ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУР СПИННОМОЗГОВОЙ ЖИДКОСТИ ПРИ ПОЗДНЕМ НЕЙРОСИФИЛИСЕ – СПИННОЙ СУХОТКЕ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.52.008
Выпуск: № 10 (52), 2016
Опубликована:
2016/10/17
PDF

 Шатохина С.Н.1, Кузнецова Н.А.2

1Доктор медицинских наук, профессор, руководитель клинико-диагностической лаборатории, ГБУЗ МО Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского, 2Заведующая клинико-диагностической лабораторией ГБУЗ МО «Московский областной клинический кожно-венерологический диспансер»

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУР СПИННОМОЗГОВОЙ ЖИДКОСТИ ПРИ ПОЗДНЕМ НЕЙРОСИФИЛИСЕ – СПИННОЙ СУХОТКЕ

Аннотация

В статье представлены результаты исследования спинномозговой жидкости 52 пациентов с поздним нейросифилисом (48 – с поздним менинговаскулярным нейросифилисом, 4 - с подтвержденной спинной сухоткой) с помощью принципиально новой диагностической технологии «Литос-система».

Исследование спинномозговой жидкости методом краевой дегидратации позволило выявить особенности анизоморфонов у больных поздними формами нейросифилиса, включая спинную сухотку.

Ключевые слова: нейросифилис, спинномозговая жидкость, спинная сухотка, диагностическая технология «Литос-система».

Shatokhina S.N.1, Kuznetzova N.A.2

1MD, Professor, Head of Clinical Diagnostic Laboratory, M.F.Vladimirsky's Moscow regional research clinical institute, 2MD, Head of clinical and diagnostic laboratory, the Moscow regional clinical kozhno-venereologic clinic

THE STRUCTURE FEATURES OF CEREBROSPINAL FLUID IN CASE OF LATE NEUROSYPHILIS – TABES DORSALIS

Abstract

The article presents the results of a study of cerebrospinal fluid 52 patients with late neurosyphilis (48 - meningovascular late neurosyphilis, 4 - with confirmed tabes dorsalis) with the help of a fundamentally new diagnostic technology "Litos-system." Investigation of cerebrospinal fluid by the edge of dehydration revealed anizomorfonov especially in patients with late forms of neurosyphilis, including tabes dorsalis.

Keywords: neurosyphilis, cerebrospinal fluid, amyelotrophy, diagnostic technology, "Litos-system."

В 90-е годы прошлого столетия в России произошло резкое увеличение заболеваемости населения сифилисом. С 1989 по 1996 г. заболеваемость всеми формами сифилиса выросла более чем в 60 раз. В 1997 году заболеваемость составила 277,3 случая на 100 000 населения, что на 4% выше, чем в 1996 году [2,3].  В настоящее время наряду со снижением общей заболеваемости сифилисом (2014 г. – 24,6 случая на 100 000 населения) отмечается увеличение количества выявляемых случаев его осложненной формы - нейросифилиса [1-4]. То есть вероятность появления случаев нейросифилиса, в частности, его поздних форм - паренхиматозных, возрастает и своевременное их выявление становится актуальной проблемой.

Следует отметить, что если до эры открытия антибактериальной терапии основными объектами изучения являлись больные поздними формами нейросифилиса (прогрессивный паралич, спинная сухотка), то в настоящее время, пусть редко, но стали появляться и больные со спинной сухоткой, течение болезни у которых протекает без выраженных клинических симптомов. При этом классическая картина нейросифилиса сменилась стёртостью не только клинических, но и диагностических признаков, что объясняется широким использованием антибактериальных препаратов и адаптацией бледной трепонемы к новым условиям выживания в организме человека.

Известно, что первые симптомы спинной сухотки проявляются в основном через 10-20 лет после заражения, а в некоторых случаях и позже. В литературе прошлого века описана клиническая картина течения спинной сухотки. Отмечалось, что в скрытом периоде заболевания клинические симптомы отсутствуют. Указывалось, что чем длиннее латентный период, тем благоприятнее протекает заболевание. В следующей, менингорадикулоневритической стадии появляются невралгические боли в конечностях и во внутренних органах, отмечается нарушение болевой, тактильной, температурной и других видов чувствительности, парестезии. При проникновении бледной трепонемы в паренхиму спинного мозга начинается паренхиматозный период спинной сухотки - параличи. Смерть наступает обычно в результате сопутствующего сифилитического поражения сосудов и осложнений трофических расстройств (флегмоны, сепсис). Продолжительность указанных периодов может колебаться в широких пределах. Состояние больного долгие годы может оставаться стабильным, отмечается лишь отсутствие коленных рефлексов и симптом Аргайл Робертсона. В спинномозговой жидкости (СМЖ) в таких случаях отсутствует цитоз, а серологические реакции часто отрицательны, что затрудняет диагностику спинной сухотки.

