Некоторые аспекты социальных прав и обязанностей женщины-мусульманки (на примере «Джавамигуль калим шархе» Ризаэддина Фахреддина)
Некоторые аспекты социальных прав и обязанностей женщины-мусульманки (на примере «Джавамигуль калим шархе» Ризаэддина Фахреддина)
Аннотация
В данной статье на основе толкований хадисов отражены основы социального и религиозного права женщины-мусульманки в исламе, актуальные для повседневной жизни людей в конце XIX – начале ХХ в. в среде российских мусульман. Ризаэддин Фахреддин является автором комментариев, данных в труде «Джавамигуль калим шархи» (Комментарии к изречениям пророка Мухаммада). Раскрывая основные вопросы социальных прав женщины согласно мусульманскому вероучению, ученый предлагает свои идей и толкования для их решения. Ключевая цель его комментариев по вопросу статусного положения женщины в исламе заключается в том, чтобы российские мусульмане правильно понимали и интерпретировали изречения пророка Мухаммада, возрождали свои духовно-нравственные качества согласно мусульманскому вероучению во благо нации и её будущего.
1. Введение
Изменения в стране, происходившие на рубеже XIX – XX веков в пореформенную эпоху, не могли не затронуть духовную сферу жизни людей. Ислам был не только системой религиозных догм, но и во многом системой норм частной и общественной жизни мусульманского населения, их миропониманием, ядром средневековой культуры всех мусульманских народов Российской империи. Следовательно, преобразования в татарском обществе должны были начаться с изменения отношения к этому ядру.
Одним из актуальных направлений татарской общественной мысли рубежа XIX – XX веков стало перенесение центра тяжести от чисто богословских вопросов к проблемам социальным и политическим, осознание того, что мусульманскому обществу необходимо современное видение мира и приведение традиционной мировоззренческой системы в соответствие с требованиями эпохи. Поиски ответов на усложняющиеся вопросы жизни вынуждали современников вносить кардинальные изменения в представления о месте и роли женщины в жизни общества согласно мусульманскому вероучению.
В данной статье охарактеризованы социальные, религиозные права и обязанности женщины-мусульманки, на основе работы Ризаэддина Фахреддина «Джавамигуль калим шархи».
Ризаэддин Фахреддин был одним из крупнейших, авторитетных богословов, журналистов и религиозных деятелей конца XIX – начала XX в., уважаемым во всем мусульманском мире и за его пределами. Мыслителю удалось оставить богатейшее наследие в виде исторического, религиозного и литературного творчества в дар будущему поколению. С 1891 года он являлся членом Оренбургского духовного собрания, а на рубеже двух веков выступил и как автор био-биографического сочинения «Асар» и серии брошюр дидактического характера под общим названием «Наука нравственности».
Именно в этой серии Р. Фахреддин первым среди татарских просветителей поставил вопрос о роли женщины в семье, о её ответственности перед обществом за воспитание детей, выдвинув тем самым и проблемы воспитания женщины-мусульманки, её права на образование и т.д. Позднее он развил проблему равноправия женщины как в теоретическом, так и в художественном плане и в теологической литературе.
Актуальность данного исследования обусловлена недостаточной изученностью данной темы на уровне мусульманского и международного права.
В наше время, когда ислам обрел новую роль в социуме, утверждать, что в мусульманском обществе мужчина выступает в роли узурпатора, по отношению к женщине и она полностью подчинена его воле и власти, было бы ошибочно.
Целью данный статьи является выявление противоречивых вопросов в области социальных, религиозных прав и обязанностей женщины мусульманки основываясь на труде Р.Фахреддина «Джавамигуль калим шархи» (Комментарии к изречениям пророка Мухаммада).
2. Методы и принципы исследования
В данной статье были использованы следующие методы исследования: системный и тематический контент анализ, который позволяет выявить содержание вопросов в комментариях к хадисам, раскрывающих позицию автора, согласно заданной тематики научной статьи.
При изучении проблемы социально-правового статуса женщины в исламе нам довелось ознакомиться со взглядами Ризаэддина Фахреддина в труде «Джавамигуль калим шархи».
3. Основные результаты
По словам Р.Фахреддина, в предисловии труда «Джавамигуль-калим шархе»: «Изречения пророка Мухаммада, переписанные с достоверными доказательствами, должны служить правилом и руководством для применения в жизни, стать средством для достижения счастья в этом и загробном мире» «мы постарались выбрать изречения пророка Мухаммада, соответствующие сегодняшней жизни и нашему состоянию и донести мысли знатоков ислама» .
Данная работа Р.Фахреддина долгое время использовалась как учебник для шакирдов, начинающих читать по-арабски, также в помощь по воспитанию этики.
