ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ЭТИКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕОНТОЛОГИИ

Научная статья
Выпуск: № 5 (12), 2013
Опубликована:
08.06.2013
PDF

Воропаева Л.А.1, Протоиерей Михаил (Иванов) 2, Архимандрит Василий (Паскье)3, Игумен Тихон (Першев)4, Игнатьева А.В.5

1Доктор медицинских наук, заведующая кафедрой управления и экономики здравоохранения медицинского факультета ФГБОУ  ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова; 2кандидат богословских наук, ректор Чебоксарского Епархиального Православного Духовного Училища; 3наместник Чебоксарского Свято-Троицкого мужского монастыря

Чебоксарско-Чувашской епархии; 4преподаватель Чебоксарского Епархиального Православного Духовного училища; 5юрисконсульт БУ ЧР «Городская клиническая больница №1» МЗ и СР ЧР.

ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ЭТИКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ  СОВРЕМЕНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕОНТОЛОГИИ

Аннотация

Результаты исследования апробировались на научно-практической конференции «Влияние христианской этики на формирование современной медицинской деонтологии» (Городская клиническая больница №1, г. Чебоксары, 2013г.).

Ключевые слова: православно-богословское осмысление проблем биоэтики, современная медицинская деонтология, медико-этические стандарты.

Voropaeva L.A.1, Archpriest Mihail Ivanov2, Archimandrite Vasily (Pasquier)3, Hegumen Tikhon (Pershev)4, Ignatieva A.V. 5

1doctor of medical Sciences, head of the Department of health management and Economics, medical faculty, FSEI HPE «the Chuvash state University endowment. I.N. Ulyanova»; 2candidate of theological Sciences, rector of the Cheboksary The Diocesan Orthodox Theological College; 3vicar of the monastery of the Holy Trinity Чебоксарско-Chuvash eparchy; 4teacher Cheboksary Diocesan Orthodox theological College; 5counsel BU CR «City clinical hospital №1» of Ministry of health of the CR and SR.

THE INFLUENCE OF CHRISTIAN ETHICS O N MODERN DEONTHOLOGY

Abstract

Results of the study were tested at the scientific conference "Influence of Christian Ethics on the formation of modern medical ethics tion" (City Clinical Hospital № 1, Cheboksary, 2013.

Keywords: the Orthodox theological understanding of the problems of bioethics, medical ethics, medical and ethical standards.

Актуальность темы исследования определяется высокой степенью ее теоретической значимости как нового перспективного направления, ориентированного на решение целого комплекса этических проблем современной биомедицинской этики, в том числе:

  • этические проблемы, связанные с созданием новых биомедицинских технологий и их применением; малая изученность данных технологий, применение их вне рамок правового регулирования в современной медико-этической теории и практике на фоне возрастающего снижения этического сознания врачей, медицинских ученых, медицинского персонала (бездуховность, атеистическая ориентация современной медицины);
  • изменение на сегодняшний день основного направления традиционной медицины, некогда основанного на началах нравственности;
  •  нравственная девиация и коммерциализация современной медицины и биомедицинского знания;
  •  этические проблемы современных взаимоотношений врач-пациент;
  • обоснование необходимости формирования дисциплины биоэтики как области знаний, координирующей решение вышеуказанного комплекса этических проблем;
  • потеря, обесценивание достоинства личности человека (в частности, при использовании новых биомедицинских технологий) - необходимость на современном этапе вновь осветить данный вопрос с позиций Христианской антропологии, Христианской персонологии, Православного догматического и нравственного богословия; в этой связи обоснование необходимости развития биоэтики на началах христианской этики, формирования биоэтики как богословской науки.

Таким образом, ввиду нерешенности всего комплекса этических проблем видится необходимым сегодня, как никогда, формирование биоэтического знания на основах христианской этики. Данная наука призвана будет решать не только этические проблемы современной медицины, но и выступать в защиту сохранения достоинства человеческой личности (от момента зачатия и до смерти), а также возможности стяжания человеком, как богоподобной личности, истинного блага (и земного, и небесного), которое есть богообщение, наследие жизни вечной.

Степень научно-теоретической разработанности темы.

Общая картина влияния христианской этики на формирование современной медицинской деонтологии мало разработана и изучена. В рассматриваемых источниках литературы по данной тематике отмечаются лишь указания, - и это, главным образом, в зарубежных православных, католических и др. источниках литературы по биоэтике, - о необходимости формирования христиански ориентированной биоэтики, развития последней как богословской науки. Правда, есть и первые попытки отечественного православного осмысления данной проблемы (исследования проф. Силуяновой И.В. как ведущего на сегодняшний день специалиста в России в области биоэтики; свящ. В. Зелинского; старшего преподавателя курса биомедицинской этики Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета диакона Михаила Першина и др.), появление Государственного стандарта и программ по биомедицинской этике.

