ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ТРУДА РАБОТНИКОВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ТРУДА РАБОТНИКОВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Научная статья
Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, Москва, Россия;
ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар», Краснодар, Россия
* Корреспондирующий автор (natasha8181[at]mail.ru)
АннотацияВ настоящей статье предпринята попытка анализа опыта регулирования труда дистанционных работников в зарубежных странах, а также закономерностей и перспектив в сфере правового регулирования труда данной категории работников, являющихся актуальной проблемой современной науки трудового права. В основе разделения занятости на стандартную и нестандартную лежит специфика организации трудового процесса, который приобретает различные формы. В научной литературе нестандартная занятость определяется как деятельность граждан, основанная на таких правоотношениях, в которых отсутствует или видоизменена одна из существенных признаков традиционных трудовых правоотношений: личностная, организационная или имущественный, трудовая деятельность работников определенной классификационной группы, предусмотрена или не запрещена действующим законодательством, однако организация режима рабочего времени, рабочего места и условий труда не соответствует стандартным правилам и требует специального механизма правового регулирования и организационно-экономического обеспечения. Автором осуществляется сравнительно-правовой анализ исследуемого явления правовой действительности.
Ключевые слова: дистанционный труд, телеработа, трудовые правоотношения, дистанционная работа, дистанционный работник, соглашение между работником и работодателем, рабочее время дистанционного работника.
EXPERIENCE IN REGULATING REMOTE LABOR OF WORKERS IN FOREIGN COUNTRIES
Research article
Dudchenko S.V.*
Gubkin Russian State University of Oil and Gas, Moscow, Russia;
Gazprom Mezhregiongaz Krasnodar LLC (OOO "Gazprom mezhregiongaz Krasnodar"), Krasnodar, Russia
* Corresponding author (natasha8181[at]mail.ru)
AbstractThe current article attempts to analyze the experience of regulating the work of remote workers located in foreign countries as well as explore the patterns and prospects in the field of legal regulation of the work of this category of workers, which is an urgent problem of modern legal science. The division of employment into standard and non-standard is based on the specifics of the organization of the labor process, which takes various forms. In scientific literature, non-standard employment is defined as the activity of citizens based on such legal relations in which one of the essential features of traditional labor relations is missing or modified: personal, organizational or property, labor activity of employees of a certain classification group is provided for or not prohibited by current legislation, however, the organization of working hours, workplace and working conditions does not comply with standard rules and requires a special mechanism of legal regulation and organizational and economic support. The author carries out a comparative legal analysis of the legal phenomenon under study.
Keywords: remote labor, telework, labor relations, remote work, remote worker, agreement between employee and employer, working hours of remote workers.
Прообразом дистанционного труда, зародившегося в США в 1972 году является телеработа, ее создателем является Джек Найллс, в последствие его продолжатели - Джил Гордон и Девид Флеменг создали модель «телекоммьютинга», целью которой являлось предоставление работы по месту пребывания, а не в офисе, что считалось менее затратным. До начала 80-х годов дистанционный труд стал укрепляться за счет активности ее создателей, что в дальнейшем было удостоверено грантом Национального фонда финансирования науки (NSFNational Science Foundation), в связи с тем, что группой ученых Университета Южной Калифорнии был проведен научный проект.
Френком Скиффом (специалист Комитета по экономическому развитию США) в конце 70-х гг. ХХ века предложено понятие «гибкое рабочее время», именно с разработки данного направления началось масштабное обсуждение концепции дистанционной работы путем проведения конференций о телеработе, опубликование печатного альманаха «Обзор дистанционной работы».
Существенный вклад в развитие дистанционного труда, на основе чего органами государственной власти США была подготовлена и реализована правительственная программа (опытные проекты в министерстве труда, здравоохранения, охраны окружающей среды и в Национальном управлении по аэронавтике и исследованию космического пространства) внесли небольшие общественные проекты.
В настоящее время маломасштабные проекты переросли в крупномасштабные и многочисленные, что обусловлено развитием современных информационных технологий.
Признание дистанционного труда в зарубежных странах стремительно развивается, об этом четко свидетельствуют статистические данные - в настоящее время в мире насчитывается более 75 млн. телеработников, из них в США - свыше 50 млн., в Европе - более 20 млн. и в России - более 3 млн. человек, причем имеется устойчивая тенденция постоянного роста их численности» [1, С. 6].
