БЕЗОПАСНОСТЬ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ: ПРАВОВОЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.54.164
Выпуск: № 12 (54), 2016
Опубликована:
2016/12/19
PDF

Куприков А.С.1, Тюриков В.И.2, Елизаров А.В.3

1Старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности и организации режима в УИС, 2ORCID: 0000-0001-8345-0266, Курсант 5 курса, Псковский филиал Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 3Инспетор филиала по Кирово-Чепецкому району, Федеральное казенное учреждение Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области

БЕЗОПАСНОСТЬ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ: ПРАВОВОЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация

В данной статье авторами рассмотрена проблематика обеспечения безопасности в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации; проанализирован современный и исторический опыт по данной теме исследования, а также произведено сравнение законодательства Российской Федерации с законодательством Российской империи конца XIX начала XX века; рассмотрена проблема несовершенства современного законодательства в данной области и сформированы предложения по усовершенствованию нормативно-правовой базы.

Ключевые слова: исправительное учреждение, безопасность, личная безопасность, отдел безопасности, отдел охраны, караул.

Kuprikov A.S.1, Turikov V.I.2, Elizarov A.V.3

1Senior lecturer in the operational-search activity and mode of organization at UIS, 2ORCID: 0000-0001-8345-0266, a student of the 5th course, Pskov branch of Academy of law and administration of Federal service of execution of punishments, 3Inspector branch in Kirovo-Chepetskiy district, Federal state institution of Criminal-Executive inspection of management of Federal service of execution of punishments in the Kirov region

SECURITY IN THE PENAL SYSTEM: THE LEGAL AND HISTORICAL ASPECT

Abstract

In this article, the authors consider the problem of security in the organs and institutions of the penal system of the Russian Federation; analyzes the current and historical experience on the topic of the study, and a comparison of the Russian legislation with the legislation of the Russian Empire of late XIX-early XX century, considered the problem of imperfection of modern legislation in this area and proposals to improve the regulatory framework.

Keywords: correctional institution, security, personal security, security Department, security Department, guard.

Сегодня в современном обществе продолжает оставаться актуальной проблема безопасности в любом своем аспекте. Проблема безопасности человека, гражданина или какой-либо организации в настоящее время рассматривается как на государственном, так и на международном уровне.

Самое простое определение понятия безопасности в общем понимании – это обеспечение состояния защищенности личности, государства и общества в целом и их жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз[1 ст. 1].

Необходимо так же отметить, что на сегодняшний день имеется, множество разновидностей понятия безопасности: личная, собственная, государственная, общественная и др.

Уголовно-исполнительная система в одной из своих функций предусматривает обеспечение исполнения законодательства и установленного порядка в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, и обеспечение безопасности лиц, которые находятся на их территории[2, ст. 12]. Кроме того ФСИН России обязана обеспечить безопасность объектов, находящихся в ее ведении и управлении. Вместе с тем обращает на себя внимание на то, что в современных условиях законодательно закрепленного понятия «безопасность в уголовно-исполнительной системе» не существует.

На наш взгляд, наиболее уместным было бы использовать следующее определение безопасности в уголовно-исполнительной системе: – это комплекс мер, направленных, на обеспечение состояния защищенности законных прав и интересов уголовно-исполнительной системы в области исполнения уголовных наказаний и содержания под стражей лиц, пребывающих на территории исправительных учреждений и других объектов, находящихся в ведении ФСИН России, его сотрудников, гражданского персонала и спецконтингента, а также качественной защиты объектов и средств связи, которые обеспечивают их стабильное функционирование.

В данном случае под защищенностью понимается качественное противодействие неправомерному или иному преступному вмешательству в деятельность уголовно-исполнительной системы.

Обеспечение безопасности лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, является одной из основных задач, возлагаемых на ФСИН России.

В рамках законодательства об исполнении уголовных наказаний более детально охарактеризовано право на личную безопасность.

Наиболее полно данное право раскрывается нам ст. 13 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, (УИК РФ), в которой отмечается, что осужденные имеют право на личную безопасность, а при возникновении какой-либо угрозы осужденный вправе обратиться к любому должностному лицу исправительного учреждения. После получения такого обращения начальник исправительного учреждения принимает все законные меры, которые устранят угрозу личной безопасности осужденного, или переводит его в безопасное место.

