ВОВЛЕЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУЧЕБНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА

Научная статья
Выпуск: № 6 (37), 2015
Опубликована:
2015/07/15
PDF

Панкевич В.И.1, Попова А.О.2

1Студентка, 2студентка, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (Москва)

Исследовательский проект, по материалам которого подготовлена статья, стал призером конкурса научно-исследовательских работ студентов из стран Балтии и СНГ в номинации «Социология» (НИРС-2014; http://www.hse.ru/sng/news/140214227.html)

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУЧЕБНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация

В статье представлены результаты исследования вовлеченности студентов Национального исследовательского университета Высшая школа экономики во внеучебные досуговые организации университета. Интерес к этой теме обусловлен проблемой востребованности таких организаций среди студентов. По результатам исследования, бóльшая часть студентов не посещают досуговые организации университета. Было выявлено, что юноши больше задействованы в спортивных организациях, чем в творческих и интеллектуальных. Студенты с высокой успеваемостью менее вовлечены во внеучебные организации университета. Также существует положительная зависимость между количеством часов, проведенных во внеучебных организациях, и количеством посещаемых организаций.

Ключевые слова: студенческий досуг, внеучебные университетские организации,  участие студентов во внеучебных организациях.

Pankevych V.I.1, Popova A.O.2

1Student, 2student, National Research University – Higher School of Economics, Moscow

STUDENTS’ INVOLVEMENT IN THE EXTRACURRICULAR ORGANIZATIONS AT THE UNIVERSITY

Abstract

In this article the results of the research of the students’ involvement in the extracurricular organizations at the university are presented by the example of the faculty of Social Sciences at the National Research University Higher School of Economics. The survey was conducted among 200 students of the second, third and fourth years of education with a specially designed questionnaire. According to the results of the survey, male students are mostly involved in the sport organizations, the students with higher study progress are less involved in the university leisure activity. Besides, the strong correlation between variables ‘the number of hours spent in the extracurricular organizations’ and ‘the number of attended organizations’ was revealed. Moreover, more than half of the respondents (58.5%) did not attend the extracurricular university organizations. The results of the research can be useful for the universities while developing the students’ leisure policy in order to make the extracurricular organizations more demanded.

Key words: students’ leisure time; university extracurricular organizations; students’ participation in extracurricular organizations.

Степень изученности темы. Обзор литературы

Проблема студенческого досуга активно изучается российскими и зарубежными авторами. В разные годы по данной теме проводились исследования и в крупных, и в провинциальных городах России. Наиболее популярная цель таких исследований – выяснить, как студенты проводят свое свободное время. Зарубежные публикации на тему студенческого досуга, в основном, находятся на стыке социологии и психологии. Их авторы связывают досуг как форму социализации личности с такими понятиями из области психологии, как удовлетворенность жизнью, внутреннее самоощущение и самосознание [6].

Проблемой для российской студенческой молодежи является не нехватка свободного времени, а именно проблема его "качественного...насыщения" [3]. Исследователи выявили, что досуговые предпочтения студентов, во многом, зависят от региона проживания. Например, исследование досуга студентов Казанского государственного технологического университета показало, что приоритетным в свободное время для них является общение с родителями, родственниками, друзьями и любимым человеком [4]. В то же время в Оренбурге студенты предпочитают активный досуг (например,  клубы,  вечеринки и т.п.) [1]. Значительное влияние на форму досуга студентов оказывает наличие перспектив и возможностей в жизни после окончания обучения. Проведенный М.Е. Петровой анализ проблем студенческого досуга в Уфе (крупный город, республиканская столица) и моногороде Октябрьский (провинциальный город республики Башкортостан) показал «явное отставание» [3] доступности форм досуга для студентов из провинции и крупного города. Свободное время студентов из Октябрьского – это, прежде всего, возможность получить дополнительное образование. «Диспропорции в возможности проведения досуга» могут быть обусловлены различиями в уровне материальной обеспеченности студентов, однако этот фактор почти не учитывается авторами изученных статей [2].

