МУЖСКИЕ СВАДЕБНЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ НОГАЙЦЕВ XIX–НАЧАЛА XX ВВ.
МУЖСКИЕ СВАДЕБНЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ НОГАЙЦЕВ XIX–НАЧАЛА XX ВВ.
Научная статья
Канокова Ф.Ю.*
ORCID: 0000-0001-5360-3428,
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, Нальчик, Россия
* Корреспондирующий автор (f.kanokova[at]mail.ru)
АннотацияНастоящее исследование посвящено проблеме изучения и выявления традиционных особенностей мужских головных уборов ногайцев различных этнографических групп, используемых в свадебной обрядности в XIX – начале XX вв. Впервые, с позиций искусствоведческой науки, на основе обширной источниковой базы, определяется место головных уборов жениха в системе «свадебный костюм». Проводится комплексный анализ каждого изделия, выявляются принципы формообразования головных уборов, способы их крепления и ношения, материал изготовления, цветовая гамма, орнаментальные мотивы и их символическое значение, особенности художественного оформления – места локализации декора, техники вышивки, виды басонных плетений.
Ключевые слова: ногайцы, свадебный головной убор, тюбетейка жениха, башлык, меховая шапка.
THE NOGAI MALE WEDDING HEADDRESSES OF THE 19th AND THE EARLY 20th CENTURY
Research article
Kanokova F.Yu.*
ORCID: 0000-0001-5360-3428,
Kh. M. Berbekov Kabardino-Balkar State University, Nalchik, Russia
* Corresponding author (f.kanokova[at]mail.ru)
AbstractThis article discusses the problem of studying and identifying the traditional features of male Nogai headdresses of various ethnographic groups used in wedding ceremonies in the period from the 19th to the early 20th century. For the first time from the standpoint of art history, on the basis of an extensive source base, the study determines the place of the groom's headdresses in the "wedding outfit" system. The research conducts a comprehensive analysis of each item and discovers the principles of the shaping of the headdresses, methods of their fastening and wearing, manufacturing material, color palates, ornamental motifs and their symbolic meaning as well as the features of artistic design such as relevant regions, embroidery techniques, and types of textile braiding.
Keywords: The Nogais, wedding headdress, groom's tubeteika, bashlyk, fur hat.
ВведениеТрадиционные свадебные головные уборы ногайцев XIX – начала XX вв., являясь завершением многопредметного наряда жениха, в гораздо большей степени, чем другие компоненты (обувь, украшения, оружие), определяют ритуальную и социальную роль костюма в целом, его эстетическую ценность. Поражая разнообразием форм, материалов, богатством вышивки, басонных изделий, они, поистине, являются сегодня произведениями декоративно-прикладного искусства ногайцев.
Особую значимость свадебных головных уборов в обрядовой практике и материальной культуре ногайцев отмечали Г.Б. Ананьев [1], С.В. Фарфоровский [10], С.Ш. Гаджиева [2], Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.И.-М. [3], Р.Х. Керейтов [4]. Исследования вышеуказанных авторов большей частью носят этнографический характер, при этом, они содержат ценные сведения для выявления художественных особенностей свадебных головных уборов ногайцев XIX – начала XX вв. и с позиции искусствоведческой науки. В комплексе с изобразительными (фотоснимки, полевые зарисовки), вещественными (свадебные головные уборы из музейных и частных собраний) и устными (полевые записи) источниками, они дают возможность всесторонне рассмотреть тему исследования, устранив небольшой пробел, образовавшийся в современном искусствоведении и ногаеведении.
Методы и принципы исследования
Анализ свадебных головных уборов ногайцев XIX – начала XX вв. проводится комплексно, в соответствии с общими и частными методами искусствоведческого исследования, а также методами полевой этнографии. Изделия рассматриваются в системе «костюм», выявляются их форма, крой, материал, цвет, функции, декоративное оформление, способы крепления и ношения.
