃帝內經) в качестве основной теории, а также на теории «инь и ян», «пяти элементов», «Книги перемен» (И цзин 易经) и «Десяти небесных стволов и двенадцати земных ветвей» (Ши тяньгань шиэр дичжи 十天干十二地支). Она использовала ряд уникальных методов, методик и медицинских техник формируя особую школу даосской медицины, состоящую из даосских священников и даосских учёных, не входящих в состав даосских сект. Традиционная китайская медицина же была основана на «Трактате о внутреннего Жёлтого императора», теории «инь и ян», «пяти элементов», «Книги перемен» и «Десяти небесных стволов и двенадцати земных ветвей». Она использовала специфические для неё методы и методики лечения, сформировавшиеся на протяжении длительного периода существования китайской медицины . Таким образом, обе ветви в своей теоретической основе содержали «Трактат о внутреннем» Жёлтого императора и схожие базовые теории.
Известно, что «возникновение древнейших представлений, сложившихся в даосизме и китайской медицине, соотносят с легендами о Жёлтом императоре (Хуанди 黃帝). Наряду с многочисленными изобретениями ему приписывается авторство «Трактата о внутреннем», который стал одним из важнейших трудов для китайских медицинских практик. Вместе с другими деятелями древности Жёлтый император обожествлялся даосами и его включали в сюжет мифологических рассказов и поставили в один ряд с Лаоцзы 老子» . Можно с уверенностью утверждать, что корни происхождения медицины, вышедшей из даосизма, глубоко уходят в традиционную китайскую медицину. В «Каноне пути и добродетели» написанном Лаоцзы прослеживается концепция «единства неба и человека», которая уже существует в трактате «О внутреннем». Обе ветви китайской автохтонной медицины в исторической ретроспективе имели одно и то же происхождение – древние представления о человеческой природе. Поэтому и говорят, что «медицина и Дао имеют общее происхождение» (И дао тонюань 医道同源)» .
Появление медицины, вышедшей из даосизма, является интересным явлением, возникновение которой не случайно и тесно связано с теоретическим составом, целью и процессом формирования даосизма. Существует глубокая социально-историческая подоплёка и внутренние причины развития в даосской среде медицины и медицинского образования: во-первых, в конец династии Восточная Хань из-за непрерывных войн обычные люди страдали от голода и эпидемий; во-вторых, даосизм рассматривал принципы «управление страной и миром» и «управление телом и долголетием», как единое целое, соответствующее общему принципу Дао; в-третьих, даосизм использовал концепцию «единства неба и человека» для рассмотрения всех вещей и явлений, в том числе и человеческих болезней . Хотя идеологические истоки даосизма сложны и многогранны, все они возникли из китайской культуры и имеют ту же основу, что и традиционная китайская медицина. Таким образом, хотя даосизм и традиционная медицина различны по своей природе, но их теоретическая основа во многом совпадает.
На протяжении нескольких сотен лет во временном промежутке между династиями Хань 漢朝 (202 год до н. э. – 220 год н. э.) и Тан 唐朝 (618-907 год), медицина существующая в даосской среде стала значительной ветвью развития медицины того времени. Помимо известных в даосизме Гэ Хун 葛洪 и Тао Хунцзин 陶弘景, такие личности, как Бао Гу 鲍姑, Лэй Цзяо 雷敩, Сунь Сымяо 孙思邈, Ван Бин 王冰, Ян Шаншань 杨上善также неразрывно связаны с даосизмом. Поэтому в Китае существует древняя поговорка: «Врачевание проистекает из Дао» (Цихуан юанью дао 岐黄源于道) .
Даосизм можно рассматривать, как метод сохранения здоровья и долголетия с целью продления жизни, а китайскую медицину, какметод продления жизни, профилактики и лечения болезней, что также ведёт к здоровью и долголетию. Исходя из общности теоретической основы медицины, используемой даосами и традиционной китайской медицины, нельзя противопоставить их концепции понимания терминов «ци», «цзин» и «шэнь». Они скорее дополняют единую концепцию древнего понимания мира. Кроме того, современная медицинская теория, по сути, не отличается от древней китайской медицинской теории в понимании устройства человека.
3. Понятия «рабочих систем организма»
Как традиционная китайская медицина, так и медицина, вышедшая из даосской среды, в организме человека выделяют две рабочие системы: «врождённую» или «прежденебесную» (Сяньтянь 先天) и «приобретённую» или «посленебесную» (Хоутянь 後天). Так, в главе «Глубокие рассуждения о пяти постоянствах» (Учан чженда лунь五常政大論) из книги «Вопросы о простейшем» говорится о двух основных периодах онтогенеза – прежденебесном (от момента образования зиготы до рождения ребёнка) и посленебесном (от момента рождения до смерти):
Высоким управляет инь ци, низким управляет ян ци. В прежденебесном преобладает ян, в посленебесном преобладает инь. Здесь обычная природа вещей, Дао порождает изменения (崇高则阴气治之,污下则阳气治之,阳胜者先天,阴胜者后天,此地理之常,生化之道也。) .
