СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРИЕМОВ ЦИФРОВОЙ ДИДАКТИКИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.138.3
Выпуск: № 12 (138), 2023
Предложена:
22.10.2023
Принята:
06.12.2023
Опубликована:
18.12.2023
801
23
XML
PDF

Аннотация

Дидактика является важным инструментом организации образовательного процесса, который ориентирован на теоретические положения образования, в котором важно качество принципов и средств обучения. Сегодня цифровые технологии развиваются в парадигме технологий четвертой промышленно-технической революции, это определяет направления развития цифровой дидактики во всех сферах профессионального образования и обучения. Все участники процесса обучения имеют возможность пользоваться средствами информационно-коммуникационной структуры современного образовательного процесса. Сама среда обучения в силу современной, наглядной цифровой дидактики способствует развитию способностей обучающихся, их самореализации, профессиональной адаптации к социализации. Также это позволяет эффективно достигать образовательных целей, качественного педагогического взаимодействия, развивать кооперацию интеллектуального и творческого сотрудничества в ходе образовательного процесса. Цифровая дидактика помогает педагогам переключать внимание с содержания на саму учебную деятельность и опыт обучаемых. Педагог, создавая увлекательную историю, интеллектуальное задание дифференцирует их на основе концептуальных основ, процедурных метод.

Цель данной статьи – раскрыть специфику организации учебного процесса в организациях образованиях при использовании приемов цифровой дидактики. Методы: анализ литературы, обобщение, сопоставление. Выводы: обобщены основные теоретические положения, лежащие в основе цифровизации, систематизированы методы и приемы активизации интереса обучаемых, такие как геймификация, квесты, МООС и онлайн платформы обучения.

1. Введение

В Концепции развития высшего образования и науки в Республике Казахстан на 2023-2029 годы большое внимание уделяется цифровой трансформации учебного процесса современного вуза и созданию образовательных обучающих платформ на основе геймификации и персонализации

. В силу того, что современное знание накапливается и распространяется быстро, а подготовка качественных профессиональных специалистов в образовании, владеющих современными цифровыми технологиями отстаёт по времени и по уровню своевременной адаптации образовательных программ, есть проблема наполнения образовательных программ «балластом» увеличенного массива учебного материала, вместо понимания важности создания такого образовательного продукта, в котором целевое направление – создание оптимального индивидуального набора знаний, определение основных реперных точек режима дискретизации и структурной картины направлений трансляции знания, усиление упора на индивидуальный набор знаний. Мировое образовательное сообщество понимает, что установка на новую парадигму образования с учетом использования цифровых технологий в конечном итоге определит скорость развития высокоразвитого современного экономического общества по принципу «обучение на протяжении всей жизни» («lifelonglearning»).

Сегодня в любой отрасли хозяйства, сфере жизни, областях деятельности человека информационные, инновационные технологии определяют успешность и эффективность развития, функционирования, конкурентноспособности. Это определяет принципы кадрового подхода и индивидуальных устремлений сотрудников заниматься систематическим повышением собственной квалификации. Сегодня нельзя ограничиться тем мизером, который был усвоен специалистом в стенах вуза, университета и той практики, которая была получена на местах применения знаний. Эти вопросы касаются гибкости поиска необходимых решений для самореализации и развития, совершенствовании современного качественного профессионального образования, в котором необходимо применять цифровые инновационные технологии.

2. Основные результаты

Первостепенным становится проблема формирования цифровой образовательной среды, которую в свою очередь необходимо развивать, модернизировать, формировать на основе информационно-коммуникационной инфраструктуры образовательной организации, то есть, речь идет об обеспеченности организации образования материально-техническим ресурсом: информационно-коммуникационными системами, программно-аппаратными средствами, сетями связи, квалифицированным персоналом, которые включены в интерактивные процессы взаимодействия всех участников образовательного процесса. Так как возникла необходимость специализации организации учебной деятельности по условиям и возможностям использования цифровой среды, потребовалось развитие отдельной отрасли педагогики – цифровой дидактики.

