ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ У ЛИЦ С АУТОДЕСТРУКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ У ЛИЦ С АУТОДЕСТРУКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Аннотация
В данной статье рассматриваются особенности эмоциональной регуляции у лиц с аутодеструктивным поведением. Сделать вывод о распространенности аутодеструктивного поведения в социуме крайне трудно, так как о большинстве фактов можно узнать, опираясь лишь на сообщения о подобных случаях от практикующих специалистов. Но в целом мы можем говорить о тенденции к усугублению и расширению диапазона расстройств психического и физического здоровья, являющихся следствием прямых или косвенных причин. На возникновение аутодеструктивного поведения влияет множество факторов, начиная от индивидуально-личностных характеристик человека и заканчивая социально-экономической ситуацией в обществе. Но безусловно практически во всех работах на эту тему встречаются упоминания нарушений в эмоциональной сфере. Можно предположить, что неэффективные и малоадаптивные стратегии регуляции эмоций также влияют на проявление аутодеструктивного поведения в жизни человека.
1. Введение
Аутодеструктивное поведение – это поведение, направленное на причинение человеком самому себе вреда в различных целях, сюда относят те действия человека, в результате которых возникает неоправданный риск для психологического или физического здоровья человека, некоторые авторы также добавляют сюда аддиктивное поведение – наркоманию и алкоголизм. Например, поступки, связанные с поиском человеком каких-то новых ощущений, добиться которых можно только, нанося себе телесные увечья или иные повреждения; суицидальное поведение . Согласно А.Г. Амбрумовой аутодеструктивное поведение – это агрессивное поведение, при котором объект и субъект совпадают . Причин, по которым человек делает это несколько: во-первых, восстановление контроля над своими ощущениями, эмоциями, желание почувствовать границы своего тела; во-вторых, попытка выстроить своеобразный коммуникативный контакт с окружающими с целью создать близкие отношения, привлечь внимание к своим проблемам, манипуляции в попытке достичь желаемого . Обычно принято выделять четыре вида аутодеструктивного поведения: суицидальное поведение, самоповреждающее поведение, нарушение пищевого поведения, безрассудное поведение – употребление психоактивных веществ, высокорискованное поведение, вызывающее ощущение полного контроля своей жизни, иллюзорное ощущение безопасности. К суицидальному поведению относят суицидальные мысли, замыслы и намерения, различающиеся по степени активности замысла и наличию волевого компонента .
Эмоциональная регуляция – способность эмоционально реагировать на жизненные события социально приемлемым образом, сохраняя достаточную гибкость, чтобы допускать спонтанные реакции, но откладывать их в случае необходимости . В исследованиях по этой теме авторы подразделяют понимание термина «эмоциональная регуляция» на две составляющие: как процесс, отражающий развертывание регуляторных усилий во времени, и как свойство, связанное с индивидуальными различиями в используемых способах регуляции. Дисфункциональные формы регуляции эмоций могут стать причиной трудностей адаптации в социуме, психосоматических заболеваний, из-за них могут возникать невротические состояния и расстройства психики . При нарушении регуляции эмоций в аффективной сфере человека нарушается баланс, возникает усиление негативных эмоций, на фоне чего происходит изменение поведения в сторону дезадаптации. Желание избавиться от этого состояния, чувства душевной боли и субъективного страдания приводит к попыткам человека повлиять на это путем аутодеструкций различного характера. В связи с чем аутодеструктивное поведение принимает двойной характер – с одной стороны, это способ быстрого избавления от негативных переживаний и возвращение стабильного эмоционального фона, в основе чего лежит ощущение субъективного контроля на своими чувствами, а с другой – регулярное повторение подобных паттернов поведения ведет к неизбежному осознанию человеком себя как заложника ситуации и невозможности справиться с внутренней болью другими способами, что парадоксально приводит человека вновь в неадаптивное психо-эмоциональное состояние .
2. Методы и принципы исследования
Материалом исследований послужили результаты диагностики с помощью методики оценки склонности суицидальным реакциям, а также выявление способов когнитивно-эмоциональной регуляции. С информированного согласия в исследование были вовлечены 20 человек, разделенных на две группы, основную и группу сравнения. Основную группу составили 10 пациентов НСО ГБУЗ ГНКПБ №3 с наличием аутоагрессивного поведения в анамнезе, все из которых мужчины. Группу сравнения составили 10 человек, все мужчины, без аутоагрессивного поведения в анамнезе. Возраст участников исследования находился в диапазоне от 23 до 58 лет. Средний возраст в группе больных алкоголизмом 37,04±9,24 лет (M±SD), средний возраст в группе здоровых:37,42±9,56 (M±SD). Для выявления взаимосвязи между показателями методик, был использован коэффициент корреляций Спирмена, p<0,05.