Несмотря на создание широкой базы лабораторных тестов, включающих общеклинические и серологические показатели СМЖ, диагностика нейросифилиса, особенно скрытых и поздних его форм вызывает значительные трудности. Это объясняется недостаточной чувствительностью современных серологических тестов, подтверждающих инвазию бледной трепонемы в структуры нервной системы, а также отсутствием сдвигов показателей от нормы при общеклиническом исследовании СМЖ, что создаёт сложную ситуацию для клиницистов [4].

 С 2012 г. для диагностики нейросифилиса нами впервые была использована принципиально новая диагностическая технология «Литос-система» (разрешение ФС № 2009/155 от 15 июня 2009 г.), суть которой состоит в получении информации молекулярного уровня при фазовом переводе биологической жидкости в твердое состояние [5]. Результаты проведенных исследований показали объективные морфологические признаки деструкции структур СМЖ, характерные для ранних и поздних стадий нейросифилиса (патент РФ. № 2554765 от 2015). Кроме того, у больных нейросифилисом была описана трансформация деструктивных структур в физиологические в процессе эффективной терапии [6,7]. Технология стала использоваться в МОККВД в качестве дополнительного теста в диагностике нейросифилиса и оценке эффективности лечения больных.

За годы исследований появились единичные случаи больных с подтвержденной спинной сухоткой. В связи с этим цель настоящего исследования состояла в поиске новых диагностических признаков повреждения структур мозга бледной трепонемой у больных спинной сухоткой.

Материал и методы. Обследовано 52 пациента с установленным диагнозом позднего нейросифилиса (48 – с поздним менинговаскулярным нейросифилисом, 4 - с подтвержденной спинной сухоткой) и положительными результатами серологических тестов, а также либо с наличием сдвигов от показателей нормы при общеклиническом исследовании СМЖ, либо без таковых.

Всем пациентам помимо общепринятого клинико-лабораторного обследования, включая серологическое исследование сыворотки крови (РПР, РПГА, РИФ, ИФА с определением разных классов иммуноглобулинов М, G, IgМ+IgG), проводились исследования СМЖ: общеклиническое (реакция Панди, концентрация общего белка, количество клеток и цитограмма) и серологическое (VDRL, РПГА, РИФ с цельным ликвором, ИФА-IgG).

Был использован метод краевой дегидратации биологических жидкостей (фрагмент технологии «Литос-система»): капля СМЖ помещалась на предметное стекло и накрывалась покровным (аналитическая ячейка), в результате чего формирование структур происходило при замедленном фазовом переходе жидкокристаллических систем «липид-вода», «липид-белок-вода» в течение трёх-четырех суток [5]. Сформировавшиеся кристаллические структуры – анизоморфоны, обладали способностью к анизотропии (двулучепреломление), поэтому для их наблюдения был использован поляризационный микроскоп.  Для просмотра анизоморфонов при увеличении микроскопа DM2500 (Leica) от х50 до х630 готовили не менее трех аналитических ячеек СМЖ для каждого обследуемого.

Результаты и обсуждение. Исследование СМЖ методом краевой дегидратации позволило выявить особенности анизоморфонов у больных спинной сухоткой. Если в норме в СМЖ определяются компактные сферолиты, то у больных поздним менинговаскулярным нейросифилисом – множество отдельно лежащих «россыпных» по краю шаров или встроенных в дендриты в виде скоплений аморфных овалов как результат деструкции белково-липидных структур мозга бледной трепонемой. У больных спинной сухоткой деструкция белково-липидных структур мозга представлена гранулированными шарами (рис. 1).

  16-09-2016-14-09-29

Рис. 1 - Деструктивные структуры в спинномозговой жидкости у больных поздними формами нейросифилиса: а - «россыпные» шары из аморфных овалов при менинговаскулярном нейросифилисе (ув. 200); б – шар из гранулоцитов при спинной сухотке (ув. 400); в – сферолиты здорового человека (для сравнения) (ув. 200)

 

Следует отметить, что в СМЖ двух больных поздним менинговаскулярным сифилисом, в некоторых шарах из аморфных овалов имелись участки, выполненные гранулами. Вероятно, эти больные при отсутствии лечения нейросифилиса могли перейти в стадию спинной сухотки.

Проведенные нами исследования показали, что в морфологической картине СМЖ методом краевой дегидратации определяются признаки деструкции ткани мозга, вызванные бледной трепонемой. Особенность структур СМЖ у больных спинной сухоткой состоит в преобразовании аморфных овалов в линейные структуры в виде крупных гранулированных структур по мере утяжеления заболевания.