Врождённая рабочая система (Сяньтянь чжи гонцуо ситон 先天之工作系统) человеческого тела начинает функционировать до рождения человека (с момента формирования зиготы) и механизм её работы определяется тремя видами веществ: «изначальным шэнь» (Юань шэнь 元神), «изначальным цзин» (Юань цзин 元精) и «изначальной ци» (Юань ци 元炁). Древнее написание иероглифа «ци» 炁 при описании врождённой рабочей системы используется, чтобы показать «изначальный огонь» или ци, являющуюся первопричиной рождения жизни.
Приобретённая рабочая система (Хоутянь чжи гонцуо ситон 後先天之工作系统) человеческого тела начинает функционировать после рождения и механизм её работы также определяется тремя видами веществ: «обычным шэнь» (Фань шэнь 凡神), «обычным цзин» (Фань цзин 凡精) и «обычной ци» (Фань ци 凡氣).
Даосская медицина придаёт большое значение функционированию этих двух рабочих систем человеческого организма, что объясняется целями и задачами даосизма. В отличие от даосской медицины, теория традиционной китайской медицины очень поверхностно описывает врождённую рабочую систему, но достаточно глубоко освещаются вопросы работы приобретённой рабочей системы, так как её основной задачей является лечение людей от болезней после рождения. Однако обе основные рабочие системы человеческого тела имеют большую ценность для исследований в рамках биологии человеческой жизни. С позиции обеих ветвей китайской автохтонной медицины, причина смерти людей в основном вызвана значительной потерей обычного шэнь, обычного цзин и обычной ци, что вызывает сбой и в работе врождённой рабочей системы. Таким образом, китайская автохтонная медицина выделяет два типа ци организма человека, которые различаются периодами формирования.
Ещё до появления тканей и органов человека, в момент образования зиготы, образуется «врождённая ци» или «изначальная ци». Она управляет формированием изначального цзин до начала гисто-органогенеза организма человека, а после рождения входя в состав изначального цзин находится внутри клеток организма. Находясь внутри клеток организма, изначальная ци должна сохранятся в неизменном состоянии, так как она обеспечивает стабильность структуры изначального цзин. В свою очередь, изначальный шэнь реализует комплекс эффектов изначального цзин, обеспечивая функционирование врождённой рабочей системы и защищая от изменений основные свойства, и природу организма человека. Когда возникает угроза целостности изначального цзин, изначальная ци взаимодействуя с изначальным шэнь регулирует состояние врождённой рабочей системой в целях защиты живой клетки.
После рождения человек получает «обычную ци» или «приобретённую ци», которая является основой внеклеточного метаболизма организма человека на протяжении всей жизни. Обычная ци поступает в организм из ци пищи, воды и атмосферного воздуха, а её состав поддерживается в неизменном состоянии выделительной системой организма. Обычный шэнь, подстраиваясь под состояние ци, обеспечивает регуляцию биологических функций обычного цзин. Когда на организм действует патогенный фактор, он приводит к изменению состояния механизма ци, что изменяет и состояние механизма шэнь. Изменения состояния механизма шэнь порождают изменения функционирования обычного цзин, что обеспечивает регуляцию приобретённой рабочей системы для защиты человеческого тела от повреждения. А когда патогенный фактор атакует врождённую рабочую систему, приобретённая рабочая система использует свои ресурсы для построения защитного барьера вокруг неё, защищая жизнеспособность организма и сущность человеческого тела.
Обе рабочие системы функционируют независимо друг друга, но обеспечивают отношения взаимообмена, как между внешним и внутренним, подобно взаимоотношению приобретённой рабочей системы с природными факторами.
4. Классическая классификации категории «ци»
В соответствии с «Трактатом о внутреннем Жёлтого императора» категория «ци» в рамках нормальной физиологии условно классифицируется на два основных периода онтогенеза образуя прежденебесную ци (Сяньтянь чжицзин 先天之炁) и посленебесную ци (Хоутянь чжицзин 后天之氣).
Прежденебесная ци представлена всего одним типом ци – изначальной ци (Юань ци 元炁), а посленебесная ци представлена пятью типами обычной ци (Фань ци 凡氣), которые получили отдельные названия в зависимости от функций, выполняемых в организме:
1. питающая ци (Жунци 荣气);
2. управляющая ци (Инци 营氣);
3. охранная ци (Вэйци 卫氣);
4. основная ци (Цзонци 宗氣);
5. репродуктивная ци (Шенчжи чжицзин 生殖之氣);
Управляющая ци, питающая ци и основная ци вместе формируют истинную ци (Чжэнь ци 真氣) организма человека, так как в разделе «Разъяснения истинной ци и патогенной ци» (Лихэ чжэнь се 離合真邪) из книги «Вопросы о простейшем» (Су вэнь 素問) говорится:
Истинная ци – это ци магистральных сосудов, природная ци магистральных сосудов. Поэтому говорят, что её приход невозможно встретить, имеется ввиду именно это (真氣者,經氣也,經氣太虛,故曰:其來不可逢,此之謂也。) .
