НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СЕМАНТИКИ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.53.126
Выпуск: № 11 (53), 2016
Опубликована:
2016/11/18
PDF

Саунин К.С.

Педагог-психолог,

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 97»

НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СЕМАНТИКИ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация

В данной статье мы подвергли рассмотрению нравственный аспект формирования и развития личности в контексте семантики христианских ценностей. Автор, подчеркивая необходимость развития нравственного самосознания человека в настоящее время в современном обществе, в соответствии со сформулированной целью исследования выдвигает ряд задач, а именно: 1) рассмотреть подходы к определению понятия «духовность»; 2) определить соотношение понятий «духовность» и «нравственность»; 3) рассмотреть «нравственность» в контексте семантики христианских ценностей. Особое внимание уделяется понятиям, как «духовность» и «нравственность» в контексте становления отечественной педагогической мысли и семантики христианских ценностей, развивая идею интерпретации православных ценностей через призму общечеловеческой культуры.

Ключевые слова: духовность, нравственность, христианские ценности, степень свободы, реальная свобода, формальная свобода, идеальная свобода, самореализация, иерархия ценностей.

Saunin K.S.

Educational psychologist,

State budgetary educational institution of the city of Moscow «School № 97»

MORAL ASPECTS OF PERSONALITY DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF THE SEMANTICS OF CHRISTIAN VALUES

Abstract

In this article, we subjected the consideration of the moral aspect of formation and development of personality in the context of the semantics of Christian values. The author, stressing the need for developing the moral consciousness of the person currently in modern society, in accordance with the articulated purpose of the study puts forward a number of objectives, namely: 1) to review approaches to the definition of «spirituality»; 2) determine the relationship between the concepts «spirituality» and «morality»; 3) to consider «morality» in the context of the semantics of Christian values. Special attention is given to concepts like «spirituality» and «morality» in the context of the development of domestic pedagogical thought, and the semantics of Christian values, developing the idea of the Orthodox interpretation of values through the prism of human culture.

Keywords: spirituality, morality, Christian values, degree of freedom, real freedom, formal freedom, perfect freedom, self-actualization, hierarchy of values.

"Духовность», являясь понятием многоаспектным, используется в религии, в религиозной и идеалистически ориентированной философии. Данное понятие является предметом исследования, как теологии, так и философии, гуманитарных наук (психологии, педагогики и др.).

В отечественной философии и гуманитарной науке (психологии, педагогике, культурологии и др.) советского периода, что, в общем-то, характерно в большинстве своем и для современной отечественной философии и гуманитарной науки, духовность человека рассматривалась в контексте марксистко-ленинской идеологии. В этой связи, сущность духовности заключается в приобщение человека к культуре и её ценностям, как неким ориентирам в общественного самобытия (Д.С. Лихачев, А.И. Арнольдова, В.И. Толстых, А.С. Фриш, В.А. Кутырева и др.). Среди многообразия существующих ценностей особым приоритетом обладают те, которые сформировались в общепризнанной общественной практике, объективно служащие человеку, осознаются и оцениваются, как благо, всем человечеством. Они выступают высшими ценностями, занимая доминирующее положение, определяя структуру и динамику всего многообразия ценностей в жизнедеятельности индивида, а степень их выраженности обозначают общую направленность личности.

В христианской философии и гуманитарных науках, основанных на христианском вероучении, духовность человека - это базисная субстанция человеческой сущности, определяемая замыслом Божьим в творении человека «по образу и подобию» Божьему. Именно духовность человека определяется такими атрибутами как: «разум», «творчество», «свобода», «воля», «сила»; именно духовный человек способен уподобляться Своему Творцу – Богу в созидании окружающего мира и себя [1, с.348]. Одновременно с этим, указанные духовные атрибуты могут быть направлены и на разрушение окружающего мира и самого человека. Так можно согласиться с игуменом Александром (Каприков) по поводу того, что человеческая духовность не всегда находит свой «положительный выход» в жизнедеятельности человека. Отец Александр (Каприков) отмечает: «Человек как высшее творение Бога непорочен в своей духовности. Этим он отличается от других духовных тварей. Если ангел может быть падшим, и в этом имеет место его сущностное духовное изменение, «отпадание от Бога Творца», и в этом есть проявления греха во всей полноте, но человек духовно безгрешен. Как духовное существо человек есть образ и подобие Бога. Грех человека содержится в его душе! Особенность человека в том, что он не только духовное, но и душевное существо, и в этом есть парадокс человеческого бытия. Как душевное существо он подвержен искушениям со стороны «падших духовных тварей» (бесов, демонов и др.), но как духовное существо, человек обладает свободой следовать этим искушениям, или их преодолевать. Дух человека бороться с этими искушениями, но слабость души не всегда позволяет человеку их преодолеть. Другими словами, человек становится заложником «инородных падших духовных сущностей», он избирает их в качестве «руководителя свой жизни», но при этом имеет место свободный выбор. Зачастую конфликт между духом человека и падшей духовной тварью в плоскости человеческой души отображается в переживаниях совести…..» [2, с. 217-219].

