АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.47.167
Выпуск: № 5 (47), 2016
Опубликована:
2016/05/20
PDF

Федоров М.Н.1, Волков А.Б. 2

 Кандидат экономических наук1, Аспирант2, Новосибирский государственный аграрный университет

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

В статье проведен анализ факторов, влияющих на эффективность использования земельных ресурсов сельскохозяйственными организациями Новосибирской области. Продолжающийся процесс реорганизации сельскохозяйственных организаций и качественные преобразования в отрасли способствовали росту эффективности использования задействованных в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов. Для дальнейшего повышения эффективности необходимо проведение мероприятий по вовлечению в оборот неиспользуемых земель, повышению культуры земледелия, внедрению инновационных технологий.       

Ключевые слова: производственный потенциал, земельные ресурсы, эффективность, производство кормов, производство животноводческой продукции, производство растениеводческой продукции, производственные затраты.

Fedorov M.N.1, Volkov A.B.2

PhD in Economics1, Postgraduate student2, Novosibirsk State Agrarian University

ANALYSIS OF THE EFFICIENCY OF LAND USE IN THE AGRICULTURAL ORGANIZATIONS OF THE NOVOSIBIRSK REGION

Abstract

The article analyzes the factors affecting the efficiency of land use agricultural organizations of the Novosibirsk region. The ongoing process of restructuring of the agricultural organizations and qualitative transformation in the sector contributed to the increase of efficiency of use involved in agricultural production land. To further increase the efficiency necessary to carry out activities to engage in the trafficking of unused land, increase farming, introduction of innovative technologies.

Keywords: production potential, land resources, efficiency, feed production, animal production, plant production.

Земля является основным специфическим ресурсом сельскохозяйственного производства, который становится определяющим при производстве конкурентоспособного сельскохозяйственного сырья для производства продукции [1, 2]. Рассмотрим эффективность использования земельных ресурсов, как основы ресурсного потенциала АПК региона.

В аграрной сфере Новосибирской области выделяют три категории хозяйств, осуществляющих землепользование: сельскохозяйственные организации, хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области [3, 4] за период с 2000 по 2014 гг. общая земельная площадь во всех категориях хозяйств снизилась на 965,1 тыс. га, или на 8,6%, площадь сельскохозяйственных угодий – на 230,6 тыс. га, или на 3%. Площадь пашни и кормовых угодий уменьшились на 47,1 и 184,3 тыс. га, или на 1,3 и 4,6% соответственно.

В регионе продолжается процесс реформирования сельскохозяйственных организаций в сторону увеличения доли хозяйств с частной формой собственности. Происходит совершенствование содержания организационно-правовых форм, направленное на повышение эффективности деятельности предприятий, качественного роста эффективности использования ресурсов.

В 2014 г. сельскохозяйственным производством было занято 482  сельскохозяйственных организации, из них не относящихся к субъектам малого предпринимательства – 204. Снижение количества сельскохозяйственных организаций в 2014 по отношению к 2000 г. составило 109 ед., организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства (крупных и средних сельскохозяйственных предприятий) – 381 ед. [3, 4].

В составе крупных и средних сельскохозяйственных предприятий произошло уменьшение количества закрытых акционерных обществ, производственных сельскохозяйственных кооперативов. Колхозы и совхозы, товарищества с ограниченной ответственностью, государственные учреждения и муниципальные предприятия реорганизовались в более прогрессивные формы. Количество государственных предприятий снизилось на 24 ед., а их уровень – с  4,6 до 1,5%.

Изменения в структуре организационно-правовых форм сельскохозяйственных организаций, снижение их численности, уменьшение площадей сельскохозяйственных угодий и другие факторы способствовали изменениям структуры посевных площадей по категориям хозяйств Новосибирской области (таблица 1).

За период с 2000 по 2014 гг. наблюдается снижение доли посевных площадей, занимаемых сельскохозяйственными организациями с 92,4 до 78,0% и рост занимаемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами с 5,5 до 20,2%. Посевная площадь, занимаемая хозяйствами населения изменилась незначительно – с 2,1 до 1,9%.

 

Таблица 1 – Структура посевных площадей в хозяйствах всех категорий, %

26-05-2016 15-16-09

В сельскохозяйственных организациях за четырнадцать лет вся посевная площадь сократилась на 635,2 тыс. га, в т .ч. занятая под зерновыми культурами – на 471 тыс. га, кормовыми культурами – на 210,5 тыс. га. При этом доля зерновых снизилась с 64,3 до 60,9%, а доля кормовых культур  увеличилась с 34,4 до 34,8%. Удельный вес технических культур, картофеля и овощей, вырос с 1,2 до 4,1%, с 0,1 до 0,2% и с 34,4 до 34,8% соответственно (таблица 2).

