СРАВНЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОГО СПОРТА И ДРУГИХ ВИДОВ СПОРТА ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.61.029
Выпуск: № 7 (61), 2017
Опубликована:
2017/07/19
PDF

Сингина Н.Ф.1, Лугин Д.В.2

1 Кандидат педагогических наук, профессор, Российский Государственный Университет Физической Культуры, Спорта, Молодёжи и Туризма (ГЦОЛИФК), 2студент, Российский Государственный Университет Физической Культуры, Спорта, Молодёжи и Туризма (ГЦОЛИФК)

СРАВНЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОГО СПОРТА И ДРУГИХ ВИДОВ СПОРТА ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Интернет-зависимость у школьников выдвинулась в настоящее время в число самых значительных проблем. Несмотря на то, что радикальных методов борьбы с ней не существует, увлеченная спортом молодежь обладает устойчивостью к данной зависимости. Целью настоящей работы является выявление возможности преодоления Интернет-зависимости среди молодежи на основе использования возможностей танцевального спорта и сравнения его с этой точки зрения с другими видами спорта. Показано, что школьники, занимающиеся спортивными танцами, как и другими видами спорта, проводят за развлечениями и играми в сети интернет значительно меньшее время, чем контрольная группа школьников. Сделан вывод, что танцевальный спорт предоставляет возможности для преодоления развития Интернет-зависимости среди школьников.

Ключевые слова: Интернет-зависимость; немедикаментозные средства борьбы; спорт; танцевальный спорт; спортивные танцы.

Singina N.F.1, Lugin D.V.2

1PhD in Pedagogy, Professor, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism, 2Student, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism

COMPARISON OF USING DANCE SPORTS AND OTHER KINDS OF SPORTS FOR PREVENTION OF INTERNET DEPENDENCE AMONG SCHOOL STUDENTS

Abstract

Internet addiction among school students is one of the most significant problems of nowadays. Despite the fact that there are no radical methods to oppose it, young sports enthusiasts are resistant to this dependence. The purpose of this work is to describe the possibility of overcoming Internet addiction among young people on the basis of using the opportunities of dance sport and comparing it with other sports from this point of view. It is shown that schoolchildren engaged in sports dances, as well as other sports, spend much less time on online entertainment and games than the control group of school students. It is concluded that dance sports provide opportunities to overcome the development of Internet addiction among school students.

Keywords: Internet addiction; non-medicinal opposing means; sport; dance sport; sport dance.

Интернет-зависимость для подростков в настоящее время становится одной из самых значительных проблем. Лечение компьютерной и интернет-зависимости разной степени может проводиться различными методами [1]. Как показывает практика, люди, а это в основном родственники и близкие друзья Интернет-зависимых людей, к профессиональной помощи медиков обращаются редко. Чаще всего стараются обойтись своими силами, а когда уже становится очевидным, что сами не справляются, идут к специалистам за профессиональной помощью.

К методам лечения компьютерной и интернет-зависимости можно отнести: медикаментозные методы; психотерапевтические методы; нетрадиционные методы [2]. И все же, несмотря на то, что такие методики существуют, радикальных методов лечения интернет-зависимости и зависимости от компьютерных игр не существует [3]. Говорить о том, что наступил момент, когда изобрели абсолютное лекарство от компьютерной зависимости, пока еще рано. И здесь на первый ряд выходит предотвращение ее развития.

Таким образом, Интернет-зависимость превратилась в серьезную проблему для юношей и девушек, имеющую как морально-психологические, так и физические симптомы. В ряде случаев данную зависимость считают болезнью наряду с употреблением наркотиков, юношеским алкоголизмом и токсикоманией. Обращение к врачам влечет за собой сложное комплексное лечение с негарантированным результатом выздоровления. Соответственно возникают задачи поиска немедицинских способов профилактики и лечения Интернет-зависимости у юношей и девушек. Естественным вариантом при этом является вовлечение молодежи и юношей в здоровый образ жизни, занятия спортом, активизация тренировочного и соревновательного процессов.

Одним из таких направлений может являться популяризация в их среде спортивных танцев. Преимуществом спортивных танцев с этой точки зрения является то, что эти занятия развивают духовные и творческие способности человека. Молодёжь и подростки, занимающиеся данным видом спорта, живут в мире красоты, наслаждаются ею [4]. При этом необходимо отметить, что схожие мотивационные факторы в одном случае (Интернет-зависимость) приводят к психологическому состоянию, которое оценивается как болезнь, а в другом (занятия спортивными танцами) к физическому и творческому расцвету личности молодёжи и подростков [5].

