ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ЗНАНИЕВОГО ПОТЕНЦИАЛА СПЕЦИАЛИСТА

Научная статья
Выпуск: № 3 (34), 2015
Опубликована:
2015/08/04
PDF

Неталимов  Н.Ю.

Преподаватель кафедры «Общеобразовательных и профессиональных дисциплин» Уфимского института путей сообщения – филиала Самарского государственного университета путей сообщения

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ЗНАНИЕВОГО ПОТЕНЦИАЛА СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация

Рассматриваются проблемы формирования и развития интеллектуально-знаниевого потенциала специалиста. Обосновывается, что этот потенциал формируется в процессе информационного взаимодействия на субъект-объектном и субъект-субъектном уровнях. Представляется структура когнитивного потенциала субъекта.

Ключевые слова: интеллектуально-знаниевый потенциал; общественные отношения; социальность; информационное пространство, профессиональная деятельность; социальная информация.

Netalimov N.J.

Lecturer of the Chair “General and Professional Disciplines” of Ufa State Railway Institute – branch of Samara State Railway University

PROBLEMS OF FORMATION INTELLECTUALLY – KNOWLEDGE POTENTIAL OF THE EXPERT

Abstract

Problems of formation and development intellectually - knowledge potential of the expert are considered. It is proved, that this potential is formed during information interaction at subject - objective and subject - subjective levels. The structure knowledge potential of the subject is represented.

Key words: intellectually - knowledge potential; public relations; a sociality; information space, professional activity; the social information.

С древних времен человек пытался овладеть различными элементами природной среды, активно познавая их явные и латентные свойства. Благодаря этому бесконечному процессу человек со временем и сформировал в своем сознании определенный потенциал, который сейчас активно  востребуется, не только в познании окружающего его социального мира, но и в его преобразовании. Используя этот интеллектуально-знаниевый потенциал, он создает средства труда и его формы, позволяющими ему самоутвердиться в статусе специалиста, профессионально владеющего не только навыками определенной деятельности, но и знаниями социального плана, которые и обусловливают полносубъектность его профессиональных проявлений. Осуществление такой деятельности связано с наличием интеллектуальных, знаниевых и социокультурных потенций, которые выступают необходимым и достаточным условием социальной легитимации субъекта в означенном статусе. Поэтому проблема формирования интеллектуально-знаниевого потенциала выступает как проблема актуального включения человека в систему общественных отношений, которая функционирует и развивается благодаря многообразным формам социальной деятельности. В связи с этим, конечной инстанцией и главным фактором развития потенциала личности выступает само общественное производство, с очевидностью предполагающее производство и воспроизводство социальности его субъектов.

В цивилизационном процессе всегда формируются новые социальные потребности, а постоянное стремление человека к их удовлетворению преумножает социальные формы его деятельности. Последние, с необходимостью, фундируют и оформляют новые потенции субъекта деятельности. Значит, становление и развитие личностного потенциала есть атрибутивный признак социального производства. Таким образом, формирование профессиональных знаний и навыков субъекта так же обусловлено факторами процесса социального развития, которые и формируют социальные потребности и, способствующие их удовлетворению формы деятельности, являющихся, в свою очередь, базовыми элементами структуры любой социальной системы [см.: 1, С. 313-315].

Важнейшим аспектом при анализе взаимосвязи социальной среды и интеллектуально-знаниевого потенциала личности является следующий концептуальный посыл – данные потенции субъекта в разные периоды цивилизационного развития имели структуру, соответствующую требованиям и уровню оформленности конкретно-исторической социальности.

Аргументируя то обстоятельство, что рассматриваемый потенциал личности должен обладать структурой, адекватной требованиям определенного исторического периода, мы отталкиваемся от постулата о его формировании в процессе информационного взаимодействия как субъект-объектного, так и субъект-субъектного уровней. Вместе с тем, характер различных информационно-коммуникационных и когнитивных практик определяют свою имманентную связь с характером социальных отношений, утвердившихся на определенной фазе цивилизационного развития.

С целью иллюстрации содержания наших изысканий, мы считаем необходимым очень кратко обозначить некоторые тенденции развития интеллектуально-знаниевого потенциала субъекта в исторической ретроспективе.

Итак, в архаичный, период в развитии цивилизационного процесса, рассматриваемые потенции обладали такой структурой, которая  соответствовала существовавшему технологическому укладу этого времени. Данный уклад был основан в целом на применении физической силы, навыков и знаний человека, направленных на умножение прилагаемых усилий с использованием соответствующих инструментов и тягловой силы домашних животных; и существенно позднее человек в процессе своей деятельности стал использовать энергетические возможности природной среды. Последнее, с очевидностью, было обусловлено скачкообразным приращением интеллектуально-знаниевого потенциала субъекта, что в последствие и явилось главным фактором технико-технологического прорыва, породившего новые формы общественных взаимосвязей в структурах исторически определенной социальности.

В период индустриального развития стали предъявляться к структуре интеллектуально-знаниевого потенциала субъекта претензии гораздо более высокого уровня. Если в первый из рассмотренных периодов цивилизационного процесса доступность инструментальной информации и знаний была крайне ограничена, то дальнейшее развитие общества обусловило целую серию информационных революции, результатом которых стало формирование принципиально нового социального явления — информационного пространства.

