Проблемно-тематический градиент поэтического сборника Евгения Евтушенко «Не теряйте отчаянья»

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.136.52
Выпуск: № 10 (136), 2023
Предложена:
24.08.2023
Принята:
28.09.2023
Опубликована:
17.10.2023
575
5
XML
PDF

Аннотация

Статья посвящена неисследованному в массе критических источников сборнику Евгения Евтушенко «Не теряйте отчаяния. Новая книга: стихи 2014-2015» с позиций установления тематического разнообразия и выявления спектра проблематики. Целью работы является целостный анализ новой книги Е.А. Евтушенко, относящейся к периоду зрелого творчества. Стихи 2014-2015 годов диалогически совмещены с написанными Е.А. Евтушенко текстами так называемого «классического» этапа. В работе сделан вывод, что Евгений Евтушенко в сборнике «Не теряйте отчаяния. Новая книга: стихи 2014-2015» обращается к таким основополагающим темам как любовь, милосердие, война, мужество. Не исключается художником слова и объяснение со своих индивидуальных позиций проблемы поэта и поэзии, поэтического наследия, мироустройства. Значимость и научная новизна исследования заключается в практическом применении полученных данных при изучении истории русской литературы ХХI века, а также творчества Е.А. Евтушенко. Методологическая основа сочинения ориентирована на принципы рецептивной эстетики, герменевтики, компаративистики.

1. Введение

Творчество Евгения Евтушенко для русской литературы ХХ века уникально, самобытно, неповторимо. Поэты-шестидясятники – Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Бэлла Ахмадуллина, Булат Окуджава, Римма Казакова и другие – оставили значимый след

в развитии художественной мысли, консолидировали вечные темы, должным образом раскрыли спектр остросоциальных проблем, вопросов жизнеустройства, онтологии существования человека. Стоит заметить, что именно в поэзии вектор метафизического толка расширяется в ходе написания, создания самого текстового конструкта, т.н. дискурсивной
,
практики. Следовательно, анализ лирики должен быть ориентирован отчасти и на конкретизацию объективной парадигмы тематики и проблематики. На наш взгляд, продуктивно это сделать на примере сборника Е.А. Евтушенко «Не теряйте отчаяния. Новая книга: стихи 2014-2015», этот сборник не был рассмотрен в критике, нет оценки этой книги в рамках компаратива с наследием поэта. Таким образом, цель работы сводится к анализу тематики и проблематики последнего сборника стихотворений знаковой фигуры ХХ века – Евгения Евтушенко.

2. Методы и принципы исследования

Материалом данной работы является сборник стихов Е.А. Евтушенко «Не теряйте отчаяния», так как новые тексты предметно соотносятся с рядом творческого наследия поэта. Предметный ориентир статьи направлен на выявление основных тем книги, ибо сам автор отмечает, что он в сборнике предстает как «типичный» Евтушенко», которого многие любят и ценят за широкий вариант обобщения реалий

, умение показать настоящую жизнь, свести в некое единое целое разнородные элементы, части, фрагменты. Основные методы анализа сборника стихов «Не теряйте отчаяния» касаются рецептивной эстетики, герменевтики
, компаративистики. Возможный синтез принципов оценки позволяет, на наш взгляд, полновеснее посмотреть на зрелую лирику Евгения Евтушенко, сопоставить новый материал с объемом уже сказанного.

3. Основные результаты

Стоит обозначить, что художественный текст онтологически многомерен, сферичен, сложен, а каждое его новое прочтение, безусловно, позволяет увидеть иной оттенок смысла, новый извод авторской идеи. Лирика, в отличие от прозы, есть тонко организованная материя. В поэтическом конструкте формирование образного ряда начинается уже с визуальной оценки объекта, далее органика формы сращивается с пределом содержания, умножая эстетическую реальность.

Поэзия Е.А. Евтушенко, на наш взгляд, есть явление особого порядка; тексты указанного автора, начиная еще с раннего творчества, не оставляют читателя равнодушными. Особенностью поэзии Евтушенко является ее явно расширенный тематический спектр. Объем проблем, на которые ориентирует автор, складывается неслучайно, так как ХХ век исторически стал временем сложным, противоречивым, пугающим, одновременно с этим манящим, отталкивающим, но и привлекательным. Все это и получает отображение в художественном

,
космосе Е.А. Евтушенко. Ценность его лирики, думается, заключается в том, что непререкаемое мастерство поэта дает возможность зафиксировать изменения мира-действительности, автор
раскрывает свое отношение к происходящему, обобщает накопленный эстетический опыт, дает возможность читателю разобраться с, пожалуй, самыми незаурядными и вековечными вопросами жизни.

