Pages Navigation Menu

ISSN 2227-6017 (ONLINE), ISSN 2303-9868 (PRINT), DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017
ПИ № ФС 77 - 51217

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.58.179

Скачать PDF ( ) Страницы: 118-121 Выпуск: № 04 (58) Часть 2 () Искать в Google Scholar
Цитировать

Цитировать

Электронная ссылка | Печатная ссылка

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
Комиссарова Е. В. КАЗАЧЬИ РЕЛИКВИИ В СОСТАВЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ КРАЕВЕДЧЕСКИХ МУЗЕЕВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ) / Е. В. Комиссарова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2017. — № 04 (58) Часть 2. — С. 118—121. — URL: http://research-journal.org/culture/kazachi-relikvii-v-sostave-regionalnogo-kulturnogo-naslediya-rossii-po-materialam-kraevedcheskix-muzeev-volgogradskoj-oblasti/ (дата обращения: 30.05.2017. ). doi: 10.23670/IRJ.2017.58.179
Комиссарова Е. В. КАЗАЧЬИ РЕЛИКВИИ В СОСТАВЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ КРАЕВЕДЧЕСКИХ МУЗЕЕВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ) / Е. В. Комиссарова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2017. — № 04 (58) Часть 2. — С. 118—121. doi: 10.23670/IRJ.2017.58.179

Импортировать


КАЗАЧЬИ РЕЛИКВИИ В СОСТАВЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ КРАЕВЕДЧЕСКИХ МУЗЕЕВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Комиссарова Е.В.

Кандидат исторических наук, Волгоградский государственный медицинский университет

КАЗАЧЬИ РЕЛИКВИИ В СОСТАВЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ КРАЕВЕДЧЕСКИХ МУЗЕЕВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация

Статья посвящена проблеме изучения и сохранения культурного наследия казачества. В многонациональной культуре Волгоградской области особенно ярко представлена самобытная материальная и духовная культура донского казачества. В бурных событиях социально-политической и военной истории региона южного порубежья России не многие из памятников традиционной культуры казаков, отраженной в реликвиях, регалиях, символах и знаках, сохранились до нашего времени. Тем ценнее для нас каждый памятник истории казачества, выявленный и сохраненный усилиями музейных работников и краеведов при активной поддержке энтузиастов из местного населения. Сохраняя реликвии и традиции казачества, региональные музеи выполняют миссию трансляции культурного наследия, сохранения социальной памяти и национальной идентичности. Исследование выполнено на основе анализа музейных собраний Волгоградского областного краеведческого музея и муниципальных музеев Волгоградской области. Публикация может найти практическое применение в работе музеев по научной атрибуции и интерпретации музейных предметов, а также в культурно-просветительной деятельности по пропаганде традиций российского казачества.

Ключевые слова: казаки, культурное наследие, краеведческий музей, Волгоградская область.

E.V. Komissarova

PhD in History, the Volgograd State Medical University

COSSACKS RELICS AS A PART OF RUSSIA’S REGIONAL CULTURAL HERITAGE (BASED ON LOCAL MUSEUMS MATERIALS IN VOLGOGRAD REGION)

Abstract

The article is devoted to the problem of studying and preserving the cultural heritage of the Cossacks. The Volgograd region is multinational; it is characterized by originality and unique culture of the Don Cossacks. Not many important Cossack sights, landmarks, relics, regalia, and symbols have been preserved after the turbulent events of the socio-political and military history of the southern Russian border region. This makes every monument that has survived till nowadays invaluable. Many of them have been preserved by the efforts of museum workers and local history researchers with the active support of the local enthusiasts. Keeping relics and traditions of the Cossacks period, regional museums fulfill the mission of transmitting cultural heritage and preserving national memory and identity. The research was carried out on the basis of museum collections of the Volgograd Regional Museum of Local History and municipal museums in the Volgograd Region. The publication has practical application in the work of museums related to scientific attribution and interpretation of museum items, as well as in cultural and educational activities aimed at promoting the traditions of the Russian Cossacks.

Keywords: Cossacks, cultural heritage, local history museums, Volgograd region.