Цифровая дидактика – это отдельная отрасль педагогики, которая основана на использовании цифровой образовательной среды, изучает особенности и возможности организации для обеспечения этих процессов, определяет способы использования и виды цифровых средств в педагогическом процессе, определяет современные подходы в создании педагогической концепции профессионального образования и обучения

. Например, программа, которая разработана под научной редакцией В.И. Блинова определяет следующие основные средства цифровой дидактики:

- персонализированный образовательный процесс;

- цифровые педагогические технологии;

- метацифровые образовательные комплексы

.

Сегодня ИИ и технологические возможности его использования представляют широкую область использования, которые касаются различных сфер жизнедеятельности, в том числе образования, профессионального образования. Перечень таких возможностей стремительно расширяется, меняется вариативность предложений: разнообразие игровых предложений, распознавание текста, зрительных образов, перевод текстов, видео, создание точного продукта в экспертных схемах, идентификационных вопросах.

Из того, что наиболее популярно, активно внедряется и используется в образовании на основе возможностей систем искусственного интеллекта:

1) чат-бот – автоматизированная программа интерактивного взаимодействия в виде виртуального собеседника с пользователем в режиме онлайн, в качестве коммуникационных средств могут использоваться разные формы: текст, голос, изображение, в зависимости от настроек чат-бота и предпочтений пользователя;

2) цифровые дидактические системы – обучающие системы с мгновенной обратной связью, в которых в ходе учебного процесса у обучающихся развивается скорость реакции работы его собственного интеллекта, включенность в учебный процесс, который, на основе использования автоматического метода мгновенного распознавания образов, текстов, обуславливает автоматизацию процессов оценивания образовательных результатов;

3) формирование необходимых информационно-консультационных схем с целью эффективного использования различных ресурсов цифровой образовательной среды;

4) геймификация – использование технологий игротехники по созданию учебных игровых ситуаций для наглядности, включенности и повышению мотивации обучающихся

.

Современный век полностью формируется информационной средой, развиваются новые инновационные технологии, меняется и видоизменяется не только форма, содержание, но и понимание того, что, же такое дидактика, какова ее роль, цель, задачи, предмет в современном образовании, это требует новых подходов в области дидактики. Так, известен своими работами и подходом к дидактике М.А. Чошанов.

Его подходы основаны не только на предметно-содержательной части, но и на концептуальных основаниях того, что новый подход должен быть связан с эвристичностью подходов в понимании роли всех ключевых фигур, которые обозначают трансформацию предметной области, направленности и качеству осваиваемых знаний, умений, деятельности.

В качестве основного подхода ученый избирает важность структуры дидактического треугольника: ученик (обучаемый студент), учитель, содержание. Его подход исходит из того, что важно определить путь эвристической трансформации, технологию, форму, метод. Так, чтобы получить дидактический тетраэдр, добавляется четвертая реперная точка – вершина, то есть технология, которая в дальнейшем определяет среду, метод, способ, вид в опосредовании отношений дидактического треугольника (ученик-учитель-содержание) (рис. 1)

.

 Дидактический тетраэдр М.А. Чошанова

Рисунок 1 - Дидактический тетраэдр М.А. Чошанова

Рассматривая геометрию построения тетраэдра видно, что сам дидактический тетраэдр является единым целым, а каждую из его граней можно рассматривать как систему определенных отношений, основание его построено на трех целостных автономных системах: учитель-ученик-содержание, объединенных общим полем взаимодействия. В плоскости грани учитель-содержание-технология сосредоточено взаимодействие внутри источника (вершины – технологии) сущности содержания и индивидуальности ученика таким образом, что «технологии, содержание, ученик» участвуют в процессе обучения («е-обучения»). Это же подходит к пониманию структуры самоорганизованного обучения в виртуальном пространстве (в качестве урезанной версии основной модели).

Так педагог в результате взаимодействия может исполнять роль наставника или консультанта в системе е-образования. В обществах современная века назрела насущная проблема подготовки учителя, педагога нового типа, который понимает смысл цифровой среды, цифровой дидактики, цифровых коммуникаций. Здесь потребуются усилия разных профессий, так как в цифровой эпохе учителю отведена роль не только педагога, но и владение компетенциями в области цифровой дидактики и проективным мышлением, ему придется брать на себя ответственность инженера-проектировщика, как при создании сложных конструкций архитектурных сооружений.