Последнее рассматривается как совокупность определенных структур (индивидов, их групп и организаций), соединенных информационными отношениями. Сама информация при этом рассматривается как некоторое отношение между субъектами информационного пространства. Другими словами, информационное пространство – это поле информационных отношений, создаваемое взаимодействующими по поводу информации субъектами, но вместе с тем имеющее свое особое (системное) качество, отсутствующее в самих субъектах [2, C. 4-5].

Становление информационной среды — длительный  процесс, имеющий самые разнообразные проявления, напрямую связанные с феноменами развития социальности того или иного общества. Эти изменения принципиально по новому заставляют рассматривать и оценивать информационное пространство, придавая ему особую многомерность. Оно предстает в качестве субстрата, благодаря которому формируется интеллектуально знаниевый потенциал субъекта, который включает в себя и социокультурную, духовную составляющую, что во многом предопределяет характер его деятельности, обусловливая, в частности, и уровень профессиональной отдачи личности, включенной в различные порядки социальной деятельности [3. С. 59].

Безусловно, и раньше человек вступал в различные информационные взаимодействия с другими людьми, но его коммуникативная сфера не была системно оформлена. И лишь инновации в области технологии, передачи и обработки информации внесли качественные изменения в структуру интеллектуально-знаниевых, а, следовательно, и профессиональных взаимодействий личности. Новые технологии трансляции информации позволили тиражировать знания и оказывать влияние на все сферы общественного производства.

Информационная среда в данном случае рассматривается в качестве объекта и одновременно средства целеосознанной деятельности человека. Речь идет об известных феноменах и результатах реализации социальных коммуникаций, таких как наука во всех ее проявлениях, образовательные технологии, организационные аспекты субъектной, кооперированной деятельности и производства в целом.

Анализ современного этапа развития информационного пространства, характеризующегося широким внедрением принципиально новых технологий, позволяет выделить ряд характерных для него тенденций:

  • расширение субъектности – вовлечение в информационное пространство все новых акторов, обменивающихся интеллектуально знаниевыми ресурсами;
  • повышение однородности структуры информационного пространства путем разработки и применения единых стандартов информационного обмена;
  • глобализация и интеграция различных информационных полей, означающие расширение взаимодействия до уровня межцивилизационного;
  • эпистемологизация информационных сред, связанная с ростом интеллектуального потенциала информационных взаимодействий, повышением роли знаний в жизни общества [4, С. 129-130].

Вышеперечисленные тенденции непосредственным образом связаны с развитием и внедрением современных информационных технологий, которые, в свою очередь, способствуют сопоставимо быстрому приращению интеллектуально-знаниевого ресурса субъекта, общности и социума в целом, составляющего все более заметную и важную компоненту его совокупного потенциала.

Итак, социальная среда и, как ее разновидность информационная, с учетом уровня развития технико-технологического базиса, предъявляла соответствующие требования к индивиду и его интеллектуально-знаниевому потенциалу. Появилась социальная потребность в таких компонентах структуры рассматриваемых потенций субъекта, как: знание специальных технологических средств и способность к их адекватной модернизации; потребность в постоянном расширении профессионального потенциала, что необходимо для успешной адаптации к работе с новой техникой и технологией; наличие серьезных компетенций в гуманитарной сфере, что является одним из главных условий профессионального саморазвития субъекта – воспроизводства его социальности на требуемом уровне.

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод о том, что социальная среда решающим образом влияет на характер и динамику формирования структуры интеллектуально-знаниевого потенциала современного специалиста. В соответствие с требованиями того или иного периода в развитии общества, профессиональная деятельность видоизменяется, что в свою очередь, обусловливает новые тенденции в развитии производственных процессов. Вместе с тем, аргументы, приведенные выше позволяют заключить о том, что степень развития и характер структуры интеллектуально-знаниевого потенциала субъекта во многом предопределяют уровень его профессиональной отдачи – характер его позиционирования в структурах деятельности. Другими словами, речь идет о формировании профессионального потенциала субъекта. Последний, рассматривается нами как системная целостность знаний, навыков и умений, необходимых и достаточных для решения субъектом различных задач в сфере своей профессиональной деятельности, предполагающих адекватную включенность субъекта в систему производственных отношений построенных на основе специфических (профессиональных) коммуникаций. Порядки указанной включенности определяют уровень профессиональной отдачи специалиста, который, в свою очередь, является показателем степени сформированности его профессионального потенциала.

Литература

  1. Парсонс Т. О социальных системах.- М.: Академический проект, 2002. 832 с.
  2. Дзялошинский И. Информационное пространство России: структура, особенности функционирования, перспективы эволюции. – М.: Московский Центр Карнеги. 2001. 30 с.
  3. Курлов А.Б. Информационно-знаниевые технологии как атрибут современной социохозяйственной среды. // Основы экономики, управления и права: № 2, 2012. С.58-64.
  4. Курлов А.Б., Петров В.К. Методология информационной аналитики.- М.: Проспект, 2014. 384 с.

References

  1. Parsons Т. About social sistems.-M.:  Academic project, 2002. 832 p.
  2. Dzachilovsry I. Information space of Russia: structure, features of functioning, prospect of evolution. - M.: Moscow Centre Каrnegy. 2001. 30 p.
  3. Kurlov A.B. Informatsion-knowlege of technology as attribute modern sosial environments. // Bases of economy, management and the right: № 2, 2012. P. 58-64.
  4. Kurlov A.B., Petrov V.K. Methodology’s information analytics.- M.: Prospectus, 2014. 384 p.