В «Джавамигуль калим шархе» даны комментарии к 344 изречениям пророка Мухаммада. В конце работы автор предлагает вниманию читателя (фихрист) – тематический рубрикатор согласно содержанию толкований к хадисам. В общей сложности Р.Фахреддин выделяет 116 тематических групп. Однако важной особенностью данного списка является дублирование ряда хадисов в разных тематических группах.
Согласно проведенному контент-анализу комментарии о женщинах к хадисам пророка Мухаммада были распределены в следующие группы:
1) муж и жена;
2) женщины;
3) учеба и письмо женщин;
4) путешествие женщин;
5) одежда женщин;
6) приплетение чужих кос;
7) приветствие женщин;
8) участие женщин в войнах;
9) посещение кладбища женщинами;
10) пребывание женщин в мечетях .
Анализ толкований хадисов показывает, что проблема восприятия статуса женщины в мусульманском социуме и семье, решение вопросов ее прав и обязанностей был наиболее проблемным и важным. Значительную часть толкований хадисов включает в себя именно эта тема.
Среди вопросов рассмотренных Р.Фахреддином можно выделить наиболее общие группы:
1) личные права женщины;
2) права и обязанности женщины в семейном союзе;
3) внешний облик правоверной мусульманки;
4) посещение социально значимых объектов;
5) женщина и образование.
В качестве примера, обратимся к отдельным изречения пророка Мухаммада комментируемых Р.Фахреддином в «Джавамигуль калим шархе»:
«Аллах повелевает быть милосердными и жалостливыми к женщинам. Женщины – ваши близкие, как ваши матери и дочери, родственники ваших отцов и матерей…» (82) . Цель изречения в призыве к милостивому обращению к женщинам. Жить в согласии означает уважать и воспитывать жен по достоинству. Из слов: «женщины – ваши матери, дочери, жены» видна цель призыва к исключительно снисходительному, уважительному отношению к ним.
«Самое большое право над женщинами – это право мужа, а над мужчинами и женщинами самое большое право – это право матери» (43) . Несмотря на то, что изначально в этом изречении говорится о правах мужа над женщиной и о правах матери над мужчинами и женщинами, смысловая основа содержится в наличие множества прав жены над мужем и права детей над отцами и матерями. По мнению Р.Фахреддина об этом необходимо знать и повсеместно применять в жизни, если неизвестно, спрашивать. Зрелость нации в социальном праве зависит от единства людей, составляющих семьи, от привязанности их друг к другу и от соблюдения и уважения прав и обязанностей друг перед другом. «Естественный брак» требует равенства в возрасте, нравственности мировоззрения и в других делах, муж и жена должны соответствовать друг другу. Если не учитывать вышесказанное, права жены и права мужа не будут соблюдаться и будут причиной многих нежелательных дел.
«Женщина, которая уходит из дома без разрешения мужа без какой-либо причины, находится под гнётом Аллаха, пока не вернётся домой или пока муж не высказал своего согласия» (105) . По законам шариата, женщина без согласия мужа может отлучаться из дома в следующих случаях:
1) проведать родителей раз в 15 дней или раз в неделю;
2) один раз в год повидаться с родственниками;
3) помогать омывать усопших;
4) уходить с просьбой о возмещение долга;
4) совершать паломничество в хадж (с родственником);
5) исполнять обязанности акушерки (уходить по надобности в нужное время).
При согласии мужа путешествия женщины возможно при следующих обстоятельствах:
1) путешествие со своим мужем или родственниками;
2) путешествие без мужа и родственников по причинам шариата, к примеру переезжать в исламское государство после принятия ислама и т.д.;
3) путешествие с целью паломничества в хадж без мужа и родственника, если дорога безопасна путешествие проходит в обществе надежных женщин.
О запрете путешествии женщины без мужа и родственника говорится в связи с возможностью её встречи с неожиданными опасностями. Причина, по которой путешествие женщины обуславливается присутствием мужа или родственника кроется не в том, чтобы запретить ей злые намерения, а в том, чтобы оградить её от чрезмерных притязаний по отношению к ней.
Обратимся еще к одному немаловажному изречению, «Закрепите знания письменно» (179) . Невозможно сохранить в уме весь объем нужных знаний. Записанная информация имеет свойство сохранности, не пропадает по истечению времени. Учить знаниям и наукам лучше и полезнее путем записи, чем говорить и слышать непосредственно. По этой причине современники и последователи пророка нашли необходимым записывать и собирать аяты Корана в одном источнике, тем самым обеспечили его сохранность. Смысловое значение упомянутого выше изречения относится как к мужчинам, так и к женщинам в равной мере. Имам Абу Дауд приводит рассказ Шаффы бинт Габдулла. «Когда я сидела у Хафисы, вошёл пророк Мухаммад и сказал: «Подобно тому, что ты учишь Хафсу читать и писать, учи её лечить – заговаривать чесотку» (Суннан абу Дауд, ч.2, с.186) . По мнению Р.Фахреддина эти слова пророка являются доказательством его одобрения учить грамоте женщин.