Понимая задачи современного учителя, владеющего технологиями информационной дидактики и понимающего ее суть, М.А. Чошанов предлагает объединить важность науки, инженерии и искусство обучения в единое направление информационной дидактики, то есть, он дает такое определение современной дидактике, которая построена на решении триединой задачи образования в образовательном процессе: развитии научного мировоззрения, инженерно-проективных способностей и умения обучаться

. Это концептуальное переосмысление роли традиционной дидактики в цифровую эпоху, вектор ее развития и совершенствования, т.е. новая дидактика в технологиях е-обучения называется е-дидактикой.

Виртуализация информационного пространства и огромное количество пользователей в нем обуславливают необходимость создания дистанционной (виртуальной) педагогики и психологии, которые будут определять специфику такой образовательной деятельности и взаимодействие учеников и педагогов в условиях использования мультимедийных, телекоммуникационных и других электронных средств обучения. Это направление развивает член-корреспондент РАН А.В Хуторской, предлагая ее в рамках развития современной дидактики

. Как показали обстоятельства последних нескольких лет, есть высокая потребность в дистанционном образовании, обучении, которое построено на применении современных средств телекоммуникаций, медийных систем, применение которых ускоряют и улучшают качество образовательных проектов, образовательного продукта, обеспечивая внутреннее приращение субъектов образования.

В приоритете стратегии современного образования выступает такое направление как геймификация образования. Геймификация (игрофикация – от англ. game – игра) обозначает внесение игрового подхода в неигровые процессы

. Геймификацию часто рассматривается как возможность повышения мотивации учащихся, которая является определяющим и доминирующим фактором в учебной деятельности
. А.Н. Токжигитова обращает внимание на правильный подбор программного обеспечения в соответствии с основными психологическими потребностями обучаемых
.

Особую популярность во всем мире набирают игротехники – квесты, которые могут быть различного уровня сложности, формы, вида, обеспечивая включенность человека в реалити-действие, которое требует от него определенных знаний, сообразительности, изобретательности, активизации и мобилизации различных интеллектуальных и психоэмоциональных ресурсов организма. По этому поводу следует обратиться к исследованиям М.В. Кларина

. Он рассматривает вопросы взаимосвязи цифровой дидактики и геймификации. Логика взаимосвязи дидактических игр, в их простейшем варианте – первые шаги игр, геймификации, которые создают пространство игры, особую среду познания окружающей реальности и мира с опорой на средства цифровизации.

Основой геймификации служит сценарий-история, которая является основой игры, а мини-сценарии развиваются в квестах (от англ. quest – приключение). Виртуализация информационно-компьютерной среды позволяет виртуальное сознание и воображение человека обогатить «голографическим», объемным видением условий задачи и ее решения, включает у человека инженерно-проективные подходы решений, вырабатывает собственную модель действий в квесте. И, главное, сокращается время и форма получения информации и ее «опробывание» в действии. Квест построен по принципу возможности незамедлительного участия участника квеста, на этом принципе основана подача информации в квесте. Квест в режиме «здесь-и-сейчас» позволяет организовывать и использовать пространство для игры, включать интерактивность в процессах «учитель-содержание-ученик», в рамках предлагаемого сценария и задач. Достоинством квестов и игр является принцип соревновательности. Постоянная конкуренция (индивидуальная или групповая) в компьютерных играх, действует как двигатель игровой дисциплины и может служить дополнительным источником учебной мотивации

Интерактивное взаимодействие, знакомство игроков (учащихся) с сюжетом квеста призвано решать следующие задачи

:

1) предоставить игрокам (учащимся) ресурсы, инструментарий для участия в квесте (информация, инструменты, объекты), от этого зависит успех в игре;

2) предоставить ученикам опыт к раскрытию способности использовать атрибутивность в игре, получать игровой опыт, возможность решения задач определенного уровня сложности, который регистрируется игровыми баллами на соответствующем игровом уровне, в каждый момент игры;

3) поощрять развитие сотрудничества и стратегии сотрудничества благодаря генерированию новых квестов, что предполагает совместные действия многих пользователей.

