ГЕНДЕРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ НАРУШЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.57.090
Выпуск: № 3 (57), 2017
Опубликована:
2017/03/17
PDF

Андронникова О.О.1, Ветерок Е.В.2

1ORCID: 0000-0002-1756-7682, Кандидат психологических наук, Новосибирский государственный педагогический университет

2ORCID: 0000-0003-4303-1985, Кандидат психологических наук, Новосибирский государственный педагогический университет

ГЕНДЕРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ НАРУШЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация

Описана специфика изучения виктимного поведения в современной психологии. Рассмотрены гендерные аспекты виктимного поведения в контексте социализации личности. Обнаружено, что понятие «гендер» целесообразно рассматривать в системе таких категорий, как «гендерная технология», «гендерная идентичность», «гендерная дифференциация», «гендерная роль», «гендерная стратификация», «гендерный стереотип», «гендерная идеология». Выявлено, что гендер как социальный конструкт формируется в процессе социализации субъекта и усваивается в виде комплекса стереотипов поведения, включающих восприятие себя и окружающего мира, идентификацию социальной реальности. Обнаружено, что гендерные различия проявляются в разных сферах, в характере виктимизации, в распространенности и специфике видов насилия.

Ключевые слова: виктимное поведение, социализация, гендерный аспект.

Andronnikova O.O.1, Veterok E.V.2

1ORCID: 0000-0002-1756-7682, PhD in Psychology, Novosibirsk state pedagogical University

2ORCID: 0000-0003-4303-1985, PhD in Psychology, Novosibirsk state pedagogical University

GENDER CHARACTERISTICS OF VICTIM BEHAVIOR AS A RESULT OF VIOLATION IN SOCIAL DEVELOPMENT

 Abstract

The paper concerns the specificity of the victim behavior in modern psychology, considering the gender aspects of victim behavior in the context of socialization. The authors found that it is worthwhile to consider the term "gender" in the system of such categories as "gender technology", "gender identity", "gender differentiation", "gender role", "gender stratification," "gender stereotype", "gender ideology". It was found that gender as a social construct is formed during the process of socialization of the subject and is adopted in the form of complex behaviors, including the perception of the person and the world, identification of the social reality. Besides, it was found that gender differences appear in various spheres, in the nature of the victimization, the prevalence and the specificity of types of violence.

 Keywords: victim behavior, socialization, gender aspect.

В современной науке проблема социальной адаптации рассматривается в контексте влияния на психологическое здоровье личности. При этом известно, что повышенный уровень социализации формирует социально желаемое поведение, снижая степень психологического благополучия личности, что обуславливает развитие виктимного поведения. Виктимное поведение представляет собой поведение, отклоняющееся от норм безопасного поведения и реализующееся во множестве социальных, психических и моральных проявлений. Формы виктимного поведения проявляются в социальных ожиданиях, стереотипах, установках и формируют нормы реагирования на различные жизненные ситуации [2, С. 9].

Специфика общественной действительности воздействует на поведение личности, которая парциально воспринимает и опосредует влияние в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями субъекта, а система отношений, в свою очередь, воздействует на социальную реальность [4, С. 45].

Гендерные различия опредмечены совокупностью социальных и внесоциальных факторов, к которым относятся географические, климатические, биологические и ряд других факторов. Специфика данных различий может быть проанализирована в контексте понятия гендера как социального пола [2, С. 11].

О.О. Андронникова отмечает, что формирование и трансформация гендерных ролей на протяжении онтогенеза детерминируются различными внешними факторами. На основании наблюдений за родителями и значимыми взрослыми ребенок учится быть похожим на людей определенного гендера. Культура современного общества обуславливает соответствующие стереотипы женственности и мужественности, необходимые в контексте взаимодействия с социальной реальностью. Взрослый человек принимает свою гендерную роль или конфликтует с ней, выбирая определенный жизненный сценарий [1, С.26].

