ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Научная статья
Выпуск: № 4 (11), 2013
Опубликована:
08.05.2013
PDF

Гиль А.Ю.

Кандидат философских наук, старший преподаватель, Национальный исследовательский Томский государственный университет

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация

В статье представлен философский анализ современных исследований культуры информационного общества. Выделены и проанализированы основные характерные черты присущие культуре информационного общества.

Ключевые слова: глобализация, глобальное сообщество, плюрализм, коммуникация, информационные технологии, ценность знаний.

Gil A.U.

Candidate of philosophical Sciences, the senior lecturer, National Research Tomsk state University

CHARACTERISTIC FEATURES OF FORMATION OF INFORMATION SOCIETY

Abstract

The article presents the philosophical analysis of modern research of culture of the information society. Identified and analyzed the basic characteristic features inherent in the culture of the information society.

Keywords: globalization, global community, pluralism, communication, informational technologies, the value of knowledge.

 «Во все большей степени, – отмечал Э. Тоффлер, – люди осознают, что вокруг нас формируется новая культура. И дело не только в компьютерах, это  новые установки по отношению к труду, полу, нации, досугу, авторитетам и так далее» [1]. С. Лэш, в своих исследованиях перехода общества от дискурсивного метода осмысления к образному [2] выделяет особенности, характерные для традиционной культуры: приоритет слов над образами; внимание к форме; рационалистический взгляд на культуру; приоритет смыслового значения культурных текстов; приоритет сознательного над подсознательным; дистанцированность объекта культуры от зрителя. Для развивающейся в настоящее время культуры он использует другие характерные особенности: приоритет визуального над словесным; отказ от следования установленным формам; введение смысловых значений, взятых из повседневной жизни; отказ от приоритета рационализма и дидактизма в культуре; отказ от приоритета смысла в культуре; приоритет подсознательного над национальным; приоритет воздействия погружения зрителя; выявление в культурном продукте потребительских качеств, вызывающих желание его приобрести.

Основные черты нарождающейся культуры в информационном обществе - образность, демассифицированность, виртуальность, плюрализм, децентрализация, фрагментарность. Эти черты стали присущи культуре потому, что основным объектом деятельности человека стало такое бестелесное, виртуальное понятие, как "информация", которое, тем не менее, ведет к вполне осязаемым и реальным человеческим действиям. Разнообразие информационных потоков ведет к плюрализму, как возможности равноправного сосуществования разных направлений. Это равноправное сосуществование порождает принцип децентрализации, возможности менять центры притяжения и создавать предельную подвижность взаимосвязей и взаимозависимостей [3]. Появляются тенденции к так называемому "стиранию граней" между когда-то противоположными сущностями. Так, стираются не только грани, разделяющие классы, расы, нации и государства, не только границы между реальным и виртуальным, но и меняются специфические модели половой принадлежности: и это проявляется не только в повсеместной эмансипации, но и вообще в новом отношении к сексуальной идентификации, ведь не случайно "унисекс" как стиль поведения и самовыражения стал популярен в последнее время. С первого взгляда, может показаться, что "стирание граней" противоречит фрагментации, что эти две направленности противоположны по своему духу и взаимоисключают друг друга. Фрагментация предполагает прочерчивание новых граней, но, при образовании новых происходит стирание старых, в основном искусственных границ [4], таким образом, речь идет лишь о другом способе организации действительности, не накладывающем на реальность сетку из бинарных оппозиций, таких как истина/ложь, вещь/знак, субъект/объект, мужчина/женщина, норма/отклонение и т.п. Конечно, здесь возникает ряд проблем, связанных с потерей самости, растворением в обезличенном пространстве и т.п., но так или иначе, мир информационного общества более не является разделенным на антагонистические пары – это мир, представляющий скорее мозаику, коллаж с бесконечным набором цветов, граней и форм. Стирание граней, многообразие форм и процессов проявляется не только в реальном мире, но особо актуализируется и проявляется в виртуальности. Многие исследователи современных культурных преобразований относятся с опасением к виртуализации произведений искусства, но по мнению Мануэля Кастельса [5],  культурная реальность всегда была виртуальна, т.к. она переживалась через символы. Все реальности передаются через символы, поэтому в некотором смысле вся реальность воспринимается виртуально. В этом смысле новые средства коммуникации – лишь новый ресурс для культуры, характеристиками которого является всеобъемлемость, разнообразие. И эти ресурсы способны включить в себя все многообразие человеческого опыта, т.к. позволяют  охватить все формы выражения. Сейчас происходит процесс интеграции культуры в эту сферу, включение ее имеет огромное значение для социальных форм и процессов. С одной стороны, власть традиционных институтов ослабляется: мораль, авторитет, традиционные ценности, политическая идеология. Использование новых технологий вносит инновационное значение в развитие традиционных институтов (например, электронные проповеди), т.к. интерактивные сети более эффективная форма воздействия, чем воздействие отдаленного харизматичного авторитета.

