СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГОСУДАРСТВЕ И ОТЕЧЕСТВЕ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПАТРИОТИЗМА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.94.4.046
Выпуск: № 4 (94), 2020
Опубликована:
2020/04/17
PDF

СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГОСУДАРСТВЕ И ОТЕЧЕСТВЕ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПАТРИОТИЗМА

Научная статья

Степанова Г.С. *

Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж, Россия

* Корреспондирующий автор (gsstepanova[at]mail.ru)

Аннотация

В статье ставится проблема воспитания чувства патриотизма у современной молодежи как идеологической составляющей современного общества. Анализируется понятие социальных представлений, описываются представления учащейся молодежи о ситуации в современной России. Подчеркивается, что социальные представления показывают общее отношение к социальным проблемам в обществе, а также потенциал личного участия в развитии социума. Описываются результаты эмпирического исследования, а именно, свободного опроса студентов и старшеклассников и ассоциативного эксперимента по выявлению особенностей социальных представлений о Государстве и Отечестве. Отмечается динамика содержания понятий «Отечество» и «Государство» в самосознании молодежи, и их взаимосвязь с патриотическими установками. Констатируется проявление социального недоверия к институту Государства.

Ключевые слова: социальные представления, патриотизм, самосознание, идентичность, социальное недоверие, имплицитные конструкты.

SOCIAL IMAGE OF THE STATE AND FATHERLAND AMONG MODERN YOUTH AS THE MANIFESTATION OF PATRIOTISM

Research article

Stepanova G.S. *

Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russia

* Corresponding author (gsstepanova[at]mail.ru)

Abstract

The article poses the problem of developing the sense of patriotism among modern youth as an ideological component in modern society. The concept of social image is analysed, the ideas of students about the current situation in modern Russia are described. It is emphasized that social image reflects the general attitude to social problems in society, as well as the potential for personal participation in its development. The results of the empirical study, namely, a free survey of students of universities and high school and an associative experiment aimed at identifying the main features of social ideas about the state and fatherland, are described. The dynamics of the content of the concepts “fatherland” and “state” in the self-consciousness of youth, and their relationship with patriotic attitudes is noted. The manifestation of social distrust towards the institution of the state is established.

Keywords: social representations, patriotism, self-awareness, identity, social distrust, implicit constructs.

Введение

Патриотизм является предметом рассмотрения различных наук: философии, социологии, истории. Как психологический феномен патриотизм рассматривают сегодня в контексте разработки и внедрения национальной идеологии, во взаимосвязи с категориями национальной идентичности, а также в контексте содержания понятий «Отечество», «Родина» и «Государство» в самосознании россиян.

Воспитание патриотизма стало вновь актуально после длительного периода забвения в 90-годах, обусловленного ключевыми трансформациями общества. Значение воспитания патриотизма, у молодежи в первую очередь, видят в его ресурсе для построения и усиления государства. Категория патриотизма тесно связана с категориями самосознания и идентичности.

Проблема патриотизма имеет давнюю историю в России. Особенно актуальна она была в плане воспитания подрастающего поколения. Так, еще К.Д. Ушинский, рассматривая влияние на чувство патриотизма знания истории России, очень современно утверждал, что плохое состояние наших финансов, неудача многих наших административных мер, непроходимые проезжие пути, - все эти болезни поуменьшились бы, « … если бы в России поднялся уровень знаний о России, если бы мы добились того, чтоб наш юноша, оканчивая курс учения, знал о полусветной России столько же положительных фактов, сколько знает о своей маленькой Швейцарии десятилетний швейцарец, оканчивающий курс первоначальной школы”[7, С. 285-286].

 Молодежь является сегодня главным объектом конструирования общегражданской идентичности, обозначаемой категорией «россиянин», что является приоритетной целью государственной идеологии, поэтому особенности социальных представлений о содержании этой идентичности, соотношении с этнической идентичностью, представления о сущности категорий «Государство», «Отечество», «патриотизм» является основой, либо способствующей конструированию общегражданской идентичности, либо тормозящей этот процесс.

