СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.45.162
Выпуск: № 3 (45), 2016
Опубликована:
2016/03/15
PDF

Чайко Д.С.

ORCID: 0000-0002-9089-0216, Кандидат архитектуры, Российский университет дружбы народов

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

Аннотация

В данной статье рассмотрены проблемы реконструкции и функционального перепрофилирования  не только исторических памятников промышленной архитектуры, но и производственных объектов, не являющихся памятниками. Проблема сохранения и использования промышленных объектов, их включение в городскую среду остро стоит в современных городах России. В статье приведены результаты исследования по характеру функционального перепрофилирования промышленных объектов, в зависимости от места их расположения в городе. Также рассказано о новых тенденциях функционального перепрофилирования промышленных объектов. Приведены примеры.

Ключевые слова: реконструкция, промышленная архитектура, функциональное перепрофилирование, промышленное наследие.

Chaiko D.S.

ORCID: 0000-0002-9089-0216,  PhD in Architecture, Peoples’ Friendship University of Russia

MODERN TENDENCIES OF A NEW USE OF HISTORIC INDUSTRIAL SITES

Abstract

In given article problems of reconstruction and functional replacement of a structure not only historical monuments of industrial architecture, but also the industrial objects which are not being monuments are considered. The problem of preservation and use of industrial targets, their inclusion in the city environment sharply stands in modern cities of Russia. In article results of research on character functional  replacement of a structure industrial targets are resulted, depending on a place of their arrangement in city. Also it is told about new tendencies functional replacement of a structure industrial targets. Examples are resulted.

Keywords: reconstruction, industrial architecture, functional replacement of a structure, an industrial heritage.

 

В процессе изучения теоретических исследований в области реконструкции промышлен­ных предприятий сформирован определённый круг задач, актуальных при планировании реконструктивных ме­роприятий в крупном городе. Первой и наиболее важной задачей является сохранение архитектурно-промышленного наследия, второй задачей является интеграция памятников промышленного зодчества в современную городскую среду, как полноправных её членов и, наконец, третьей задачей, связанной с социальными проблемами городов, является придание рациональных функций реконструируемым промышленным сооружениям, для того чтобы они стали полноценными объектами городской среды. Именно этот функциональный аспект является одним из важных при решении проблемы интеграции, так как иногда от него в большей степени зависит даже сохранность самого исторического промышленного объекта.

Как показывают эти исследования, на любом уровне реконструкции исторических промышленных терри­торий стоит задача повышения эффективности использования градостроитель­ных ресурсов - повышения интенсивности освоения территории, задачи повышения интеграции памятников промышленной архитектуры в современную городскую среду, решения их функционально планировочных связей.

Необходимость организации оптимальных функциональных связей внутри исторических промышленных комплексов от­носится к важнейшим функционально-планировочным предпосылкам реконст­рукции сложившихся исторических промышленных предприятий. Степень оптимизации этих связей определяет функциональное освоение территории. Необходимое условие для достижения высокого качества освоения - комплексность формирования основных структурных промышленных частей города – исторических промышленных комплексов.

В связи с возросшей в последнее время тенденцией вывода крупной промышленности с территорий го­родов встает вопрос дальнейшего рассмотрения проблем адаптации и приспособления промышленных предприятий в современную городскую среду. При этом исторические здания промышленных предприятий санируются, освобо­ждаются от старых функций и оборудования и приводятся в надлежащее состояние путём функционального перепрофилирования, в том числе в соответствии с экологическими нормами.

Здесь стоит обратиться к следующим фактам. Очень важным и наглядным примером может служить серия проектов реконструкции исторических промышленных объектов в центральных частях городов под различные выставочные залы, музеи, эспоцентры. Например, реконструкция бывшей электростанции Георгиевская постройки 1886 года под выставочный зал «Новый манеж» в Москве. Само сооружение было выполнено в псевдорусском стиле, что было характерно для построек того времени. Снаружи здание полностью сохранено и даже реставрировано, но внутри архитекторы создали новые интерьеры. Применена современная отделка, внутренняя среда полностью претерпела изменения. Появились белоснежные залы, верхнее освещение, современные светильники. Сам объект находится в центре Москвы в Георгиевском переулке возле здания Государственной думы. В советское время там находился гараж для автомобилей (рис.1).

image002

Рис. 1 – Выставочный зал «Новый Манеж» в Москве.

