СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИНЕРГИЯ ПРАЗДНИЧНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.47.205
Выпуск: № 5 (47), 2016
Опубликована:
2016/05/20
PDF

 

Мостицкая Н.Д.

ORCID: 0000-0001-8774-0375, Доцент, кандидат культурологии, Московский государственный институт культуры

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИНЕРГИЯ ПРАЗДНИЧНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА

 Аннотация

В статье рассматривается феномен праздничной культуры с точки зрения новой парадигмы синергии. Автор на модели противопоставления праздничной и повседневной коммуникации исследует особенности семиотики коммуникативного пространства праздничной культуры, анализируя специфику художественного пространства, непосредственно сконструированного для обеспечения праздничной коммуникации.

Новизна статьи заключается в моделировании бинарных оппозиций праздничного и коммуникативного пространства культуры с сточки зрения синергийного подхода, а также предлагается объяснение конструкта модели праздничной коммуникации на примере синтеза языка искусств. Основная гипотеза, выдвигаемая автором заключается в том, что праздничную коммуникацию возможно рассматривать как модель контролируемого бифуркационного перехода, обеспечиваемую средствами языка искусства.

Ключевые слова: праздничность, повседневность, синергия, точка бифуркации, искусство

Mоstitskaya N.D.

ORCID: 0000-0001-8774-0375, Аssociate Professor, PhD in Culture Studies, Moscow state Institute of culture

THE SOCIO-CULTURAL SYNERGY OF THE CONVIVALITY COMMUNICATIVE SPACE

Abstract

The article deals with the phenomenon of the CONVIVALITY culture from the perspective of the new synergy paradigm. The author simulates the opposition of festive and everyday communication to explore the semiotic peculiarities of the  culture communicative space by analyzing the specifics of art space, designed for predominantly festive communication.

The paper is novel for simulation of the binary oppositions between festive and communicative space in terms of synergetic approach, that proposes an explanation of the festive communication model structure by example of fusion of languages of diverse arts. The main hypothesis put forward by the author is that the festive communication may be considered as a model of controlled bifurcation transition expressed by the language of art.

Keywords: convivality, routine, synergy, bifurcation point, art

 

Феномен праздничной культуры многогранно представлен в научных исследованиях. Благодаря использованию различных исследовательских методов дополним общую картину, рассмотрев праздничную коммуникативную культуру сквозь призму теории синергии. С точки зрения системного подхода коммуникативное пространство культуры можно представить в виде модели, описывающей сложную иерархическую структуру коммуникативных каналов (вербальных и невербальных), соединяющих всех участников процесса коммуникации друг с другом и с единым смысловым центром. Поскольку синергийная парадигма возникла в рамках естественнонаучных исследований, то такая образная визуализация коммуникативного пространства позволяет моделировать процессы внутреннего взаимодействия в системе, подобно такой же научно-исследовательской практике, применяемой для описания естественнонаучной картины мира. Эффект синергии впервые обнаружила группа  бельгийских ученых,  возглавляемых Николаевым и Рогожиным, исследовавших системность в химических процессах. Так выяснилось, что при усложнении структуры система переходит на новый виток развития. Далее вопросы синергии подробно рассматривались в трудах Г. Хакена и А. Пригожина [5], Петрова, и др.

Такого рода технология моделирования позволяет осуществлять синтез научно-познавательных методов различных наук. Вопросы разнообразия коммуникативных каналов и точной их дифференциации методично разработаны в теории коммуникации А.В. Соколова, поэтому, опираясь на его исследования, обратимся к проблеме синергии, а также соотнесем эти теории с моделью праздничности и повседневности как системы координат.