Понятие «гендер» обозначает социокультурные аспекты пола, в отличие от биологических и физиологических. Статус пола обусловлен комплексом факторов, позволяющих субъекту осознать половую роль или самоидентифицировать гендерную принадлежность. Различия полов основаны на значимых элементах культуры, ментальности, геополитических факторах и т.п. Гендер также рассматривается как социальный конструкт, включающий в себя ряд параметров, определяющих статус человека в социуме [8, С.56].

Гендерные особенности связаны с соответствующими мужскими и женскими стилями поведения и формами культуры, относительно которых формируются отношения субъектов. Гендерная позиция зависит от комплекса различных факторов, которые позволяют индивиду осознать собственную половую роль и самоидентифицировать гендерную принадлежность. Гендерные различия в социальной реальности основаны на фундаментальных положениях, детерминированных спецификой культуры, ментальности, традициями и т.п. Мужская и женская социокультурные традиции имеют ряд различий в представлениях о мировом порядке, в мироощущении, которые могут рассматриваться в контексте эстетического и логического аспектов. Взаимодействие с позиции мужского гендерного типа реализуется в рамках логического доминирования, а женскому типу будут соответствовать эстетические параметры. Взаимосвязь мужских и женских характеристик, представленных различными гендерными типами, определяет духовный мир общества, учитывающий каждую смысловую позицию в социальных отношениях [8, С.52].

О.О. Андронникова отмечает, что понятие «гендер» важно рассматривать в системе ряда категорий.

Гендерные технологии представляют собой закономерности конструирования представлений о половой идентичности личности посредством репрезентации ценностно-значимых сферах: политике, религии, образовании, средствах массовой информации, искусстве, моде и т.п. Основными гендерными технологиями являются такие, как: языки, традиции, обряды, особенности воспитания.

Гендерная идентичность рассматривается как переживание себя как представителя определенного пола, детерминированное фемининностью и маскулинностью, формирующимися в процессе интеграции в общество.

Гендерная дифференциация является процессом, обуславливающим особенности формирования соответствующего гендера посредством наполнения биологических различий определенным социальным значением. Процессы гендерной дифференциации начинаются в пренатальный период и являются биологически детерминированными. Дж. Манн, А. Ерхард описывают ряд стадий гендерной дифференциации, шесть из которых выступают как биологические, две – как психологические стадии. Под воздействием внутриутробных нарушений или социальных воздействий могут происходить деформации процессов гендерной дифференциации.

Гендерная роль рассматривается как тип общественных ролей, к которым относится совокупность стереотипов поведения, детерминированных общественными ожиданиями в контексте биологического пола.

Гендерная стратификация представляет собой процесс, детерминированный социальной стратификацией в контексте гендерной принадлежности. В основе гендерной стратификации лежит представление о неравной социальной позиции мужчин и женщин. Специфика гендерной стратификации рассматривается в рамках феминистских теорий.

Гендерные стереотипы описываются как представления, связанные с психологическими особенностями или особенностями поведения определенной гендерной общности. Гендерные стереотипы регулируют отношение к представителям гендера на уровне специфических упрощенных моделей, связанных с процессами восприятия предметов и явлений окружающего мира [1, С.30].

Гендер как социальный конструкт развивается в процессе социализации субъекта и усваивается в виде комплекса стереотипов поведения, включающих восприятие себя и окружающего мира, идентификацию социальной реальности [1, С.32].

В современной науке описана теория гендера как социального конструкта, в рамках которой гендерная дифференциация рассматривается как процесс и результат социализации индивида. Гендерная социализация ребенка формируется в постнатальный период, когда родители начинают обучать его гендерной роли мальчика или девочки. Гендерная социализация в этом контексте включает в себя ряд основных направлений. Одним из направлений является усвоение гендерно-схематизированной схемы переработки информации, то есть готовности усваивать информацию о себе в контексте понятий «мужское-женское», формируемой в результате работы гендерной схемы (когнитивной структуры настроенной на поиск и группировку специфической информации).