Ещё одним примером может послужить реконструкция железнодорожного вокзала в центре Парижа под музей «д’Орсе». Само здание вокзала, являющееся памятником архитектуры, было построено в 1898-1900 годах. Снаружи также было полностью сохранено, а внутри переделано под музей. Сегодня музей «д’Орсе» является одним их значимых объектов культурного наследия  Парижа и входит в программы мест посещения туристов (рис.2). Также подобным примером может являться реконструкция береговой электростанции в центре Лондона под галерею искусств «Tate Modern». Архитекторы Herzog & P. de Meuron. Проект реализован в 1995 году. На крыше здания электростанции была надстроена небольшая стеклянная галерея, кроме того, была преобразована близлежащая набережная и нижние этажи. Больших изменений снаружи здание электростанции не претерпело. Внутри также архитекторы сохранили большой турбинный зал практически без изменений и даже оставили мостовой кран для перемещения по залу больших экспонатов.

image004

Рис. 2 – Музей «д’Орсе» в Париже.

Стоит отметить, что у перечисленных примеров есть общие особенности, они все располагаются в центральной части городов и были перепрофилированы под музеи и выставки.

В результате проведённых исследований была получена общая картина, связанная с функциональным перепрофилированием сложившаяся в крупных городах. Было рассмотрено существующее положение различных новых функций промышленных предприятий в различных частях города. Для исследования были взяты такие города, как Москва, Санкт-Петербург и Лондон. Всего в исследовании принимали участие 50 промышленных объектов. Некоторые, из которых уже были реконструированы, для некоторых существовало лишь проектное предложение.

Территории рассматриваемых городов, исходя из их исторического развития, были условно обозначены определёнными зонами с цифровым значением. Так в состав Зоны I вошли: Территория Москвы в пределах Садового кольца; Территория со статусом охранной зоны в Санкт-Петербурге; Историческое ядро (City, Westminster) в Лондоне. В состав Зоны II вошли: территории от Садового кольца до третьего транспортного в Москве; Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности центральных районов Санкт-Петербурга (ЗРЗ 1); Лондонское графство, территория в пределах внутреннего дорожного кольца в Лондоне. А Зону III представляют – территории от третьего транспортного кольца до МКАД для Москвы; Зона регулирования застройки центральных районов Санкт-Петербурга (ЗРЗ 2); территории от внутреннего дорожного кольца в Лондоне к периферии города до его границ.

В результате анализа был выявлен следующий характер расположения и доминирования функций: музейные функции, занимают лидирующее положение на общем графике доминирования функций в зависимости от своего численного значения, они так же занимают лидирующее положение в зоне I. Образовательные, спортивные, гостиничные функции занимают на общем графике последние позиции. В зоне II музейная функция делит свои позиции поровну с культурно-развлекательными, общественно-деловыми и торговыми. В зоне III музейные и общественно-деловые функции отходят на задний план, и на их место приходят жилые, досуговые и торговые функции. Жилые функции набирают своё численное значение при удалении от центра города. К периферии также набирают свои значения образовательные, промышленные функции. Таким образом, музейные, культурно-досуговые, гостиничные функции, занимают лидирующее положение в центральной части рассматриваемых городов. Образовательные, спортивные, жилые, общественно-деловые и торговые преобладают в срединной зоне городской среды и на периферии (рис.3).

image006

Рис. 3 - Графики с результатами исследования функционального использования промышленных объектов в городской среде в зависимости от места их расположения.

Подводя итоги исследования, можно сделать следующий вывод. Хорошо прослеживается стремление предать центру города культурные, досуговые и деловые функции. Сделать его местом работы и развлечений, а также предать ему историко-культурный статус, насытить его музейными функциями. Такие функции, как жильё, образование, промышленность набирают своё значение лишь при удалении от исторического центра города. То есть, здесь прослеживается стремление предать этим районам статус селитебных территорий, сделать их местом для жилья.