В 2006 году состоялась Международная конференция труда, на которой были утверждены Рекомендации. В связи с чем в ряде зарубежных стран были закреплены основополагающие основы формы дистанционного труда:
- в Польше в трудовом законодательстве предусматривается термин «телеработник», данное определение примени в отношении работника, который на постоянной основе выполняет свои трудовые обязательства вне офиса (помещения) работодателя. Данные трудовые отношения обязательно закрепляются соглашением работника и работодателя и осуществляются с помощью электронно-телекоммуникационных средств [9];
- в Чехии – трудовая деятельность работника основана на характере работы, т.е. неважно в каком именно месте она выполняется (из офиса или дома);
- в Болгарии работа, выполняемая вне территории работодателя, сюда же включена и телеработа, и работа в агентствах по найму временного персонала определяется нормами применимыми к трудовым правоотношениям [5];
- в Нидерландах трудовые правоотношения строятся на результатах переговоров и именно на их основе закрепляются различные условия для определенных категорий работников в трудовых договорах. Так, в соглашении «Графмедиа», которое распространяется на издателей, указывается, что оно распространяется и на надомников, которые лично выполняют свои обязанности, даже если они не работают под контролем работодателя;
- в Португалии условия о телеработе, обязательно прописываются в трудовом договоре, заключаемом в письменной форме. Сам термин «телеработа» обозначает деятельность работника в условиях юридической субординации вне предприятия с использованием средств информационно-коммуникационных технологий [8];
- в Швеции отсутствует закрепленное определение термина «работник», в связи с этим судами Швейцарии разработан многофакторный тест, который позволяет определить, признается ли то или иное лицо работником;
- в Лихтенштейне нормы трудового законодательства характеризуется своей уникальностью. Предприятия, предусмотрев в своих уставах, регулирование трудовых отношений с внештатными сотрудниками или самостоятельно занятыми, могут заключать с ними рудовые договоры, но подобных правоотношений с заказчиками не возникает [9];
- Великобритания в нормах своего трудового законодательства определяет телеработу, как дистанционную, которая осуществляется с помощью информационных и телекоммуникационных технологий [10];
В некоторых странах определения телеработы иди дистанционной занятости закреплены в основных источниках трудового права.
- в Перу «Всеобщий закон о труде» указывает, что «контракт о дистанционной занятости регулирует выполнение работы без физического присутствия работника на предприятии, с которым он поддерживает связь с помощью компьютера, телекоммуникационных технологий и других средств связи, с помощью которых также осуществляется контроль» [3];
- в Италии – договоры, заключаемые с работниками, осуществляющие свою деятельность в дистанционной форме, предусматривают, что в течение 2-4 часов своего рабочего дня, такой работник должен быть доступен для коллег и работодателя [2, С. 46].
Изучение специфики дистанционного труда имеет три направления в доктринальных исследованиях: первая группа ученых считает, что «для признания работы телеработой достаточно использования средств голосовой телефонии» [4, С. 36]; вторая группа сводит телеработу к использованию Интернета или модема [6]; третья группа специалистов определяет телеработу как работу при помощи компьютера или телефона с выходом в Интернет [7, С. 30].
Таким образом, правовые системы за рубежом используют разные подходы к регулированию удаленной работы.
Любое исследование должно в обязательном порядке базироваться не только на необходимости изучения возникающих проблем в анализируемой области, но также определять возможные приоритетные направления и тенденции развития исследуемых отношений.
В данном контексте следует обозначить главные ориентиры, которые могут быть использованы при определении направлений правового регулирования дистанционного труда либо приоритетные задачи, которые должны быть направлены на: обеспечение базовых принципов и прав в сфере труда, обеспечение занятости, обеспечение правовой и социальной защиты.
В современных условиях достойный труд – это благо, которое соответствует пожеланиям каждого гражданина: каждый стремится реализовать возможность эффективно и иметь достойную оплату труда в условиях, когда соблюдаются и уважаются их права, обеспечивается их безопасность и защита, предоставляются возможности участвовать в принятии решений, которые напрямую затрагивают их интересы. Все эти аспекты справедливого труда требуют внимания в рамках развития информационных высокотехнологичных отношений.
Однако эта возможность может быть осуществлена только при условии, что применяются эффективные механизмы и проводится целесообразная государственная политика в поддержку создания и развития новых форм трудовых отношений.
Конфликт интересов Не указан. | Conflict of Interest None declared. |
Список литературы / References
- Бородин И.И. Правовой статус телеработника (в порядке постановки задачи) / И.И. Бородин // Трудовое право. - 2008. - № 5. - С. 6.
- Закалюжная Н.В. Особенности, возникающие при реализации прав работника в дистанционном трудовом отношении / Н.В. Закалюжная // Трудовое право в России и за рубежом. - 2015. - № 4. - С.45- 46.