Второе направление включает в себя внедрение гендерной схемы в структуру Я-концепции ребенка, что позволяет ребенку научиться использовать схему селекции не только для поступающей извне информации, но и в отношении к самому себе [5, С.190].

В процессе онтогенеза у ребенка формируются определенные модели поведения, установки и ценности посредством интериоризации. При этом, как мальчики, так и девочки подчиняются одинаковым стандартам, касающимся соблюдения мер безопасности или уважения к старшим. Тем не менее, мальчики и девочки учатся также некоторым различным способам поведения, в частности, тому, как следует вести себя друг с другом и каковы их обязательства друг перед другом и социумом. Данные ожидания касаются также виктимного поведения. При этом ожидания связаны не только с социально одобряемым поведением, но и с отклонениями от норм поведения, в частности, в контексте виктимного поведения.

Виктимность рассматривается как психологическое отклонение, закрепленное в привычных формах поведения, обуславливающих потенциальную или реальную предрасположенность личности становиться жертвой. Л.Э. Кузнецова, А.Н. Ерошенко отмечают, что виктимность определяется системой индивидуально-личностных характеристик, способствующих формированию дезадаптивного стиля реагирования индивида, препятствующего психологическому благополучию личности [6, С.74].

Исследование Е.Н. Аракелян показало, что факторы риска формирования виктимного поведения личности как женского, так и мужского пола могут быть различными. Гендерные особенности могут проявляться в различных сферах жизни и деятельности субъекта, в специфике виктимизации индивида, в соотношении определенных видов насилия. В частности, участникам исследования Е.Н. Аракелян, как девушкам, так и юношам, свойственна повышенная степень опыта пережитого насилия в онтогенезе. Автором обнаружена достоверно значимая гендерная специфика типа предрасположенности к виктимному поведению. Выявлено, что лица мужского пола предрасположены к активному виктимному поведению, лица женского пола – к пассивному виктимному поведению. Также обнаружено, что мужчинам свойственно деструктивное поведение, женщинам – зависимое поведение [3, С.63]. Исследование Е.В. Логутовой также показало, что лицам женского пола, в том числе фемининным, свойственно зависимое поведение [7].

На основании выделенных гендерных характеристик можно предположить, что виктимное поведение обусловлено нарушением социализации в процессе онтогенеза и дизонтогенеза. Деформация социального развития личности детерминирует формирование риска развития виктимного поведения, дезадаптации, деструктивные формы взаимодействия в социуме.

Таким образом, формирование и трансформация гендерных ролей на протяжении онтогенеза детерминируются различными внешними факторами. Культура современного общества обуславливает соответствующие стереотипы женственности и мужественности, необходимые в контексте взаимодействия с социальной реальностью. Взрослый человек принимает свою гендерную роль или конфликтует с ней, выбирая определенный жизненный сценарий. Понятие «гендер» обозначает социокультурные аспекты пола, в отличие от биологических и физиологических. Статус пола обусловлен комплексом факторов, позволяющих субъекту осознать половую роль или самоидентифицировать гендерную принадлежность. Различия полов основаны на значимых элементах культуры, ментальности, геополитических факторах и т.п. Гендер также рассматривается как социальный конструкт, включающий в себя ряд параметров, определяющих статус человека в социуме. Виктимность определяется системой индивидуально-личностных характеристик, способствующих формированию дезадаптивного стиля реагирования индивида, препятствующего психологическому благополучию личности. Деформация социального развития личности детерминирует формирование риска развития виктимного поведения, дезадаптации, деструктивные формы взаимодействия в социуме.