Важным аспектом для исследования выступает то, что молодежь является социальной и демографической группой, самосознание которой фактически «не отягощено» влиянием идеологии предыдущего исторического периода. Поэтому проблема социальных представлений российской молодежи (студенческой в первую очередь) о состоянии российского общества, своего места и роли в процессе его реформирования является сегодня чрезвычайно актуальной и показывает перспективу и потенциал развития общества.

Кроме того, важным положением является то, что по данным социологических исследований молодое поколение в большинстве своем занимает пассивную позицию по отношению к политической действительности, в результате предвыборные кампании ориентируются в основном только на средний и пенсионный возраст, а молодежь остается за чертой политики. Получается, что будущее России, в котором жить сегодняшней молодежи, определяется людьми «старой» политической ориентации, чьи жизненные принципы во многом непонятны новому поколению [8].

Основными функциями социальных представлений выступают: сохранение устойчивости сознания, влияние на поведение, объяснение фактов и детерминация картины мира. При этом социальные представления создаются коллективно, коллективно поддерживаются и связаны с чувством «Мы». С. Хантингтон, рассуждая о будущем, говорил, что главной причиной конфликтов будет не идеология или политика, а культура, так как народы и нации пытаются ответить на вопрос, касающийся в первую очередь их идентичности: «Кто мы такие?» [1].

Таким образом, исследование патриотизма, как составляющей современной идеологии может осуществляться по нескольким направлениям: это исследование социальных представлений, исследование личностной и коллективной (этнокультурной) идентичности, степени оптимистичности-пессимистичности установок по поводу будущего России. Показательным является исследование указанных особенностей у молодежи, особенно студенческой, как будущей интеллигенции [6].

Методы и принципы исследования

Предметом настоящего исследования явилось изучение динамических тенденций социокультурных представлений молодежи в период с 2012 по 2017г. В частности, анализу были подвергнуты представления молодежи о Государстве, Отечестве, будущем России, а также представления об идеальном государстве, отраженные в свободных ответах на вопрос: «Какой вы видите Россию через 10-15 лет?». Кроме того, с целью уточнения содержания социальных представлений молодежи о Государстве и Отечестве был проведен ассоциативный эксперимент. Эффективность применения ассоциативных методов для исследования социальных представлений объясняется тем, что они дают возможность получить имплицитный материал, выявить имплицитные конструкты как неосознаваемые феномены, ключевые для анализа содержаний представлений [9]. При этом, эффективной является методика обработки результатов, с помощью которой представления подвергаются анализу, опираясь на два параметра: частота появления того или иного понятия в ответах респондентов и ранг появления понятия.

В исследовании, в общей сложности, приняли участие 130 человек старшеклассников воронежских школ и 180 студентов 1-2 курсов различных факультетов Воронежского государственного педагогического университета. Содержание ответов было подвергнуто процедуре контент - анализа. Категориями для анализа выступили: частота употребления определений, обозначающих гражданскую, этническую идентичность («Я-россиянин», «Я-русский»); характер представлений о будущем России. Критериями анализа выступили: важность идентичностей для личности, адекватность понимания, позитивность представлений о будущем России и собственном вкладе в развитие России.

Основные результаты

 По результатам исследования в 2012 г. в целом можно отметить, что социальные представления молодежи характеризуются определенной амбивалентностью, эмоционально-когнитивной рассогласованностью, содержат как оптимистические, так и пессимистические признаки. Проанализируем некоторые данные. Так, позитивным видят будущее России 35% (положительные ответы) старшеклассников и 42 % студентов (φ*эмп = 1.018). Различия в данном случае не существенны. Но, в негативном ключе видят будущее России почти треть (29%) студентов (отрицательные ответы) и лишь 5% старшеклассников (φ*эмп = 5.203, различия значимы).  При этом амбивалентность значительно выше у старшеклассников. В большей степени осознают и позитивно видят свою роль в развитии России студенты (32% ответивших). При этом подчеркивают и свою негативную роль в развитии России 18% студентов (φ*эмп = 2.312). Это говорит о том, что студенты значимо оценивали в 2012 г. свою положительную роль в развитии общества. Как у студентов, так и у старшеклассников в большей степени выражена этническая идентичность с преобладанием позитивного самоотношения. В целом, сравнивая результаты старшеклассников и студентов можно сказать, что социальные представления студентов более дифференцированы и отражают как позитивные, так и критичные точки зрения, что свидетельствует о большем развитии рефлексии и самосознания.