В многонациональной культуре Волгоградской области особенно ярко проявляются традиции донских казаков. Самобытность материальной и духовной культуры российского казачества нашла отражение и в казачьих реликвиях, регалиях, символах и знаках. В бурных событиях социально-политической и военной истории южно-русского пограничного региона не многие из них сохранились для потомков, тем ценнее для нас каждый памятник истории казачества, выявленный и сохраненный усилиями музейных работников и краеведов при активной поддержке энтузиастов из местного населения.

Наиболее ранними памятниками истории казачества из собраний музеев Волгоградской области обладает Камышинский краеведческий музей – это натруска персидская XVII в., привезенная, по преданию, разинца­ми из похода 1667–1669 гг., лезвие топорика парадного с инкрустаци­ей XVII в., перчатка кольчужная. Украшением экспозиции Волгоградского областного краеведческого музея (ВОКМ) является памятная плита, установленная в честь основания станицы Кременской на Дону в XVI в. В музее хранятся образцы холодного и огнестрельного оружия XVIII в., согласно легенде, принадлежавшего соратникам К.А.Булавина и Е.И.Пугачева, – это кремневые гладкоствольные пистолеты, пушки и ядра, а также натруска-пороховница. Во второй половине XVIII в. вооружение казака состояло из сабли с портупеей, пики, карабина, пистолета и лядунки для патронов, которую носили на поясе [2, C. 130-132].

Многие предметы, бытовавшие в повседневной и воинской жизни донского мужского сообщества наделялись символическим значением. К началу ХХ в. ценнейшими реликвиями для казаков являлись пожалованные в разное время Войску Донскому царские и императорские грамоты и регалии, к которым относились войсковые регалии: герб Войска Донского, знамена станичные, полковые, войсковые, станичные бунчуки и войсковые клейноды – знаки атаманского достоинства: насека, бунчук, булава, пернач; а также регалии строевых частей, выставляемых Войском Донским – штандарт, знамя, серебряные трубы, знаки отличия на головные уборы и др. [3, C. 5-19].

Булава, пернач – деревянный стержень с металлической шишкой (яблоком) на верхнем конце, в древности служила оружием, но позднее стала употребляться как начальнический жезл, символ военной власти атамана [4, C. 91]. В ВОКМ имеется булава атамана станицы Соломенской XIX в.[10, № 29945]. К символам и атрибутам атаманской власти относится насека – посох с металлическим навершием. Первоначально она изготавливалась из толстой ветки и имела ножевые насечки, которыми отмечали годы пребывания атамана на должности. Впоследствии насека была заменена жезлом, верхний конец которого был облит свинцом, так что он имел вид булавы [6, C. 370]. Атаманская насека XIX в. с х. Пронин экспонируется в Серафимовичском музее. Во Фроловском музее хранится металлическое навершие с надписью «В.Д. ст. Арчадинской хутора Мироничева Атаман», датируемое серединой XIX – началом XX вв. [8].

В фондах ВОКМ хранятся первая гербовая войсковая печать, утвержденная Петром I в 1704 году [10, № 11771] и должностной знак «Станичный судья донского казачьего войска Федосеевской станицы» [10, № 11769].

Важное смысловое значение имел головной убор. Признаком обла­дания казаком юридического полноправия была шапка специального образца, первоначально «клобук со шлыком», папаха, а затем фуражка. На кру­ге казак был обязан быть в шапке, а не имеющие юридических прав казачества – с непокрытыми голо­вами. Шапку снимали во время молитвы, присяги и выступлений на кру­ге, голосовал казак тоже шапкой. В шапку зашивались образки. Потерять шапку казак мог только с головой, попытка сбить шапку с головы рассматривалась как оскорбление. В курене она лежала на почетном  месте, в доме вдовы – под иконой, символизируя защиту семьи богом и общиной [5].