Истинная ци является интегрированным понятием, объединяющим в себе три вида ци (управляющей ци, питающей ци и основной ци) приходящих из вне по различным путям, поэтому «её приход невозможно встретить». Источником сосудистой ци является природная ци, получаемая организмом из атмосферного воздуха, пищи и воды.
5. Понятие традиционной китайкой медицины «изначальная ци»
Понятие «изначальная ци» (Юань ци 元炁) считается одной из ранних концепцией древнекитайской медицины. Учение об изначальной ци глубоко проникло в мировоззрение китайцев, но для многих этот термин остаётся ещё неясным и в ряде моментов спорным.
Понятие «ци» описанное в «Происхождении китайских иероглифов» посредством терминов «первичная» (Ши 始) и «источник» (Юань 原) характеризует в организме человека либо первичную, внутреннюю основу для зарождения новой жизни, либо внешний источник, обеспечивающий процессы жизнедеятельности уже функционирующего организма. Но, бесспорно, от ци зависит рождение, развитие и смерть живого организма.
Термин «изначальная ци» (Юань ци 元炁 или元气)в ранних медицинских текстах не употреблялся и не разъяснялся. В них речь шла об источнике ци (Юань ци原气), истинной ци (Чжэнь ци 真气) и здоровой ци (Чжэн ци 正气), что не одно и то же.
Понятие «изначальная ци» обнаруживается лишь в более поздних медицинских и философических произведениях. Однако, в главе «Глубокие рассуждения о периоде небесного начала» (Тяньюань цзи талунь 天元纪大论) из трактата Жёлтого императора «О внутреннем» упоминается о «функционировании изначального» (Хуа юань 化元) дающее начало «материи ци» (Бу ци 布气), тем самым указывая на наличие изначальной материи ци. Но сам термин «изначальная ци» (Юань ци 元气) впервые был встречен в главе «Заметки о безмятежности» (Тай лу 泰录) даосского трактата III-II вв. до н.э. о качествах идеального правителя «Хэгуань цзы» 鹖冠子, где упоминалось о происхождении всего, что составляет небеса и землю:
Небеса и земля образованы изначальной ци и все вещи присутствуют на небесах, и земле (天地成于元气,万物乘于天地) .
Позже, при династии Западная Хань, основоположник ортодоксального конфуцианства Дун Чжуншу 董仲舒 (179 – 104 гг. до н. э.) указывал в разделе «Восстановление власти» (Чун чжэн 重政) книги «Придворные летописи Чуньцю» (Чуньцю фань лу 春秋繁露):
Изначальное является основой всего сущего (元者为万物之本) .
А китайский философ-энциклопедист Ван Чун 王充 (27 н. э. – 107 гг.) династии Восточная Хань сказал в главе «Счастливая пара» (Син оу幸偶) книги «Взвешивание суждений» (Лунь хэн 论衡):
Все наделены изначальной ци как люди, так и животные (俱稟元氣,或獨為人,或為禽獸。) .
Затем в главе «Бесформенное» (Усин 無形) из той же книги об изначальной ци было написано:
Люди наделены изначальной ци на небесах, и каждый получает годы, отпущенные человеку судьбой, в соответствии с состоянием достоинств и недостатков тела, подобно использования земли при формовке посуды или использования медного стакана для литья. Завершённый сосуд нельзя сделать больше или меньше, сформированное тело человека не может быть ни уменьшено, ни увеличено. Если используешь ци для секса, то секс станет судьбой. Ци тела и само тело переплетаются, как жизнь и смерть переплетаются друг с другом. Форму нельзя изменить, жизнь нельзя уменьшить или добавить. (人稟元氣於天,各受壽夭之命,以立長短之形,猶陶者用土為簋廉,冶者用銅為柈杅矣。器形已成,不可小大;人體已定,不可減增。用氣為性,性成命定。體氣與形骸相抱,生死與期節相須。形不可變化,命不可減加。) .
И уже в период династии Восточная Хань (с 25 по 220 год нашей эры, по мнению сотрудников Медицинского университета Хэбэй Хоу Сяньмин侯仙明 и Ню Бинчжань 牛兵占) , в медицинских комментариях к трактату «О внутреннем» собранных под названием «Трактат о трудном» (Нань цзин 難經) встречается и термин «изначальная ци». Так в главе «Осмотр и лечение магистральных сосудов» (Цзинмай Чженьхоу 經脈診候) этого произведения говорится:
Сосуды имеют основу, а человек имеет изначальную ци, старых друзей бессмертия (脉有根本,人有元气,故知不死。) .
