К ВОПРОСУ ОБ ОБЪЕКТИВНОСТИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.45.091
Выпуск: № 3 (45), 2016
Опубликована:
2016/03/15
PDF

Горячева О.Н.1, Яковлева М.Г.2

1 Кандидат филологических наук, 2 Кандидат философских наук, Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета

К ВОПРОСУ ОБ ОБЪЕКТИВНОСТИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ

Аннотация

В статье рассматривается проблема объективности журналистики. Выдвинута гипотеза о том, что понятием объективности журналистика обязана научной рациональности классического периода. В современной науке идея объективности поставлена под сомнение, что приводит к утрате её значимости в самой науке и журналистике.

Ключевые слова: объективность, объективность в журналистике, научная рациональность.

Goryacheva O.N.1, Yakovleva M.G.2

1 PhD in Philology, 2 PhD in Philosophy, Naberezhnye Chelny Institute of Kazan Federal University

TO THE QUESTION ABOUT OBJECTIVITY IN JOURNALISM

Abstract

The article discusses the problem of objectivity of journalism. It is hypothesized that the concept of objectivity in journalism required of scientific rationality of the classical period. In modern science the idea of objectivity has been questioned, leading to the loss of its significance in the science and journalism.

Keywords: objectivity, objectivity in journalism, scientific rationality

Политический кризис в Украине актуализировал проблему доверия к СМИ. Всё больше читателей задается вопросом о степени достоверности информации, сообщаемой журналистами. Причина фрустрации кроется в широко распространенном убеждении, что журналисты должны освещать события объективно. Действительно, данный постулат является нормативным для большинства профессиональных кодексов журналистов. Так, в «Международных принципах профессиональной этики в журналистике» (ЮНЕСКО, 1983) [3]  первые два принципа касаются объективности. В первом декларируется доступ к достоверной и точной информации, позволяющей гражданам «видеть объективное отражение действительности». Во втором принципе расшифровывается понятие «объективного освещения», которое определяется как «правдивое освещение происходящих событий, когда факты освещаются в их собственном контексте, с указанием связей различных явлений и без искажений, будучи творчески обработаны журналистом», говорится о том «объективное освещение событий – долг журналиста».  Благодаря сформулированным принципам профессиональной этики «общественность имеет возможность формирования картины реально происходящих событий через доступ к достоверной информации, в которой корни и природа событий, процесс развития и нынешнее состояние фактов отражены максимально объективно» [3]. Подобное понимание объективности находится в рамках классической науки.

Именно научная мысль обнаруживает и противопоставляет вещь-объект и познающего субъекта; отождествляет истину с объективными закономерностями действительности. В рамках классической науки объективность понимается как познание вещи «такой, какая она есть сама по себе» [2, С. 389]. В философском словаре «объективность (от лат. objectum — предмет) — независимость суждений, мнений, представлений от субъекта, его взглядов, интересов, предпочтений… Способность непредвзято и без предрассудков вникать в содержание дела, представлять объект так, как он существует сам по себе, независимо от субъекта. Под субъектом понимается как индивид, так и консолидированная группа лиц, общество, целостная культура, человечество. Объективность предполагает освобождение от «наблюдателя», выносящего суждение о мире и всегда исходящего из определенной точки зрения» [4]. Таким образом, классическая наука отождествляет истину с объективностью, а объективность – с непредвзятым, всесторонним, сущностным, экспериментальным познанием, в результате которого исследователь вырабатывает знания о вещи «такой, какая она есть». Объективная журналистика в данном ключе – это непредвзятая журналистика фактов, «фотографирующая» реальность, именно она и декларируется в профессионально-этических кодексах.