Из сказанного следует, что человеческая духовность не всегда может иметь позитивное созидающее проявление, она может быть и разрушающей. В этой связи в христианской философии, психологии, педагогике и других гуманитарных отраслях знаний, выстроенных на христианском вероучении, выделяется экзистенциональный аспект человеческой духовности. В значительной степени данный аспект раскрывается через нравственные категории самобытия личности (М.Б. Багге, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк З.В. Видякова, Н.Н. Гатилова, А.А. Гостев, Е.А. Глущенко, Т.И. Зверева, Ю.М. Зенько, А.А. Игнатова, В.А. Калачева, Е.А. Карунин, Е.В. Кирдяшова, С.В. Кондратьев, А.Е. Крикунов, Т.А. Кудаева, Н.В. Лагутов, Т.Н. Любан, М.Н. Миронова, С.Н. Мурашева, прот. Б. Ничипоров, М.А. Остапенко, О.В. Попова, В.А. Тукиш, Т.А. Флоренская, С.А. Чурсанов, Л.Ф. Шеховцова и др.).

Духовность проецируется в нравственности, что выступает внутренними духовными качествами, посредством которых человек регулирует своё поведение в процессе своей жизнедеятельности, к ним относится мораль, этические нормы и правила поведения. Рассматривая духовность как психологическое явление, которое представляет собой многоаспектный и непрерывный процесс самосовершенствования, а также стремления к наивысшему идеалу как некой кульминационной точке своего развития, при котором главным связующим звеном является внутренний мир человека.

Представляется, что наиболее комплексно понятие «нравственность» определено С.В. Кондратьевым. С его точки зрения нравственность определяется как «<…> персонификация идеологии. Это совокупность духовно-ценностностно ориентированных норм жизнедеятельности человека, определяющих существование личности в пространстве разрешения противоречий между объективно существующими законами духовного бытия и их реализацией в культуре отдельных социальных общностей (этнических, политических, религиозных и т.д.» [3, с.189].

Следует заметить, что нравственность и ее принципы – это не только и не столько способы регулирования общественного порядка, сколько средства духовного развития человека. При этом по совершенно справедливому замечанию Б.С. Братуся нравственная ориентация не есть лишь внешнее давление, но составляет суть нормального развития, является критерием и отражением личностного здоровья [4].

Из выше сказанного следует, что нравственность есть экзистенциональное отражение духовности человека. Она связана, в первую очередь, с реализацией духовного атрибута – свободы. Говоря о нравственности в проявлениях свободы, следует обратить внимание подход арх. Платона (Игумнов) [5], который выделяет значимые виды нравственной свободы человека: «Степень актуализации нравственного самоопределения человека и его свободы обусловлена тремя её видами: формальной, реальной и идеальной. Формальная свобода как понятие вводится в обращение с целью обозначения некоего состояния человека, характеризуемое нравственной непорочностью и невинностью, в то время, когда человеческий ум не познал реальность нравственного зла, а чувства и желания подчиняются разуму. Одним из ярких примеров нахождения человека в этом состоянии выступает свобода прародителей в раю и свобода детей. Именно это состояние характеризуется отсутствием антагонизма между умом, чувствами и желаниями человека. Такая свобода раскрывает все возможности осуществления правильного нравственного выбора. В момент осуществления человеком сознательного нравственного выбора, его, так называемая, формальная свобода трансформируется в свободу реальную. Реальная нравственная свобода рассматривается как свобода самоопределения в момент осуществления человеком морального выбора. Она характеризуется значительным напряжением всех духовных сил человека, который сталкивается с осуществлением нравственного выбора. В этом состоянии ум человека находится в сложной борьбе со своими помыслами, чувствами и природными наклонностями. Реализация господства человеческого разума над эмоциями и влечениями, осуществляется посредством компенсации противоречий, возникающих между умом, чувством и волей, и подчинении чувств и воли нравственному идеалу и долгу. Рассматривая идеальную нравственную свободу, мы сталкиваемся со сверхъестественным харизматическим даром, который способен довести реальную свободу до некоего совершенства. Таким образом, идеальная нравственная свобода – это свобода святых праведников, которые находятся в обладании Божественной благодати. В этом состоянии нравственный выбор, осуществляемый человеком, утрачивает свою драматическую напряженность, при этом человек получает возможность желать, выбирать и творить исключительно добро, результатом чего совершение зла становиться невозможным. Такая нравственная свобода характеризуется полной свободой человека от власти греха, которая достигается духовным подвигом человека при поддержке Божественной благодати» [6]. Опираясь на подход архим. Платона (Игумнова), можно заключить, что именно на уровне реальной свободы человек совершает нравственный выбор.

Нравственность человека, таким образом, предполагает динамическое личностное развитие, когда основным смыслом человеческого бытия есть стремление к Богу. В значительной степени обретение этого смысла проявляется в отношении к другому человеку, что обеспечивает здоровье и на уровне телесного существования личности.