 

Таблица 2 – Динамика посевных площадей в сельскохозяйственных организациях Новосибирской области, тыс. га

26-05-2016 15-17-39

Уменьшение посевных площадей в сельскохозяйственных организациях в определенной степени компенсировалось их ростом в крестьянских (фермерских) хозяйствах. За анализируемый период в данной категории хозяйств посевная площадь увеличилась в 3,3 раза с 148,2 до 482,0 тыс. га, площадь возделывания зерновых культур – в 3,0 раза, а ее доля в общей посевной площади снизилась с 90,9 до 84,8%.

Важной характеристикой земельных ресурсов является плодородие почвы. Поддержание и улучшение плодородия почвы осуществляется путем внесения удобрений. Количество вносимых органических и минеральных удобрений в сельскохозяйственных организациях Новосибирской области за период с 2000 по 2014 гг. увеличилось на 68,1 и 90,3 %. Увеличение внесения азотных удобрений составило 52,9%, калийных и фосфорных удобрений соответственно 6,8 и 5,3 раз. На 1 га посевов в 2014 г. органических удобрений внесено больше в 2,3 раза, минеральных в 2,7 раза, чем в 2000 г.

Можно отметить тенденцию роста внесения органических и минеральных удобрений на 1 га посевной площади, однако удобренная доля посевных площадей остается очень низкой.

В качестве негативной тенденции следует отметить снижение доли площадей с использованием минеральных удобрений, занятых кормовыми культурами с 8,1 до 4,3%, что отражается на качестве кормовых культур и их себестоимости.

В 2014 г. по отношению к 2000 г. наметилась тенденция снижения урожайности, что отражается на производстве растениеводческой продукции. Исключение составили льноволокно, картофель, овощи открытого грунта и сено естественных сенокосов. По отношению к предыдущему 2013 г. на 47,5% снизилась урожайность подсолнечника, на 43,5% – кукурузы на силос, на 40,9%  – других силосных культур. Яровой пшеницы получили меньше на 3,3 ц/га, овса и гречихи – на 5,8 и 2,6 ц/га соответственно. Основные причины снижения урожайности специалисты связывают с неблагоприятными погодными условиями, засухой в период вегетации и высокой влажностью во время уборки сельскохозяйственных культур.

Поэтапное внедрение современных технологий в сельскохозяйственное производство, использования генетического потенциала животных, активизация племенной работы в хозяйствах и другие положительные факторы способствовали росту продуктивности скота в сельскохозяйственных организациях.

За период с 2000 г. по 2014 г. увеличилась эффективность производства животноводческой продукции. Продуктивность коров молочного направления выросла на 88,9% и составила 4168 кг в год на одну корову. Среднесуточный привес свиней увеличился в 3,9 раза, овец – в 2,4 раза, крупного рогатого скота – на 28,1%. Приплод поросят на 100 основных свиноматок вырос в 3,3 раза. Выход телят на 100 голов снизился незначительно – на 1,2 %, а падеж крупного рогатого скота уменьшился в 3,5 раза.

За анализируемый период в сельскохозяйственных организациях расход кормов на одну условную голову крупного рогатого скота увеличился на 11,7 %, расход концентрированных кормов на 78,9%, что связано с ростом продуктивности животных. При снижении расхода кормов на производство 1 ц молока на 14,4% и росте расхода концентрированных кормов на 32,3% увеличение надоя молока на одну корову составило 88,5% [7, 8]. Рост расхода кормов на 1 ц привеса на 3,4 % способствовал увеличению привеса крупного рогатого скота на 28,1%. При снижении расхода кормов на 29,1% увеличение среднесуточного привеса свиней составило 3,9 раза, что связано с внедрением инноваций в производство.

Рост отдачи от кормов в сельскохозяйственных организациях свидетельствуют о повышении эффективности производства кормов в условиях сложного климата Сибири. Использования высокопродуктивных животных, организация племенной работы, внедрение современных высокопродуктивных технологий способствуют росту эффективности использования задействованных в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов (таблица 3).

Таблица 3 – Показатели экономической эффективности использования земли сельскохозяйственными организациями

26-05-2016 15-19-00

За период с 2000 по 2014 гг. при сокращении численности работников сельскохозяйственных организаций на 47,7 %, увеличении производственных затрат почти в 8 раз и стоимости основных фондов в 4,8 раза на 100 га сельскохозяйственных угодий стоимость валовой продукции раза выросла в 29 раз. Производство молока на 100 га сельскохозяйственных угодий увеличилось на 65,7%, на 100 га пашни – на 39,8%. Производство зерновых и бобовых снизилось на 6,9 и 21,4%, мяса увеличилось в 3,6 и 3,0 раз соответственно.