Статья 86 УИК РФ определяет эти меры, а также основания для их применения. Согласно, ч.1 ст. 86. УИК РФ в целях пресечения противоправных действий осужденных, а также вреда окружающим в отношении спецконтингента нарушившего законодательство Российской Федерации, могут быть применены физическая сила, специальные средства и оружие.

Право на личную безопасность, а так же перевод в безопасное место спецконтингента закреплен в ведомственных приказах Минюста России.

Под безопасным местом следует понимать помещение, которое путем изоляции осужденного обеспечивает его безопасность.

В этих целях могут использоваться ШИЗО, ПКТ и ЕПКТ. Данный перевод может быть осуществлен на срок не более 90 суток.[6, п 172-175]

Обеспечением безопасности в современном исправительном учреждении заняты все сотрудники, отделы и службы. Безопасность достигается путем взаимодействия указанных субъектов между собой.

Следует отметить, что грамотно поставленное взаимодействие отделов безопасности и охраны с другими службами и отделами качественно способствует укреплению законности и правопорядка в исправительном учреждении.

Однако основную роль в данном случае как сейчас, как и столетие назад выполняют сотрудники отделов безопасности (режима) и охраны.

Для обеспечения личной безопасности осужденных и сотрудников, исполняющих свои должностные обязанности, сегодня предусмотрен целый комплекс ИТСОН (инженерно-технических средств охраны и надзора).

В состав ИТСОН сегодня входят, инженерные сооружения, купольная система видеонаблюдения, носимые радиостанции, фото - видео регистраторы типа «Дозор» и др. Данные технические и инженерные средства сегодня существенно облегчают обеспечение безопасности на территории исправительного учреждение.

Однако следует отметить, что даже самые совершенные технические средства не в состоянии заменить человека. Человек в отличие от технических систем действует исходя из сложившейся обстановки и самое главное оригинально, что не позволяет правонарушителям точно и полностью просчитать все варианты своих действий. Но для правильного использования всего выше перечисленного, сотрудник должен обладать соответствующими личными и деловыми качествами.

Главным качеством сотрудника ФСИН России даже при использовании самой современной системы охраны и надзора остается бдительность. Бдительное несение службы является гарантом безопасности учреждения.

Столетие назад, несмотря на рутинность работы, надзирателю следовало постоянно, день за днем, сохранять бдительность. Согласно ст. 652 Уложения 1903 г. уголовной ответственности подвергались надзиратели, стражи и иные служащие, вследствие небрежности которых по осуществлению надзора за арестантами был допущен побег из-под стражи или из места заключения [3].

Сегодня отделы охраны главным образом, служат как для недопущения побега осуждённых, тем самым обеспечивая безопасность законопослушных граждан, так и для отражения внешнего нападения на исправительное учреждение, что гарантирует безопасность осужденных. Вооруженным подразделением, заступающим, как правило, на 24 часа, в исправительном учреждении является караул, который вправе в определенных случаях применять огнестрельное оружие [2, ст.31].

Появление в тюрьмах профессиональной охраны регламентировано в законе от 3 мая 1865 года «О замене военных караульных постов в тюрьмах вольнонаемными надзирателями». Данный нормативный акт предусматривал введение должностей младших и старших надзирателей. Последние выполняли роль начальников смен.

В отличие от военных надзирателей, вольнонаемные надзиратели всецело подчинялись смотрителю тюрьмы. На должность надзирателей предписывалось набирать в первую очередь благонадежных отставных нижних чинов, и лишь при их недостатке – лиц другого звания. За военной охраной осталась лишь обязанность несения караула на внешних постах[4, № 42055].

В начале XX века отечественная пенитенциарная система переживала сложный процесс реформирования, обусловленный, как и в наши дни, модернизацией российского общества. Цели, которые предстояло достичь отечественной пенитенциарной системе в то время, вполне сопоставимы с теми, которые необходимо достичь на современном этапе.

При становлении Главного тюремного управления перечень оснований, разрешавших применение огнестрельного оружия, почти не отличался от современного. Тогда порядок использования оружия надзирателями долгое время был определен правилами, изложенными в ст. 48 и 153 Воинского устава о гарнизонной службе [5, № 4930].