 В качестве примеров проблемности и неоднозначности социальных представлений, которые могут рассматриваться как примеры антипатриотизма, служат следующие выдержки из сочинений студентов: «Я горжусь, что я русский. Но будущего России не вижу, т.к. у России нет здоровой молодежи, а, следовательно, нет и будущего», «Я – русский, а не россиянин. Не знаю точно, что значит «россиянин». Для меня моя национальность значит очень много». «Я – россиянин. Это мое гражданство. Я – русский. Я люблю свою страну, но не люблю государство. Наша страна потеряла свое величие». «Когда я думаю, что я русская, я испытываю гордость и какое-то величие. Я очень люблю свою страну, но не люблю свое государство». Комментируя эти высказывания, нельзя однозначно сказать об отсутствии такого отношения к своей стране, как патриотизм. Анализ сочинений показал, что, высказывая критичные оценки по отношению к Государству, студенты одновременно проявляли озабоченность и тревогу за будущее страны, понимая под нею Родину.

Анализ результатов 2017 года показал усиление негативных тенденций.  Однозначно положительное будущее России видят только 25% испытуемых студентов, 7 % сомневаются в позитивных изменениях, и 24% демонстрируют как надежду, так и сомнения. Остальные респонденты затруднились дать ответ. Сравнение с 2012 годом показывает значимость различий (φ*эмп = 2.567). Примером позитивных социокультурных представлений может служить высказывание: «Россия через 15 лет – страна с возросшим уровнем жизни, но еще решается проблема политической неграмотности граждан». Однозначно пессимистическая точка зрения на позитивное будущее России видна из высказывания: «Коррупция будет еще сильнее. Образование загубят. Дети не будут иметь никаких ценностей вообще». Когнитивная рассогласованность видна из ответа: «Я вижу Россию большой и великой страной, где не будет войн, страшных преступлений. Но сохранятся большие цены и налоги».

С целью уточнения содержания социальных представлений молодежи о Государстве и Отечестве был проведен ассоциативный эксперимент. Испытуемым было предложено дать ряд ассоциаций на категории «Государство» и «Отечество», при этом анализировалась частота появления конкретной ассоциации. При анализе ассоциаций ответы объединялись в группы, отражающие государственные параметры (флаг, герб, президент, закон) и группы ответов, объединяющих проявление чувства патриотизма, ответственности и т.д. (Родина, долг, патриотизм, вера, гордость). Анализ ответов в 2012 г. показал, что частота проявления патриотических чувств на стимул «Государство» равна 0,32 (в 2017г. – 0,20) частота официальных, ассоциаций равна 0,54 (в 2017 – 0,14). Соответственно, частота проявления патриотических ассоциаций на стимул «Отечество» равна 0,92 (в 2017 - 0,98), официальных ассоциаций – 0,06 (в 2017г – 0,04). Необходимо подчеркнуть, что соотношение позитивных и негативных ассоциаций в 2017г. на категорию «Государство» равнялось, соответственно, 24,8% и 53%  (φ*эмп = 4.158), на категорию «Отечество» - 100% и 0%. [5]. Различия значимы.

Полученные данные подтверждают нашу предварительную гипотезу о том, что государство «Российская Федерация» не ассоциируется у большинства испытуемых с понятием «Отечество», а воспринимается отчужденно и официально. Государство представлено властью, а недоверие к власти как таковой, отмечает Емельянова Т.П.[2], стало чертой российского национального менталитета, затрудняющей формирование гражданского общества, требующего от граждан не только социальной активности, но и способности к конструктивному сотрудничеству с властью. При этом в 2017 году эти тенденции нарастают.