Смысл данного высказывания состоит в том, что для долгой и здоровой жизни человека в сосудах должен определятся нормальный пульс, а изначальная ци не должна быть нарушена.
Группа китайских авторов в своей работе писали, что «изначальная ци (Юань ци元气), источник ци (Юань ци 原气), истинная ци (Чжэнь ци 真气) и здоровая ци (Чжэн ци 正气) являются важными концепциями в теории традиционной китайской медицины. Однако академическое сообщество не смогло прийти к согласию относительно конкретного значения и взаимосвязи этих четырёх терминов. Например, «Словарь традиционной китайской медицины» (Чжун и тасыдянь 中医大辞典) объясняет «изначальная ци (Юань ци元气), подходит близко к понятию источник ци (Юань ци原气)»; «Основная теория традиционной китайской медицины» (Чжун и цзичу лилунь 中医基础理论) говорит, что «изначальная ци (Юань ци元气), источник ци (Юань ци原气), истинная ци (Чжэнь ци 真气) имеют один и тот же смысл, и все они относятся к понятию «прежденебесная ци» (Сяньтянь чжи ци 先天之气)»; некоторые учёные полагают, что истинная ци (Чжэнь ци 真气) — подходит близко к понятию «здоровая ци» (Чжэн ци 正气). Однако некоторые люди отмечают, что изначальная ци (Юань ци元气), источник ци (Юань ци 原气), истинная ци (Чжэнь ци 真气) и здоровая ци (Чжэн ци 正气) не полностью идентичны с точки зрения значения, источника, функции и пути действия, и их не следует путать» .
С позиции автора данного исследования, для разных видов ци характерны различные функции, пути их получения и действия, а отсюда и их разные значения, которые не следует путать. Ведь различные понятия категории «ци» в медицинских трудах являются научными терминами, выполняющими роль ключей к пониманию процессов, происходящих в организме человека.
Ранее, в разделе «Классификация понятий входящих в категорию «ци»», автором представлено разъяснение понятия «истинная ци» (Чжэнь ци 真气), как интегрированного понятия о веществе ци циркулирующего в кровеносных сосудах и имеющего природный источник восполнения. Источником этой ци является атмосферный воздух, а также вода и пища поступающие в желудок. В силу того, что истинная ци приходит в организм после рождения человека извне по различным путям, то «прослеживается» её приобретённый, а не врождённый характер.
Об источнике ци (Юань ци原气) писалось в главе «Девять игл и двенадцать истоков» (Цзючжэнь шиэр юань 九针十二原) из книги «Канон таинственной сути» (Линшу цзин 灵枢经) и комментировано в «Восьмой трудности» трактата «Трудные вопросы»:
Все двенадцать магистральных сосудов привязаны к источнику жизненной ци. Как сказано ранее, источник жизненной ци имеет смысл основы двенадцати меридианов, а также имеет смысл движения ци между почками. Это основа пяти паренхиматозных и шести полых органов, основа двенадцати магистральных сосудов, врат дыхания и источник трёх проток. (諸十二經脈者,皆係於生氣之原。所謂生氣之原者,謂十二經之根本也,謂腎間動氣也。此五藏六府之本,十二經脈之根,呼吸之門,三焦之原。) .
Из приведённого отрывка ясно, что источник ци (Юань ци原气) обеспечивает функционирование магистральных кровеносных сосудов, посредством циркуляции крови и работоспособность внутренних органов. Он является основой дыхания и путей усвоения пищи, что указывает на восполнение ци организма посредством пищи и атмосферного воздуха. Нарушение поступления ци из природного источника ци неминуемо приведёт к смерти. В разделе «Путешествие Чжи в непознанные земли» (Чжи бейю 知北游) произведения «Чжуан цзы» 庄子 сказано:
Рождение человека собирает вместе ци, поэтому накопление даёт жизнь, а рассеивание даёт смерть (人之生, 气之聚也, 聚则为生, 散则为死。)
.В разделе «Порядок круговорота ци» (Юньци лей 运气类) выдающегося медицинского трактата династии Мин «Категории» (Лей цзин 类经), написанного Чжан Цзиню 张景岳, сказано:
Так как всё сущее всегда начинается с преобразования ци, то с появлением ци, также появляется порядок, а с истощением ци, также истощается порядок. Поэтому жизнь причина этого и поэтому смерть также причина этого. Эту ци следует ценить, а сумевший оценить её, будет следовать пути продления жизни» (盖天地万物皆由气化,气存数亦存,气尽数亦尽,所以生者由乎此,所以死者亦由乎此。此气不可不宝,能宝其气,则延年之道也。)
.Упомянутый ранее механизм «состояние ци», после рождения человека, обеспечивает получение ци из природного источника благодаря процессам преобразования, усвоения, распределения и выведения. Тем самым для организма ци, поступающая от природного источника, является приобретённой.
