РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.44.125
Выпуск: № 2 (44), 2016
Опубликована:
2016/02/15
PDF

Каприцын И.И.

ORCID: 0000-0001-6748-9523, Доцент, кандидат философских наук, Запорожский национальный университет

РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация

В статье рассмотрена обусловленность процесса глобализации, определена религиозная культура, проанализирован основной комплекс проблем религиозной культуры в условиях глобализации.

Ключевые слова: религия, религиозная культура, глобализация, экуменизм.

Kapritsyn I.I.

ORCID: 0000-0001-6748-9523, Associate Professor, PhD in Philosophy, Zaporizhzhya National University

RELIGIOUS CULTURE IN A GLOBALIZING WORLD

Abstract

The article deals with the conditionality of the process of globalization, defined religious culture and analyzing the main complex problems of religious culture in a globalizing world.

Keywords: religion, religious culture, globalization, ecumenism.

 

Начиная с 80-90-х годов ХХ столетия, бытует мнение, о том что «стержнем» большинства мировых проблем является глобализация. В некоторых случаях, глобализационные процессы представляются как беспрецедентные, угрожающие унификацией религиозных культур, что отчасти справедливо, в отношении форм и методов глобализации, отвечающих современному уровню развития общества. Применимость термина глобализация охватывает практически все сферы социальной жизни, что создаёт впечатление его культурной обусловленности как реакции на «кризис постмодернистского сепаратизма»[2].

Сам человек всегда мыслил себя глобально. Даже находясь в первобытном состоянии, обладая относительно ограниченным кругозором, человек видел себя важной частью необъятного мира. Периодически в истории происходили события («неолитическая революция», образование мировых религий, Великие Географические открытия и др.), которые актуализировали необходимость перехода общественного сознания на новый, более широкий уровень осознания мира, обобществления культуры.

Современная нам глобализация, в том числе и в области религиозной культуры, выступает исторически обусловленным явлением, проявленным на осознанном уровне благодаря срабатыванию механизмов самосохранения культуры, антиглобализма, регионализации.

Содержательно, «религия» понимается нами как традиционная форма мировоззрения, освоение окружающего мира в которой, производится человеком на основе удвоения мира на мир «естественный» и «сверхъестественный». Вера в сверхъестественное, является способом существования религиозного сознания, проявляется в особой внутренней динамике переживаний, наделением «сверхъестественного» человеческими гипостазированными качествами. Внешней, социально значимой формой выражения религии, является утвердившаяся система религиозного сознания, религиозных институтов, культа, религиозных личностей и групп, их материальной базы составляющих религиозную культуру.

Сущностью религиозной культуры, является восприятие человеком взаимосвязи мира реального, познаваемого и мира сверхъестественного, непознаваемого, но вместе с тем, крайне желаемого, в стремлении к единению человека с его гипостазированным идеалом.

Всего 50 лет назад, согласно «теории секуляризации» (П. Бергер, Т. Лукман) считалось, что основы религии подорваны научной геокультурой, что религия продолжает своё существование лишь инерционно, как культурный феномен, укоренённый в обыденном сознании. Но, оказалось, что утратив позиции, религия не утратила жизнеспособности.

Вместе с тем, религиозный ренессанс в условиях современного мира обнаруживает ряд проблем:

  1. Современность «реанимируя» религию, «сообщает» ей свои особенности, такие как рациональность, меркантилизм, инструментальность. Углубляя, тем самым, институциональный кризис «омирвщления» Церкви.
  2. Государство, идеологизируя религию, признавая её равноценной науке в познании окружающего мира, подвергает «мистификации» общественное сознание.
  3. Защитный механизм от утраты религиозной аутентичности и мистифицированное общественное сознание, создают условия для развития религиозного экстремизма.

Существующие религиозные противоречия активно используются в силовых решениях политических претензий в форме экстремистских, террористических движений. Ограничение политического вмешательства в религиозные процессы способно значительно ослаблять и нейтрализовать религиозный экстремизм.

Глобализация, воспринятая как объединение, несёт в себе опасность потери идентичности. В такой традиционной области как религиозная культура эти процессы особенно чувствительны. Отчасти религиозная глобализация выражается в «экуменизме», представляющим собой процесс объединения церквей и религий на основе веры в единого бога, религиозной толерантности и межрелигиозного диалога.