В соответствии с требованиями Устава тюремный надзиратель мог применить оружие для защиты охраняемого лица или поста, самозащиты и против арестанта, совершающего побег. При этом он должен был применительно к ситуации определить целесообразность использования огнестрельного оружия, либо шашки [5, № 4930]. Инструкция по охране мест заключения, утвержденная министром юстиции 17 октября 1906 г., определила порядок и условия применения оружия в случае:

  1. нападения на охраняемый объект;
  2. защиты охраняемых лиц или постов;
  3. возникновения беспорядков среди заключенных;
  4. сопротивления заключенных тюремной администрации и страже;
  5. воспрепятствования побегу из-под стражи.

Исходя из приведенного выше перечня, мы можем установить, что в современном законодательстве произошли незначительные изменения, которые в основном касаются лишь современной техники и оснащения правонарушителей, имеющих своим главным умыслом подвергнуть опасности лиц, находящихся как на территории исправительного учреждения, так и за его пределами.

Сегодня в условиях динамичного развития юридической науки требуется законодательно закрепить понятие безопасности в уголовно-исполнительной системе, разработать соответствующие законодательные акты, которые бы четко определили механизм действий аттестованных сотрудников ФСИН России по обеспечению безопасности в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, а также при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы.

Эти нововведения, по нашему мнению, будут способствовать укреплению безопасности, законности как в условиях уголовно-исполнительной системы, так и общества в целом.

Список литературы / References

  1. Российская Федерация. Законы. О безопасности: федер. закон : [принят Гос. Думой 7 декабря 2010 г. : одобр. Советом Федерации 15 декабря 2010 г.].
  2. Российская Федерация. Законы. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: закон : [принят 21июля 1993 г.  N 5473-1.].
  3. Уголовное Уложение 1903 г. (Свод законов, Т. 15, Издание 1885 г. по прод. 1906, 1908 и 1909 гг. с позднейшими узаконениями по 1 сентября 1911 г. Издание второе). - СПб., 1911.
  4. Полное собрание законов Российской империи II. Т.XL . 2-е изд. СПб., 1830. № 42055.
  5. Полное собрание законов Российской империи III. Т.VII . 3-е изд. СПб., 1881-1916. № 4930.
  6. Российская Федерация. Приказы. Приказ Минюста России от 3 ноября 2005 года № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Rossijskaja Federacija. Zakony. O bezopasnosti. [Of The Russian Federation. Laws. About: Feder. the law : [adopted by the State. Duma 7 December 2010 : approve. The Federation Council on December 15, 2010] : official text.
  2. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob uchreschdeniax I organax, ispolnjayucshix ugolovnje nakazanja v vide lischenija svobodji. [Of The Russian Federation. Laws. On institutions and bodies executing criminal punishment in form of imprisonment: the law : [adopted on July 21, 1993 N 5473-1.]. : official text.
  3. Ugolovnoe ulochenie 1903 g.(Svod zakonov,T 15, izdanie 1885 g. po prod. 1906? 1908 I 1909 gg. s posledjutschimi uzakonenijami po 1 sentebrja 1911 g. Izdanie vtoroe).[ Criminal Ulozhenie 1903 (a Set of laws, Vol. 15, Edition of 1885, at prod. 1906, 1908 and 1909, with the latest legalisations on September 1, 1911 second Edition)]. - SPb., 1911. : official text.
  4. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoy imperii II T. XL2-e izd. [Complete collection of laws of the Russian Empire, II. T. XL. 2-e izd.].: SPb., 1830. No. 42055.
  5. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoy imperii III T. VII 3-e izd. [Complete collection of laws of the Russian Empire, III. T. VII . 3-e Izd].: SPb., 1881-1916. 4930.
  6. Rossijskaja Federacija .Prikazy. Prikaz Minyusta Rossii ot 3 nojabrja 2005 goda № 205 «Ob utvercshdenii Pravil vnutrennego rasporjadka ispravitelnjix uchrecshdenji» [ Of The Russian Federation. Orders. Order of the Ministry of justice of 3 November 2005, No. 205 «On approving the internal Regulations of correctional institutions»] : official text.