Конкретно-психологические данные, подтверждающие вышесказанное, имеются у А.Ф. Лазурского, который в результате тщательных наблюдений сделал вывод о том, что здоровье такой личности в максимальной степени способствует идеалу бескорыстного отношения к другому. «Альтруизм, – писал он, – в любом его виде выступает и формой, и средством, и показателем оптимальной гармонии между личностью и окружающей средой…»[7, с.113].

Согласно позиции С.Ф. Анисимова, «нравственные ценности, которые отражают содержание морали всего общества, приобретая в личности своё индивидуальное бытие, способны формировать у нее позицию носителя этих ценностей, выступающих духовной характеристикой самосознания человека на всех этапах онтогенеза» [8, с.178]. Следовательно, нравственность – это духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также внутренние правила, определяющие поведение человека.

Таким образом, нравственность можно понимать как показатель существования всего того, что относится к высшему уровню духовного освоения мира человеком, подтверждением наличия определенной иерархии ценностей, целей и смыслов. Она определяет духовную культуру личности, которая задает меру и качество свободы (границы) самореализации человека.

 

Список литературы/ References

  1. Кондратьев С.В. Психология персонифицированного обучения. Развитие интегративной субъективности человека: христианская парадигма / С.В. Кондратьев. – LAPLAMBERT Academic Publishing, 2012. – С. 348.
  2. Александр (Каприков), игум. Интеграция интеллектуального и духовно-нравственного развития личности в системе казачьего образования / Александр (Каприков), игум. // Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества: материалы пятой международной научно-практической конференции. – М., 2016. - С. 217-219.
  3. Кондратьев С.В. Психология персонифицированного обучения. Развитие интегративной субъективности человека: христианская парадигма С.В. Кондратьев. – LAPLAMBERT Academic Publishing, 2012. – С. 189.
  4. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура / Б.С. Братусь. - М., 1994 – С. 54.
  5. Платон (Игумнов) архим. Православное нравственное богословие. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. Режим доступа: http://www.xpa-spb.ru/libr/Platon-Igumnov/0-vvedenie.html.
  6. Платон (Игумнов) архим. Православное нравственное богословие. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. Режим доступа: http://www.xpa-spb.ru/libr/Platon-Igumnov/0-vvedenie.html.
  7. Лазурский П.Ф. Очерк науки о характере / П.Ф. Лазурский. – М.: Наука, 1995. – С.113.
  8. Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию / С.Ф. Анисимов. - М.: Наука, 2001. – С.178.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Kondrat'ev S.V. Psihologija personificirovannogo obuchenija. Razvitie integrativnoj sub"ektivnosti cheloveka: hristianskaja paradigma./ S.V. Kondrat'ev [The psychology of personalized learning. The development of integrative subjectivity of human: a Christian paradigm.] – LAPLAMBERT Academic Publishing, 2012. - P. 348 p. [in Russian]
  2. Aleksandr (Kaprikov), igum. Integracija intellektual'nogo i duhovno-nravstvennogo razvitija lichnosti v sisteme kazach'ego obrazovanija [Integration of intellectual, spiritual and moral development of personality in the system of Cossack education] / Aleksandr (Kaprikov), igum // Cerkov' i kazachestvo: sorabotnichestvo na blago Otechestva: materialy Pjatoj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii.[ The Church and the Cossacks: co-working for the good of the Fatherland: proceedings of the Fifth International scientific-practical conference] – M., 2016. P. 217-219. [in Russian]
  3. Kondrat'ev S.V. Psihologija personificirovannogo obuchenija. Razvitie integrativnoj sub"ektivnosti cheloveka: hristianskaja paradigma.[ The psychology of personalized learning. The development of integrative subjectivity of human: a Christian paradigm.] / S.V. Kondrat'ev – LAPLAMBERT Academic Publishing, 2012. - 189 P. [in Russian]
  4. Bratus' B.S. Psihologija. Nravstvennost'. Kul'tura.[ Psychology. Morality. Culture] / B.S. Bratus'. - M., 1994. – P. 61. [in Russian]
  5. Platon (Igumnov) arhim. Pravoslavnoe nravstvennoe bogoslovie. – Sergiev Posad: Svjato-Troickaja Sergieva Lavra [ Orthodox moral theology. – Sergiev Posad: Holy Trinity St. Sergius Lavra], 2008. Access mode: http://www.xpa-spb.ru/libr/Platon-Igumnov/0-vvedenie.html. [in Russian]
  6. Platon (Igumnov) arhim. Pravoslavnoe nravstvennoe bogoslovie. – Sergiev Posad: Svjato-Troickaja Sergieva Lavra [ Orthodox moral theology. – Sergiev Posad: Holy Trinity St. Sergius Lavra], 2008. Access mode: http://www.xpa-spb.ru/libr/Platon-Igumnov/0-vvedenie.html. [in Russian]
  7. Lazurskij P.F. Ocherk nauki o haraktere. [Essay science about the nature] / P.F. Lazurskij – M.: Nauka, 1995. – P. 113 [in Russian]
  8. Anisimov S.F. Vvedenie v aksiologiju / S.F. Anisimov. - M.: Nauka [Introduction to axiology], 2001. – P. 178 [in Russian]