Исследователи выделяют четыре этапа развития экуменического движения, на одном из которых, были определены его важнейшие задачи: служение, церковное братство, свидетельство и обновление [3, 10].

Наиболее распространённые религиозные культуры относятся к процессу экуменизма неоднозначно. Христианство, демонстрирует едва ли не самое выразительное к нему отношение. Часть Православия последовательна в его неприемлемости, видя в нем угрозы собственному существованию, такие как: масонское руководство, влияние иудаистских финансовых групп и протестантских церквей. Кроме того, Католичество имеет в движении высокий статус на базе принятых ІІ Ватиканским собором положений об открытости к диалогу с другими религиями [1, 81].

Экуменизм «излучает» Христа на нехристианские религии, представляет «Святого Духа» независимым от Христа и его Церкви, выдвигает его объединяющим началом для всех религий. Вполне справедливо подобное новаторство воспринимается Православием как попытка уничтожения самой идеи существования Церкви для христиан.

Вместе с тем, экуменизм, не смотря на его политическую, манипулятивную составляющую, является объективным, обусловленным общественным развитием процессом, в ряду таких проявлений как: демократизация, либерализация, возрастание мобильности населения и его транскультурная динамика.

Не смотря на усилия церквей, адаптационный потенциал религиозных культур сам «отвечает» на возрастающую открытость мира, что проявляется в отмеченной социологическими опросами «поверхностности» религиозности [4,324-343], используемой, главным образом, в качестве культурной самоидентификации.

Условия новейшего времени, творят соответственную себе религию, которая отличается от ранее бытовавшей «инструментальностью», симбиозом религиозного сознания, концентрацией внимания на сотериологической составляющей, что в комплексе является отражением состояния открытого рационального общества находящегося в поиске своего духовного «стержня».

Литература

  1. Догматическая Конституция о Церкви (Lumen gentium)//Документы II Ватиканского собора. 3-е изд., Переводчик: Андрей Коваль, М.:«Паолине», 2004. - 710с.
  2. Прилуцкий А. Влияние процессов глобализации на религиозную ситуацию в регионах [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.evrazia.org/modules.phpname=News&file=article &sid=915 (дата обращения 29.01.2016).
  3. Радецкая А. В. Экуменизм и антиэкуменизм в современном православии. Автореф. диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Специальность 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Санкт-Петербург. 2011.- 45с.
  4. Синелина Ю. Ю. Динамика религиозности россиян (1989-2012) // Социология религии в обществе Позднего Модерна (памяти Ю. Ю. Синелиной): материалы Третьей Международной научной конференции. НИУ «БелГУ», 13 сентября 2013 г. / отв. ред. С.Д. Лебедев. – Белгород: ИД «Белгород», 2013. – 460 с.

References

  1. Dohmatycheskaya Konstytutsyya o Tserkvy (Lumen gentium)//Dokumentы II Vatykanskoho sobora. 3-e yzd., Perevodchyk: Andrey Koval', M.:«Paolyne», 2004. - 710s.
  2. Prylutskyy A. Vlyyanye protsessov hlobalyzatsyy na relyhyoznuyu sytuatsyyu v rehyonakh [Эlektronnыy resurs]. Rezhym dostupa: http://www.evrazia.org/modules.phpname=News&file=article &sid=915 (data obrashhenija 29.01.2016).
  3. Radetskaya A. V. Эkumenyzm y antyэkumenyzm v sovremennom pravoslavyy. Avtoref. dyssertatsyy na soyskanye uchenoy stepeny kandydata fylosofskykh nauk. Spetsyal'nost' 09.00.14 - Fylosofyya relyhyy y relyhyovedenye. Sankt-Peterburh. 2011.- 45s.
  4. Synelyna Yu. Yu. Dynamyka relyhyoznosty rossyyan (1989-2012) // Sotsyolohyya relyhyy v obshchestve Pozdneho Moderna (pamyaty Yu. Yu. Synelynoy): materyalы Tret'ey Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsyy. NYU «BelHU», 13 sentyabrya 2013 h. / otv. red. S.D. Lebedev. – Belhorod: YD «Belhorod», 2013. – 460 s.