КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ИЛИ «ЛАВКА СТАРЬЕВЩИКА?»

Научная статья
Выпуск: № 5 (12), 2013
Опубликована:
08.06.2013
PDF

Резник И. И.

Соискатель, Омский государственный университет путей сообщения

КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ИЛИ «ЛАВКА СТАРЬЕВЩИКА?»

Аннотация

В статье рассмотрена возрастающая роль музеев, в которых происходит социально-философское осмысление настоящего, прошлого и возможных прогнозов будущего. Опираясь на свойство вещи, как основы музейных экспозиций, быть носителем и трансляционным каналом информации, музей поддерживает высокий уровень нравственности в обществе путём  приобщения к истории и культуре своих предков, давая возможность посетителю ориентироваться в историческом и культурном пространстве.

Ключевые слова: музей, культура, искусство, поколение, предмет, нравственность.

Reznik I. I.

Applicant, Omsk State transport University

CULTURAL ENVIRONMENT or "JUNK SHOP?"

 Abstract

The article deals with the growing role of museums in which the socio-philosophical understanding of present, past and future projections. Building on the things like the foundations of museum displays, the carrier and the transmission channel, the Museum maintains a high level of morality in the society by introducing them to the history and culture of their ancestors, giving the possibility to the visitor to navigate in the historical and cultural space.

Key words: museum, art, culture, generation, subject matter, morality.

Любая вещь, предметы техники, быта, произведения искусства являются результатом только человеческой деятельности, предполагающей осознанность совершаемых действий. По мысли М. С. Кагана, в истории развития человечества «биологическое существование становилось одновременно социальным, благодаря неизвестному природе виду активности – человеческой деятельности. В результате деятельность человека породила новую – четвёртую – форму бытия – культуру» [4, 40].  

В музее, где за счёт снятия непосредственной утилитарности предмета, из условия практической деятельности культурная среда превращается в новый, дополнительный источник развития, человек получает возможность ориентироваться в историческом и культурном пространстве, подобно тому, как благодаря  различным каналам современной информации, он может ориентироваться в окружающем мире. Творения человеческих рук, как составляющие процесса накопления и передачи общечеловеческого опыта от поколения к поколению, становятся основными факторами развития культуры. Уже на заре своей истории человечество собирало и стремилось сохранить предметы, представляющие интерес с познавательной или эстетической точки зрения, имеющие сакральную, престижную и эмоциональную значимость. Уникальные, вечные по ценности предметы искусства не стареют, они обращены к душе человека. Предметы техники, напротив, тиражированы и целыми видами и поколениями вымирают, «отрицаясь совершенством более нового…. Человек сотворил и сотворяет технику для освоения природы обитания и в результате вписал в природную среду рукотворное дополнение, которое таит в себе угрозу, если нравственность человека будет отставать от его могущества» [3, 4]. По своей сути, техника нейтральна, её использование зависит от духовности, нравственности человека, являющейся одним из самых важных и существенных факторов жизни и развития общества и всего исторического прогресса. Нравственность, отличающаяся добровольностью и самодеятельностью согласования чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, является, по Канту, некоторой ощущаемой зависимостью частной воли от общей. Поэтому очень важно для человека-творца, создающего предметы, вещи, технику, произведения искусства неукоснительно соблюдать каузальный (согласно Канту), безусловный закон нравственности – предписание делать добро и не делать зла.  Не осознав себя существом общественным, не сформулировав для себя нравственные предписания, то есть не связав себя с историей и культурой, человек не сможет обрести способность различать добро и зло.