Синергия, синергизм предполагает одновременное действие нескольких субъектов в одном направлении благодаря когерентности коммуникативных каналов системы, приводящее к ее самоорганизации в целостную структуру. Сам принцип построения коммуникативного пространства ориентируется на процессы взаимодействия относительно общих смыслов, которые передаются разнообразными языковыми конструкциями. Но при этом специфика эффекта синергии заключается в том, что он выражается формулой 1+1=3. Синергия рассматривается в науке как особая форма движения материи, действие которого проявляется так же, как и электромагнитной или гравитационной энергии. Философы под синергией понимают "энергию жизни"[7]. Так, Бергсон утверждал идею согласования или синергии интуитивного познания и «жизненного потока». С другой стороны, можно сказать о поиске новых смыслообразующих идей, способных цементировать культуру как целостную систему. В данном значении синергии предполагается рассматривать её эффект как взаимодействие различных потенций. В трудах Хоружего С.С. также тщательно проработан вопрос о подобном проявлении взаимодействующих явлений. При этом в научных теориях подтверждается, что общее действие или синергия направлено к резонансному эффекту [7]. Таким образом, визуальная модель, описывающая коммуникативное пространство как систему иерархически ориентированных к центру коммуникативных каналов, дополняется необходимым условием. А именно, ритмически повторяющимся эффектом резонанса, описываемым в феномене синергии. Для постоянного воссоздания этого резонанса и создается особый хронотоп праздничной культуры, в рамках которого кристаллизуется ритм, необходимый для обновления системы. Эффектом синергии называют устойчивые характеристики системы, такие, как: функциональность, адаптивность и жизнестойкость. При этом система рассматривается как состоящая из элементов с энергетическими потенциалами, приводящими её в состояние перманентных изменений, что, в свою очередь, может описываться категорией «повседневность». Система сохраняет свою целостность (жизнестойкость), постоянно приспосабливается к окружающим изменениям, корректируя внутренние энергетические силы (адаптивность) и следует собственной жизненной программе (функциональность).

Уточняя понятия праздничности и повседневности как бинарной оппозиции и феномена культуры, отметим, что коммуникативная модель повседневности включает следующие составляющие:

- универсальные способы передачи информации, с акцентом на технологию её передачи (бытие культуры как материальной сферы жизни проявляется именно в формах коммуникации между людьми как связующих систему структурах),

- технические особенности канала связи (каждая культура в рамках исторической эпохи, согласно Маклюэну [2], формирует свой способ передачи информации, влияющий на организацию когнитивных процессов в обществе),

- прагматичный характер передаваемой информации (повседневная информация в большей степени ориентирована на функциональность и поддержание жизнестойкости системы);

- склонность коммуникативного пространства повседневной культуры к энтропии (обусловлена появлением коммуникационных сообщений, разрушающих целостность системы культуры и потерей энергии).

Компонентами модели праздничной коммуникации выступают:

 - эстетизация коммуникативного сообщения (поиск чувственной формы для передачи смыслообразующей для системы идеи);

 - смысл сообщения, непосредственно включающий базовые духовные ценности культуры (потребность сохранения и воспроизводства константных ценностей культуры, обеспечивающих замкнутость и целостность системе);

- синергия и «бифуркация» праздничного коммуникативного пространства (в условиях конструирования резонанса коммуникативных каналов культуры).

Поскольку праздничная коммуникация предполагает особый эмоциональный подъем, то корректно рассматривать в модели праздника формы художественного языка коммуникации, непосредственно ориентированного на конструирование эмоциональной составляющей. Язык искусства предстает как способ познания мира или диалога с миром, в его бытийственном или сакральном аспекте. Оно поэтому в полной мере является коммуникационным каналом, характеризующим праздничное пространство. Не случайно в праздничной традиции различные произведения искусства обязательно составляют материально-бытовую основу для организации зрительной и вербальной коммуникации, а  архитектурный комплекс в своей материализованной системе символов и знаков, включающий декоративное убранство, предметы обихода максимально создает резонансную атмосферу, позволяющую усилить восприятие вербальных текстов.