3. Основные результаты
На первом этапе исследования была выявлена склонность к суицидальным реакциям по методике «СР-45» П.И. Юнацкевича в обеих группах .
Таблица 1 - Средние показатели по группам опросник «МР-45» П.И. Юнацкевич
Критерий | Основная группа | Группа сравнения | ||
M | SD | M | SD | |
Склонность к суицидальным реакциям | 0,63 | 0,21 | 0,51 | 0,11 |
По результатам исследования склонности к суицидальным реакциям в основной группе у 50% испытуемых был выявлен высокий уровень, у 50% – средний уровень выраженности. В группе сравнения низкий уровень выраженности суицидальных реакций был выявлен у 10% испытуемых, средний уровень выявлен у 70%, высокий уровень – у 20% респондентов. Нами было установлено, что для респондентов основной группы характерологически более свойственно острые реакции на стрессовые ситуации и трудности, возникающие в жизни. В ситуациях сложного внутреннего или внешних конфликтов личностные особенности могут приводить к появлению суицидальных мыслей и в последствии, при отсутствии должной помощи и поддержки, суицидальной попытки.
На следующем этапе исследовали мы выявили особенности эмоциональной регуляции в обеих группах по методикам: «Опросник когнитивной регуляции эмоций» в адаптации Рассказовой Е.И., Леоновой А.Б., Плужникова И.В. .
В основной группе испытуемых катастрофизации как способа эмоционального регулирования придерживаются 20% респондентов. Это может говорить о том, что люди с аутодеструктивным поведением воспринимают стрессовые, трудные ситуации, происходящие в их жизни, как большую катастрофу. Любая незначительная бытовая проблема возводится ими в наивысшую степень, в последствии такие трудности оказывают давление на их психологическое состояние, нарушая их эмоциональный комфорт, приводя их к дезадаптивному поведению
Анализирую шкалу «перефокусировка на план» было установлено, что в основной группе такой стратегии регуляции эмоционального состояния придерживаются 20% испытуемых, столько же испытуемых придерживаются этой стратегии и группе сравнения. Полученные данные могут свидетельствовать о том, что респонденты стремятся в критических для них ситуациях построить план действий, которые поможет им решить возникшую ситуацию, сделать необходимый выбор. Продумывая следующий шаг, человек может хотя бы мысленно уйти от тревожащих его моментах в реальности.
Изучая данные полученные по шкале «помещение в перспективу» как стратегии эмоциональной регуляции было выявлено следующее, у респондентов из основной группы данной стратегии придерживаются 10%, в группе сравнения – 20%, это может свидетельствовать о том, что для них в большей степени свойственно рассмотрение ситуации в сравнении с другими, осознание того, что человек переживал в своей жизни более худшие моменты позволяет взять себя «в руки», посмотреть на то или иное затруднение с более объективной стороны.
Принятие как способ эмоциональной регуляции свойствен для 10% респондентов из основной группы, в группе сравнения данной стратегии придерживаются также 10%. Полученный результат может говорить о реалистичном взгляде человека на проблему в его жизни. Принимая условия своего существования в данный момент, человеку становится значительно проще разобраться с последующими шагами, необходимыми для разрешения внешних и внутренних конфликтов.
По шкале «самообвинение» в основной группе получены высокие результаты среди 30% респондентов, в группе сравнения, данная стратегия, как ведущая, не была выявлена ни у одного человека, что позволяет сделать вывод о том, что для данной группы людей характерно обвинять себя в происходящем. Самообвинение является одной из причин аутодеструктивного поведения. Чувствуя злость, обиду, разочарование, человек, у которого в приоритете данная стратегия регуляции эмоций, будет искать их вымещение ни конструктивным способом, ни через взаимодействие с окружающим миром, а путем нанесения себе самоповреждений (вплоть до суицидального поведения) с целью восстановления равновесия эмоционального состояния.
Позитивный пересмотр как превалирующий способ эмоциональной регуляции не характерен для респондентов из основной группы, но в группе сравнения его придерживаются 50% испытуемых, что может свидетельствовать о том, что для людей с аутодеструктивным поведением не свойственно переключение на более приятные, позитивные размышления в моменты трудностей, они полностью сосредоточены на негативной стороне ситуации, для них трудно найти положительные аспекты.