Цель и задачи исследования.

Целью данного исследования является показать и обосновать необходимость влияния христианской этики особенно сегодня, как никогда, на формирование современной медицинской деонтологии. Именно христианская этика является той «солью» (Мф. 5,13), тем «светом» (Мф. 5,14), которые единственно призваны «осолять»; «просвещать» общество, различные сферы его жизни и деятельности (от духовно-нравственного разложения, порчи, от духовной тьмы и неведения, порождающих массу проблем и даже бедствий), безусловно, «осолять», «просвещать» и медико-этическую сферу человеческих отношений.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих научно-исследовательских задач:

  1. показать необходимость именно христианства, христианской этики в решении сложившегося комплекса медико-этических проблем (то есть необходимость формирования медицинской деонтологии на началах именно христианской этики, а не началах философии или какой-нибудь философской системы);
  2. обосновать всю важность влияния христианской этики на формирование медицинской деонтологии особенно сегодня, как никогда, в век бурного роста новых, не имевших места ранее биомедицинских технологий, в условиях снижения этического самосознания медицинских ученых и практиков;

3) показать необходимость развития биоэтики, призванной заниматься решением вышеуказанных этических проблем, как Православной биоэтики и богословской науки, имеющей свои цели, задачи, научно-исследовательские методы и др. для скорого и плодотворного решения сложившегося на сегодняшний день комплекса этических проблем современной медицинской деонтологии.

Предмет, объект и хронологические рамки исследования.

Предметом настоящего исследования являются вопросы медицинской деонтологии, в частности, современной медицинской деонтологии.

Объектом данного исследования является изучение процессов влияния христианской этики на медицинскую деонтологию.

Хронологические параметры - от античных времен (античная медицина под влиянием религии) до сегодняшнего дня (современная биомедицина).

Методология исследования.

Для решения поставленных в работе исследовательских задач нами были применены следующие методы:

  1. описательно-дедуктивный метод - описывается та или иная ситуация в античности, библейской истории и истории Христианской Церкви и делается из этого определенный вывод;
  2. системно-аналитический метод - как христианское учение о благе влияет на этическую позицию врача;
  3. этико-богословский метод - здесь вскрываются богословский, догматический и этический смысл раскрываемого явления (нравственный закон, ценность, личность, благо и т.д.) в их применении к реалиям медицинской деонтологии.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе поставлены новые проблемы, на которые нет традиционных ответов в биомедицине и биомедицинской этике, например, репродуктивные технологии - совершенно новое направление в современной биомедицине, нет (или очень мало) выработанных медико-этических стандартов. Далее данные проблемы требуют этико-богословского осмысления для общего руководства в жизни Церкви.

Перспективное направление в развитии биоэтики:

  1. развитие ее на христианских началах;
  2. богословское направление развивающейся науки биоэтики;
  3. православно-богословское осмысление проблем биоэтики (Православная биоэтика). Ныне очевидно выявляется тенденция превращения биоэтики в важнейшую составную часть теоретической и практической христианской этики, составную часть Православного нравственного богословия.

Результаты  исследования:

  1. влияние христианской этики на формирование медицинской деонтологии имело непрерывную традицию с I по XXI век на протяжении всей истории христианской Церкви. Первоначально его выражением было формирование биомедицинской деонтологии; ныне, на современном этапе, оно проявляется в формировании науки биоэтики;
  2. это влияние придавало медицинской этике новые коэффициенты: более возвышало ее в нравственном плане, создавало прочный нравственный фундамент, а также теоретическую основу для служения медицинского;
  3. христианская этика, Церковь указала точные мировоззренческие и ценностные нравственные ориентиры, помогала и помогает созидать целостную картину мировосприятия, в том числе и в решении вопросов медицинской этики (что особенно ясно видно на примере житий святых врачей и других медицинских работников), ибо основана на божественном авторитете Откровения, на божественной воле;
  1. влияние христианской нравственности на современную медицинскую деонтологию находит свое выражение в появлении и развитии науки христиански ориентированной биоэтики (термин И.В. Силуяновой - от автор.), которая ввиду множества вопросов этического плана, порождаемых современным состоянием медицины, а также активным внедрением новых репродуктивных технологий, которые необходимо решать с позиций христианской антропологии и персонологии, должна формироваться как наука богословская;
  2. наконец, уникальное и исключительное  значение имеет формирование медицинской деонтологии на началах именно православной христианской  морали,   так  как  только  здесь, в  православии,   возможно исцеление «всего человека» (Ин. 7, 23), отчего, говоря о биоэтике, мы говорим о формировании Православной биоэтики.

