ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ В СЕЛЕ АБДАЛ-ГЮЛАБЛЫ АГДАМСКОГО РАЙОНА
ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ В СЕЛЕ АБДАЛ-ГЮЛАБЛЫ АГДАМСКОГО РАЙОНА
Аннотация
Азербайджан – страна, богатая историческими архитектурными памятниками. Уникальные исторические памятники в Апшеронской, Ширванской, Карабахской, Шеки-Загатальской, Гянджинской зонах являются доказательством того, что эти места были древними поселениями человека. Наряду с отличиями школ в архитектуре мемориальных и культовых, а также дворцовых сооружений Карабаха имели место сходства с той общею сущностью, которая заключена в идейности данных сооружений. Территория Агдамского района (Карабах) считается одним из древнейших населенных пунктов Южного Кавказа. В статье представлена информация об истории и строении 3 архитектурных памятников (Мечети сел Абдал и Гюлаблы, а также хамам Гюлаблы), расположенных на территории Агдамского административного района Карабаха, а также о состоянии памятников после Карабахской войны и предложения и рекомендации по их восстановлению.
1. Введение
Карабах – один из обширных регионов Закавказского нагорья, расположенный на территории юго-запада Азербайджана. Являясь средоточием высокоразвитого ремесла и торговли, Карабах был одним из важных экономических и культурных центров страны, где высокими достижениями славились литература, искусство, архитектура. История Карабаха своими корнями уходит в глубокую древность. Район этот является одним из древнейших очагов цивилизации. Есть основание полагать, что он вместе со Средиземноморьем и Северной Африкой входит в зону прародины человечества .
Следует отметить, что в Карабахе вместе с другими видами искусства продолжала развиваться архитектура, выполнявшая широкий круг заказов различных социальных групп феодального общества. Среди произведений зодчества того времени выделяются дворцовые и жилые здания, церкви и мечети, мавзолеи и каpаван-саpаи, оборонительные сооружения и арочные мосты, а также и другие постройки, столь необходимые в повседневной жизни населения Карабаха. Многие памятники исторической архитектуры, созданные руками талантливых зодчих и художников, декорировались орнаментом, резьбой и полихромными росписями, традиционными для народного искусства. Историографы карабахского ханства приводят большой список целого ряда памятников строительного искусства, которые были разновременно сооружены на обширной территории ханских владений .
Архитектура Карабаха исламского периода продолжала оставаться традиционной и не утрачивала своей самобытности. Менялась только ее внешняя форма, обогащенная архитектурными традициями стран мусульманского мира, которая была творчески переработана и носила местный характер, сохраняя черты, обусловленные особенностями общественного развития азербайджанского народа, а также по уровню своих достижений не уступала зодчеству народов сопредельных государств .
Наряду с отличиями школ в архитектуре мемориальных и культовых, а также дворцовых сооружений Карабаха имели место сходства с той общею сущностью, которая заключена в идейности данных сооружений. Это объясняется тем, что зодчий мусульманин считал обязательным наличие, как в мемориальных, так и культовых сооружениях, определенных архитектурных и декоративных элементов и соблюдения исламских канонов в проектировании.
2. Основная часть
Культовые сооружения Карабахского региона ХIХ века представлены исключительно творчеством Кербалаи Сефи-хан Карабаги (1817-1910 гг.), который начал свою деятельность еще в 1860 г. в г.Барда .
Благодаря творчеству зодчего Карабаги, регион получил единый тип мечетей с присущей только им организацией внутреннего пространства – рядом каменных колонн и опирающихся на них стрельчатых арок, купольными перекрытиями, членениями и строгостью декоративного убранства. Ясная конструктивная система определяла тектонику внутреннего пространства мечетей. Почти все джума и квартальные мечети Шуши, Агдама, Физули и др. построены при непосредственном участии зодчего Карабаги. Эти сооружения вошли активными элементами в структуру города и повлияли на архитектурно-художественную композицию застройки этих городов. Его творчество не ограничивалось территорией Карабаха, а вышло далеко за пределы Азербайджана. О популярности этого карабахского зодчего свидетельствует мечеть Карабаглылар, т.е. карабахская, в Ашхабаде, построенная им 1880 годы, и татарская мечеть (1870 г.) в Одессе .