Шашка, первоначально сабля, как символ полноты прав у казака, а также обладания им паевым земельным наделом, вручалась казаку стариками в 17 лет, без темляка (ремень, петля, шнур или кисть на эфесе холодного оружия). В 21 год, при отправке на службу, казак получал погоны, кокарду и темляк. Шашка хранилась в доме на видном месте и передавалась от деда к внуку, когда старик менял шашку на посох. Если в роду не оставалось наследников, переломленную пополам шашку хоронили вместе с покойным. Шашку и шапку казак мог потерять только вместе с голо­вой. На круге голосовали шашками [9]. По решению Круга казак мог быть лишен права ношения оружия на срок, следующим наказанием было исключение из станицы и казачества [3, C. 5-19]. Искусное владение оружием казаки доказали во многих военных походах. В музеях региона хранятся казачьи шашки XIX–XX вв., одна из них, принадлежавшая участнику Первой мировой войны Ф.Д.Ступину из станицы Бузулукской, находится в ВОКМ [10, № 21634]. Оружие участников Первой мировой и гражданской войн хранится в Волгоградском мемориально-историческом музее – филиале музея-заповедника «Сталинградская битва», бывшем Музее обороны Царицына, в его экспозиции представлена сабля, пожалованная в 1763 г. императрицей Екатериной II походному сотнику Донского войска Василию Путягину «за ево верныя службы». В 1918 г. сабля была взята как трофей красноармейцами, защищавшими Царицын.

Мужской казачий костюм формировался на протяжении столетий, к началу ХХ в. став форменной одеждой военно-служилого сословия, каждый элемент которой имел свою историю и значение. В музеях региона полных комплектов мужской казачьей одежды не сохранилось: в череде суровых военно-политических испытаний и тяжкого труда невозможно было сберечь повседневную одежду, тем более что в форме казака провожали в последний путь.

Элементом зимнего военного обмундирования являлся шерстяной башлык (от тюркского «головной», «во главе», «на голове») [4, C. 58],  способ его ношения сообщал о возрасте и занятиях казака: если концы завязаны на груди, – казак отслужил срочную службу, перекре­щенны на груди – следует по делу, заброшены за спи­ну – отдыхает). Башлыки из коллекции ВОКМ [10, № 22440, 21632], Фроловского и других музеев относятся к периоду Первой мировой войны, их носили и в годы гражданской войны.

Члены совета стари­ков сидели, опершись на посох – символ старости и мудрости. Посохами наделялись ходатаи по делам церковной общины, паломники. Поднятый посох означал призыв круга к молчанию, поднятая на посохе шапка – особо важное сообщение [3, C. 5-19]. Уникальным экспонатом ВОКМ является походный посох Петра I, врученный им жителям Царицына в 1722 г. во время возвращения из Персидского похода.

Историю донского казачества в экспозициях Иловлинского музея народной архитектуры и быта донских казаков, Урюпинского, Михайловского, Фроловского, Калачевского, Серафимовичского и других краеведческих музеев Волгоградской области отражают предметы военной атрибутики, обмундирования, домашнего быта, фотографии казаков. К наиболее интересным предметам военной службы донского казачества во Фроловском краеведческом музее относится кавалерийский горн казака х. Б.Лычак Раздорской станицы Г.И.Воловатова, участника Первой мировой и гражданской войн. В годы Великой Отечественной войны в пожилом возрасте он сражался в рядах Донской кавалерийской дивизии. Казачий полк  насчитывал более 600 человек, во время учений, маневров или боев, чтобы приказы командира были слышны всем, рядом с командиром постоянно находился горнист, который звуком горна оповещал дальние ряды казаков о команде [8].

Казак должен был являться на службу на коне и с оружием, оружие и обмундирование складывалось в сундук. Такие походные сундуки имеются в нескольких районных музеях области. Во Фроловском музее экспонируется деревянный, окованный жестью сундук с надписью на крышке: «Лейб-гвардии атаман Цесарского полка 3-й сотни казак Трифон Федорович Фомин, станица Сергиевская 1897 г., 15 августа» [8]. В Серафимовичском литературно-краеведческом музее хранится инкрустированный сундук, привезенный в 1870 г. казаком из похода.

О воинской доблести казаков свидетельствует коллекция фалеристики ВОКМ, в которую вошли награды Российской империи за участие в военных кампаниях XVIII–XX вв., а также ордена и медали СССР. Подвиги земляков были отмечены Крестами ордена св. Георгия четырех степеней н. ХХ в., а также медалями: «Победителю над пруссаками» XVIII в., «За взятие Парижа» 1814 г., «За персидскую войну» 1828 г., «За усмирение Венгрии и Трансильвании» 1849 г., «За покорение Чечни и Дагестана» 1859 г., «За покорение Западного Кавказа» 1864 г., «В память войны 1853-1856 гг.», «В память русско-турецкой войны 1877-1878 гг.», «За взятие штурмом Геок-Тепе» 1881 г., «За поход в Китай» 1901 г., «За поход в Среднюю Азию», «В память Русско-японской войны 1904-1905 гг.», «За отличный глазомер» н. ХХ в., «За храбрость» III-IV степеней 1914 г. [10, № №  1173, 1185, 4712, 4742, 9007].