Существуют промышленные объекты, которые, не обладая ни художественной, ни исторической ценностью, тем не менее, привлекают к себе внимание своими размерами или причудливой, пусть лишенной эстетики, но запоминающейся архитектуры. Такими объектами, например, являются промышленные объекты, построенные в предвоенные и военные годы в Германии, Англии, а также в СССР. И уже приобретенный опыт нового прочтения, основывает новую область «индустрии туризма» - превращение нефункционирующих нити нерентабельных предприятий в гостиницы и залы для проведения различных конференций, различного рода корпоративных вечеринок. Реконструируемые объемы становятся местопребыванием различных, культурных организаций, бесчисленными музеями и выставками, поддерживающими «жизненный тонус» любого города, его исторического центра. При этом происходит сочетание подлинности памятника и тактичное новое функциональное использование с неизменным приобретением первого высокой культурной ценности. На основе созданного фонда комплексов памятников развивается база туристического бизнеса, В свою очередь, он оформляется в дополнительный комплекс градообразующих факторов исторических городов при составлении технико-экономических основ их развития. Включения памятников архитектуры в постоянно изменяющуюся городскую структуру в роли ее активных и полноценных составляющих должно учитывать: исследование исторически-сложившейся городской среды, государственную политику, менталитет того или иного государства, моду и эстетические пристрастия эпохи, национальные традиции - имеется в виду этническая самобытность, так как национальная архитектура и ее элементы самостоятельны внутри региона по отношению ко всем другим.[6, с. 146.]

В последнее время отчётливо прослеживается ещё одна тенденция. Сегодня в старых помещениях исторических предприятий проводятся различные шоу, показы мод. Как это делается на Московском арматурном заводе в одном из газгольдеров. Устраиваются выставки современного искусства и дизайна, дизайнерские мастерские, в частности на фабрике «Красная роза», на Московском Винном заводе. Всё это может носить характер ещё одной новой тенденции в процессе реконструкции промышленных объектов – создание новой социокультурной среды.

Суть её заключается в создании на базе старого производственного объекта принципиально новой социальной среды, которая будет отражать в себе суть производственного процесса, его историю, и в тоже время сам объект становится частью проводимого в неё процесса или действа. В его стенах может разворачиваться какое-нибудь действо, в котором сам объект принимает активное участие, как декорация или как непосредственная главная составляющая. Ярким примером может быть бывший сталелитейный завод в Ротерхэме (Южный Йоркшир, Великобритания), архитекторы «Уилкинсон Эйр». Он был закрыт в 1993 году за ненадобностью, и после этого архитекторы взялись за его реконструкцию. Главной концепцией проекта были Земля, Воздух, Огонь, Вода.

После анализа проекта становится совершенно ясно, что в представленной экспозиции важной частью являются не Земля, Воздух, Огонь, Вода, а сам комплекс зданий металлургического завода, его архитектура и оборудование. А основной задачей этого проекта было стремление показать социальные условия, культуру труда и жизнь людей работающих на этом заводе.

Возросший интерес к промышленным объектам в обществе, заставил архитекторов по-новому взглянуть на старые производственные здания и переосмыслить их прямое назначение. Идея создания музеев науки и техники на месте старых промышленных предприятий существует уже не одно десятилетие.

Сегодня зарождается новая идея создания шоу или фестивалей демонстрации истории и самого производственного процесса, технологии. Где производственные сооружения будут являться частью подобного представления. Примеры такого подхода известны, это проходящие шоу или показы мод в Москве на заводе «АРМА», это сталелитейный завод в Ротерхэме (Великобритания), проект Ф. Дубинникова по приспособлению Даниловской мануфактуры в культурно-развлекательный центр, 2005 года, дизайн-завод Флакон, расположенный не далеко от Савёловского вокзала, дипломный проект Дмитрия Антюшина «Реконструкция Газового завода» 2007 года, где он создаёт центр мировой индустрии моды. По замыслу студента, здесь будет происходить разработка, пошив и демонстрация моделей одежды, устраиваться различные шоу с показом последних коллекций, производимых здесь же. В проекте он использует газгольдеры, как декорации к будущему действию, которое будет происходить в этом зрелищном центре, пристраивает к ним сцену и огромный амфитеатр, наподобие древнегреческого, ориентированного на газгольдеры и накрывает всё это кровлей. Помимо шоу, происходящего на сцене, в самих газгольдерах идёт разработка и производство одежды.