Понятие традиционной китайской медицины «здоровая ци» выступает в роли антагониста понятию «патогенная ци» (Се ци 邪气). Эти два понятия характеризуют лишь нормальный или патогенный характер движения ци в организме после рождения, не претендуя на роль источника ци.
Таким образом, понятия «источник ци», «истинная ци» и «здоровая ци» не идентичны с точки зрения значения функций и роли для живого организма, а значит их нельзя приводить к аналогии. Кроме того, они проявляют свои свойства после рождения человека и поэтому относятся к посленебесному состоянию организма.
Представления об изначальной ци существовало в теории автохтонной китайской медицины на протяжении многих веков, с некоторой разницей в описании . Термин «изначальный» в теории автохтонной китайской медицины понимается, как «возникший до рождения», то есть относящийся к прежденебесному (Сяньтянь先天) состоянию. Изначально, в трактате «О внутреннем» понятия раннего неба и позднего неба относились к разным периодам состояния природы и лишь в последующих трудах эти понятия были перенесены на разные периоды онтогенеза человека: до рождения и после рождения. Таким образом, понятие «изначальная ци» появилось в медицинских трудах позже написания трактата «О внутреннем», как некий вид ци обеспечивающий возникновение новой жизни.
В главе «Комментарии основ» (Бэнь сюнь 本训) из произведения Ван Фу 王符 «Толкования отшельника» (Цянь фу лунь 潛夫論), написанного в период с 76 по 157 г. н.э. было сказано:
В эпоху глубочайшей древности, во времена существования примитивной материи, изначальная ци была сокрыта и таинственна. Без систематизации и без контроля не было предзнаменования к объединению и слиянию воедино множества комбинаций цзин. Подобным образом это продолжалось долгое время и вдруг, сами произошли изменения, чистое и мутное разделилось, превратившись в инь и ян. Инь и ян материализовались, породив два начала. Гармонизация ци дала человеку жизнь и контроль над ней (上古之世,太素之時,元氣窈冥,未有形兆,萬精合并,混而為一,莫制莫御。若斯久之,翻然自化,清濁分別,變成陰陽。陰陽有體,實生兩儀。和氣生人,以統理之。) .
Далее в том же произведении, в главе «Неторопливое изложение» (Чжуан лю狀留), говорится:
Однако там, где заключена изначальная ци, будет жизнь и она не будет увядать (然元氣所在,在生不在枯。) .
Таким образом, изначальная ци характеризуется, как причина возникновения жизни, здоровья и продолжительность жизни человека, обеспечивающая нормальное функционирование как врождённой рабочей системы, так и приобретённой рабочей системы организма. Для понимания сути изначальной ци разберём её природу, состав, источник образования, механизм действия, функции и взаимосвязь с природной ци.
5.1. Природа изначальной ци
Традиционная китайская медицина считает, что ци человека состоит из двух взаимодополняющих друг друга веществ ― инь 陰 и ян 楊полученных из пищи, воды и атмосферного воздуха. Понятия «инь» и «ян» в китайской медицине одновременно противоположны и объединены, постоянно взаимодействуя друг с другом. В свою очередь даосская ветвь китайской автохтонной медицины считает, что изначальная ци человека является материей, состоящей из смеси «ничто» (У 无) ― чрезвычайно маленьких отрицательных частиц и «бытия» (Ёу有) ― чрезвычайно маленьких положительных частиц подчиняющихся Дао (закону жизнедеятельности). Понятия «ничто» и «бытие» в даосской медицине есть общий процесс порождения всех вещей, поэтому в сороковой главе «Дао Дэ Цзин» Тайшан (Тайшан Лаоцзюнь 太上老君) говорил:
Всё в мире рождается из бытия, а бытие рождается из небытия (天下万物生于有,有生于无) .
Это перекликается с высказыванием из главы «Глубокие рассуждения о согласовании образов инь и ян» (Иньян ин сян далунь 陰陽應象大論) книги «Вопросы о простейшем»:
Инь и ян являются источником всех вещей (阴阳者,万物之能始也。) .
Так как в мире нет абсолютного «ничто», как и нет неизменного «бытия», «ничто» и «бытие» находятся во взаимном трансформационном отношении, подобно понятиям «инь» и «ян», а потому во второй главе «Дао дэ цзин» Тайшан утверждал:
Бытие и небытие возникают друг из друга (有无相生) .
Врачи даосской ветви медицины убеждены, что всё сущее неразрывно связано с небом и землёй (то есть со сферой деятельности человеческого тела), и всё происходит из естественного способа существования и несуществования, чередования инь и ян, а также собирания и рассеивания. В «Книге перемен» говорится:
Рождение всего сущего поддерживает баланс и взаимозависимость между инь и ян. Всё без исключения содержит процесс жизнедеятельности и всё без исключения имеет два начала взаимодействующих друг с другом в бесконечном изменении (万物之生,负阴而抱阳,莫不有太极,莫不有两仪,氤氲交感,变化不穷。) .