Лирика ХХ века изучается с разных методологических

,
позиций. В принципе, синтез оценки поэтических текстов и раскрывает уникальность того или иного объекта, явления, наличной структуры. Актуальные литературоведческие направления, такие как школа рецептивной эстетики, герменевтика, да и компаративизм, позволяют, на наш взгляд, посмотреть на художественный текст максимально сферично и объемно, думается, не устоит усиливать акцент на некоей формальной стороне, необходимо погружение в эстетический объект. Подобный процесс характерен как при написании литературного произведения, так и на выстраивание яркой парадигмы смысловых рубежей. Лирика Евгения Евтушенко является тем примером, в основе которого лежит гармоничное сочетание качественного писательского труда и сложной философии оценки автором реалий настоящего.

4. Обсуждение

Концепция сборника «Не теряйте отчаяния» Е.А. Евтушенко ориентирована на целостный, полновесный разбор ключевых понятий бытия. Для поэта слагаемые жизни многомерны, это не только одна, или две-три номинации, поддерживающие общую логику ее развития, это целая парадигма явлений, событий, встреч, фактов. Поэтому сборник является, пожалуй, последним откровением легенды художественного слова.

Открывает книгу стихотворение, которое нарочито организовано в сюжетном плане. В нем раскрывается природа писательского мастерства, определяется суть и цель творчества, проговариваются основные устои жизни. Текст построен в формате диалога с Анной Ахматовой, ее сыном – Львом Гумилевым, Н.Н. Пуниным, гражданским мужем Ахматовой, да и с самим собой. Предмет разговора весьма тяжелый – это тяготы семьи Анны Ахматовой, ее жизнь в ракурсной раскладке кадров. Для Евтушенко, думается, соединить нити жизни и есть самое главное. Искренне описана атмосфера, которая как бы окружает Ахматову и ее близких, неминуема трагедия, катастрофа, однако герои смогут выйти из этого круга неприятностей. Усиливает трагическое начало Е. Евтушенко следующими строчками:

«Ты напрасно на мать разобиделся,

Левушка-Гумилевушка….

С нею встретясь на небе,

прости ее,

благослови»

.

Предметный мир реалий не столь важен для поэта, его больше интересует картина чувственного порядка. Не случайно, по Евтушенко, ориентир, который может помочь в сложной ситуации есть «любовь»

, спасение заключается именно в ней. Эмоциональный накал достигается примерно к середине стиха при описании событий ареста, или условной проверки сотрудниками НКВД семьи Ахматовой. Две фразы введены в диалог, автор закавычивает их, придает особое звучание: это «Вы не теряйте надежд» и «Не теряйте отчаянья!». На первый взгляд, они звучат одинаково, но при втором, третьем прочтении коннотация начинает меняться. «Отчаянье» по сравнению с «надеждой» есть крайняя степень, следовательно, и акцент нужно делать на этом. Объективно повторяется, дублируется мысль, что «бесполезно отчаиваться», «нельзя позволять слабости и гнева», «надежда есть». К финалу Евтушенко выводить формулу, которая вбирает крайности жизни, становится обобщением:

«Есть надежды,

какие приравнены к выгодам.

Счастье скользкое – быть

оправдавшим надежды своим подлецом.

Но отчаянье, ставшее мужеством,

может стать выходом,

благороднейшим выходом,

а не концом»

.

Отметим, что цельности и цикличности сборнику «Не теряйте отчаяния» придает кольцевая завершенность. Последнее стихотворение называется «Люди – Родина моя», это также формульный оборот-признание Е.А. Евтушенко. Для поэта Родина это люди, он не видит себя без родных по духу людей, осознание связи, например, конкретизировано в следующих строчках:

«Понял я, бродя по свету,

человечество – семья,

но семья, где мира нету,

успокойте вы планету,

люди – родина моя»

.

Тематически сборник «Не теряйте отчаяния» не линеен. В нем раскрыты основополагающие для Евгения Евтушенко темы – это любовь, милосердие, достоинство, война, мир, мужество, добро, поэзия, надежда, и, конечно же, вера. Художественный мир представлен в стихах как нечто живое, меняющееся, порой, не в лучшую сторону. Например, с горечью Е.А. Евтушенко произносит:

«Разве ты, искусство, разучилось

нас объединять? Я не пойму,

как в стране Шевченко приключилось

с пушкинской страной вести войну»

.

Трагедия, указанная поэтом, распространена в целом на все общество, вне зависимости от континента, страны, того или иного государства. Общее бедствие, наблюдающееся сегодня для Евтушенко, конечно же, окрашено печалью:

«Ненависть я с детства ненавижу.