 Основным критерием качественного состояния, количественного уровня и эффективности использования ресурсного потенциала является достижение цели сельхозпроизводства – получение максимального количества сельхозпродукции высокого качества при наименьших производственных затратах. Повышение эффективности производства оказывает сдерживающее влияние на увеличение себестоимости производства. Это позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям оставаться рентабельными [9, 10].

В Новосибирской области наблюдается снижение доли убыточных хозяйств с 29,6 до 21,7% при увеличении положительного сальдированного финансового результата на 4139,7 млн руб. [3, 4, 5, 6].

По результатам проведенного анализа эффективности использования земельных ресурсов можно сделать следующий вывод. В результате реформирования сельскохозяйственной экономики Новосибирской области и оказываемой государственной поддержки наблюдается повышение эффективности использования земельных ресурсов, увеличивается выход молока и мяса с единицы сельскохозяйственных угодий.

В регионе имеются значительные резервы для наращивания объемов производства сельскохозяйственной продукции и дальнейшего роста эффективности использования земельных ресурсов: вовлечение в оборот неиспользуемых земель, повышение культуры земледелия, внедрение современных высокопроизводительных технологий, техники и оборудования, инновационных технологий.

Литература

  1. Волков А.Б. Общая характеристика ресурсного потенциала Новосибирской области в составе Сибирского федерального округа / А.Б. Волков // Экономика и предпринимательство. – 2016. № 1 (ч.2) (66-2). – с. 333-338.
  2. Волков А.Б. Трансформация понятия «потенциал» в экономической науке / А.Б. Волков // Materials of the X International scientific and practical conference «Trends of modern science-2014». Volume 7. Economic science. Sheffield. Science and education LTD. – с. 53-60.
  3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Р32: стат. сб. / Росстат. - М., 2010. - 900 с.
  4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Р32: стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 1226 с.
  5. Сельское хозяйство в Новосибирской области: сборник, период 1996-2000 гг. (по каталогу 8.12) / Новосибирской областной комитет государственной статистики. – Новосибирск, 2001.
  6. Сельское хозяйство в Новосибирской области: сборник, период 2005, 2010-2014 гг. (по каталогу 8.12) / Территориальный орган ФСГС по Новосибирской области. – Новосибирск, 2015.
  7. Федоров М.Н. Производство молочных продуктов в регионе (на примере Новосибирской области) / М.Н. Федоров, С.А. Цой // Национальная ассоциация ученых. – 2015. – № 10(15). – с. 36-39
  8. Шелковников, С.А. Мониторинг производства молока и молочных продуктов (на материалах Новосибирской области) / Шелковников С.А., Федоров М.Н., Цой С.А., Афанасьева И.В. // Экономика и предпринимательство. – – № 11-1 (64-1). – с. 250-256.

References

  1. Volkov A.B. Obshhaja harakteristika resursnogo potenciala Novosibirskoj oblasti v sostave Sibirskogo federal'nogo okruga / A.B. Volkov // Jekonomika i predprinimatel'stvo. – 2016. № 1 (ch.2) (66-2). – s. 333-338.
  2. Volkov A.B. Transformacija ponjatija «potencial» v jekonomicheskoj nauke / A.B. Volkov // Materials of the X International scientific and practical conference «Trends of modern science-2014». Volume 7. Economic science. Sheffield. Science and education LTD. – s. 53-60.
  3. Regiony Rossii. Social'no-jekonomicheskie pokazateli. 2010: R32: stat. sb. / Rosstat. M., 2010. 900 s.
  4. Regiony Rossii. Social'no-jekonomicheskie pokazateli. 2015: R32: stat. sb. / Rosstat. – M., 2015. – 1226 s.
  5. Sel'skoe hozjajstvo v Novosibirskoj oblasti: sbornik, period 1996-2000 gg. (po katalogu 8.12) / Novosibirskoj oblastnoj komitet gosudarstvennoj statistiki. – Novosibirsk, 2001.
  6. Sel'skoe hozjajstvo v Novosibirskoj oblasti: sbornik, period 2005, 2010-2014 gg. (po katalogu 8.12) / Territorial'nyj organ FSGS po Novosibirskoj oblasti. – Novosibirsk, 2015.
  7. Fedorov M.N. Proizvodstvo molochnyh produktov v regione (na primere Novosibirskoj oblasti) / M.N. Fedorov, S.A. Coj // Nacional'naja associacija uchenyh. – 2015. – № 10(15). – s. 36-39
  8. Shelkovnikov, S.A. Monitoring proizvodstva moloka i molochnyh produktov (na materialah Novosibirskoj oblasti) / Shelkovnikov S.A., Fedorov M.N., Coj S.A., Afanas'eva I.V. // Jekonomika i predprinimatel'stvo. – 2015. – № 11-1 (64-1). – s. 250-256.