ФЕНОМЕН ГЛОБАЛИЗАЦИИ, РАЗНООБРАЗИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПОНЯТИЯ «ГЛОБАЛИЗАЦИЯ»
ФЕНОМЕН ГЛОБАЛИЗАЦИИ, РАЗНООБРАЗИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПОНЯТИЯ «ГЛОБАЛИЗАЦИЯ»
Научная статья
Поликанова Е.Г.
Ст. преподаватель ЗабГУ
Аннотация
Основной целью и задачей данной работы является исследовать сущность и содержание феномена глобализации. А так же дать определение понятию глобализации в современном обществе.
Ключевые слова: Глобализация; феномен; термин; процесс.
Key words: Globalization; phenomenon; term; process.
Еще в начале 90-х глобализация едва ли тематизировалась как проблема. В конце 90-х эта тема уже претендовала на прочное лидерство в социальной науке и общественной дискуссии. В названиях научных конференций и заголовках публикаций слово «глобализация» занимает сегодня, возможно, наибольший удельный вес. Ничто не может лучше свидетельствовать о существовании и актуальности феномена. Тем не менее, взгляды на глобализацию очень разнятся, а оценки зачастую носят взаимоисключающий характер: на настоящий момент нет единой точки зрения о том, несет ли она новые возможности или, напротив, опасности, в чем ее сущность и проявления, следует ли глобализации способствовать или ей сопротивляться. Единство наблюдается лишь в одном: глобализация неостановима.
Обзор научных трудов отечественных и зарубежных авторов по проблемам глобализации позволяет констатировать: в мировой научной литературе сформировано достаточно широкое представление о разных аспектах глобализации как явления многоуровневого, многогранного, многоликого и исторически многообещающего. Проблемы глобализации раскрываются в работах У. Бека, С. Хантингтона, Ф. Фукуямы, А. Неклессы, П. Бергера, Д. Белла, Э. Тоффлера. В российской научной литературе исследуют идеологию глобализама В.И. Максименко и А.С. Панарин, В.Б. Вебер, М.Г. Делягин, А.В. Журавский, В.Н. Иванов, В.И. Ильин, М.А. Мунтян, А.В. Назарчук, А.Д. Урсул, М.А. Чешков, Ю.В. Яковец и другие. Тем не менее, исследование развития языка в условиях глобализации находится только на начальном этапе. Проблемы языковой глобализации еще не получили необходимого осмысления.
Впервые о глобализации заговорили американцы. Термин вышел из-под пера Т. Левитта в статье, опубликованной в "Гарвард бизнес ревью" в 1983 г. Он обозначил этим словом феномен слияния рынков отдельных продуктов, производимых крупными многонациональными корпорациями (МНК). Более широкое значение новому термину придали в Гарвардской школе бизнеса, и главным популяризатором термина стал консультант этой школы японец К. Омэ, опубликовавший в 1990 г. книгу "Мир без границ" [К. Оhmae. The Bordless World: Power and Strategy in the Interlinked Economy. Fontana, 1990.] Полагая, что мировая экономика отныне определяется взаимозависимостью трех центров "Триады" (ЕС, США, Япония), он утверждал, что экономический национализм отдельных государств стал бессмысленным, в роли же сильных актеров на экономической сцене выступают "глобальные фирмы".
Определить новую категорию действительно не просто. Процесс глобализации носит всеобъемлющий характер. Его различные грани входят в предмет изучения почти всех общественных научных дисциплин, каждая из которых имеет свой понятийный язык, свой набор категорий, не всегда стыкующихся между собой и зачастую пересекающихся. На сегодняшний день экономическая наука, например, сосредоточила свое основное внимание на пяти направлениях: финансовая глобализация, становление глобальных МНК, регионализация экономики, интенсификация мировой торговли, тенденция к конвергенции.