Руминации как способ эмоциональной регуляции в основной группе выражен у 10% испытуемых, в группе сравнения данная стратегия не является основной ни у одного из респондентов. Это может свидетельствовать о том, что людям с аутодеструктивным поведением в большей степени свойственно размышлять о своих чувствах, о своем поведении в той или иной затруднительной ситуации. Стремление постоянно возвращаться к негативным переживаниям приводит к «застреванию» на этих эмоциональных паттернах. Человеку становится достаточно трудно переключаться на другие эмоциональные реакции, он практически перестает замечать то, что происходит в его окружении. Такая сконцентрированность на внутренних переживаниях может приводить к аутодеструктивному поведению, целью которого является освобождение от назойливых воспоминаний и постоянных возвращений в состояние, сопровождающее затруднительные ситуации.
Таблица 2 - Значимость корреляционных взаимосвязей субшкал, отражающих суицидальный риск и эмоциональную регуляцию
Показатели | Позитивный пересмотр | Перефокусировка плана | Помещение в перспективу | Принятие | Катастрофизация | Руминации | Самообвинение |
Суицидальный риск | -0,642* | 0,018 | 0,075 | -0,550* | 0,845* | 0,571* | 0,785* |
Примечание: * отмечены значимые корреляционные связи
В результате корреляционного анализа было установлено, что «суицидальный риск» имеет обратную корреляционную связь с «позитивным пересмотром» (r =-0,64, p<0,05) и прямую корреляционную связь с «самообвинением» (r =0,78, p<0,05). Объясняется это тем, что люди, которым свойственно аутоагрессивное поведение зачастую не могут отойти от своих внутренних переживаний, не имея возможности отвлечься на более позитивные эмоции и мысли, человек продолжает обвинять себя, в связи с чем повышается суицидальный риск, может возникать аутодеструктивное поведение.
Также данные корреляционного анализа показали наличие обратной связи между «суицидальным риском» и «принятием» (r =-0,55, p<0,05) и прямой взаимосвязи между «суицидальным риском» и «катастрофизацией» (r =0,84, p<0,05),. Отказываясь принимать случившиеся неприятные события, человек старается всеми силами изменить последствия, но в том случае, если человеку не хватает возможностей для изменения внешних условий, он может решить избавиться от тяжелых переживаний радикальным способом – начиная от аутоагрессивного поведения, с желанием вернуть стабильность в эмоциональную сферу, заканчивая суицидальной попыткой, когда, как ему кажется, все способы разрешения конфликта себя исчерпали и он уже не видит другого выхода. Особенно важно помнить о повышении суицидального риска в том случае, если происходящая вокруг тяжелая ситуация возводится человеком в наивысшую степень значения, невозможность эмоционально пережить ее также значительно повышает возможность проявления аутоагрессивного поведения с целью уменьшения переживаний.
Анализ показал наличие прямой корреляционной связи межу «суицидальным риском» и «руминациями» (r =-0,57, p<0,05). Снова и снова возвращаясь к эмоциональному состоянию, сопровождавшего в трудный момент его жизни, анализируя каждое свое действие, сказанное слово, человек находит все больше «ошибок» в своём поведении, которые зачастую никаким образом не соотносятся с реальностью. Желая избежать негативных эмоций, «угрызений совести», человек в отчаянии может совершить суицидальную попытку.
4. Заключение
Изучение эмоциональной регуляции и ее связи с аутодеструктивным поведением представляет интерес для дальнейших исследований. Эмоциональное состояние человека напрямую влияет на проявление аутодеструктивного поведения. Не имея возможности совладать с эмоциями, возникшими в ответ на трудную ситуацию, человек может прибегать к радикальному способу выхода из нее – суициду. Для профилактики аутодеструктивного, в том числе и суицидального, поведения необходимо разработка психологических методов, которые будет направлены на коррекцию способов эмоциональной регуляции, и которые могут быть применены во всех областях деятельности человека, в школах, в ВУЗах с СУЗах, на предприятиях, в учреждениях здравоохранения. Для этого необходимо комплексное изучение особенностей эмоциональной регуляции у лиц с риском аутодеструктивного поведения.
При исследовании связи между риском к суицидальному поведению и способами эмоциональной регуляции были выявлены определенные связи, которые обусловлены влиянием неадаптивных способов переживания эмоциональных состояний на возникновение аутоагрессивного поведения. На основе полученных результатов можно предположить, что не имея в своем распоряжении достаточно способов для регуляции эмоционального состояния, человек стремится вернуть равновесие и психологическую стабильность путем причинения себя увечий различного характера с целью восстановления контроля над мыслями и эмоциями.