В музее определённым образом организованные предметные результаты человеческой деятельности, составляя основу музейного пространства, создают особую культурную среду, характеризующую особенности функционирования культуры в меняющейся исторической обстановке. По меткому и образному выражению М. Барга  «без нравственного идеала не может быть культуры – лишь цивилизация. Без нравственного идеала не может быть истории – лишь хронологическая таблица. Без нравственного идеала не может быть музея – только лавка старьевщика» [1, 27].  Сегодня, как никогда прежде, обращённость музея к подлинному предмету, возможность его созерцания и получения новых знаний и положительных эмоций, призвана противостоять негативным явлениям, сопровождающимся утратой «чувства подлинности», снижением и извращением способности к эстетическому восприятию. При этом вещи способны выступать в качестве посредников в общении с отдалёнными во времени и пространстве культурами. Посетители, а также люди, которые стоят «по ту сторону» музейных предметов, обладают особым взглядом на вещи, и на пересечении этих взглядов рождается многоликое, наполненное смыслами музейное собрание. Таким образом, став специфическим средством извлечения информации, содержащейся в овеществлённых формах прошлой и современной культуры, музей вместе с тем остаётся одним из важных средств культурной рефлексии, формирования самосознания как нравственной основы общества, так как в нравственности, по мысли В. С. Библера, «мы … самодетерминируем всеобщую (всеобщезначимую) мораль как свой собственный выбор, решение» [2, 40].  

В настоящее время, как никогда, насущно необходимыми становятся новые попытки дать ответ на предельно нравственные вопросы: о смысле явления человека в мир, о высшей цели его существования и деятельности. В этой  специфической ситуации возрастает роль музеев, в которых более, чем в каком-либо другом учреждении культуры, происходит социально-философское осмысление настоящего, прошлого и возможных прогнозов будущего. Опираясь на свойство вещи быть носителем и трансляционным каналом информации, музей сам превращается в особым образом организованный механизм этой трансляции, поддерживая высокий уровень нравственности в обществе путём  приобщения к истории и культуре своих предков, пропаганды подлинной культуры. М. С. Каган, сформировавший представление о музее как о специфической информационной системе, органично включённой в систему культуры, писал: «…культура движется не по кругу, а по спирали, постепенно и всё более быстро расширяя своё царство, а значит, играя всё большую и большую роль в жизни человека» [4, с. 316]. Развитие «культурной спирали» в государстве в большой степени зависит от отношения к ней руководящих структур, поэтому крайне необходимо, чтобы люди, приходящие во власть, были образованными, воспитанными в высоконравственных семьях, где бы традиции воспитания и способность к творчеству передавались от поколения к поколению – тогда  власть будет понимать, что она обязана поддерживать развитие учреждений культуры, в том числе музеев, не забывая о том, что именно в музейных экспозициях будущие поколения найдут отражение её деятельности.  Академик Д. С. Лихачёв писал: «…каждый может сделать что-то доброе в жизни и оставить по себе добрую память. Хранить добрую память о других – это оставлять добрую память о себе» [5, с. 544] Думается, что эти слова должны проникать в умы представителей  власти  глубже, чем  в умы  обычных посетителей музеев.

Эмоциональное восприятие посетителем музейных собраний, его опыт, мировоззрение, другими словами, процессы взаимодействия, происходящие в музее, отражают разнообразные процессы, происходящие в современном обществе, выделяя роль музея в формировании личности, тем более, что значительная часть необходимой для этого информации передается, по мнению многих музееведов, только через предметно-вещные формы культуры. Таким образом, музей во всех его составляющих становится посредником между природой и обществом, обществом и его культурой, индивидом и обществом, формирует многомерность восприятия действительности, направляет человека в сторону нравственности в системе ценностных ориентаций.

Список литературы

  • Барг М. А. Эпохи и идеи. М. : Мысль. 1987. – 354 с.

  • Библер В. С. Культура. Диалог культур (Опыт определения) // Вопросы философии. М.,1989. №6. – С. 39–44.

  • Глан И. В. Этот исчезающий вещный мир. – М. : Знание. 1990. – 192 с.

  • Каган, М. С. Философия культуры. Спб. : Петрополис, 1996. – 416 с.

  • Лихачёв Д. С. Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет. Л.: Сов. Писатель. 1989. – 608 с.