Таким образом, целью настоящей работы является выявление возможности преодоления Интернет-зависимости среди молодежи на основе использования возможностей танцевального спорта и сравнения его потенциала в этой области с другими видами спорта.

Информационную базу исследования составили опросные листы занимающихся спортивными танцами школьников и контрольных групп, состоящих из школьников, занимающихся в спортивных секциях другой направленности и неохваченных занятиями спортом школьников в трех возрастных параллелях (1-2 класс, 7-8 класс, 10-11 класс) трех близкорасположенных школ. Перечень включенных в опросный лист вопросов включал в себя: возраст; класс/учитель; оцените время работы в Интернете в мин.: общее; из них в учебных целях; развлечения (без игр); игры; общая успеваемость (отлично, хорошо, удовлетворительно). Выборка исследования составляла: контрольная группа - 19 учащихся 1-2 класса, 12 учащихся 7-8 класса и 13 учащихся 10-11 класса, в каждой из которых были выделены подгруппы а) занимающихся в спортивных секциях другой направленности и б) неохваченных занятиями спортом школьников и по 10 учащихся соответствующих классов, занимающихся спортивными танцами, в качестве экспериментальной группы. Для этих групп и подгрупп определялось среднее значение для показателя и погрешности средних, при оценке которых использовалось распределение Стьюдента с уровнем достоверности 0,7, а также медиана. Из полученного массива данных были выделены данные о времени, потраченном учащимися на развлечения и игры в сети Интернет, которые были для анализа сведены в три таблицы в соответствии с исследованными возрастными группами. При учете компьютерного времени было исключено время на общение в сети Интернет с родными и близкими, друзьями, знакомыми и др., когда сеть использовалась исключительно из-за удобства общения, а не с целью погружения в виртуальную реальность. Просмотр фильмов через Интернет учитывался в графе «Развлечения», поскольку, хотя подросток может увлечься фильмами и без сети Интернет, использование для этой цели сети значительно облегчает доступ к просмотру фильмов.

Данные обсчета анкет приведены в таблицах 1-3. Для контрольной группы проводился расчет средней и медианы для группы младших школьников в целом, а также отдельно для групп школьников, участвующих в работе спортивных секций (любых видов спорта) и не участвующих в них. Для группы младших школьников, занимающихся спортивными танцами, проводился расчет средней и медианы для группы в целом.

 

Таблица 1 – Сведения о работе в Интернете для учеников 1-2 класса, мин./день

25-07-2017 10-18-29

Для контрольной группы младших школьников в целом среднее время, проведенное в сети интернет за развлечениями, составляло 26 ± 9 мин в день (при α = 0.7), среднее время же, проведенное за компьютерными играми, составляло 36 ± 11 мин в день (при α = 0.7). При этом в контрольной группе практически отсутствовала разница между средним временем, проводимым в сети интернет за развлечениями и компьютерными играми между спортсменами и не спортсменами (Таблица 1). Для младших школьников, увлеченных спортивными танцами, среднее время, проведенное в сети интернет за развлечениями, составляло 22 ± 7 мин в день (при α = 0,7), а среднее время, проведенное за компьютерными играми, составляло 25 ± 7 мин в день (при α = 0,7). Таким образом, уже для возрастной параллели 2-го класса для детей, занимающихся спортивными танцами, намечается тенденция снижения времени, затрачиваемого на развлечения и игры, в 1.5 и 1.8 раза по сравнению с контрольной группой, отмечено также снижение и максимального времени, потраченного, в частности на игры. Необходимо также отметить то, что если медиана времени, проведенного за развлечениями в сети интернет, была у всех групп одинакова (10 мин в день), то медиана времени, проведенного за играми, для этих групп различалась. Если у не спортсменов эта величина совпадала с величиной у контрольной группы в целом (30 мин в день), то у спортсменов она снижалась до 20 мин в день, а у детей, занимающихся спортивными танцами, снижалась до 15 мин в день.