4. Обсуждение
При изучении проблемы социально-правового статуса женщины в исламе нам довелось ознакомиться со взглядами Ризаэддина Фахреддина в труде «Джавамигуль калим шархи».
Данная работа ученого становилась объектом многопланового изучения зарубежных и отечественных исследователей.
Из зарубежных ученных к «Джавамигуль калим шархе» Р.Фахреддина обращался турецкий ученый Буньямин Эрул . В ряде своих статей исследователь анализирует принципы и методы работы ученого с хадисами, детально изучает источники заложенные в основу труда Р.Фахреддина.
Среди отечественных ученых данную работу богослова изучила: Камалетдинова Г.А. – написавшая диссертационную работу «Принципы перевода хадисов и их лингвистические особенности (на материале «Джавамигуль-калим шархе») , Юзеев А.Н. опубликовал статью «Религиозно-реформаторские взгляды Р.Фахрутдинова» , исследовательница Байбулатова Л.Ф. является автором статьи «Джавамигуль-калим шархе» Ризаэтдина Фахреддина как отражение социальных и религиозных проблем российских мусульман начала ХХ века , Ясавиев Р.М. опубликовал статью «Взгляды Р.Фахретдина на положение женщины в Исламе» и т.д.
5. Заключение
Характерной особенностью мусульманского вероучения является исключительно пристальное внимание регламентации семейно-брачных отношений и ритуализации гендерных ролей.
Женщина в исламе занимает важное место по отношению к Аллаху и обществу в целом. Она рассматривается как значимый элемент основы общества, требующая заботы и бережного отношения к себе. Имеются определенные предписания, направленные на сохранение ее чести, достоинства, красоты. Однако не стоит забывать, что как мужчина, так и женщина обладают полным равенством. Социальные права женщины отражены в защите жизни, чести, имущества и достоинства. Эти права неприкосновенны, не ущемляются и не оспариваются.
Несомненно, роль женщины в исламе велика. Женщина – это и мать, и сестра, и дочь, и жена. Согласно канонам шариата (мусульманского законодательства), притеснение и ущемление прав кого-либо из них является строго наказуемым.
При анализе социальных и религиозных прав женщины в исламе, в содержании труда Р.Фахреддина «Джавамигуль калим шархе» рассматривается классическое восприятие роли женщины и ее природных функций в рамках семьи. По мнению ученого, первостепенно женщина в исламе – это праведная жена своего супруга и хранительница домашнего очага. «Делает женщин чистыми и охраняет их от всего дурного не чапан и шаль, а воспитание и разум, вера и справедливость, и превыше всего – целомудрие их мужей» , – пишет автор о роли женщины в очерке «Тәрбияле ана», выступая против установившихся в мусульманском обществе обычаев, в частности, против требования затворничества женщины.
Большое внимание уделил Р.Фахреддин проблемам семьи и брака, вопросам взаимоотношений мужа и жены. Он был уверен, что главным в браке должно быть взаимное согласие и уважение друг к другу, а не страх и подчинение женщины. Ученый подчеркивал, что женщина-мать – это воспитатель будущего человечества. «Хорошие или плохие качества народа во многом зависят от матерей, – указывает автор. – Воспитанные матери являются ими не только для своих детей, но и уважаемыми матерями для всех мусульман. Труд матери – это самый тяжелый и хлопотливый труд, и его невозможно обрисовать или объяснить словами»
.Таким образом, рассуждая о роли женщины-мусульманки, рассматривая гендерные аспекты ислама, можно отметить, что никто не может оправдать неправильное отношение к женщине, ссылаясь на первоисточник ислама или на какие-либо указания и правила исламского законодательства. Спустя века остаются непоколебимыми образы «матерей всех правоверных», сумевших соединить в себе добродетель, праведность, духовность и активную социальную роль с учетом традиционного предназначения женщины-мусульманки.
Ислам, бывший, по мнению Р.Фахреддина, воплощением социальной общности всех мусульман Российской империи в конце XIX – начале XX вв., созидательных сил народа, его духовной энергией, культурой, должен был стать и основой национального возрождения у татар. Начавшая ощущаться ограниченность мусульманской догматики могла быть дополнена как обращением к опыту времени пророка Мухаммада, к эпохе «чистого ислама», так и к опыту европейской цивилизации. Р.Фахреддин одним из первых выступил в защиту прав женщины-мусульманки с просветительской позиции. Обратившись к первоисточникам ислама – Корану и Сунне, ученый весьма смело обосновывает тезис, что женщина такой же человек, как и мужчина. Вопрос социальных прав и обязанностей женщины-мусульманки и связанные с ним проблемы брака и семьи Р.Фахреддин решал, исходя из принципа естественного права человека на равные возможности.