О духовной жизни казаков рассказывают коллекции памятников христианской культуры в собраниях краеведческих и художественных музеев. Как православные христиане казаки почитали иконы. Наиболее распространенными в Волго-Донском регионе были образы Богоматери  (Оранта, Одигитрия, Умиление), Иисуса Христа, св. Георгия Победоносца,  св. Николая Чудотворца, св. Апостолов Петра и Павла, многосюжетные иконы с изображением двунадесятых праздников и другие. Святые Гурий,  Самон и Авив считались покровителями казачьего быта. В походах казака сопровождали складни и миниатюрные нагрудные иконы. В коллекции ВОКМ интерес представляют памятники мелкой меднолитой пластики:  кресты, иконы, трех- и четырехстворчатые складни, украшенные синей или многоцветной эмалью или без нее, датируемые XVIII–XIX веками, например, икона Божией Матери «Неопалимая купина» с голубой, синей и желтой эмалью.

В Чернышковском районном казачьем музее истории и этнографии представлены иконы старообрядческие, Покрова, православный деисусный чин, коллекция крестов нательных и наперсных, оружие XIX в.: пики казачьи (1838 г.), шашки, одежда. Иловлинский музей народной архитектуры и быта донских казаков представляет собой усадьбу казака конца XIX – начала ХХ вв.: курень, летняя кухня, мастерская, амбар и конюшня. Калачевский краеведческий музей (филиал ГУК «ВОКМ») располагает предметами этнографии, коллекцией холодного оружия конца XIX в.  Музей истории донских казаков Клетского муниципального района собрал этнографическую коллекцию одежды донских казаков; предметов народных промыслов и ремесел; памятников православной культуры, а также предметов, связанных с воинской службой – шашка, стремена, подковы. В Михайловском краеведческом музее хранятся  предметы казачьего быта – чекмень, зипун конца ХIX в., сабля периода Первой мировой войны, насека атамана хутора Чаплыженского конца XIX в., Георгиевский крест 1914 г.

В современной социокультурной ситуации ярко проявляется тенденция  возрождения нематериального культурного наследия, в том числе традиционной праздничной культуры [1, С. 306]. Казачьи праздники соединили почитание Богородицы и памятные даты истории казачества [7, С. 18-19].

Сохраняя реликвии и традиции казачества, региональные музеи при активной поддержке казачьих обществ выполняют миссию трансляции культурного наследия, сохранения социальной памяти и национальной идентичности.

Список литературы / References

  1. Галкова О. В. Культурное наследие Волгоградской области (структура и актуальные проблемы охраны памятников культуры) / О. В. Галкова, Е. В. Комисарова, И. А. Петрова, О. Н. Савицкая. – Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2013. –332 с.
  2. Денисова М. М., Портнов М. Э., Денисов Е. Н. Русское оружие. Краткий определитель русского боевого оружия XI–XIX веков / под ред. Г. А. Новицкого. – М.: Госкультпросветиздат, 1953. – 170 с.
  3. Иллюстрированная история казачества. Репринтное воспроизведение издания 1909 г. – Волгоград : Ведо, 1994. – 544 с.
  4. Казачий словарь-справочник – Т. I: Абрамов – Зябловский / Изд. А. И. Скрылов, Г. В. Губарев. Репринт. воспроизведение изд. 1966 г. Кливленд. Охайо. США.– М.: ТО «Созидание», 1992. – 286 с.
  5. Ростовский В. Ю. Символика военного мундира // Народно-художественная культура российского казачества как культурно-исторический феномен: проблемы, опыт, перспективы развития: материалы и статьи I Всероссийской научно-практической конференции. – Волгоград: Станица-2, 2006. – С. 32-36.
  6. Рыблова М. А. Донское братство: казачьи сообщества на Дону в XVI – первой трети XIX века: [монография] / М. А. Рыблова; ЮНЦ РАН, ВолГУ; науч. ред. А. Ю. Дворниченко. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. – 544 с.
  7. Рыблова М. А. Календарные праздники донских казаков / М. А. Рыблова; отв. ред. А. В. Венков. – Волгоград : Издатель, 2014. – 168 с.
  8. МКУК «Фроловский городской краеведческий музей» [Электронный ресурс]. – URL: http://muzei-85.ucoz.ru/index/o_muzee/0-7 (дата обращения 7.11.2016).
  9. История России и казачества [Электронный ресурс]. – URL: http://istoriyadona.ucoz.ru/publ/kazaki_prodolzhenie_2/1-1-0-4 (дата обращения 03.03.2017).
  10. ГБУК «Волгоградский областной краеведческий музей». Книга поступлений.