Географы называют два феномена: 1. локализация (от Clock - колокол, имеется в виду ограниченное пространство, в котором слышны удары колокола) процессов транснационализации, что расшифровывается как создание систем контроля и управления, способных совместить централизацию с локальными экономическими интересами; 2. образование "экономических архипелагов", в частности, ассоциаций крупнейших городов-мегаполисов. Историки настаивают на характеристике глобализации как одного из многих этапов многовекового развития капитализма.
Представители технологических наук обсуждают техноглобализм, или слияние появляющихся в отдельных странах нововведений и новых технологий в единый комплекс технических знаний, возникновение "технологических макросистем" в сферах связи, транспорта, производства, последствия революции телекоммуникаций, создание Интернета и превращение всех людей в жителей единой "планетарной деревни" - термин, предложенный канадцем М. Мак-Луаном еще в 1962 г.
Наконец, философия также не осталась безразличной к явлениям глобализации, активно обсуждая вопросы универсализации человеческих ценностей и напоминая, что еще Кант выдвинул идею вечного мира и образования единого мирового правительства.
Б. Бади, профессор Парижского института политических исследований, пишет, что поскольку единого определения феномена глобализации не существует, он хотел бы выделить три измерения этого понятия, важных с точки зрения науки о международных отношениях: 1. глобализация - это исторический процесс, развивающийся на протяжении многих столетий; 2. глобализация означает гомогенизацию мира, жизнь по единым принципам, приверженность единым ценностям, следование единым обычаям и нормам поведения, стремление все универсализировать; 3. глобализация - это признание растущей взаимозависимости, главным следствием которой является подрыв, разрушение национального государственного суверенитета под напором действий новых актеров общепланетарной сцены - глобальных фирм, религиозных группировок, транснациональных управленческих структур (сетей), которые взаимодействуют на равных основаниях не только между собой, но и с самими государствами – традиционными действующими лицами международных отношений [В. Вadie. La fin des territoires. Paris, 1995.]
Большинство авторов все же признают глобализацию реальным процессом, быстро развивающимся во всех областях общественной жизни. Расхождения возникают не столько по сути явления, сколько в оценке степени важности тех или иных сторон глобализации. Даже самые ярые либералы склонны соглашаться с такими утверждениями, как американоцентричность глобальных процессов, сохранение национально-государственного воздействия на их развитие, олигополистические структуры отдельных товарных рынков, то есть склонны признавать существование рыночных механизмов регуляции с определенными "поправками", вносимыми государством и монополиями. (Кузнецов В.И. Что такое глобализация?)
Профессор Дергачев на своем сайте дает следующее определение глобализации: “глобализация — объективный процесс в современных международных отношениях, высший этап интернационализации, основанный на развитии информационных технологий. Взгляды на истоки возникновения глобализации являются дискуссионными. Историки рассматривают этот процесс как один из этапов развития капитализма. Экономисты ведут отсчет от транснационализации финансовых рынков. Политологи делают упор на распространение демократических институтов. Культурологи связывают проявление глобализации с вестернизацией культуры, включая американскую экспансию. Имеются информационно-технологические и экологические подходы к объяснению процессов глобализации. Различается политическая и экономическая глобализация. В качестве субъекта глобализации выступает регионализация, дающая мощный кумулятивный эффект формирования мировых геоэкономических полюсов“.
В конце можно отметить, что в этой связи перед философами стоит насущная задача создать теоретический фундамент для дискуссий о глобализации. Несмотря на то, что явления глобализации носят эмпирический характер, существует потребность концептуального осмысления понятийной базы этих процессов. Глобализация, несомненно, вносит коррективы в фундаментальные теории общества, а в ряде случаев может даже привести к их пересмотру. Вместе с тем, глобализация не носит такого самостоятельного и целостного характера, чтобы можно было говорить о возникновении «теории глобализации».
Список литературы / References
1. Болышева Н.Н. Развитие языка в условиях глобализации(социально-философский аспект: автореф. / Н.Н. Болышева. - Красноярск,2006
2. Дергачев В.А. Глобализация // персональный сайт профессора Дергачева
3. Ершова И.В. Социально-философские проблемы глобализации и интеграции на примере Болонского процесса: автореф. / И.В. Ершова – Архангельск,2006