Культура должна использовать эти новые возможности для своего саморазвития. В противном же случае старые культурные образцы могут быть оттеснены на периферию культурной жизни. Материальный фундамент новой культуры - пространство потоков и вневременное время [6]. Это культура виртуальной реальности, где выдуманный мир - выдумка в процессе своего создания. Культуру не следует рассматривать как совокупность ценностей и верований, связанных с конкретным обществом. Глобальная информационная экономика возникает в разных культурных контекстах. Мультимедиа охватывают в сфере культуры большинство видов культурного выражения во всем их разнообразии, где  все проявления соединяются. При этом они строят новую виртуальную среду, они делают виртуальность нашей реальностью. Символическое пространство, сформированное благодаря сетевым технологиям, формирует общий для всех язык гипертекста. Он становится общим для всех средством коммуникации, обеспечивая всех общими культурными кодами. При этом среда виртуальной реальности становится средой для творческого самовыражения каждого человека. В результате теоретики информационного общества прогнозируют создание новой интеллектуальной среды на основе компьютерного интеллекта [7]. До этого периода общество не пользовалось в полной мере своим воображением и интеллектом, виртуальная реальность предоставит такую возможность. Новый образ жизни в значительной степени обусловлен доминированием теоретического знания, что неизбежно бросает вызов культурной тенденции, которая становится все более противоречивой и антиинституциональной. Отсутствие прочно укоренных моральных устоев - самый яркий вызов, бросаемый новому обществу. Интернет становится средой развития виртуальных сообществ, альтернативных реальному обществу. Активность индивидов, осуществляющих коммуникации через Интернет, их силы и время переориентируются с взаимодействия с реальными друзьями, родственниками, коллегами, соседями на коммуникации своего виртуального Я со столь же виртуальными партнерами [8. С. 34]. Общение через Интернет привлекает обезличенностью, а еще более – возможностью трансформировать и конструировать свою виртуальную личность.

Характерными чертами новой культуры информационного общества является ее антиинституционализм и антиномичность [9]. При этом речь не идет об электронной деревне как о некотором унифицированном электронном пространстве культуры. Наоборот, это культурное пространство очень диверсифицировано, имеет свои специфические сегменты и аудитории. Символическое пространство, сформированное и структурированное как подвижный и диверсифицированный гипертекст, являет собою культуру "реальной виртуальности". Именно из этого гипертекста социум черпает символы и знаки, которые участвуют в нашем современном мышлении. Способ мышления, появление новых символов порождает новые ценности, которые можно структурировать в границах оппозиции: материалистические – постматериалистические ценности.