Попытку объяснить природу таких особенностей делает А.В.Потемкин. Он утверждает, сравнивая особенности представлений о патриотизме русских с представлениями студентов других национальностей, что русские в большей степени склонны полагаться на себя, на свои силы и возможности, у них не выражена мотивация к реализации патриотизма, а также недостаточно выражено понимание сути и назначения патриотизма [4]. Не соглашаясь с таким выводом, мы утверждаем, что причиной такого проявления патриотизма является смысловое разделение понятий «Государство» и «Отечество», а также приписывание студентами патриотизму более локального (регионального) смысла, или отражение в суждениях отношения к «малой Родине». Здесь можно гипотетично предположить, что такое разделение является архетипичным для русской культуры. М.О.Коялович отмечал, что в русском обществе еще при Елизавете с неудержимой силой развивалось западноевропейское разделение между Государством и Церковью, между светской и духовной жизнью, выражавшееся в сильном неверии и безнравственности [3].

Выводы

Таким образом, можно утверждать, что результаты вышеописанного исследования позволяют дифференцировать феномен патриотизма по отношению к Государству и Отечеству / Родине. Наблюдается отчуждение и социальное недоверие по отношению к Государству. При этом можно констатировать значительный потенциал патриотических чувств по отношению к Родине / Отечеству. Такое противоречие является препятствием для формирования гражданского общества в России.

Как пишет В. Соловей, при всей значимости новых политических и экономических институтов, коммуникаций, государственных атрибутов и символов не менее, если не более важным для успеха государство - и нациестроительства представляется формирование устойчивого позитивного образа нации и государства в массовом сознании [10]. Особенно это значимо для молодого поколения, в первую очередь студенчества как будущей интеллигенции.

Думается, что современная идея конструирования общегражданской идентичности «Я – россиянин» и воспитания патриотизма, как желания служить Российской Федерации, должна опираться на формирование соответствующего образа России в самосознании молодежи, и соответствующих позитивных социальных представлений о Государстве как Отечестве, у которого колоссальный потенциал развития, в жизни которого молодое поколение должно принимать самое активное участие.