Список литературы / References

  1. Андронникова О. О. Гендерная дифференциация в психологии / О. О. Андронникова. − М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. − 264 с.
  2. Андронникова О. О. Специфика сценария жизненного пути у виктимных мужчин и женщин различной гендерной дифференциации / О. О. Андронникова // Международна научна школа «Парадигма». Лято-2015.В 8 т. Т.4: Психология: сборник научни статии / под ред. А. В. Берлов, Л. Ф. Чупров. – Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2015. – С. 8-21.
  3. Аракелян Е. Н. Опыт пережитого насилия и склонность к виктимному поведению подростков: гендерный аспект / Е. Н. Аракелян // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. – 2014. − №4. – С. 58-65.
  4. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения / Ю. А. Клейберг. − М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. − 160с.
  5. Клецина И. С. Самореализация и гендерные стереотипы / И. С. Клецина // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. – С. 188-202.
  6. Кузнецова Л. Э., Ерошенко А. Н. Психологические особенности проявления виктимного поведения у современной молодежи / Л. Э. Кузнецова, А. Н. Ерошенко // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). − Челябинск: Два комсомольца, 2013. − С. 73-75.
  7. Логутова Е. В. Гендерные особенности виктимного поведения старших школьников / Е. В. Логутова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18304 (дата обращения: 30.01.2017).
  8. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003. − 479с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Andronnikova O. O. Gendernaja differenciacija v psihologii [Gender differentiation in psychology] / O. O. Andronnikova. − M.: Vuzovskij uchebnik: NIC INFRA-M, 2013. − 264 р. [in Russian]
  2. Andronnikova O. O. Specifika scenarija zhiznennogo puti u viktimnyh muzhchin i zhenshhin razlichnoj gendernoj differenciacii [The specifics of the scenario path of life from the victimization of men and women of different gender differentiation] / O. O. Andronnikova // Mezhdunarodna nauchna shkola «Paradigma» [International scientific school «Paradigm»]. Ljato-2015. 8 v. V.4: Psychology: scholarly articles / Edited. A. V. Berlov, L. F. Chuprov. – Varna: CNII «Paradigma», 2015. – Р. 8-21. [in Russian]
  3. Arakeljan E. N. Opyt perezhitogo nasilija i sklonnost' k viktimnomu povedeniju podrostkov: gendernyj aspekt [The experience of violence and the propensity for victim behavior in adolescents: the gender dimension] / E. N. Arakeljan // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta [Vestnik of Saint Petersburg University]. Series 12. Sociology. – 2014. − №4. – P. 58-65. [in Russian]
  4. Klejberg Ju. A. Psihologija deviantnogo povedenija [Psychology of deviant behavior] / Ju. A. Klejberg. − M.: TC Sfera, pri uchastii «Jurajt-M», 2001. – 160p. [in Russian]
  5. Klecina I. S. Samorealizacija i gendernye stereotipy [Self-actualization and gender stereotypes] / I. S. Klecina // Psihologicheskie problemy samorealizacii lichnosti [Psychological problems of self-identity] V. 2. – SPb.: Izd-vo SPbGU, 1998. – P. 188-202. [in Russian]
  6. Kuznecova L. Je., Eroshenko A. N. Psihologicheskie osobennosti projavlenija viktimnogo povedenija u sovremennoj molodezhi [Psychological peculiarities of manifestations of victim behavior among the youth] / L. Je. Kuznecova, A. N. Eroshenko // Aktual'nye voprosy sovremennoj psihologii [Actual problems of modern psychology]: proceedings of the second Intern. scientific. Conf. (Chelyabinsk, February 2013). − Cheljabinsk: Dva komsomol'ca, 2013. − P. 73-75. [in Russian]
  7. Logutova E. V. Gendernye osobennosti viktimnogo povedenija starshih shkol'nikov [Gender characteristics of victim behavior of older students] / E. V. Logutova // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education]. – 2015. – № 1-1.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18304 (data obrashhenija: 30.01.2017). [in Russian]
  8. Praktikum po gendernoj psihologii [Workshop on gender psychology] / Edited. I. S. Klecinoj. – SPb.: Piter, 2003. – 479p. [in Russian]