- Скавитин А.В. Телеработа в мировой экономической практике / А.В. Скавитин // Менеджмент в России и за рубежом. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mevriz.ru/articles/2004/6/3802.html (дата обращения: 21.07.2021 г.).
- Brynin M. The character of telework and the characteristics of teleworkers / M. Brynin, L. Haddon // new Technology, Work and Employment. 2005. Vol. 20. P. 36.
- Bulgarian Labor Code // [Electronic resource]. URL: https://www.skmbg.com/bulgarian-tax-laws/labour-code. (accessed: 21.07.2021 г.).
- eWork 2000: Status Report on new Ways to Work in the Information Society. // [Electronic resource]. URL: http://www.eto.org.uk/twork/tw00/ pdf7tw 2000.pdf (accessed: 21.07.2021 г.).
- Garrett R.K. Which telework? Defining and testing a taxonomy of pechnology-mediated work at a distance / R.K. Garrett, J.N. Danzinger // Social Science Computer Review. - 2007. - Vol. 25 (1). - P. 30.
- ICLG: Portuguese labor legislation // [Electronic resource]. URL: https://iclg.com/practice-areas/employment-and-labour-laws-and-regulations/portu gal. (accessed: 21.07.2021 г.).
- Legal Regulation of Labor Relations in Europe and Central Asia: Guide to Recommendation No. 1 // [Electronic resource] URL: http://www.nauka.x-pdf.ru/17yuridicheskie/535884-1-trudovih-otnosheniy-evrope-centralnoy-azii-ruko vodstvo-rekomendacii-rekomendaciya-trudovom-pravootnoshenii-2006-no.php (accessed: 12.06.2021 г.).
- TUC (Economic and Social Affairs Department), new Information and Communication Technologies at Work, January 1998, p. 21.
Список литературы на английском языке / References in English
- Borodin I.I. Pravovoj status telerabotnika (v porjadke postanovki zadachi) [The Legal Status of a Teleworker (In the Order of Problem Statement)] / I.I. Borodin // Trudovoe pravo [Labor Law]. - 2008. - № 5. - p. 6. [in Russian]
- Zakaljuzhnaja N.V. Osobennosti, voznikajushhie pri realizacii prav rabotnika v distancionnom trudovom otnoshenii [Characteristics Arising in the Exercise of Employee Rights in Remote Labor Relations] / N.V. Zakaljuzhnaja // Trudovoe pravo v Rossii i za rubezhom [Labor Law in Russia and Abroad]. - 2015. - № 4. - pp. 45 - 46. [in Russian]
- Skavitin A.V. Telerabota v mirovoj jekonomicheskoj praktike [Teleworking in World Economic Practice] / V. Skavitin // Menedzhment v Rossii i za rubezhom [Management in Russia and Abroad]. [Electronic resource]. URL: http://www.mevriz.ru/articles/2004/6/3802.html (accessed: 21.07.2021). [in Russian]
- Brynin M. The character of telework and the characteristics of teleworkers / M. Brynin, L. Haddon // new Technology, Work and Employment. 2005. Vol. 20. P. 36.
- Bulgarian Labor Code // [Electronic resource]. URL: https://www.skmbg.com/bulgarian-tax-laws/labour-code. (accessed: 21.07.2021 г.).
- eWork 2000: Status Report on new Ways to Work in the Information Society. // [Electronic resource]. URL: http://www.eto.org.uk/twork/tw00/ pdf7tw 2000.pdf (accessed: 21.07.2021 г.).
- Garrett R.K. Which telework? Defining and testing a taxonomy of pechnology-mediated work at a distance / R.K. Garrett, J.N. Danzinger // Social Science Computer Review. - 2007. - Vol. 25 (1). - P. 30.
- ICLG: Portuguese labor legislation // [Electronic resource]. URL: https://iclg.com/practice-areas/employment-and-labour-laws-and-regulations/portu gal. (accessed: 21.07.2021 г.).
- Legal Regulation of Labor Relations in Europe and Central Asia: Guide to Recommendation No. 1 // [Electronic resource] URL: http://www.nauka.x-pdf.ru/17yuridicheskie/535884-1-trudovih-otnosheniy-evrope-centralnoy-azii-ruko vodstvo-rekomendacii-rekomendaciya-trudovom-pravootnoshenii-2006-no.php (accessed: 12.06.2021 г.).
- TUC (Economic and Social Affairs Department), new Information and Communication Technologies at Work, January 1998, p. 21.