Я люблю тебя, мой кинокласс,

и, надеюсь, будущее вижу

в глубине твоих беззлобных глаз»

.

Неслучайно автор в одной из публикаций манифестирует, что «самое главное сейчас – остановить кровь. Все идеологии, вместе взятые, не стоят и одной человеческой жизни»

. Пределы бытия в сборнике, конечно, не сводятся к глобальной катастрофе, надежда на исправление жизни все же есть, просто нельзя допустить падения, каждый ответствен за свои неправильные действия, или шаги в безжизненную пустоту.

Как и в раннем творчестве Е.А. Евтушенко («Лук и лира», «Нежность», «Взмах руки», «Я сибирской породы» и др.), так и зрелом («Нет лет. Любовная лирика», «Моё самое-самое», «Медленная любовь», «Краденные яблоки») мотив исцеления прочно позиционируется автором. Переклички с текстами 1970-80-х годов допустимы у Евгения Евтушенко с отсылкой к историческому прошлому как в целом культурному, так и литературному:

«Пусть совести всходят зернинки,

вытягиваясь в полный рост,

как будто России вернинки,

из пушкинских вечных борозд»

.

Образ современной России Евгений Евтушенко старается воссоздать в сборнике «Не теряйте отчаяния» максимально точно, здесь нет украшательства, надуманности, открытой и прямой лжи. Поэту хочется говорить правду, которая в ряде случаев может быть и звучит не совсем красиво. Евтушенко открыт для читателя, поэту удается полновесно реализовать диалог с реципиентом. На наш взгляд, сокровенность, совестливость, некая философичность

свойственна этой последней книге писателя. Поэт вновь, как и ранее подчеркивает свою неразрывность с Россией, которая его воспитала, вырастила, сориентировала на этически правильные магистрали:

«Пока свободою горим…»,

не догорит в чистейших русскость,

и если рухнул Третий Рим,

Россия совести не рухнет»

.

Мыслимый тематический градиент лирики Евгения Евтушенко потрясает. Практически каждый предел той или иной проблемы, того или иного жизненного вопроса комментируется автором, поэт конструктивно высказывает свою точку зрения, аргументирует

,
позицию, подкрепляет мысли примерами из жизни. Думается, что именно движение к правде является для Е.А. Евтушенко основной целью:

«Что за ненависть, что за ярость

и с одной, и с другой стороны!

Разве мало вам Бабьего Яра

и вам надо друг с другом войны?»

.

Не приемлет поэт распространения ненависти, хотя именно он является кульминационным пределом. Допустив мысль о нарушении мирового порядка человек, по Евтушенко, разрушает не только земную твердь, но и основу духовную: «если мы не убьем … войну в наших сердцах, она убьет всех нас»

. Призыв сборника «Не теряйте отчаяния» прозрачен, читатель должен сделать правильный выбор, на который настраивает спектром тем Е.А. Евтушенко.

5. Заключение

Таким образом, поэзия Евгения Евтушенко для русской литературы явление уникальное. Основные мотивы его лирики направлены на укрепление жизненных основ, на несопротивление естеству. Думается, что сборник «Не теряйте отчаяния» является ярким примером грамотной оценки жизни с ее очевидными переходами. Тематическая градиента этой книги расширена, но это не мешает воспринимать её полновесно завершенной. Отметим, поэтический дар Е.А. Евтушенко заключается не только в умении сформировать красивый и грамотно построенный стих, но и в мастерском сложении единого эстетического механизма, рождающего потенциал смыслов. Этический коррелят книги направлен на поддержание диалога с литературной классикой. Для поэта имена А.С. Пушкина, А.А. Ахматовой, Н.С. Гумилева, В.С. Высоцкого и других поэтов звучат как венец образцов. Сборник «Не теряйте отчаянья» становится для автора неким завещанием, звучащим как эмпирический итог. На наш взгляд, лирику Евгения Евтушенко необходимо читать предельно внимательно, перечитывать осознанно. Образ настоящего русского поэта раскрывается в сборнике полновесно, автор с трепетом и вниманием говорит о России, её настоящем и будущем. Диалогический фон сборника «Не теряйте отчаянья» заключается как в буквальном созвучии с классикой, так и бессознательном продвижении основных, магистральных канонов жизнеустройства. Ценностная составляющая наследия Е.А. Евтушенко заключается в обобщении опыта, размышлениях о судьбоносных ориентирах жизни. Поэт настраивает читателей на то, что путь, предопределенный свыше, мы должны пройти достойно.

Метрика статьи

Просмотров:575
Скачиваний:5
Просмотры
Всего:
Просмотров:575