Хронологические рамки очерчены XIX – началом XX вв., а территориальные границы местами компактного проживания отдельных этнографических групп ногайцев на Северном Кавказе (Республика Дагестан, Карачаево-Черкесия, Чечня, Ставропольский край).
Основные результатыТрадиционная мужская одежда ногайцев объединяла в себе черты, характерные как для кочевого, так и для оседлого образа жизни этноса. В основном она имела единый покрой у всех этнографических групп и состояла из нательной рубахи, нижних и верхних штанов, бешмета, черкески, оружия, головных уборов и обуви. Одежда была повседневной, праздничной и обрядовой.
В состав обрядовой одежды входил комплекс свадебного костюма. Его отличали качество и дороговизна используемых материалов, декоративной отделки и разнообразие форм головных уборов, среди которых для настоящего исследования необходимо выделить следующие:
- Плотно облегающие голову полусферические шапочки-тюбетейки «арахчин» (встречаются также названия «арахсин», «ракшын», «ыракшын», «куьв»), которые изготовляли из сукна, бархата или дорогой ткани черного, синего, красного или зеленого цвета.
Тюбетейки состояли из невысокой тульи (5-8 см) и донышка (плоского или полусферического, составленного из 4-х сегментов). Для поддержания формы и из гигиенических соображений (способ вентиляции) тюбетейки простегивали на вате, закладывая между строчками скрученный конский волос или шнур.
По сведениям ряда авторов, свадебные тюбетейки богато декорировались. Так, касаемо караногайцев, Г. Ананьев пишет: «… «арахчин» вышивается серебряными и золотыми нитками собственной работы» [1, С.46]. Аналогичные сведения встречаются в историко-этнографическом очерке «Ногайцы» [3], монографических работах С.Ш. Гаджиевой [2] и Р.Х. Керейтова [4], где учеными отмечено – «Отличительным знаком жениха служила тюбетейка «ракшын»» [3, С.167], [4, С.312], которую «… богато украшали вышивкой из золотой и серебряной канители или просто галуном. Галун нашивали, как правило, вокруг донышка и поверх него крест-накрест, а также по нижнему краю тульи. Иногда, вместо галунов и вышивок применялись аппликации» [2, С.121].
Тюбетейка играла важную роль в свадебном церемониале. При описании обряда сватовства у ногайцев Ставропольской губернии, С.В. Фарфоровский отмечает: «…отец невесты, получив платок и деньги от жениха из рук сватов, взамен дарил им в числе других подарков и «арахсин»» [10, С.27].
Обычай, связанный с дарением тюбетеек жениху и невесте зафиксирован и в полевом материале М. М. Манкаева: «За несколько дней до сватовства мать будущей невесты шила (готовила) две тюбетейки «куьв»: одну для своей дочери (будущей невесте), а вторую – для будущего зятя. В день сватовства мать жениха получала приготовленную для сына тюбетейку. Орнаменты «ыракшын оюв» в этих тюбетейках отличались друг от друга. После сватовства будущие молодожены выходили на улицу со своими тюбетейками. Без слов люди узнавали, что девушка засватанная и юноше засватали девушку» [5, С. 23]. Свои полевые записи исследователь сопроводил зарисовками головных уборов жениха и невесты. Свадебные тюбетейки встречаются и на эскизах ногайских костюмов художников Ю.Б. Карасова и С.С. Батырова [9, С. 144] (Рисунок. 1).
Рис. 1 – Тюбетейка жениха «арахчин»
Примечание: рисунок автора с эскиза художника С.С. Батырова
Сегодня, свадебные тюбетейки (черного и красного цветов) представлены в собрании Российского этнографического музея. Изделия имеют общую форму – полусферическую, а также конструктивные элементы – неширокую тулью и донышко. Единые принципы прослеживаются и в художественном оформлении – декор локализуется на тулье (полоса, состоящая из геометрических орнаментов, составленных из ограниченного количества фигур (ромб, треугольник, круг), обрамленная галуном или плетеной тесьмой) и донышке (композиция, радиально развивающаяся от центра, состоящая из геометрического орнамента (круг в центре, треугольники) и зооморфного орнамента (рогообразные завитки, в основном, бараньи рога и копыта лошади)). Техниками исполнения декора служат золотная вышивка вприкреп по настилу, выкладка тесьмы и тканье галунов (Рисунок. 2).