Конфликт интересов Не указан Conflict of Interest None declared

Список литературы / References

  1. Бовина И. Б.в современном мире: подход теории социальных представлений /Бовина И. Б., Стефаненко Т. Г., Тихомандрицкая О. А., Малышева Н. Г., Голынчик Е. О. // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2009.- № 2. – Педагогика/Психология. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/2. (дата доступа 15.03.2020).
  2. .Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества: автореф. дисс. … докт. психол.наук. 19.00.05 / Емельянова Татьяна Петровна. - Ин-т психологии РАН. - Москва, 2006. - 49 с.
  3. Коялович М.О. История русского самосознания /М.О.Коялович. - СПб., 1884.- 603 с.
  4. Потемкин А.В. Национально-психологические особенности проявления патриотизма личности: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. 19.00.01 /Потемкин Андрей Валерьевич. - Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск, 2009. - 23 с.
  5. Степанова Г.С. Динамика социокультурных представлений студенческой молодежи /Степанова Г.С. //Мат II Междунар. научно-практич. конф. «Проблемы психолого-педагогической работы в современном образовательном учреждении». - СПбГИК . - 19 мая. - 2017г. С.316-320.
  6. Степанова Г.С. Отражение этнической и гражданской идентичности в социальных представлениях современной молодежи /Г.С.Степанова //Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии .– Мат. Третьей межд. научн.конф. 24-25 мая 2012г. – Смоленск: Маджента, 2012. – Т.1. – С. 208-212.
  7. Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими /Ушинский К.Д. // Изб. соч. в 2-х т.- Т.II.- М., 1954.- 435 с.
  8. Шалашова Е. О. Социальные представления молодежи о политической власти /Шалашова Е.О. URL: http://myakushkin.ru/partnery/soczialnye-predstavleniya-molodezhi-o-politicheskoj-vlasti. Дата доступа 27.03.2020 г.
  9. Шляхтин Г.С., Давыдов С.В. Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев /.Шляхтин Г.С., Давыдов С.В //Вестник Нижегородского университета. Серия: Социальные науки. - Вып.5.- 2006. - С.125-138.
  10. Яковенко И. .Я - русский. Кто я и зачем я? /И.Яковенко// «Нева». - 2004, №6. С.149-180.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Bovina I.B. Rossiya v sovremennom mire: podxod teorii social`ny`x predstavlenij [Russia in the modern world: the approach of the theory of social representations] / Bovina I.B., Stefanenko T.G., Tikhomandriskaya O.A., Malyshev a.g., Golynchik E. O. Electronic magazine "Knowledge. Understanding. The skill." 2009. - No 2. Pedagogy/Psychology. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/2. (Accessed: March 15, 2020)
  2. Emelyanova T.P. Konstruirovanie social`ny`x predstavlenij v usloviyax transformacii rossijskogo obshhestva: avtoref. diss. … dokt. psixol.nauk. 19.00.05 [Designing social representations in the face of the transformation of Russian society: autoref. Dics. ... Doc. Psychol.science. 19.00.05] / Emelyanova Tatiana Petrovna. - In-t psychology of the RAS. - Moscow, 2006. - 49 p.
  3. O. Kojalovic M.O. Istoriya russkogo samosoznaniya [History of Russian Identity] /M.O. Koyalovich. - St. Petersburg, 1884.- 603 sp
  4. Potemkin A.V. Nacional`no-psixologicheskie osobennosti proyavleniya patriotizma lichnosti: Avtoref. diss. … kand. psixol. nauk. 19.00.01 [National-psychological features of the manifestation of patriotism of personality: Autoref. Dics. ... Kand. A psychotic. Sciences. 19.00.01] / Potemkin Andrey Valeryevich. - Novosib. State. Ped. Un-t. - Novosibirsk, 2009. 23 p.
  5. Stepanova G.S. Dinamika sociokul`turny`x predstavlenij studencheskoj molodezhi [Dynamics of sociocultural representations of student youth] / Stepanova G.S. // Mat II Internar. scientific-practical. Conf. "The problems of psychological and educational work in a modern educational institution." - SPBGIC. May 19. 2017. P.316-320.
  6. Stepanova G.S. Otrazhenie e`tnicheskoj i grazhdanskoj identichnosti v social`ny`x predstavleniyax sovremennoj molodezhi [Reflection of ethnic and civic identity in the social representations of modern youth] / G.S. Stepanova // Theoretical problems of ethnic and cross-cultural psychology .- Mat. Third inter- 24-25 May 2012 - Smolensk: Magenta, 2012. V.1. P. 208-212.
  7. Ushinsky K.D. O neobxodimosti sdelat` russkie shkoly` russkimi [On the need to make Russian schools Russian] / Ushinsky K.D. // Izb. Op. 2 t. - T.II.- M., 1954.- 435 p.
  8. Shalashova E.O. Social`ny`e predstavleniya molodezhi o politicheskoj vlasti [Social representations of youth about political power] / Shalashova E.O. URL: http://myakushkin.ru/partnery/soczialnye-predstavleniya-molodezhi-o-politicheskoj-vlasti. (Accessed 03/27/2020).
  9. Shlyakhtin G.S. Sootnoshenie implicitny`x i e`ksplicitny`x e`tnicheskix stereotipov u russkix i nemcev [The ratio of implicit and explicit ethnic stereotypes among Russians and Germans] // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. Series: Social Sciences. - Issue 5 .- 2006. -P.125-138.
  10. Yakovenko I. Ya - russkij. Kto ya i zachem ya? [I Russian. Who am I and why am I?] / I. Yakovenko // "Neva". - 2004, No. 6. P.149-180.