На сегодняшний день есть много компьютерных обучающих программ, использующих принцип геймификации, есть массовые открытые онлайн-курсы (МООС)

.

Сегодня есть огромное количество компьютерных игр, игр развивающих, обещающих, с развитием программного обеспечения становится возможным решение многих задач в различных областях жизнедеятельности, профессиональных навыков, умений, мастерства. Особенно возросло качество таких обучающих программ в возможностях интерактивного участия обучающихся, познанию и закреплению изучаемого материала, обретения новых знаний, расширение кругозора, эрудиции, интеллекта. Кроме того, изменились художественно-дизайнерские решения графики, видео, аудио изображений, текстовых сообщений и т.д.

Примеры: компьютерная имитационная игра в русском варианте «Руководитель проекта», (была разработана в начале 90-х гг. В США), применяется в тренинговых курсах для менеджеров более 20 стран. Компьютерная имитационная игра «Бизнес-симулятор SimulTrain» создана в Швейцарии в начале 2000-х гг., ежегодно обновляется – вплоть до текущего времени. Вариант игры для менеджеров имеет 7 разнообразных сюжетных версий, Игра используется в пятидесяти странах, применяется на различных ступенях образования. В последнее время это направление по реализации образовательных игровых практик используют интернет-платформы.

Все чаще зрительные образы, интерактивное участие используются в процессах развития модели обучения как игры. В детском возрасте ребенок быстро запоминает многие сведения и знания в силу легкости формы усвоения этих знаний, получая опыт ассоциативно-практического познании в игре. Такая форма эффективна для получения, усвоения и закрепления различных знаний, полезна тем, что развивает творческие, интеллектуальные способности, развивает самопознание человека, это дает опыт накопления важных сведений о мире, природе, жизни, формирует ценностные ориентации. Сфера применения модели – от начальной до высшей школы, систем повышения квалификации, это всё неотъемлемая часть непрерывного образования, необходимые ступени.

Исследования и прогнозы разработчиков форсайт-проекта «Образование-2030» говорят о том, что назрела необходимость и есть большая потребность в подготовке к новой профессиональной деятельности педагогов онлайн и офлайн образовательных сервисов. Причем, их профессионализм и компетенции должны позволять им работать в динамике применения новых информационных дидактических материалов, а сами они должны быть готовы к интерактивности в информационно-коммуникационной среде такой образовательной системы, и способны на самостоятельную проективную деятельность.

Современный мир в нарастающих условиях требований работы в высокотехнологичной среде ставит перед педагогами более сложные задачи, которые потребуют понимания инженерных основ современного мира, которое формируется в процессе обучения. В наши дни символическая и реальная ценность новых знаний, креативность, индивидуальность, умение применять знания, умение находить самостоятельные решения, уходя от практики шаблонов, подражания, копировании, послушания – главная ценность в образовании и в подготовке педагогов нового уровня. И это диктуется самой жизнью и необходимостью решения вопросов развития общества в его настоящих и будущих перспективах развития.

Вопрос состоит не полном отказе от прежней дидактики, а в изменении системного подхода к пониманию того, что такое дидактика в современном мире, в котором информационные технологии неизбежно будут влиять на общественные процессы, жизнедеятельность человека и, соответственно, подготовку подрастающего поколения, образование. Вызовы и требования времени определяют необходимость новых подходов в разработке современной информационной дидактики. На наших глазах рождается новое время, новое пространство, новая дидактика новой школы, образования. Так, сравнительную характеристику принципов дидактики можно рассмотреть на табл. 1

.

Таблица 1 - Сравнительная характеристика принципов дидактики

Принципы классической дидактики

Принципы цифровой дидактики

− сознательность и активности;

− наглядность и абстрактность;

− научность и доступность;

− систематичность и преемственность;

− связь с жизнью и соединение обучения с трудом;

− учёт возрастных и индивидуальных особенностей (природосообразность и возрастосообразность);

− культуросообразность.

− модульность, структуризация содержания образования на обособленные элементы;

− динамичность осознанной перспективы;

− разносторонность методического консультирования паритетности;

− унификация открытости и вариативность;

− самостоятельность, интерактивность.