Способы когерентности в искусстве как конструирование синергийного эффекта косвенно рассмотрены в трудах П. Флоренского [6]. Философ изучает храмовое действо как синтез всех искусств и приемы создания резонанса, усиливающих через «катарсис» обрядово-вербальную коммуникацию личности с социумом. Согласно Аристотелевскому определению «катарсиса» как эффекта очищения и оздоровления души, а по сути - самоорганизации духовной системы, можно рассматривать этот феномен как синергию. В то же время закон синергии гласит, что любая сложная динамическая система стремится получить максимальный эффект за счет своей целостности; стремится максимально использовать возможности кооперирования для этого, что подтверждает наше предположение о необходимости конструирования в празднике резонансного коммуникативного пространства, в том числе и посредством языка искусства.

Так, Г. Хакен отмечал, что самоорганизующиеся системы (в физике) обретают присущие им структуры или функции без какого бы то ни было вмешательства человека (извне). Соответственно и без свободной воли и внутренней мотивации человека к изменениям в рамках своей культуры  никакого изменения как «катарсиса» - возобновления системы -  с ним не произойдет, а праздник останется только как модель-иллюзия перехода. В то же время произведение искусства способно благодаря новой «заразительной» технологии мотивировать человека к изменениям. На этом утверждении была основана классическая просветительская модель, берущая начало еще в Античности. На примере храмового комплекса Афинского Акрополя [3] можно выделить конструктивные элементы, создающие когерентность коммуникативных каналов, обеспечивающих согласованность действий участников торжества. А именно: последовательность прохождения сооружений в комплексе, как этапы символического перехода в иной хронотоп, согласование ритма движения процессии через изображение в скульптурной форме этой процессии на фризе-зофоре Парфенона, с использование эффекта теней на стене храма Эрехтейона. Дополнительные ритмические звуки и сакральные тексты, посвященные богам как моделирование совместного действа с богами – синергии. А также скульптурное изображение героев – социальных образцов для подражания, но с символикой «посвященности» в пространство мира богов, через согласованность математических пропорций, повторяемых в фигурах скульптурных изображений и по принципу подобия структурирующих Парфенон и весь храмовый комплекс в целом.

Комплекс произведений искусства, созданный для обеспечения праздничного коммуникативного пространства, может быть рассмотрен как модель управляемого бифуркационного перехода. Этот переход непосредственно связан с историческим событием как точкой бифуркации, повлекшей за собой позитивное преобразование культуры, что обеспечило ее целостность, жизнестойкость, жизненность, функциональность.

Коммуникативное пространство культуры, рассматриваемое как система, с точки зрения синергии, координирует процессы самоорганизации, поддержания, возникновения и распада системы, а поэтому, на наш взгляд, повседневная коммуникация может быть описана именно как неравновесное состояние системы, подверженная энтропии, способной в своей максимальной точке подъема разрушить её целостные основы. В силу этого праздничная коммуникация, снимая «напряжение энтропии», выполняет функцию «жизненного устойчивого ритма». А именно, праздничная коммуникация конструируется как управляемая точка бифуркации (бифуркация - от лат. bifurcatio – раздвоение, разветвление), обозначающая "скачок" в развитии или появление нового качества системы, с определенно долей вероятности  непредсказуемое), организуемая как личностное «откровения», в котором лидеры и субъекты коммуникативного пространства (элита общества) поддерживают или обновляют информационные каналы, обеспечивающие культуре потребную целостность и устойчивость замкнутой системе. (По мнению Маклюэна создание новых технологий, обеспечивающих передачу информации, человек сам  изменяется под их воздействием).

В ситуации нарастания энтропии повседневности и бифуркационного неконтролируемого [4] перехода создается иная культурная общность и происходит деконструкция картины мира. А события, повлекшие за собой глобальные изменения в культуре и сознании человека, моделируются как праздничные ритуалы и управляемые точки бифуркации, на основе которых создается новая картина мира и семиосфера культуры. Ослабление праздничных традиций в свою очередь приводит к появлению множества флуктуаций и случайных воздействий на систему извне. А потому модель повседневной коммуникации подвержена влиянию энтропии в большей степени [5].