Мнения исследователей о необходимости активного участия университета в организации внеучебной деятельности студентов неоднозначны. С одной стороны, университетский досуг предоставляет возможность "осуществления целенаправленной и контролируемой социализации студентов" [1]. Однако, с другой стороны, несмотря на современные масштабы регламентации процессов, которые происходят в нашей жизни, и тенденции к «стандартизации» моделей поведения [2],  досуг всё же предполагает нерегламентированную - свободную и креативную - деятельность студентов [3]. Авторы исследования внеучебной активности студентов одного из частных университетов Тайваня выявили связь между уровнем удовлетворенности досугом и удовлетворенностью жизнью [6]. Авторы убеждены, что именно ВУЗ должен участвовать в организации внеучебной деятельности студентов, так как они проводят там значительную часть времени.

Студенты тоже по-разному оценивают роль университета как места для проведения свободного от учебы времени. По результатам исследования, проведенного среди студентов Оренбургского государственного университета (которое проводилось в период, когда ВУЗ работал над проектом организации мест студенческого отдыха), «большинство студентов подчеркнули незаинтересованность в свободном времяпровождении на территории университета» [1].

Анализ ряда исследований показал, что на данный момент недостаточно изучены такие факторы, как возраст и год обучения, объясняющие уровень вовлеченности студентов  в досуговые мероприятия университета. Также недостаточно эмпирических подтверждений зависимости между успеваемостью студентов и уровнем их вовлеченности во внеучебные организации.. Хотя тезис об этой связи приводятся в работе В.Н. Худякова, Е.И. Семушиной и Ф.Д. Симбирякова [5], а также упоминается в исследовании досуговой активности студентов в частном университете Тайваня [6], специальной эмпирической проверки этой связи авторы не проводили.

Описание исследования: цель, гипотезы, методология

Целью нашего исследования было выяснить на примере факультета Социальных наук Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (далее: НИУ ВШЭ), насколько студенты вовлечены во внеучебную деятельность университета; насколько их досуг связан с внеучебными мероприятиями, которые организовывает именно НИУ ВШЭ. Базовой теорией для нас стала теория социализации, согласно которой в процессе общения студенты вслед за своими друзьями, уже посещающими внеучебные организации НИУ ВШЭ, тоже начинают интересоваться досуговой сферой университета.

Под внеучебной деятельностью мы понимали такую деятельность студентов, которая не связана с посещением занятий по базовому учебному плану и направлена на творческое саморазвитие и самореализацию личности в свободное от учебы время. Все внеучебные организации мы объединили в три блока по типам деятельности: спортивные (занятия физической культурой), творческие (все виды искусства: театр, рисование, вокал, хореография, литература и т.п.) и интеллектуальные (все организации, связанные с умственной деятельностью и развитием мышления).

Мы предполагали, что бóльшая часть студентов посещает внеучебные организации университета в свободное от учебы время.

Стоит отметить, что в нашем исследовании все зависимые переменные (уровень вовлеченности, количество посещаемых организаций и тип организации) рассматриваются в рамках именно университетской внеучебной деятельности. Также мы учитываем успеваемость студентов в качестве одной из независимых переменных, влияющих на степень вовлеченности. В этом заключаются основные отличия нашего исследования от предыдущих исследований студенческого досуга.

Исследование проводилось осенью 2014 года. Методом сбора данных было анкетирование. Анкета состояла из семи вопросов закрытого типа. Генеральная совокупность – 1646 человек (по рейтинговым спискам и приказам о зачислении) – это все студенты бакалавриата факультета Социальных наук, в состав которого входят департаменты Государственного и муниципального управления, Политических наук, Психологии и Социологии. Отбор делался по принципу случайной выборки по департаментам. Всего было роздано 207 анкет. Все респонденты вернули нам заполненные анкеты, однако 7 из них были заполнены некорректно. Таким образом, процент ответов (response rate) составил 96,6%. Статистический анализ в программе SPSS проводился по 200 анкетам. Все студенты, обучающиеся на факультете Социальных наук, примерно одного и того же возраста, обладают схожими способностями и интересами. Также по департаментам примерно одинаковое соотношение студентов по полу и успеваемости. Это означает, что полученные результаты можно экстраполировать на всех студентов факультета Социальных наук НИУ ВШЭ и, возможно, на студентов факультетов гуманитарного направления других университетов Москвы.