Переход от материалистических к постматериалистическим ценностям представляет собой наиболее значимые социальные изменения последней трети 20 века, этот процесс не может в рамках постиндустриальных стран изменить свое направление [10]. Перемены, произошедшие в последние десятилетия в экономической, технической, социально-политической сферах обусловили серьезные сдвиги в культурных основах современного общества. «Деятели культуры должны понять, что в современном мире культурные товары должны быть технически опосредованы не только потому, что в только так можно экономически окупить затраты, но и потому, что технологическое фиксирование культурного продукта способствует дальнейшему культурному развитию. Появление культурной индустрии помогает поддерживать статус деятеля культуры более успешно, чем в предыдущие эпохи. Создается постоянная потребность в культурных товарах. Несмотря на конкуренцию, она растет, и, как это ни парадоксально,  артист в современном технологическом мире имеет значительно высокий статус, чем в традиционном буржуазном обществе» [11]. Среди старших членов общества по-прежнему широко распространены традиционные ценности и нормы, тогда как группы молодежи все больше становятся привержены новым ориентациям. По мере того, как новое поколение взрослеет и постепенно вытесняет старое, происходит и трансформация мировоззрения, превалирующая в обществе. Изменения в образе мышления сопоставимы с изменениями в языке, как формы выражения внутренней духовной деятельности человека. Появляется новая терминология (в частности в индустрии игровых электронных игр), которой легко оперирует современная молодежь, кроме того, старые слова приобретают новые значения. Современные информационные технологии дают новые определения базовым понятиям, таким как знание и истина. Изменяются представления о самой реальности, которая принимает новое выражение. Современные тенденции развития общественного сознания определяют внутреннее состояние человека, его представления о мире, ценностях. И хотя перемены в сфере культуры являются реакцией на развитие социально-экономической, политической и технической среды, они сами, в свою очередь, формируют эту последнюю. Переход от материалистических к постматериалистическим ценностям повлечет за собой изменения в обществе и культуре. Таковыми, например, могут стать новые  политические проблемы, что в свою очередь, станет импульсом для развития новых политических движений. Этот процесс ведет к расколу новых традиционных партий и появлению новых, меняя при этом сами критерии, которыми пользуется человек при оценке субъективного восприятия того, что он считает благосостоянием (и социальным признанием).  Переосмысляются религиозные ориентации, представления о роли полов, сексуальные и культурные нормы западного общества. При этом исследователи информационного общества полагают, что нельзя относить материальные факторы к средствам вытеснения одухотворенного подхода к жизни. Так, Р. Иглегарт [12] считает, что причиной тому являются совсем другие показатели, и в долгосрочной перспективе переход к постиндустриальному строю вновь выведет духовные ценности на первый план. Большинство людей уже не живет в механистической среде, а задействовано в сфере услуг, акцентировано на коммуникации и на обработке информации, а в качестве важнейшей продукции выступают инновации и знания. Это должно благоприятствовать вытеснению механического мировоззрения новым миропониманием, в рамках которого во главу угла будет возведено понятие цели и смысла человеческого существования. Хотя постиндустриальное общество не является возвращением к аграрному, тем не менее, вероятно воссоздание традиционной религии, рост внимания к духовным ценностям и обращение к своему внутреннему миру. В этой связи новый тип общества сам порождает новый тип личности, где человек постиндустриального общества – преобразователь, активные действия которого направлены на  изменение и дополнение не только общества, но, прежде всего, самого себя [13]. Основным ресурсом личности становятся информация и знания. Влияние множественных информационных потоков меняет способность человека перерабатывать и структурировать информационный ряд в зависимости от целевой направленности. «Новый образный строй отвергает, прежде всего, классификацию, частично потому, что он не подпадает под старые индустриальные категории, а частично потому, что он формируется в виде пакетной информации несвязанной, непостоянной, логически не сформированной. Подавленные тем, что они называют сумасшедшим домом отраженной (виртуальной) культуры, люди индустриальной эры чувствуют ярость против средств массовой информации. Поколение культуры третьей волны, наоборот, прекрасно себя чувствует среди всей этой бомбардировки сигналами: девяностосекундный клип новостей, прерванный тридцатисекундной рекламой, фрагмент песни или поэзии, заголовок, карикатура, коллаж, компьютерная распечатка. Ненасытные читатели рекламных объявлений и специальных журналов, они поглощают огромное количество информации в короткие сроки, но также успевают следить за тенденциями, которые позволяют организовать все эти виртуальные образы в нечто целое. Они выстраивают данные в стандартные категории и рамки, учатся выстраивать свои собственные пути из всего этого мерцающего материала, несущегося к ним из электронных СМИ. Вместо простого получения нашей ментальной модели реальности мы вынуждены изобретать ее вновь и вновь. Это достаточно тяжело, но ведет к большей индивидуальности, демассификации личности и культуры» [7]. Человек использует знания для наиболее эффективного применения имеющейся информации в целях получения необходимых результатов, что позволяет открывать новые формы  управления и принимать нестандартные решения проблемных ситуаций. Освободившийся от необходимости постоянного поиска средств для удовлетворения насущных потребностей, человек получает возможность приобщения ко всему многообразию ценностей, накопленных цивилизацией. Но это не означает немедленного и автоматического использования им открывающихся возможностей, и уж тем более - быстрого становления новой иерархии ценностных ориентиров в масштабах общественного целого.

