МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕСУРСНО-ФАКТОРНОЙ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2024.139.71
Выпуск: № 1 (139), 2024
Предложена:
22.11.2023
Принята:
14.12.2023
Опубликована:
24.01.2024
405
4
XML
PDF

Аннотация

В статье представлены методологические подходы к определению, оценке и использованию ресурсного потенциала территорий в качестве собственного источника социально-экономического развития, что позволит перейти от посреднической модели функционирования современной регионально-муниципальной экономики к модели производственной. Сделан вывод о том, что регионы и муниципалитеты должны иметь долгосрочную экономическую и социальную программу возрождения территориального производственного потенциала, для реализации которой необходимо максимально сконцентрировать все виды ресурсов. Субфедеральные и муниципальные органы власти должны выступать в качестве основных собственников жизненно-важных сфер региональной и муниципальной экономики, важнейшего института осуществления проводимых реформ на территории.

1. Введение

В текущих рыночных условиях экономическое состояние некоторых муниципальных образований на протяжении длительного периода времени можно охарактеризовать как кризисное, особенно это относится к депрессивным регионам. Такая ситуация сложилась по ряду причин, в частности потому, что экономика некоторых регионов сегодня превратилась в экономику торгово-посреднических услуг, при этом объектами размещения для которых становятся производственные помещения бывших заводов и фабрик, кинотеатров, жилых помещений и т.д. Подобных примеров по любому регионально-муниципальному образованию множество.

2. Обсуждение

Перенасыщенность торгово-посредническими услугами приводит к росту цен на промышленно-бытовые, продовольственные, хозяйственные, медицинские товары и услуги, а не к их снижению, вместе с тем происходит ухудшение качества товаров и появляются фальсифицированные товары, что, в свою очередь, ведет к дальнейшему снижению и без того низкого покупательного спроса со стороны населения.

Строительство очередных торгово-развлекательных центров, офисов, посреднических контор оттягивает на себя свободные денежные ресурсы от промышленного сектора. Развитие торгово-развлекательного комплекса, его непрозрачность приводит к потере контроля над ним со стороны региональных и муниципальных органов власти и одновременно способствует сращиванию административно-управленческого персонала с бизнесом этого комплекса.

Как результат, экономика регионов и муниципалитетов становится все более децентрализованной, расчлененной по многочисленным мелким бизнес-структурам, что, в свою очередь, затрудняет проведение единой социально-экономической политики.

Подобная ситуация порождает системное противоречие между регионально-муниципальным сектором, не имеющим единого стержня в виде соответствующей собственности, и едиными управленческими началами. Причем данные противоречия носят разрушительный характер.

Развитие торгово-посреднической, развлекательной сферы, коммерциализации социальных услуг ведут к существенной дифференциации среди населения. В то же время в эту сферу отвлекается значительная часть трудоспособного населения, что еще больше обостряет проблему высококвалифицированных работников на предприятиях и организациях материального производства. Как итог – проявление несбалансированности местного рынка труда с потребностями прогрессивной структуры экономики.

Так как и региональный, и муниципальный уровни экономики должны представлять собой единую социально-экономическую систему, включающую в себя совокупность таких взаимосвязанных элементов, как природно-сырьевые, промышленные, строительные, жилищно-коммунальные, торговые, финансовые и социальные, то наиболее полную картину развития территорий дает подход на основе промышленного капитала. Обязательным условием его воспроизводства является комплексность, сбалансированность и пропорциональность между отдельными элементами системы, и, особенно, промышленно-сырьевыми, инфраструктурными, социальными.

Производственная модель должна строится не на горизонтально-рыночных, а на вертикально-интегрированных связях, включающих как производство, так и сферу распределения, обмена, и конечного потребления. Это означает, что ресурсно-факторный потенциал муниципального образования должен включатся в процесс производства, доводится до выпуска конечной продукции. Все это сужает сферу обмена, из обмена исключается промежуточный продукт, и он уже не является объектом купли-продажи, извлечением дохода.

Из данного утверждения следует, что основу производственной модели социально-экономического развития регионов и муниципальных образований составляет ресурсный потенциал территории, и задача органов местного самоуправления сводится к выявлению собственных ресурсных возможностей, их структурированию, оценке, определению направлений и способов использования, то есть превращение в источник социально-экономического развития.

Вместе с тем необходимо отметить, что в этой важной проблеме имеется много нерешенных задач как практического, так и теоретического плана. Все дело в том, что понятие «ресурсы», «потенциал», «ресурсный потенциал», «факторы развития» широко освещены в экономической литературе. Например, в работе

кроме трактовки категории «ресурсный потенциал» представлена методология оценки ресурсного потенциала территории, результаты которой могут стать основой для формирования стратегий инновационного развития регионов. Результаты исследований ресурсов и ресурсного потенциала различных регионов отражены в работах
,
,
,
. Во многих из них ученые акцентируют внимание на неравномерности распределения ресурсов по территории регионов и разном уровне ресурсного потенциала. Соответственно одни регионы имеют достаточную ресурсную базу для дальнейшего социально-экономического развития, а другие вынуждены искать неиспользуемые резервы. Отраслевая специфика ресурсного потенциала является объектом изучения в работах
,
,
,
. Наиболее часто исследователи обращаются к теме ресурсного потенциала в сфере туристско-рекреационного и банковского обслуживания, медицинских услуг, а также ресурсам для развития инновационного предпринимательства
. Если анализировать перечисленные литературные источники, то оказывается, что, например, ресурсный потенциал больше увязывается с развитием экономической системы в целом, природно-хозяйственным уровнем, с исследованием факторных возможностей национальной экономики. В этом плане есть разные подходы к структурированию ресурсного потенциала, причем критерии здесь выбираются с учетом решаемых задач, разные методики оценки ресурсов и т.д. (в данной статье не ставится цель – анализ имеющейся литературы по данной проблеме), но очень мало наработок теоретико-методологического и практического характера применительно к регионально-муниципальному уровню.