Результаты исследования

Согласно результатам опроса, больше половины опрошенных (117 человек) не посещают внеучебные организации НИУ ВШЭ. При этом их число значительно превышает количество ответивших «да» или «иногда» (46 и 37 человек соответственно). Поэтому основная гипотеза о том, что большинство посещает внеучебные организации университета, не подтвердилась.

Было выявлено, что, чем выше успеваемость студента в учебе, тем менее он вовлечен во внеучебную сферу (Таб.1). Стоит отметить, что в нашу выборку попало очень малое количество студентов, которые учатся удовлетворительно. Это может быть связано с тем, что опрос проводился во время занятий в университете, т.е. среди тех, кто присутствовал на лекциях, а занятия, как правило, посещают именно отличники и хорошисты. Еще одной причиной может быть проблема социальных ожиданий: студенты сами не желали  «признаваться», что они учатся удовлетворительно.

Таблица 1 – Распределение студентов с разной успеваемостью  по уровню вовлеченности во внеучебные организации

23-06-2015 10-39-19

Сравнивая ответы студентов только  2 и 3 курсов, можно сказать, что с увеличением курса растет количество умеренно и сильно вовлеченных, а количество студентов, не посещающих внеучебные организации, сокращается (Рис.1).Однако, если учитывать ответы студентов 4 курса, то среди них количество вовлеченных меньше, чем на 2 и 3 курсах.

23-06-2015 10-39-32

Рис.1 – Взаимосвязь между курсом обучения  и степенью вовлеченности во внеучебные организации

 

Можно предположить, что студенты 4 курса  серьезнее «уходят» в науку, посвящают много времени написанию Выпускной квалификационной работы и, следовательно, становятся менее вовлеченными во внеучебные организации университета.

По результатам опроса, среди юношей более популярны спортивные организации (Таб.2). При этом творческие и интеллектуальные организации заметно уступают по популярности спортивным (21% и 34% соответственно против 45%). Разница между частотой посещения девушками организаций разного типа составляет 1-3%. Фактически, студентки уделяют спортивному развитию не меньше внимания, чем интеллектуальному и творческому.

Таблица 2 – Посещаемость юношами и девушками внеучебных организаций различных типов

23-06-2015 10-39-50

Для изучения зависимости количества часов проведенных во внеучебных организациях и количества посещаемых организаций студентами был оценен коэффициент корреляции Пирсона. Его значение оказалось равным 0,844. Это свидетельствует об очень сильной связи между переменными «уровень вовлеченности (в часах)» и «количество посещаемых организаций».

Для проверки полученных результатов был проведен регрессионный анализ (Таб.3), с помощью которого удалось оценить вклад переменных «пол», «курс» и «успеваемость» как независимых переменных в объяснение вовлеченности во внеучебные организации (зависимая переменная).

Таблица 3 – Результаты регрессионного анализа

23-06-2015 10-40-20

**p < 0,10; *p < 0,05

Регрессионная модель:

y = α + β1x1 + β2x2 + β3x3 + e,

где y – зависимая переменная (вовлеченность студентов), α – константа, β1, β2, β3 – коэффициенты при независимых переменных; x1 (пол)x2 (успеваемость), x3(курс) – независимые переменные; e – ошибка моделирования.