    Список литературы на английском языке / References in English

  1. Galkova O. V. Kul’turnoe nasledie Volgogradskoj oblasti (struktura i aktual’nye problemy ohrany pamjatnikov kul’tury) [Cultural heritage of the Volgograd province (structure and the vital problems of the protection of the monuments of the culture)] / O. V. Galkova, E. V. Komisarova, I. A. Petrova, O. N. Savickaja. – Volgograd: Izd-vo VolgGMU, 2013. – 332 p. [in Russian]
  2. Denisova M. M., Portnov M. Je., Denisov E. N. Russkoe oruzhie. Kratkij opredelitel’ russkogo boevogo oruzhija XI–XIX vekov [Russian weapon. Brief determinant of the Russian combat weapon XI–XIX of the centuries] / pod red. G. A. Novickogo [Edited by G.A.Novickij] – M.: Goskul’tprosvetizdat, 1953. – 170 p. [in Russian]
  3. Illjustrirovannaja istorija kazachestva [Illustrated history of Cossacks]. Reprintnoe vosproizvedenie izdanija [The reprint reproduction of publication] 1909 y. – Volgograd: Vedo, 1994. – 544 p. [in Russian]
  4. Kazachij slovar’-spravochnik [Cossack dictionary-handbook] – V. I: Abramov – Zjablovskij / Izd. A. I. Skrylov, G. V. Gubarev. Reprint. vosproizvedenie izd. [The reprint reproduction of publication] 1966 y. Klivlend. Ohajo. SShA. – M.: TO «Sozidanie», 1992. – 286 p. [in Russian]
  5. Rostovskij V. Ju. Simvolika voennogo mundira [Symbolism of the military uniform] // Narodno-hudozhestvennaja kul’tura rossijskogo kazachestva kak kul’turno-istoricheskij fenomen: problemy, opyt, perspektivy razvitija: materialy i stat’i I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [The People-artistic culture of Russian cossacks as the cultural-historical phenomenon: problem, experience, the prospect for the development: materials and the article of the I All-Russian practical-scientific conference]. – Volgograd: Stanica-2, 2006. – P. 32-36.
  6. Ryblova M. A. Donskoe bratstvo: kazach’i soobshhestva na Donu v XVI – pervoj treti XIX veka [Don brotherhood: Cossack associations on to Don in XVI – first third XIX of the century]: monografija [the monograph] / M. A. Ryblova; JuNC RAN, VolGU [SSС RAS, VolSU]; nauch. red. [the scientific editor] A. Ju. Dvornichenko. – Volgograd: Izd-vo VolGU, 2006. – 544 p. [in Russian]
  7. Ryblova M. A. Kalendarnye prazdniki donskih kazakov [Calendar holidays of the Don cossacks] / M. A. Ryblova; otv. red. [Chief editor] A. V. Venkov. – Volgograd: Izdatel’, 2014. – 168 p. [in Russian]
  8. MKUK «Frolovskij gorodskoj kraevedcheskij muzej» [Frolovo municipal museum of local lore] [Electronic resource]. – URL: http://muzei-85.ucoz.ru/index/o_muzee/0-7 (the date of the access 7.11.2016). [in Russian]
  9. History of Russia and Cossacks [Electronic resource]. – URL: http://istoriyadona.ucoz.ru/publ/kazaki_prodolzhenie_2/1-1-0-4 (the date of the access 03.03.2017). [in Russian]
  10. GBUK «Volgogradskij oblastnoj kraevedcheskij muzej» [Volgograd provincial museum of local lore]. Kniga postuplenij [Book of enterings]. [in Russian]

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.