Рис. 2 – Тюбетейка жениха «арахчин»
Примечание: РЭМ (колл. 333-4). Рисунок автораУзор на свадебных тюбетейках, исследователь ногайского народного орнамента, М.Б. Мусакаев трактует следующим образом: ««Ракшын оюв» – свадебный узор. Его наносили на тюбетейку, он имел ритуально-магическое значение, тюбетейку жених носил до и после свадьбы. Мастерица в орнаменте «ракшын» видела первоисточник энергии мужского и женского начала» [6, С.72].
- Декоративного объема башлыки «баслык», которые изготовляли из привозного холста, сукна или тонко свалянного войлока красного или белого цвета. Башлыки представляли собой остроконечные капюшоны с длинными концами-лопастями и по покрою не отличались от башлыков соседних народов [8, С.120-122]. Согласно исследованиям С.Ш. Гаджиевой ногайский башлык относится к прототипу головного убора жителей Средней Азии VI-IV вв. до н.э., а также гуннов [2, С.123].
В свадебном костюме башлык являлся обязательным компонентом. Несмотря на то, что основной функцией башлыка была защита от ветра, снега и дождя, жених накидывал его «поверх черкески или бешмета, даже если свадьба проходила летом» [2, С. 185].
Описание внешнего вида, названий частей и декора ногайского башлыка дается в историко-этнографическом очерке «Ногайцы»: «… башлык шили в виде капюшона с остроконечным верхом и двумя длинными «крыльями» «къанат». «Крыльями» обматывали шею. Башлык украшали тесьмой, галуном, аппликацией» [3, С.124].
Из изобразительных источников особую ценность представляют фотоснимки башлыков кубанских ногайцев и полевые зарисовки башлыков из частной коллекции художника Ю.Б. Карасова. Также, в коллекции художника имеются два свадебных башлыка, принадлежащих его роду. Башлыки изготовлены из кавказского сукна красного цвета, все открытые срезы декорированы пятипалой тесьмой серебряного цвета. Углы капюшонов выложены галунами ручного плетения, на концах свисает массивная кисточка, в верхней части декорированная басонным шариком. Башлыки фиксируются на шее при помощи тесемных завязочек, имеющих на концах узорные плетения – пятилепестковые розетки. Завязки продеты в басонные шарики (имеющие в центре полое отверстие), таким образом, шарик выполняет роль фиксатора (Рисунок. 3).
Рис. 3 – Свадебный башлык «баслык»
Примечание: частная коллекция Ю.Б. Карасова. Рисунок автораВ музейном собрании Государственного Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника им. М.О. Байчоровой содержится холщевый башлык светло-молочного цвета, его отделка состоит из пятипалой тесьмы и кисточки, изготовленной из нитей толстой крутки в тон башлыка. Такого же цвета, но уже суконный башлык встречается в экспозиции Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве. Башлык фиксируется на шее при помощи двух завязок – длинных крученых шнуров, завершающихся массивными кисточками.
При проведении опроса, в ходе полевых изысканий в местах компактного проживания различных этнографических групп ногайцев, информация о традиции ношения башлыка в качестве свадебного наряда была получена лишь у ногайцев, проживающих на территории Карачаево-Черкесии и Ставропольского края.
- Сложного декоративного объема – меховые шапки «ногай боьрк», которые по покрою не отличались от повседневных или праздничных, имели форму невысокого цилиндра с круглым или плоским донышком.