Согласно результатам регрессионного анализа, влияние переменных «пол» и «успеваемость» значимо на доверительном интервале 0,95, а переменной «курс» - при 0,90. Таким образом, результаты регрессионного анализа подтверждают правильность полученных выводов. Успеваемость и курс студентов действительно отрицательно влияют на уровень вовлеченности во внеучебные организации. Кроме того, пол также оказывает воздействие на вовлеченность. Влияние этой переменной следует учитывать в дальнейших исследованиях студенческого досуга.

Выводы и возможности практического применения результатов исследования

Участие  студентов во внеучебных организациях университета развивает множество дополнительных навыков (коммуникативные, творческие, интеллектуальные, спортивные, умение работать в команде и др.). Однако на примере опроса студентов факультета Социальных наук НИУ ВШЭ было выявлено, что больше половины студентов не посещают внеучебные организации. В связи с этим университету стоит задуматься о том, правильно ли осуществляется управление ими, соответствуют ли их деятельность и количество интересам студентов.

Актуальным продолжением исследования мы видим изучение причин невостребованности досуговой сферы университета среди студентов. Так, например, можно предположить, что студентам не подходят расположение или расписание работы внеучебных организаций или они недостаточно информированы об их деятельности.

Университет исторически был местом не только для получения знаний, но и для всестороннего развития личности в различных сферах: творческой, интеллектуальной, спортивной. В связи с этим результаты нашего исследования могут быть полезны, прежде всего, высшим учебным заведениям при разработке политики организации внеучебной деятельности с целью сделать ее более эффективной, полезной и интересной для студентов.

Литература

  1. Боброва Г.В. Основные проблемы организации досуга студенческой молодежи, на примере Оренбургского государственного университета // Психология и педагогика: методологии и проблемы.– 2011.– №23.– С.380-384.
  2. Воронина Г. А., Рыбина М.А., Досуг и свободное время студентов // Альманах современной науки и образования. ­– 2010.– №3 (34).– С.143-146.
  3. Петрова М. Е. Особенности досуговой жизнедеятельности студентов: социологический анализ // Сервис Plus. – 2011 – №3. – С.43-48.
  4. Фильченкова Е.Ф. Внеучебная деятельность студентов при переходе на двухуровневую систему подготовки // Вестник Казан.технолог. ун-та. –2013. – №3 (Т.15). – С.328-331.
  5. Худяков В. Н., Семушина Е. И., Симбирякова Ф. Д., Роль интеграции учебной и внеучебной деятельности в профессиональном воспитании студентов // Вопросы современной науки и практики. – 2010. – №10-12(31).–С.96-110.
  6. Huang C. Carleton B. The relationships among leisure participation, leisure satisfaction, and life satisfaction of college students in Taiwan // Journal of Exercise Science and Fitness. 2003. 1(2): P.129-132.

References

  1. Bobrova G.V. Osnovnye problemy organizacii dosuga studencheskoj molodezhi, naprimere Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta // Psihologija i pedagogika: metodologii i problemy. – 2011. – №23. –S.380-384.
  2. Voronina G. A., Rybina M.A., Dosug i svobodnoe vremja studentov // Al'manah sovremennoj nauki i obrazovanija. ¬– 2010. – №3 (34). – S.143-146.
  3. Petrova M. E. Osobennosti dosugovoj zhiznedejatel'nosti studentov: sociologicheskij analiz // Servis Plus. – 2011 – №3. – S.43-48.
  4. Fil'chenkova E.F. Vneuchebnaja dejatel'nost' studentov pri perehode na dvuhurovnevuju sistemu podgotovki // Vestnik Kazan. ethnology. un-at. –2013. – №3 (T.15). – S.328-331.
  5. Hudjakov V. N., Semushina E. I., Simbirjakova F. D., Rol' integracii uchebnoj i vneuchebnoj dejatel'nosti v professional'nom vospitanii studentov // Voprosy sovremennoj nauki i praktiki. – 2010. – №10-12(31). – S.96-110.
  6. Huang C. Carleton B. The relationships among leisure participation, leisure satisfaction, and life satisfaction of college students in Taiwan // Journal of Exercise Science and Fitness. 2003. 1(2): P.129-132.