Таким образом, применение метода краевой дегидратации СМЖ по технологии «Литос-система» у пациентов с сифилисом в анамнезе является важным дополнительным тестом, позволяющим диагностировать  нейросифилис и проводить дифференциальную диагностику поздних его форм, включая спинную сухотку.

Литература

  1. Какорина Е.П.,  Стародубов В.И., Кубанова А.А. Ресурсы и деятельность медицинских организаций дерматовенерологического профиля. Заболеваемость инфекциями, передаваемыми половым путем, заразными кожными болезнями и болезнями кожи (статистические материалы). Москва. 2015.
  2. Лосева О.К., Тактамышева Э.Ш. Современный нейросифилис: клиника, диагностика, лечение. Русский медицинский журнал. 1998; 15:6.Лосева О.К., Важбин Л.Б., Шувалова Т.М., Залевская О.В., Юдакова В.М., Устьянцев Ю.Ю. Нейросифилис в практике психиатра. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2011; 111(12):77-82.
  3. Лосева О.К., Тактамышева Э.Ш. Современный нейросифилис: клиника, диагностика, лечение. Русский медицинский журнал. 1998; 15:6.
  4. Лукьянов А.М. Нейросифилис. Современные аспекты клиники, диагностики, терапии. Минск: Парадокс; 2009. 392 с.
  5. Шабалин В.Н., Шатохина С.Н. Морфология биологических жидкостей человека. М.: Триада; 2001. 303 с.
  6. Шатохина С.Н., Важбин Л.Б., Кузнецова Н.А. Новые критерии диагностики нейросифилиса по структурам спинномозговой жидкости. Практическая медицина. 2014. 84 (8): 36-38.
  7. Шатохина С.Н., Кузнецова Н.А. Структуры спинномозговой жидкости в диагностике и оценке эффективности лечения больных нейросифилисом. Альманах клинической медицины. 2016. 44 (3): 345-350.

References

  1. Kakorina EP, Starodubov VI, Kubanova AA. Resursy i dejatel'nost' medicinskih organizacij dermatovenerologicheskogo profilja. Zabolevaemost' infekcijami, peredavaemymi polovym putem, zaraznymi kozhnymi boleznjami i boleznjami kozhi (statisticheskie materialy) [Resources and activities of health care organizations dermatovenereological profile. The incidence of infections, sexually transmitted infections, infectious skin diseases and skin diseases (statistical material)]. Moscow. 2015.
  2. Loseva OK, Vazhbin LB, Shuvalova TM, Zalevskaya OV, Yudakova VM, Ust'yantsev YuYu. Neyrosifilis v praktike psikhiatra [Neurosyphilis in the psychiatric practice].  Zhurnal nevrologii i psikhiatrii imeni S.S. Korsakova [Journal of Neurology and Psychiatry. SS Korsakov]. 2011; 111(12):77–82 [in Russian].
  3. Loseva OK, Taktamysheva ESh. Sovremennyy neyrosifilis: klinika, diagnostika, lechenie [The state-of-the-art of neurosyphilis: clinical manifestations, diagnostics and treatment]. Russkiy meditsinskiy zhurnal [Russian Medical Journal]. 1998;6(15):981–4 (in Russian).
  4. Luk'yanov AM. Neyrosifilis. Sovremennye aspekty kliniki, diagnostiki, terapii [Neurosyphilis. Current issues of clinical manifestations, diagnostic and therapy]. Minsk: Paradoks; 2009. 392 p. [in Russian].
  5. Shabalin VN, Shatokhina SN. Morfologiya biologicheskikh zhidkostey cheloveka [The morphology of human biological fluids]. Moscow: Triada; 2001. 303 p. [in Russian].
  6. Shatokhina SN, Vazhbin LB, Kuznetsova NA. Novye kriterii diagnostiki nejrosifilisa po strukturam spinnomozgovoj zhidkosti [New criteria of neurosyphilis diagnostics by structures of spinal liquid]. Prakticheskaja medicina [Practical Medicine]. 2014; 84 (8):36-38. [in Russian].
  7. Shatokhina SN, Kuznetsova NA. Struktury spinnomozgovoj zhidkosti v diagnostike i ocenke jeffektivnosti lechenija bol'nyh nejrosifilisom [The structures of cerebrospinal fluid in diagnostics and treatment efficacy assessment in patient with neurosyphilis]. Al'manah klinicheskoj mediciny [Almanac of Clinical Medicine]. 2016 March; 44 (3): 345–350. [in Russian].