Так как истоком изначальной ци человека является вещества «инь» и «ян», которые аналогичны в человеческом тела веществам «ничто» и «бытие», то природа изначальной ци одинакова в теории обеих ветвей китайской автохтонной медицины. А в силу утверждения, что ци является веществом, состоящим из двух чрезвычайно маленьких и взаимодополняющих друг друга отрицательных и положительных частиц, приходим к ранее высказанной автором данного исследования аналогии ци с электролитами организма, также состоящими из чрезвычайно маленьких взаимодополняющих друг друга отрицательных и положительных частиц ― анионов и катионов.
5.2. Источник, состав и локализация изначальной ци
Даосизм Цзися (относящийся к Академии Цзися, основанной государством Ци в период Воюющих царств) первым предложил концепцию «цзин ци» 精气 полагая, что «цзин — это цзин ци», подчёркивая взаимосвязь между цзин, ци и человеческой жизнью. С позиции даосизма два вида материи инь 阴 и ян 阳 взаимосвязаны единой основой. Соответственно цзин и ци, имеющие внутреннюю взаимосвязь в организме человека, также можно отнести к инь и ян. Эта взаимосвязь описывается и в разделе «Теория внутреннего недуга с ознобом» (Иньбин лунь 阴病论) книги «Принципы и запреты в медицине» (Имэнь фалю 医门法律):
Бренная оболочка из крови и плоти человеческого тела — это всё инь. Во время формирования (изначального) цзин родителями, частички истинного ян, возникшие прежде тела и рождения, и скрытые внутри обоих половых органах (родителей), порождают изначальную ци тела, которую называют источником врождённой ци. (人身血肉之躯皆阴也,父母构精时,一点真阳,先身而生,藏于两肾之中,而一身之元气由之以生,故谓生气之原。) .
В приведённой цитате утверждается, что любая ткань (кровь и плоть) человеческого тела относится к категории инь. Изначальный цзин, являясь материальной основой организма относится к истинному инь, а изначальная ци, как сказано выше, является результатом слияния двух истинных ян родителей и причиной образования и функционирования изначального цзин. Хотелось бы отметить, что фразу «внутри обеих почек» (Ляншэнь чжи чжун 两肾之中) данной цитаты надо понимать, как «внутри обоих половых органах (родителей)», о чём будет разъяснено ниже.
Согласно «Книге перемен», все сферы жизнедеятельности организма человека (Тайцзи 太极) порождают два взаимосвязанных вещества имеющих единую основу: инь и ян. В соответствии с трактатом «О пути благодетели» (Дао дэ цзин 道德经):
Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают всё сущее (道生一,一生二,二生三,三生万物) .
Так как всё в мире делится на инь и ян, то «одно» – это инь и ян и «два», и «три», и «всё сущее» также являются инь и ян. Но эти виды инь и ян различаются. Инь и ян, которые возникли в результате процессов вне «источника образования материи», и мы можем наблюдать невооружённым глазом, являются внешними веществами и называются «ложными». Инь и ян возникающие в результате процессов внутри «источника образования материи», которые нельзя увидеть невооружённым взглядом, являются внутренними веществами и называются «истинными».
Таким образом, существуют «ложный инь» (Цзя инь 假阴), «ложным ян» (Цзя ян 假阳), «истинный инь» (Чжэнь инь 真阴) и «истинный ян» (Чжэнь ян 真阳). Так как, с позиции даосизма, истинная инь и истинный ян невозможно увидеть невооружённым глазом, то древние китайские мудрецы нарисовали графические схемы «Схему из реки Хуанхэ» (Хэ ту 河圖), «Схему из реки Ло» (Ло шу 洛書), «Прежденебесные восемь триграмм» (Хоутянь багуа 先天八卦) и «Посленебесные восемь триграмм» (Хоутянь багуа 后天八卦), которые использовались даосами для объяснения взаимосвязи гексаграмм «Книги перемен» с окружающей нас природой и человеческой жизнью.
Можно также сказать, что все ложные инь и ян обладая атрибутами истинных инь и ян, являются их «производными». Функционирование и врождённые качества скрыты внутри инь и ян: врождённые качества определяются истинным инь, аналогичным пуриновым и пиримидиновые комплексам ДНК, несущим врождённые качества организма. А функционирование определяется истинным ян, аналогичным ионам веществ, встроенных в пуриновые и пиримидиновые комплексы ДНК для обеспечения их стабильности. Таким образом, истинный инь и истинный ян являются комплементарной парой.