Кроме того, даже на понятийном уровне эти термины трактуются больше как статические категории, не в привязке к процессам производства, социально-экономическим результатам. По-нашему мнению, ресурсный потенциал – это то, что скрыто и не работает в данный момент, не используется, не дает результата.

Динамический подход к анализу ресурсного потенциала региона позволяет выявить внутренние резервы территории, ее потенциальные возможности, собственные источники развития, уменьшить зависимость регионов и муниципалитетов от торгово-посреднического капитала, внешних бюджетных дотаций, выйти из депрессивного состояния.

Основная цель социально-экономического развития территорий заключается в стабильном и надежном функционировании всех элементов и звеньев ЖКХ, транспорта, связи, торговли, социальной сферы; регулярное устойчивое оказание разнообразных услуг. Поэтому особенность исследования ресурсного потенциала территорий сводится к определению степени влияния последнего на жизнедеятельность территориальных образований.

Системность является следующим этапом в исследовании динамики использования ресурсного потенциала территории. Территориальный ресурсный потенциал необходимо рассматривать как систему, совокупный потенциал, состоящий из разнообразных структурных элементов, таких как финансовые, природно-сырьевые, инвестиционные, климатические, инновационные, производственные, трудовые, социальные, инфраструктурные.

Следует отметить, что важное значение в развитии муниципалитета занимает образовательная, культурно-нравственная, профессиональная составляющие трудовых и социальных ресурсов, которые, в свою очередь, выступают как самостоятельные ресурсы и факторы. Системность также предполагает структурирование ресурсов исходя из различных критериев, выделения подсистем, блоков. Все это позволяет объективно подойти к более подробному анализу и оценке ресурсных возможностей муниципалитетов, к выбору собственной модели производственного развития.

Невозможно выявить, а затем и разработать производственную модель социально-экономического развития муниципалитета без детального анализа располагаемых территорией ресурсов, без определения их особенностей, таких как, как неповторимость, уникальность, невзаимозаменяемость, т.е. без определения каждым регионом и муниципалитетом собственного набора элементов в ресурсной системе.

Ресурсный потенциал муниципального образования, а значит и соответствующая модель его социально-экономического развития не могут быть реализованы без субъектной определенности. В результате реформ 90-х годов и текущих лет, проводимых на регионально-муниципальном уровне экономика указанных образований представляет собой неудовлетворительное состояние, основанное на соответствующей форме собственности, ограниченной дотационными и бюджетно-содержащими организациями и учреждениями, а, следовательно, не в полной мере способна использовать свой ресурсный потенциал. Существующая хозяйственная деятельность в регионах и муниципалитетах, как правило, не опирается в полной мере на имеющиеся ресурсные возможности или использует их не комплексно. Это особенно характерно для торгово-посреднической модели развития экономики многих регионов и муниципалитетов.

3. Основные результаты

Таким образом, можно отметить, что в современных условиях ресурсный потенциал территорий не включен в полной мере в хозяйственный оборот, а субъектная структура современной региональной и муниципальной экономики не способна использовать имеющийся ресурсно-факторный потенциал.

Общий подход к решению данной проблемы заложен, прежде всего, в достижении такого положения, когда субъектная структура региональной и муниципальной экономики совпадает с ресурсными возможностями территории, а хозяйственная деятельность направлена на использование этих возможностей.

Так, промышленная ресурсная модель развития территории должна базироваться на вертикально-интегрированных связях, что предполагает укрепление, наращивание региональной и муниципальной собственности, при этом на основе объединения региональной и муниципальной собственности с корпоративной собственностью должны создаваться вертикально-интегрированные комплексы как в реальном секторе экономики, так и в сфере услуг.

Обобществление и укрупнение собственности, создание вертикально-интегрированных структур, получение прибыли с конечного продукта – путь к использованию ресурсного потенциала муниципалитета. Такой подход может решить проблему инвестиции, обновления производства, пополнения бюджета, гармоничного социально-экономического развития. Вертикально-интегрированные структуры в таких сферах, как промышленное производство, строительство, ЖКХ, торговля, сервис, функционирующие на основе смешанно-интегрированной собственности, обеспечивают учет и согласованность интересов всех участников. Регионально-муниципальная собственность, являясь основой, задает направление общественному вектору хозяйственной деятельности по использованию имеющихся ресурсов. В таких условиях создается управленческая основа, придающая развитию регионов и муниципалитетов целенаправленность.

4. Заключение

Подводя итоги, следует отметить, что противостоять вероятным негативным тенденциям развития территорий могут только местные органы власти. Регионы и муниципалитеты должны сформировать долгосрочную экономическую и социальную стратегию развития и возрождения собственного производственного потенциала, но при этом особое внимание уделить материальным, финансовым и интеллектуальным ресурсам. Кроме того, следует добавить, что в этих условиях субфедеральные и муниципальные органы власти должны выступать как основные собственники важнейших сфер региональной и муниципальной экономики, важнейшего института осуществления проводимых реформ на территории.

Метрика статьи

Просмотров:405
Скачиваний:4
Просмотры
Всего:
Просмотров:405