В конце XIХ в. были распространены высокие меховые шапки, несколько суженные кверху, а в начале ХХ в. в обиход вошли плоскодонные массивные шапки.
Свадебные шапки изготовляли из «среднеазиатского каракуля или смушки лучших местных пород» [2, С.185]. Состоятельные ногайцы могли позволить себе высокие бухарские шапки из каракуля серого цвета.
После свадьбы шапку использовали в качестве нарядного головного убора, в связи с чем, среди полевых зарисовок этнографов, художников, фотоснимков ногайцев всех этнографических групп, можно встретить изображения мужчин в праздничных костюмах и меховых головных уборах. Также, каракулевые и меховые шапки представлены во всех музейных собраниях, содержащих предметы материальной культуры ногайцев (Рисунок 4).
Рис. 4 – Меховая шапка «ногай боьрк»
Примечание: рисунок автораСегодня, это единственный мужской головной убор ногайцев, который не вышел из обихода. В основном, его носит старшее поколение, а молодежь надевает на свадебные мероприятия и этнические праздники.
ЗаключениеОбобщение имеющегося материала и анализ полученных данных позволили выявить, что комплекс мужских свадебных головных уборов ногайцев XIX – начала XX вв. состоял из тюбетейки «арахчин» («арахсин», «ракшын», «ыракшын», «куьв»), башлыка «баслык» и меховой шапки «ногай боьрк», каждый из которых играл важную, знаковую роль как в системе «свадебный костюм», так и в обрядовой практике ногайцев.
При изготовлении свадебных головных уборов использовали лучшие материалы – привозной бархат, тонкое сукно, войлок, холст, мех. Большой декоративностью и высоким качеством исполнения отличалось их художественное оформление, а вышитые орнаментальные мотивы имели декоративную и символическую функцию. К примеру, орнамент «арахчин оюв» («ракшын оюв», «ыракшын оюв»), которым украшали тюбетейки жениха, по народным представлениям ногайцев, концентрировал в себе энергию мужского начала.
Результаты исследования позволили выделить локальные особенности и общие черты. Так, башлык являлся неотъемлемым компонентом в костюме жениха кубанских ногайцев и ногайцев Ставрополья, а самобытные тюбетейки и меховые шапки, входили в комплекс свадебных головных уборов ногайцев всех этнографических групп, что, в свою очередь, указывает на глубокие традиции их использования в свадебном церемониале этноса.
Конфликт интересов Не указан. | Conflict of Interest None declared. |
Список литературы / References
- Ананьев Г.Б. Караногайцы, их быт и образ жизни / Г.Б. Ананьев // Сборник сведений о Северном Кавказе. 1908. – Вып. 2. – С. 46.
- Гаджиева С.Ш. Материальная культура ногайцев в XIX – начале XX в. / С.Ш. Гаджиева. – М. : Наука, 1976. – С. 121,123,185.
- Калмыков И.Х. Ногайцы / И.Х. Калмыков, Р.Х. Керейтов, А. И.-М. Сикалиев. – Черкесск: Ставропольское книжное издательство Карачаево-Черкесское отделение, 1988. – С. 124,167.
- Керейтов Р.Х. Ногайцы. Особенности этнической истории и бытовой культуры: монография / Р.Х. Керейтов // Карачаево-Черкесский институт гуманитарных исследований. – Ставрополь: Сервисшкола, 2009. – С. 312.
- Манкаев М.М. Узорные войлоки ногайцев / М.М. Манкаев // Полевые материалы, собранные на территории Республики Дагестан, Чечни, Ставропольского края. – с. Каясула, 2019. – С. 23.
- Мусакаев И.Б. Войлок. Ногайский народный орнамент / И.Б. Мусукаев. – Махачкала: АЛЕФ, 2019. – С. 72.
- Ногайско-русский словарь / под ред. К.М. Мусаева; Ин-т языкознания РАН; Карачаево-Черкесский институт гуманитарных исследований. – М. : Наука – Восточная литература, 2018. – 895с.
- Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XIX – XX вв. / Е.Н. Студенецкая. – М. : Наука, 1989. – С. 120-122.
- Уразакаев В.Я. Сраждин Батыров. Эльгезер / Уразакаев В.Я., Жукова Е.Я., Уразакаев Я.В. – Нальчик: Принт-Центр, 2019. – С. 144.
- Фарфоровский С.В. Ногайцы Ставропольской губернии: историко-этнографический очерк / С.В. Фарфоровский // Записки Кавказского отдела императорского Русского географического общества. – Кн. Вып. 7. – Тифлис, 1909. – С. 27.
Список литературы на английском языке / References in English
- Ananyev G. B. Karanogaytsy, ikh byt i obraz zhizni [Karanogay, their way of life and life] / G. B. Ananyev // Sbornik svedeniy o Severnom Kavkaze [Proceedings of the North Caucasus information]. 1908. – Issue. 2. – P. 46. [in Russian]
- Gadzhieva S. Sh. Material’naja kul’tura nogajcev v XIH – nachale HH v. [Material culture of the Nogai in the XIX – early XX century] / S. Sh. Gadieva. – M.: Nauka, 1976. – P. 121, 123, 185. [in Russian]
- Kalmykov I.H. Nogajcy [Nogai] / I.H. Kalmykov, R.H. Kerejtov, A. I.-M. Sikaliev. – Cherkessk: Stavropol Publishing House Karachaevo-Cherkesskoe otdelenie, 1988. – P. 124,167. [in Russian]
- Kerejtov R.H. Nogajcy. Osobennosti etnicheskoj istorii i bytovoj kul'tury: monografiya [Nogai. Features of ethnic history and everyday culture: monograph] / H. Kerejtov // Karachaevo-Cherkesskij institut gumanitarnyh issledovanij. – Stavropol': Servisshkola, 2009. – P. 312. [in Russian]
- Mankaev M.M. Uzornye vojloki nogajcev [Patterned felts of the Nogai] / M.M. Mankaev // Polevye materialy, sobrannye na territorii Respubliki Dagestan, Chechni, Stavropol'skogo kraya. – s. Kayasula, 2019. – P. 23. [in Russian]
- Musukaev I.B. Vojlok. Nogajskij narodnyj ornament [Felt. Nogai folk ornament] / I.B. Musukaev. – Mahachkala: ALEF, 2019. – P. 72. [in Russian]
- Nogajsko-russkij slovar' [Nogai-Russian Dictionary] / ed. by K.M. Musaeva; In-t yazykoznaniya RAN; Karachaevo-Cherkesskij institut gumanitarnyh issledovanij. – M. : Nauka – Vostochnaya literatura, 2018. – 895p. [in Russian]
- Studeneckaya E.N. Odezhda narodov Severnogo Kavkaza XIX – XX vv. [Clothing of Peoples of North Caucasus in XIX-XX Centuries] / E.N. Studeneckaya. – M. : Nauka, 1989. – P. 120-122. [in Russian]
- Urazakaev V.YA. Srazhdin Batyrov. El'gezer [Srazhdin Batyrov. Elgezer] / Urazakaev V.YA., ZHukova E.YA., Urazakaev YA.V. – Nal'chik: Print-Centr, 2019. – P. 144. [in Russian]
- Farforovskiy V. Nogaytsy Stavropolskoy gubernii : istoriko-etnograficheskiy ocherk [Nogai Stavropol province: historical-ethnographic essay] / S. V. Farforovskiy // Zapiski Kavkazskogo otdela imperatorskogo Russkogo geograficheskogo obshchestva. – Kn. XXVI. – Issue. 7. – Tiflis [Notes of the Caucasian Department of the Imperial Russian Geographical Society. – B. – Vol. 7. – Tbilisi]. 1909. – P. 27. [in Russian]