Агдамский район является одним из крупных административных центров Карабаха, богатых историческими памятниками разных эпох. Здесь материальные и нематериальные памятники наследия, отличающиеся своей самобытностью, вошли в историю под именем Ходжалы-Гедабекской культуры. Архитектурно-археологические исследования в Карабахе на поселениях Иланлытепе, Чалагантепе, Кямильтепе (Агдамский район) позволили выявить стратиграфированные культурные слои, которые привели к существенному обогащению источниковедческой базы изучения энеолитической культуры в Азербайджане , . Данные поселения свидетельствуют о высоком мастерстве, с каким древний зодчий-строитель возводил свои сооружения. Таким образом, каменные ящики и курганы, относящиеся к эпохе поздней бронзы и железа (VIII-VII век до н.е.), а также остатки древних городищ, дают основание считать территории Ходжалинского и Агдамского районов одним из древнейших населенных пунктов Южного Кавказа.
Согласно списку памятников, утвержденному Постановлением № 132 Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 2 августа 2001 года, на территории Карабаха сохранились 1 памятник мирового (мавзолей Гутлу Муса оглы в Хачин Дарбедли), более 30 памятников республиканского значения, включая замки, мечети, церкви и гражданские постройки, многочисленные археологические памятники – кладбища, городища, курганы и др. . Каждая деревня, каждый памятник здесь рассказывает о богатой истории и архитектурных традициях этого края.
Следует отметить, что до сих пор не только на памятниках села Абдал-Гюлаблы, но и в других памятниках Агдамского района, не проводились с архитектурной точки зрения систематические обширные исследовательские работы. Поэтому представленные в статье материалы, являясь первой исследовательской работой после периода оккупации, характеризуют актуальность темы.
Методологический подход, использованный в теме статьи, основан на сравнительном анализе и систематическом изучении материалов, собранных в различных библиографических, отчетных, полевых исследованиях и интернет-ресурсах.
Рисунок 1 - Село Гюлаблы
Примечание: генплан Шушинского уезда, 1903
Рисунок 2 - Село Абдал-Гюлаблы
Рисунок 3 - Мечеть и баня в селе Гюлаблы
Научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории им.Деде Горгуда Бакинского государственного университета, доцент Альмара Набиева пишет об этом селе: Баня и мечеть, расположенные в «сельском квартале», являются древними историческими памятниками этого поселения. Благодаря особому подземному планированию бани, а также за счет нагревания речных камней, существовала система подогрева, позволявшая быстро нагревать воду. Эта баня была построена со вкусом, а крыша была дополнена куполом. В купальной комнате были общие и индивидуальные умывальники. Квадратной формы проходы под каменным полом бани пересекались друг с другом создавая некий лабиринт, что усиливало горение печи. Поэтому вода быстро нагревалась, а горячий пар образовывался за счет нагревания черных речных камней. Посреди общей комнаты есть большой бассейн и фонтан. До 1900 года эта баня освещалась свечами, а вода нагревалась небольшим количеством дров. «В 1990-1991 годах были восстановлены сельская мечеть и баня, в баню подведена вода из родника «Назлы булаг». Он не был введен в действие, потому что начались последние известные события...» .
С целью изучения памятников села в 1991 году группа студентов архитектурного факультета Азербайджанского Архитектурно-Строительного Университета организовала экспедицию в город Ходжалы и село Абдал-Гюлаблы. При этом важной задачей экспедиции был выбор места и начало для строительства родника в городе Ходжалы с целью увековечения памяти студента университета Фуада Бабаева – первого шехида 20 января. Нурмамедов Мухаммад, участвовавший в экспедиции, в то время составил проект родника и согласовал его реализацию с местными жителями и строительной организацией. В то время Ходжалы был окружении в силу событий тех лет.
В связи с тем, что наземные пути были закрыты, связь с городом Ходжалы была только при помощи вертолета. Вертолет летел из города Агдам. Прождав два дня в Агдамском штабе обороны, участники экспедиции, наконец, смогли вылететь в Ходжалы с разрешения военного руководства .
Рисунок 4 - План бани в с. Гюлаблы
Примечание: 1991 г
Рисунок 5 - Баня XIX века Хан Баба с аналогичной планировкой
Рисунок 6 - Баня в селе Гюлаблы после оккупации
В селах Абдал и Гюлаблы были отдельные мечети. Мечеть Гюлаблы после оккупации дошла до наших дней в полуразрушенном виде, а мечеть Абдала находится в относительно удовлетворительном состоянии.