Заключение. Научная новизна результатов исследования заключается в том, что, во-первых, в ней поставлены новые проблемы, на которые нет традиционных ответов в биомедицине и биомедицинской этике. Так, например, новые биомедицинские технологии - совершенно новое направление в биомедицине, которое с каждым годом растет и расширяется, причем нет или очень мало выработанных при этом медико-этических стандартов. Во-вторых, возникающие этические проблемы требуют богословского осмысления для общего руководства в жизни Церкви. Поэтому теоретическая значимость данного исследования определяется его высокой актуальностью и злободневностью и представляет собою новое перспективное направление, ориентированное на решение целого комплекса этических проблем современной биомедицинской этики, включая и богословское их осмысление на началах развивающейся ныне Православной богословской науки Православной биоэтики.

В данной исследовательской работе нами делается попытка охарактеризовать целостную картину состояния биоэтики на современном этапе.

Практическая ценность данной исследовательской работы обусловлена тем, что нами на основании проведенных изысканий  сделаны определенные аргументированные научно-исследовательские выводы, которые могут быть полезными в деле формирования богословской науки биоэтики, призванной решать тот комплекс этических проблем современной медицинской деонтологии, который сформировался и формируется в связи с особенным состоянием современной биомедицины. Отмечая уникальное и исключительное значение формирования данной науки на началах Православия, православно-христианской этики,  мы с позиций православной антропологии и персонологии, православного догматического и нравственного богословия предприняли попытку решения некоторых медико-этических проблем (в частности, что связано с применением новых биомедицинских технологий, проблемами абортов, эвтаназии, клонирования, некоторых видов трансплантации и др.), что может иметь определенную практическую  ценность для:

- работников и пациентов учреждений здравоохранения;

-  студентов и преподавателей медицинских вузов.

Безусловно, начатая нами тема исследования, - влияние христианской этики на формирование современной медицинской деонтологии, или Наука Православная биоэтика в ее развитии, - ввиду огромной ее теоретической и практической значимости должна развиваться, разрабатываться и далее, ибо мы стоим ныне лишь у истоков ее.

Список литературы

  • Протопресвитер Михаил Помазанский. Православное догматическое богословие. Новосибирск: Благовест,1993-240с.

  • Игумнов Платон, архимандрит. Православное нравственное богословие. Свято- Троицкая Сергиева Лавра, 1994. - 240 с.

  • Андреев И.М., проф. Православно-христианское нравственное богословие (Краткое конспективное изложение лекций, читанных в Св.-Троицкой Духовной Семинарии). - N.Y., Jordanville, Holly Trinity Monastery: Тип. прп. Иова Почаевского, 1966. - 48с.

  • Леонтий Византийский. Сборник исследований. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 2006. - 673 с.

  • Брек И. Священный дар жизни (пер. с англ.), 2004, Москва – «Паломник», 398 с.

  • Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета на церковнославянском языке с параллельными местами. — Репр. изд. — М.: Российское Библейское общество, 2001. - 1371 с.

  • Православная энциклопедия. – Т. III. – М., 2001.

  • Православная энциклопедия. – Т. V. – М., 2002.

  • Православная энциклопедия Т. IX. М., 2002.

  • Силуянова И. Этика врачевания. Современная медицина и Православие. // Издание Московского Подворья СвятоТроицкой Сергиевой Лавры. М. - 2001. - 319 с.

  • Трохачев С.Ю. Врачебная этика и религиозная мораль: этапы истории // Православная Церковь и современная медицина / Под. ред. С. Филимонова. – СПб.: Общество святителя Василия Великого, 2000. – С. 22-43.

  • Элио Сгречча, Виктор Тамбоне. Биоэтика. // Пер. с итал. Учебник. М.: Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея. - 2002. - С. 413

  • Силуянова И. В. Антропология болезни. – М.: Изд-во Сретенск. монастыря, 2007. – 304 с.

  • Гаврюшин, Н. К. Русская религиозная антропология / Сост., общ. ред., предисл. и прим. Н. К. Гаврюшина. — М.: Московский духовный фонд, Московская духовная академия, 1997. (Серия: «Сокровищница русской религиозно-философской мысли»).

  • Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. М.: Издательство политической литературы, 1983. С. 326.

  • Н. Солодов. На пути к схоластике. // «Встреча». Студенческий православный журнал. «Зачем науке Церковь?» СвятоТроице Сергиева Лавра, Академия. Отпечатано в ХПП «Софрино» РПЦ. №3 (21), 2005.

  • Кульба А. Война с болью. Пальчева А. Чужое сердце. Пальчева А. Пересадка. Силуянова И. Вас не спросят. Статьи прот. Д. Смирнова и прот. А. Шатова.//«Нескучный сад». Журнал о православной жизни. №2, март.

  • Интенет-конференция по проблемам биоэтики // «Православная Москва», №22 нояб. 2007.

  • Православный врач, №6 2003 г. (ежемесячная православная медицинская газета при храме Воскресения Христова, г. Чебоксары. Издается по благословению Варнавы митрополита Чебоксарского и Чувашского).