 

Таблица 2 – Сведения о работе в Интернете для учеников 7-8 класса, мин./день

25-07-2017 10-20-58

Для контрольной группы школьников 7-8 класса в целом был отмечен значительный рост среднего времени, проведенного в сети интернет, по сравнению с младшими школьниками – более чем в 3 раза. В целом школьники контрольной группы проводили за развлечениями в сети интернет 91 ± 11 мин в день (при α = 0.7) и 71 ± 20 мин в день (при α = 0.7) играли в компьютерные игры. При этом у всех подгрупп контрольной группы рассчитанное среднее арифметическое хорошо совпадало с медианой для этой подгруппы. Однако в этой возрастной категории были зафиксированы значительные отличия уже между подгруппами контрольной группы. Прежде всего, необходимо отметить, что спортсмены в целом проводили в сети интернет практически в 3 раза больше времени, чем школьники, не занимающиеся в спортивных секциях. При этом если школьники, не занимающиеся в спортивных секциях, проводили 48 минут в день за развлечениями и 42 за играми, то спортсмены проводили 121 и 91 минут в день соответственно. Необходимо также отметить тот факт, что, хотя спортсмены тратили в сети интернет в 3 раза больше времени на учебу (66 против 21 минуты в день), их средние оценки были ниже, чем у не спортсменов (3,4 против 3,6 соответственно) (Таблица 2).

Среди школьников 7-8 класса, увлеченных спортивными танцами, наметилась тенденция полного отказа от развлечений и игр в сети Интернет. Даже в целом они находились в сети практически в 3 раза меньше, чем подростки контрольной группы. Развлечения в сети интернет у них занимали в среднем около получаса (24 минуты в сутки в среднем, 40 ± 6 мин. в сутки при α = 0.7 у 60% участвующих из общего числа и 30 минут медиана общей выборки) что, в принципе, соответствует просмотру одной серии сериала. Игры в сети интернет занимали около получаса у 30% анкетированных (25 ± 4 мин в день при α = 0.7), остальные же уже в этом возрасте полностью исключили их из своего времяпровождения.

 

Таблица 3 – Сведения о работе в Интернете для учеников 10-11 класса, мин./день

25-07-2017 10-37-42

Из таблицы 3 видно, что для школьников 10-11 классов вывод о росте с возрастом средней компьютерной зависимости подтверждается (более чем в 1,3 раза для контрольной группы в целом и в 1.4 раза (с 91 ± 11 до 128 ± 20 мин. при α = 0,7) для развлечений в частности) (Таблица 3). Однако в части компьютерных игр разделение в подгруппах контрольной группы сохранилось, однако затраты времени в них полностью изменились. Если в 7-8 классах подростки, занимающиеся в спортивных секциях, крайне активно играли в компьютерные игры (в среднем в 2,1 раза больше по времени, чем не занимающиеся в спортивных секциях), то в 10-11 классах эти подростки полностью исключили компьютерные игры из своего времяпровождения. Однако при этом они активно развлекались в сети интернет – время, затраченное ими на развлечения, даже выросло с 121 минуты в сутки в 7-8 классе до 185 минут в сутки в 10-11 классе. При этом подростки, не занимающиеся в спортивных секциях, стали намного активнее играть в компьютерные игры – время, затраченное на них, выросло с 42 до 84 минут в сутки, причем медиана достигла 100 минут. Одновременно подростки, занимающиеся в спортивных секциях, намного больше времени стали проводить в сети интернет за учебой – этот показатель у них вырос с 66 до 126 минут в сутки, т.е. практически в 2 раза. У подростков, не занимающихся в спортивных секциях, время использования сети интернет для учебы тоже многократно возросло (с 21 до 90 минут в сутки), однако, тем не менее, было в 1,4 раза меньшим. Данная диспропорция, по-видимому, отразилась и на средних оценках, получаемых школьниками – 3,6 у подростков, не занимающихся в спортивных секциях, против 4,2 у подростков, занимающихся в них.

Среди школьников 10-11 класса, увлеченных спортивными танцами, сохранилась тенденция к полному отказу от развлечений (40%) и игр (70%) в сети Интернет. При этом в целом в сети они находились в 2 раза больше, чем подростки 7-8 классов, однако. Развлечения в сети интернет у них занимали в среднем около получаса (20 минут в сутки в среднем по выборке в целом или 33 ± 5 мин. в сутки (при α = 0,7) у 60% участвующих из общего) что, в принципе, все так же соответствует просмотру одной серии сериала. Игры в сети интернет у них, так же как и у 7-8 класса, занимали около получаса в день у 30% из анкетированных (25 ± 4 мин в день при α = 0.7), остальные по-прежнему полностью исключали их из своего времяпровождения. Интересно отметить, что, несмотря на то, что подростки, занимающиеся спортивными танцами, использовали интернет для учебы в 1,3 раза меньше, чем подростки, занимающиеся в спортивных секциях, их средние оценки были такие же (4,2) как, как и у спортсменов, причем среди них вообще отсутствовали получающие 3 балла. Этот факт может быть объяснен наличием высокой самодисциплины и влиянием творческого начала, присущего спортивным танцам.