Иной стороной формирования новой мотивационной системы и в определенной степени ее основой становится возрастающий уровень образованности современного человека [14]. В зрелом постиндустриальном обществе залогом получения высоких доходов является не просто качество профессиональной подготовки, а такой уровень образования, который значительно выше характерного на тот или иной момент для большинства граждан, составляющих совокупную рабочую силу.

Именно интеллектуальные способности человека и его образованность в значительной степени определяют в постиндустриальном обществе уровень его доходов и социальный статус. Слой высокообразованных людей составляет наиболее состоятельную страту постиндустриального общества и способен к устойчивому воспроизводству. Умение работать с базами данных, объем и качество освоенной информации, способность производить новое знание становятся сегодня столь же важным источником социального признания и столь же необходимым условием включенности человека в состав доминирующих социальных групп, каким была в условиях индустриального общества собственность на средства производства и другие материальные блага. При этом, в свою очередь, современный образованный человек стремится войти в новый господствующий класс не столько ради повышения благосостояния, сколько с целью приобщения к более интересной и насыщенной жизни.

Анализ основных особенностей процесса формирования и развития информационного общества позволяет дать общее представление о характере изменений в культуре.  Плюрализм, фрагментарность, анстиинституциализм, антиномичность, формируют концепцию современной культуры. Принципы плюрализма и фрагментарности предполагают создание нового способа организации действительности, где с одной стороны стираются грани, разделяющие классы, расы, нации, государства, появляются новые классы информационного общества и с другой, действительность актуализируется в виртуальной реальности, где культурные доминанты могут предстать в многообразии форм и процессов. Освоение новых информационных технологий позволяет создать новое символическое пространство, благодаря чему в культуре появляются новые символы и знаки, которые участвуют в становлении современного мышления и мировоззрения, что в свою очередь проявляется в создании новых языковых форм и появлении новых ценностей. Появляется новый тип личности, основным ресурсом которой становятся информация и знания. Ценность знаний в информационном обществе порождает новую мотивационную систему, что способствует становлению системы непрерывного образования и возрастающему уровню образованности современного человека.

Список литературы

  • Тоффлер А. Раса, власть и культура // Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986. – 286 с.

  • Lash S., Urry J. The end of organized capitalism. – Cambridge: Polity press, 1987. – 383 p.

  • Панарин А. С. Политология. – М. : Проспект, 1997. – 246 с.

  • Бауман З. Мыслить социологически / З.Бауман. – М. : Аспект-Пресс, 1996.

  • Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. – М. : Blackwell, 2000. – 506 с.

  • Кастельс М. Материалы для исследовательской теории сетевого общества. [Электронный ресурс] / пер. с англ. Ю.А. Кимелев, Н.А. Полякова. – Электрон. дан. – Б. м., 2009. – URL: http://christsocio.info/content/view/142/ .

  • Тоффлер А. Третья волна : пер.с англ. / А. Тоффлер. – М. : Издательство АСТ, 2004. – 781с.

  • Иванов Д. В. Виртуализация общества / Д. В. Иванов. – СПб. : Петербургское Востоковедение, 2000.

  • Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования : пер. с англ. / Д. Белл. – М. : Academia, 1999.

  • Инглегарт Р. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе // Новая постиндустриальная волна на Западе. – М., 1999.

  • Girard A. Cultural industries: a handicap or a new opportunity for cultural development? // Cultural industries:a challenge for the future of culture. – P.UNESCO, 1982.

  • Инглегарт Р. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе // Новая постиндустриальная волна на Западе. – М., 1999. – 247 с.

  • Дракер П. «Посткапиталистическое общество» // Новая постиндустриальная волна на Западе : антология. – М., 1999. – С. 67–90.

  • Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденция развития. URL: http://www.culturalmanagement.ru/books/209