Если исследовать динамику культурных изменений в истории, то можно наблюдать, что в ситуации нарастания энтропии, а именно потери устойчивых ценностей культуры и эффекта аномии, введение новых праздников позволяло восстановить целостность системы. В  том числе этому способствовало появление новых «заразительных» форм искусства, ориентирующих социум на культурные «вызовы», на новые ценности. Такой способ корреляции праздничной традиции использовался как вариант управления, при условии сохранения целостности системы. Здесь актуальны примеры новых праздников, основанных князем Владимиром, Петром I, советским государством. В то же время реформы праздничной культуры сопутствуют всем революционным преобразованиям в культуре. Таким образом, можно сказать, что праздник моделирует точку бифуркации, но как управляемую систему, создавая резонансную векторную направленность всех коммуникативных каналов, исключающих решающее воздействие случайных элементов. Благодаря этой модели возрастающая энтропия повседневности «снимается» в точке праздника, и происходит искомое восстановление целостности системы. Здесь можно согласиться с Гегелем в том, что в шедеврах произведений искусства, а также признанных идеалах идея находит адекватную для себя форму [1].

Таким образом, способы конструирования когерентности коммуникативного пространства для осуществления контролируемого бифуркационного перехода мы рассматриваем в произведениях искусства, созданных непосредственно для организации праздничного ритуального действия. Именно такое искусственно сформированное художественное коммуникативное пространство является своеобразной моделью праздничной коммуникации.

Литература

  1. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х т. Том 1. Под ред. М. Лифшица. - Москва: Издательство «Искусство», 1968.
  2. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры/ Пер. А. Юдина. - М.: «Ника-центр», 2001.
  3. Мостицкая Н.Д. Язык искусства как форма праздничной коммуникации (на примере архитектурного ансамбля Афинского Акрополя) // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура: научный и социокультурный журнал // М.: МГУ ПС (МИИТ), 2015. - Вып. № 2 (49). — 173 с. C. 97-106
  4. Мостицкая Н.Д. Праздник длиною в жизнь: Христоцентричный путь русского интеллигента (В.Ф. Войно-Ясенецкого – архиепископа и хирурга) (монография). - Краснояр. Пед. Ун-т им. В.П. Астафьева. -  Красноярск, 2010. – 200 с.
  5. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. - М.: Прогресс, 1986. - 432 с.
  6. Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств // Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. - М., 1996. С.199-215
  7. Хакен Г. Синергетика. – М.: Мир., 1980. 405 с.

References

  1. Gegel' G.V.F. EHstetika V 4-kh t. Tom 1. Pod red. M. Lifshitsa. - Moskva: Izdatel'stvo «Iskusstvo», 1968.
  2. Maklyuehn M. Galaktika Gutenberga. Sotvorenie cheloveka pechatnoj kul'tury / Per. А. YUdina. - M.: «Nika-tsentr», 2001.
  3. Mostitskaya N.D. YAzyk iskusstva kak forma prazdnichnoj kommunikatsii (na primere arkhitekturnogo ansamblya Аfinskogo Аkropolya) // POISK: Politika. Obshhestvovedenie. Iskusstvo. Sotsiologiya. Kul'tura: nauchnyj i sotsiokul'turnyj zhurnal // M.: MGU PS (MIIT), 2015. - Vyp. № 2 (49). — 173 s. S. 97-106
  4. Mostitskaya N.D. Prazdnik dlinoyu v zhizn': KHristotsentrichnyj put' russkogo intelligenta (V.F. Vojno-YAsenetskogo – arkhiepiskopa i khirurga) (monografiya). Krasnoyar. Ped. Un-t im. V.P. Аstaf'eva. - Krasnoyarsk, 2010. – 200 s.
  5. Prigozhin I., Stengers I. Poryadok iz khaosa: Novyj dialog cheloveka s prirodoj. - M.: Progress, 1986. - 432 s.
  6. Florenskij P.А. KHramovoe dejstvo kak sintez iskusstv // Florenskij P.А. Izbrannye trudy po iskusstvu - M., 1996. S.199-215
  7. KHaken G. Sinergetika – M.: Mir., 1980. 405 s