Составными элементами цифровой дидактики являются: АРМУ – автоматизированное рабочее место учителя, включающее компьютер, медиапроектор, интерактивную доску, выход в интернет сопрягается с созданием сайтов школ, а это требует в свою очередь управления этими процессами; использование Интернета, которое обусловило принципиальные изменения в современной дидактике

.

Без личностного индивидуального развития педагогов, образовательной системы, системы обучения и интерактивного коммунициирования «учитель-содержание-ученик» в рамках парадигмы всестороннего развития каждой из сторон, граней, плоскостей дидактического треугольника, информационные технологии останутся отягощающей дидактикой, которая способна множить сущности областей познания вне способности их применять в созидательной практике человеколюбия, разума, творчества, интеллекта, на пользу развития человека и общества. Без умения иметь способность навигации, без понимания задачей и целей образования и важности педагогического знания развиваются опасные возможности создания прецедента неразумного отношения к информационным технологиям и использованию их во вред человеку, обществу.

Важно, меняя подход в обучении, не менять принцип педагогического подхода, развивать инновационные подходы в школе, на основе ответственности и включенности в задачи развития новой школы на основе современной дидактики, которая имеет огромные положительные преимущества в скорости, качестве и уровне возможностей профессионального образования, которые посильны человеку высоких компетенций, интеллекта, ценностных ориентаций, гуманного отношения к жизни, природе, окружающему миру, то есть, формула «учитель-содержание-ученик» получает особое значение и звучание в современных условиях развития информационных технологий и возможностей информационных коммуникаций, о чем должен понимать каждый участник образовательного процесса, стремиться получать полезные, необходимые, профессиональные знания и образовательные практики благодаря новым информационным технологиям.

Таким образом, технологии, уровень развитии науки, информационных технологий обусловили новую научно-техническую революцию, которая означает усиление всех сфер деятельности человека, включая и то, что любой человек может получить «интеллектуальный гаджет» для личного пользования во много раз усложнили задачу отечественной педагогики и требования к профессионализму и компетенциям учителя. Переход XX в XXI век ознаменовался появлением новых концепций развития, образования, появлением новых требований к образовательным стандартам и возможностям их совершенствования и изменения. Это требует усовершенствования материально-технической базы организаций образования, роста благосостояния человека и общества, развитие экономики и жизнедеятельности. Также это требует новых подходов в образовании, новых подходов к организации информационно-коммуникативного пространства и системе коммуникаций «учитель-содержание-ученик» и в этой связи, педагогу потребуется карт-бланш в получении возможностей для использования средств обучения и их адаптации к условиям профильной предметной подготовки.

3. Заключение

Построение цифровой дидактики – важная задача, которая потребует новых концептуальных решений во всех областях использования и применения цифровой дидактики. Это связано и иными формами и подходами в подготовке педагогов новой образовательной системы, выработке у них важности персоналистического подхода, с учетом индивидуальности, личности ученика. Это очень сложные процессы по развитию и формированию в учениках необходимых компетенций в условиях насыщения информационного пространства новыми информационно-коммуникационными средствами и появлением новой галактики смыслов в условиях виртуализации этого пространства с огромными возможностями масштабирования различных форм, образов, видов, предметов, явлений, субъект-объектой связи и включенности в это пространство человека и его окружения, в условиях новых факторов влияния на психику, эмоции, общее состояние человека, с учетом того, что ИИ и информационные технологии – объекты нематериально-сущностного мира, которые продуцируются как самим человеком, так и сложной системой информационно-коммуникационных технологий.

Важно понимать и то, что новые образовательные технологии, усиленные метацифровыми образовательными комплексами, способны помогать развивать и усиливать компетенции и профессионализм как в уже известных областях знаний, компетенций, профессиональных возможностях, так и развивать новые компетенции. Насколько хватит человеку разума, сознания, гуманистического начала пустить новые открытия и достижения в науке и технике на пользу развития человека и разумного общества – вопрос выбора и жизненных ценностей на индивидуальном уровне и на уровне общества, как с вопросом атомной энергии: во благо или во зло.

Метрика статьи

Просмотров:801
Скачиваний:23
Просмотры
Всего:
Просмотров:801