2.2. Мечеть Абдал
Мечеть села Абдал была построена в 1878-1879 гг. по проекту архитектора Сефихана Карабаги. Об этом говорится в надписи у входа в мечеть. Мечеть имеет 9 куполов и является более крупным памятником по сравнению с мечетью Гюлаблы. Интерьер мечети Абдала аналогичен интерьеру других исторических мечетей Карабаха – мечетей Юхары Говхар ага и Ашагы Говхар ага в Шуше, Джума мечеть Агдама, автором которых является Кербелайи Сафихан Карабаги. Только мечеть Абдала не имеет двойных минаретов. Это сходство особенно заметно в арках, на которые садятся купола. В 1991 году, согласно отчету об исследовательской работе экспедиционного отряда, квадратное в плане мечеть с.Абдал, как и другие работы Кербалаи Сафихана, относится к типологической группе однозальных мечетей (рис.8). В отличие от Агдамской и Шушинской мечетей, здание имеет внутри две колонны, а входной фасад не имеет балкона. Входная часть мечети в плане двухэтажная, причем считается, что второй этаж предназначен для женщин, как и в мечети села Гияслы Агдама.
Рисунок 7 - Мечеть в селе Абдал
Рисунок 8 - Мехраб и каменные надписи интерьера мечети с. Абдал
В 1990-1991 гг. жители села Гюлаблы решили восстановить мечеть и баню. После того, как баня была восстановлена, туда стали набирать воду из родника Назлы Булаг. На момент завершения ремонтно-строительных работ памятника село Гюлаблы как и вся территория Карабаха, была оккупирована. Как и у многих памятников, дальнейшая судьба бани и мечетей с. Абдал-Гюлаблы оказалась печальной.
2.3. Мечеть Гюлаблы
Рисунок 9 - Состояние мечети после освобождения села
Рисунок 10 - План аналогичной Мечети Сафихана Карабаги в Шуше
3. Результаты
Полученные материалы и современное состояние исследованных в рамках исследования памятников дают основание отметить следующие выводы и предложения:
- Одной из предстоящих задач является постановка вопроса перед соответствующими органами о государственной регистрации мечетей и бани, расположенных в селах Гюлаблы и Абдал Агдамского района. Важными задачами следует считать анализ современного состояния освобожденных от оккупации памятников и проведение замеров.
- Последний мониторинг памятников показывает, что купольное покрытие мечети Гюлаблы полностью разрушено. В парадной части бани полностью разрушена конструкция кровли построенных позднее помещений и двухэтажной комнаты отдыха, а стены частично сохранились. Хотя состояние мечети Абдала относительно удовлетворительное, в конструкции кровли и внутри здания имеются серьезные деформации и эрозии.
- Предлагается восстановить указанные памятники и использовать их в соответствии с их прежним назначением. Это было бы полезно как для будущих жителей села, так и создало бы условия для активной жизни памятников.
- Учитывая природно-географическое положение и возможности села Абдал-Гюлаблы, восстановление знаменитого санатория «Гюлаблы», существовавшего в этом селе в советское время, будет важным фактором не только в хозяйственной жизни села, но и во всем регионе. С этой точки зрения предлагается использовать широкие возможности этого села для развития зон лечебного, ознакомительного и этнографического туризма. Наряду с реставрационными и строительными работами было бы целесообразно разработать новые туристические маршруты.
- Генеральный план села должен лечь в основу всех строительных и реставрационных работ, которые будут проводиться на территории села Абдал-Гюлаблы. Генеральный план должен быть составлен на основе регионального плана развития района и Карабаха в целом. Важнейшим вопросом генерального плана села является защита культурного наследия и окружающей среды, и в то же время продуманное и научное использование различных элементов этого наследия может иметь большое значение для культурного развития и популяризации села.
4. Заключение
В целом, возвращение в Карабах имеет для нас, архитекторов, как и для каждого гражданина Азербайджана, большое символическое и духовное значение. От нас, архитекторов, требуется активная и творческая деятельность для возрождения и развития этой ценнейшей земли, занимающей незаменимое место в истории и культуре Азербайджана. Все проекты и проводимые реставрационные работы должны соответствовать современным требованиям времени, уходить корнями в традиции, формировавшиеся веками.