Конечно, полученные результаты даже при низком уровне достоверности (0,7) имеют весьма существенный разброс относительно своих средних - 15-30%. Такой разброс возможен в двух случаях, либо результаты опроса в ряде случаев искажаются участниками из соображений скрытности и боязни последствий, либо, действительно, данные объективно значительно разнятся при малом объеме выборки. По-видимому, в данном случае имели место все эти факторы и требуются дальнейшие исследования в данной области. Однако, не смотря на всю предварительность результатов, из них объективно вытекает вывод о необходимости приложения усилий Государства и общественности к популяризации танцевального спорта в молодёжной среде. Дело в том, что секции танцевального спорта чаще всего существуют исключительно на деньги родителей танцоров, их государственное финансирование практически отсутствует. Данное обстоятельство объясняется тем, что спортивные танцы не входят в программу Олимпийских Игр. Между тем, массовый и доступный характер танцев при этом совершенно не учитывается. К тому же вся пропаганда здорового образа жизни на основе танцевального спорта на ТВ сводится к сомнительному циклу передач «Танцы со звёздами», хотя для популяризации данного вида спорта хотелось бы, прежде всего, видеть репортажи с танцевальных соревнований, передачи и фильмы про молодых спортсменов, и тому подобные материалы.

Таким образом, в целом можно сделать вывод, что танцевальный спорт предоставляет значительные возможности для предотвращения и преодоления Интернет-зависимости среди юношей и девушек и может быть использован в комплексе с другими немедикаментозными средствами для борьбы с этой зависимостью.

Список литературы / References

  1. Кочетков Н.В. Социально-психологические аспекты зависимости от онлайн-игр и методика ее диагностики // Социальная психология и общество. - 2016. – Т. 7. № 3. – С. 148–163.
  2. Малыгин В.Л. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика / В.Л. Малыгин. – М.: Мнемозина, 2010. – 136 с.
  3. Фазлетдинова А.А. Профилактика компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста // Справочник педагога-психолога. Школа. – 2014. – № 7. – С. 74-78.
  4. Сингина Н.Ф. Особенности педагогической подготовки тренера в системе высшего физкультурного образования : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.04. Москва, 1991. 24 c.
  5. Лугин Д.В. Использование возможностей танцевального спорта для социальной адаптации и физического восстановления Интернет-зависимых юношей и девушек // Международный журнал экспериментального образования. – – № 7-1. – С. 111-113.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Kochetkov N.V. Sotsial'no-psikhologicheskiye aspekty zavisimosti ot onlayn-igr i metodika yeye diagnostiki [Socio-psychological aspects of dependence on online games and the methodology for its diagnosis] / N.V. Kochetkov // Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo [Social psychology and society]. – 2016. V. 7. №3. P. 148–163. [in Russian]
  2. Malygin V.L. Internet-zavisimoye povedeniye u podrostkov. Klinika, diagnostika, profilaktika [Internet-dependent behavior in adolescents. Clinic, diagnosis, prevention] / V.L. Malygin. – M .: Mnemosyna, 2010. – 136 p. [in Russian]
  3. Fazletdinova A.A. Profilaktika komp'yuternoy zavisimosti u detey mladshego shkol'nogo vozrasta [Preventive maintenance of computer dependence at children of younger school age] // Spravochnik pedagoga-psikhologa. Shkola [Directory of the teacher-psychologist. School] – 2014. – №7. – P. 74–78. [in Russian]
  4. Singhina N.F. Osobennosti pedagogicheskoy podgotovki trenera v sisteme vysshego fizkul'turnogo obrazovaniya [Peculiarities of pedagogical training of the trainer in the system of higher physical education] : the author's abstract of dis. … of PhD in Pedagogical Sciences : 13.00.04 : Singhina Nadezhda Feodorovna – Moscow, 1991. 24 P. [in Russian]
  5. Lugin D.V. Ispol'zovaniye vozmozhnostey tantseval'nogo sporta dlya sotsial'noy adaptatsii i fizicheskogo vosstanovleniya Internet-zavisimykh yunoshey i devushek [Use of the possibilities of dance sport for social adaptation and physical recovery of Internet-dependent young men and girls] // Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education]. – 2014. – №7-1. – P. 111–113 [in Russian]