В результате коитуса, обе частички истинного ян родителей скрытых в гаметах объединяются, формируя изначальную ци будущего ребёнка, которая обеспечивает объединение двух родительских репродуктивных цзин в изначальный цзин будущего ребёнка. В силу аналогичности ци ионам веществ и аналогичности репродуктивного цзин гаплоидному набору хромосом следует, что изначальной ци являются электролиты внутри яйцеклетки, которые участвуют в организации двух гаплоидных наборов хромосом родителей в диплоидный набор хромосом будущего ребёнка. Поэтому в главе «Превосходные чудеса» (超奇) книги Ван Чуна 王充 «Взвешивание суждений» (论衡) сказано:
Природа передаёт изначальную ци и человек приобретает изначальный цзин (天禀元气,人受元精。) .
Эта мысль взята из раздела «Биография Лан И» (Лан и чуань 郎顗传) входящую в книги «История династии Поздняя Хань» (Хоу Ханьшу 后汉书) и подчёркивает тесную взаимосвязь между организмом человека и природой, а также важность изначальной ци для формирования новой жизни.
Из медицинской эмбриологии известно, что в период эмбриогенеза человека из клеток эпибласта дифференцируются соматические и зародышевые клетки. Соматические клетки становятся основой строительных блоков внутренних тканей организма и органов, а зародышевые клетки являются предшественниками линии половых клеток. С позиции современной медицинской науки, выделение из клеток эпибласта двух типов диплоидных клеток подразумевает существование в них диплоидных наборов хромосом. Так как ионы веществ стабилизируют биополимерную структуру ДНК, то соответственно следует и их деление на две части. Ещё в стихе Сун Цзэна 宋 曾 «Движение Земли» было сказано:
Я слышал, что изначальная ци делится на две части, а взлёты и падения взаимодополняют друг друга, не причиняя друг другу вреда. (吾闻元气判为二,升降相辅非相伤。) .
Во время дифференцирования эпибласта на соматические и зародышевые клетки, с позиции даосской ветви китайской автохтонной медицины, одна часть изначального цзин и изначальной ци попадает в глубины души (心底) и функционируют там, вместе с «изначальным шэнь» (Юань шэнь 元神), испытывая беспокойство от «семи чувств и шести страстей» (Цицин люю 七情六欲).
Другая же часть изначального цзин и изначальной ци попадает внутрь почечной жидкости (Шэньшуи чжи чжун 肾水之中), где изначальная ци носит название «ян почки» (Шень ян 肾楊). Термин «почечная жидкости» (Шэньшуи肾水) в традиционной китайской медицине называют «почечная жидкость базальной области тела» (Шэньшуи дибу 肾水底部) человека. Иероглиф «шень» 肾 фразы «почечной жидкости базальной области» (Шэньшуи дибу肾水底部) ранее имел смысл не почки, а половых органов (Вайшень 外肾). Связь почки и половых органов обусловлена, во-первых, филогенетически, «так как гонады закладываются в виде парных складок на вентральных краях мезонефросов, а части предпочки, первичной почки и их мочеточники выполняют функцию выведения половых продуктов» , во-вторых, половые гормоны «играют существенную патофизиологическую роль в мультифакторном патогенезе нарушения функций почек» и в-третьих, половые органы находятся в базальной области тела (Дибу 底部). Поэтому термин «почечная жидкость базальной области тела» в теории традиционной китайской медицины имеет смысл физиологической жидкости репродуктивной системы (Цзин е 精液) и понимается, как вагинальный секрет или секрет предстательной железы . Соответственно фраза «ян почки» (Шень ян 肾楊) должна пониматься, как «ян половых органов» (Ян вайшэнь 外肾楊), который аналогичен частичке истинного ян сохранившегося в гаметах вместе с частичкой изначального цзин, носящего название «репродуктивный цзин» и являющегося основой для воспроизводства потомства.
Об изначальном шэнь, в комментариях Ши Хэяна 石和阳 к «Трактату о внешнем устройстве Жёлтого двора» (黄庭外景经), сказано:
Изначальный шэнь является смыслом души, всегда также жив и естественен в спокойном и беспокойном (元神者,心中之意,不动不静之中活活泼泼时是也。) .
Фраза «семь чувств и шесть страстей» в рамках нормальной физиологии аналогична биологической мотивации, основанной на психоэмоциональных реакциях человека в результате функционирования обычного шэнь, часть которого остаётся в «глубинах души» и называется изначальный шэнь. Фразу «глубины души» нужно понимать, как место локализации прежденебесных ци, цзин и шэнь. Так как они локализуются во области врождённой рабочей системы, которая находится внутри клеток организма, то это значит, что под термином «глубины души» (心底) понимается внутреннее пространство клетки.
При взаимодействии обычного шэнь с репродуктивной ци родителей, происходит слияние гамет с образованием внутри яйцеклетки изначальной ци, которая является истоком формирования изначального цзин будущего ребёнка. Отношения между изначальными шэнь, изначальной ци и изначальным цзин очень тесные. В «Тайном тексте Цинхуа» (青华秘文) сказано:
Изначальный шэнь видит и рождается изначальная ци, рождается изначальная ци и сразу рождается изначальный цзин (元神见而元气生,元气生则元精产矣。) .