Между тем, классическая рациональность трансформируется, в ней пересматривается понятие объективности. Все началось с «коперниканского» переворота в гносеологии, виновник которого – И.Кант – обосновал мысль, что субъект познания, имея дело с миром вещей, конституирует мир явлений (феноменов) - мир объектов знания. Знание, по Канту, характеризует не действительность «саму по себе», а сконструированную чувствами и рассудком реальность мира феноменов. Априорные формы чувственности и рассудка изменяют данные опыта, в результате познающий субъект никогда не имеет дело с реальностью «такой, какая она есть». Неклассическое естествознание, с его принципами неопределенности, дополнительности и корпускулярно-волновым дуализмом на материале элементарных частиц во многом подтвердило положения Канта о конфигурации объекта теоретико-методологическими и экспериментальными средствами (к примеру, измерительными приборами). Сомнения по поводу объективности в науке высказывает и Нильс Бор: «Раньше было принято считать, что физика описывает Вселенную. Теперь мы знаем, что физика описывает лишь то, что мы можем сказать о Вселенной», и французский физик Луи де Бройль «квантовая физика... не ведет больше к объективному описанию внешнего мира» [1]. Классическое понимание объективности трансформировалось не только благодаря развитию естественных наук. Гуманитарии указали на ценностную природу познания, увязали знание с установлением порядка господства, разработали и обосновали эвристический потенциал интерпретативного подхода, актуализировали проблему языковой нагруженности познания, возвратили в науку категорию «смысла» и прочее. Таким образом, понятие объективности, характерное для классической науки, значительно трансформировалось, а во многом – и просто исчерпало себя - благодаря появлению неклассического естествознания и развитию социогуманитарного знания.

Идея объективности, предложенная классической наукой, была реализована в различных социальных практиках: судебной (непредвзятое и объективное рассмотрение дела), практике государственного управления (правительство должно учитывать объективную ситуацию), экономической (деятельность предприятия необходимо строить на объективном анализе рыночной ситуации), в журналистской практике (требование объективного освещения событий). Если современные ученые сомневаются в возможности объективного описания мира, то в журналистике объективность еще менее возможна. Ведь основная цель науки - это поиск объективных закономерностей, в то время как журналистика «отягощается» необходимостью соответствовать запросам аудитории, реализовывать информационный продукт, используется как средство идеологического влияния и прочее. В результате, объективная журналистика – это просто декларация, которая, в силу исчерпания идеи объективности, должна быть пересмотрена. Основополагающая категория классической науки – объективность утратила свою константность и была поставлена под сомнение. Восприятие действительности «такой, какая она есть» понимается как условность, а практическая эффективность обретает большую значимость, нежели истина сама по себе.

Литература

  1. Догалаков А.Г. Истина как проблема научного познания / А.Г.Догалаков; Балашов. гос. пед. ун-т. - Балашов : БГПИ, 1999. - 166 с. – Режим доступа: http://adogalakov.narod.ru/trudy/A_G_Dogalakov/istina_kak_problema/glava2.
  2. Кохановский В.П. Основы философии науки : учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. – Изд. 5-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 603 с.
  3. Международные принципы профессиональной этики в журналистике (ЮНЕСКО, 1983) [Электронный ресурс] // Информационный портал для молодых журналистов YOJO.ru – Режим доступа: http://yojo.ru/?page_id=82
  4. Объективность //Философия:Энциклопедический словарь/ Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. - 1072 с. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/855/ОБЪЕКТИВНОСТЬ

References

  1. Dogalakov A.G. Istina kak problema nauchnogo poznanija / A.G. Dogalakov ; Balashov. gos. ped. un-t. - Balashov : BGPI, 1999. - 166 s. – Rezhim dostupa: http://adogalakov.narod.ru/trudy/A_G_Dogalakov/istina_kak_problema/glava2.
  2. Kohanovskij V.P. Osnovy filosofii nauki : uchebnoe posobie dlja aspirantov / V.P. Kohanovskij [i dr.]. – Izd. 5-e. – Rostov-na-Donu: Feniks, 2007. – 603 s.
  3. Mezhdunarodnye principy professional'noj jetiki v zhurnalistike (JuNESKO, 1983) [Jelektronnyj resurs] // Informacionnyj portal dlja molodyh zhurnalistov YOJO.ru – Rezhim dostupa: http://yojo.ru/?page_id=82
  4. Obektivnost' // Filosofija: Jenciklopedicheskij slovar' / Pod red. A.A. Ivina. — M.: Gardariki, 2004. - 1072 s. – Rezhim dostupa: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/855/ОБЪЕКТИВНОСТЬ