Таким образом, в современных условиях понятие реконструкции промышленных предприятий подразумевает огромный спектр путей и направлений оптимального использо­вания и развития их существующего архитектурно-строительного, производственного и культурного потенциала.

Помимо проблем реконструкции и архитектуры промышленных зданий, проблемой функционального перепрофилирования в своих трудах занимались Шолнерчика И.Ю., Фролов С.С., Алещенко Н.В., Алферов К.С., Алферова Л.Н., Владимирский Ю.А., Демидов С.В., Казаков С.В., Лейкина Д.К., Лотарева Р.М., Мыслин В.А., Николаев И.С., Орловский Б.Я., Холодова Л.П., Черкасов Г.Н.

На процесс функционального перепрофилирования промышленных предприятий, помимо архитектурных, большое влияние оказывает целый ряд социальных и культурных проблем, которые захватывают и сферу общественного бытия, и сферу общественного сознания. Меняются идеологические системы и мировосприятие людей, меняется общественная психология, а вместе с этими процессами происходит постоянный пересмотр систем ценностей и смысловых значений. Переосмысление пространственной структуры заводов и фабрик или отдельно стоящих промышленных объектов, их архитектуры оказывают влияние на формы досуга и поведения. Одной из основных причин преобразований старых предприятий, является – динамичное развитие самого социума и социокультурной среды города.

Подводя итоги, можно сказать следующее. Сегодня вторичное использование старых производственных зданий с последующей реабилитацией окружающего пространства стало одним из ос­новных способов разрешения противоречий, сложившихся в городской среде. Осознание исторической и культурно-воспитательной роли наследия в области промышленной архитектуры, признание его высокого художественного уровня открыли в ней утерянный ныне гуманистический масштаб, богатство материа­лов и форм, изящество деталировки.

Литература

  1. Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. – М.: Стройиздат, 1977. - 125 с.
  2. Дубнов А. П. Индустриальность и культура в XXI веке. Проблемы конвергенции // Сохранение индустриального наследия: Мировой опыт и российские проблемы. – Екатеринбург. –1994. – С. 261.
  3. Постников С. П., Артёмов Е. Т. Индустриальное наследие как фактор актуализации исторической памяти // Сохранение индустриального наследия: мировой опыт и российские проблемы. Материалы международной научной конференции TICCIH. – Екатеринбург. – 1994. – С. 197.
  4. Снитко А.В. Основы реконструкции исторических промышленных предприятий: учебное пособие. / А. В. Снитко. – Иваново. – 2007.
  5. Токарев Н. Фабрика грёз. / ARX 01, ноябрь – декабрь 2005.
  6. Шолнерчика И. Ю. Проблемы композиции в процессе рефункционализации промышленных зданий и сооружений конца XIX – начала XXI веков: дис. … канд. Архитектуры: 18.00.01 / И. Ю. Шолнерчика. – Екатеринбург, УралГАХА, 2004 г.

References

  1. Belyaeva E.L. Arhitekturno-prostranstvennaya sreda goroda kak ob`ekt zritel'nogo vospriyatiya.[Architectural and spatial environment of the city as an object of visual perception] – M.: Strojizdat, 1977. - 125 s.
  2. Dubnov A. P. Industrial'nost' i kul'tura v XXI veke. Problemy konvergencii // Sohranenie industrial'nogo nasledija: Mirovoj opyt i rossijskie problemy. – Ekaterinburg. –1994. – S. 261.
  3. Postnikov S. P., Artjomov E. T. Industrial'noe nasledie kak faktor aktualizacii istoricheskoj pamjati // Sohranenie industrial'nogo nasledija: mirovoj opyt i rossijskie problemy. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii TICCIH. – Ekaterinburg. – 1994. – S. 197.
  4. Snitko A.V. Osnovy rekonstrukcii istoricheskih promyshlennyh predprijatij: uchebnoe posobie. / A. V. Snitko. – Ivanovo. – 2007.
  5. Tokarev N. Fabrika grjoz. / ARX 01, nojabr' – dekabr' 2005.
  6. Sholnerchika I. Ju. Problemy kompozicii v processe refunkcionalizacii promyshlennyh zdanij i sooruzhenij konca XIX – nachala XXI vekov: dis. … kand. Arhitektury: 18.00.01 / I. Ju. Sholnerchika. – Ekaterinburg, UralGAHA, 2004 g.