Сравнивая описание процесса образования изначальной ци в традиционной китайской и даосской медицине, заметно сходство. Однако даосская медицина предлагает более расширенное объяснение, что требует более глубокого понимания природы изначальной ци в соответствии с концепциями врождённой и приобретённой рабочих систем. Учитывая аналогичность ци человеческого тела электролитам организма очевидно, что весь процесс оплодотворения протекает в результате активации контролирующей функции ионов минеральных веществ с участием гормональной системы.
Китайская автохтонная медицина считает, что увеличение или уменьшение изначальной ци происходит только потому, что изначальный шэнь, расходуется на реализацию основного комплекса эффектов изначального цзин. Так как изначальный шэнь и изначальный цзин часто находятся в состоянии взаимокомпенсации, что также является вполне нормальным состоянием, то изначальная ци неизменна. Речь идёт о состоянии взаимокомпенсации деятельности гормонов и деятельности ДНК внутри клетки за счёт таких внутриклеточных процессов таких, как изменение мембранного потенциала, внутриклеточного обмена кальция, энергетического обмена и так далее.
5.3. Функции изначальной ци.
В разделе «Забота о физическом здоровье» (養身) «Даосского писания» (Дао цзин 道經) из академического труда времён династии Западная Хань «Официальная печать Лаоцзы на реке» (Лаоцзы Хэшангун 老子河上公) сказано:
Рождая всё и не имея ничего, изначальная ци рождает всё сущее, не действуя в определённом направлении и не полагаясь ни на что. Дао – это то, что действует, не полагаясь на свой успех (生而不有,元氣生萬物而不有為而不恃,道所施為,不恃望其報也。) .
В цитате, приведённой выше, фраза «рождая всё и не имея ничего, изначальная ци рождает всё сущее» несёт идею естественности законов природы и контроле над процессом рождения жизни. Китайская автохтонная медицина придаёт большое значение функционированию изначальной ци для сохранения жизни и здоровья организма. В связи с тем, что изначальная ци образуется до образования изначального цзин, то её задачей является контроль над образованием изначального цзин и обеспечение его стабильного функционирования после окончательного формирования.
Как сказано ранее ци аналогична электролитам организма, а изначальный цзин аналогичен диплоидному набору хромосом. Известно, что молекулярная структура ДНК стабилизируется молекулами воды и ионами металлов. «Ионы металлов принадлежат к наиболее распространённым и активным веществам, влияющим на структуру и функции нуклеиновых кислот. Молекула ДНК, как и другие нуклеиновые кислоты, находится в клетке в виде полианиона и её нативная структура двухнитевой спирали сохраняется только в присутствии определенной концентрации катионов. В противном случае двуспиральность нарушается и цепи ДНК отходят друг от друга, происходит переход в состояние квазисвободного клубка участков одиночных нитей» .
Рисунок 1 - Участие ионов металлов в структуре молекулы ДНК
«Различие в связывании ионов с фосфатами и основаниями определяет также влияние ионов на стабильность структуры молекул ДНК. Это проявляется в зависимости перехода спираль-клубок этих молекул от концентрации ионов в растворе. Присоединение ионов к фосфатным группам повышает стабильность ДНК, в то время как связывание с основаниями снижает температуру перехода спираль-клубок. От наличия ионов металлов также сильно зависит и процесс трансляции, заключающийся в распознавании молекул тРНК (специфичной для каждой аминокислоты) и кодонов мРНК. Важно также отметить и то обстоятельство, что ионы металлов связаны со способностью взаимодействовать со многими электродонорными центрами нуклеиновых кислот: фосфатными группами, основаниями и гидроксильными группами рибозы.
Таким образом, из вышесказанного следует огромную роль ионов веществ в работе нуклеиновых кислот генетического аппарата. В работе ДНК и РНК принимает участие огромное количество различных металлов, каждый из которых выполняет строго определенную специфическую функцию. В этом случае замена хотя бы одного металла на другой или изменение его концентрации или нарушение его нормальной работы путём воздействия на него каким-либо внешним фактором может привести к ошибочному соединению оснований нуклеотидов, а это в свою очередь приведёт к созданию источника ошибок в распространении генетической инфекции» .
6. Заключение
В данном исследовании проведён краткий обзор истории развития китайской автохтонной медицины и классификация категории «ци». Уточнена классификация понятий входящих в категорию «ци», а также исследовано понятие «прежденебесная ци». Классификация ци, предложенная в данной работе, полностью соответствует теории китайским автохтонной медицины, а введённые в классификацию понятия согласуются с представлениями современной медицинской науки.
Основываясь на материалах китайских классических медицинских произведений, введено понятие «рабочих систем организма», объединяющих базовые понятия китайской автохтонной медицины и периоды онтогенеза организма человека, а также описаны механизмы их регуляции. Таким образом, базовым понятиям автохтонной китайской медицине приобрели системность, являющейся признаком научного познания.