РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ АНИМАЦИИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.107.5.060
Выпуск: № 5 (107), 2021
Опубликована:
2021/05/17
PDF

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ АНИМАЦИИ

Научная статья

Медведев П.Н.1, Малий Д.В. 2, *

1 ORCID: 0000-0002-7580-069X;

2 ORCID: 0000-0002-9864-9208;

1, 2 Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тула, Россия

* Корреспондирующий автор (maliydmitriy[at]yandex.ru)

Аннотация

Статья посвящена изучению проблемы развития творческого воображения у детей дошкольных образовательных организаций. Цель исследования заключалась в изучении состояния творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, составлении и реализации программы развития с использованием техники песочной анимации. В статье рассмотрены особенности формирования творческого воображения у старших дошкольников. Авторы выделили возможности песочной терапии в развитии творческого воображения детей шести лет, в частности рассмотрена техника песочной анимации. В статье представлены результаты экспериментального исследования и подтверждено предположение о том, что техника песочной анимации раскрывает более широкие возможности для эффективного формирования и развития творческого воображения детей.

Ключевые слова: творческое воображение, дети старшего дошкольного возраста, техника песочной анимации.

DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINATION IN OLDER PRESCHOOL AGE CHILDREN BY MEANS OF SAND ANIMATION

Research article

Medvedev P.N.1, Maliy D.V.2, *

1 ORCID: 0000-0002-7580-069X;

2 ORCID: 0000-0002-9864-9208;

1, 2 Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Tula, Russia

* Corresponding author (maliydmitriy[at]yandex.ru)

Abstract

The article discusses the problem of the development of creative imagination in children of preschool educational organizations. The aim of the study is to examine the state of creative imagination in children of older preschool age, to design and implement a development program using the technique of sand animation. The article discusses the aspects of the formation of creative imagination in older preschoolers. The authors highlight the possibilities of sand therapy in the development of the creative imagination of children aged six years, in particular, the authors examine the technique of sand animation. The article presents the results of an experimental study and confirms the assumption that the technique of sand animation opens up wider opportunities for the effective formation and development of children's creative imagination.

Keywords: creative imagination, children of older preschool age, sand animation technique.

Введение

В настоящее время внедрение цифровых технологий во все сферы жизни, динамично меняющее общественное пространство требуют овладения человеком широким диапазоном практических навыков, активизации и развития его творческих способностей, направленных на эффективное взаимодействие с периодически меняющейся социальной и информационно-образовательной средой. Инновации, проектирование и создание чего-то нового требует наличия у современного человека определённых знаний, творческих идей и навыков владения современными технологиями. Решение задач на нестандартное мышление, нелинейность и необычность восприятия мира позволит сформировать образность, компетенции, необходимые для того, чтобы создавать принципиально новое, выйти за пределы традиционного линейного восприятия. Социально-экономическое развитие страны в целом возможно только в сочетании творчества, среды для развития и самореализации творческих людей и инноваций как результата тотального творчества. Как показывает педагогическая практика, творческая личность с энтузиазмом выполняет все задачи, очень самостоятельна и ответственна, очень активно ищет и решает сложные задачи. Таким образом, одной из перспективных целей образования и воспитания становится подготовка современного поколения детей к проявлению творческих способностей, фундаментом для формирования которых выступает творческое воображение [1, С. 63].

Материал и методы исследования

В исследовании в качестве диагностирующего инструментария были использованы следующие методики: методика «Дорисовывание фигур» (адаптация О. М. Дьяченко); методика «Нарисуй что-нибудь» (Р. С. Немов); методика «Скульптура» (Р. С. Немов); педагогический эксперимент; анализ результатов.

Результаты исследования и их обсуждение

Развитие творческого воображения важно не только как составляющая любой формы творческой деятельности старшего дошкольника, но и как составляющая его поведения в целом. Анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческого воображения у дошкольников показывает наличие различных подходов к процессу его формирования и развития, различных точек зрения, иногда противоречивых [2, С. 70]. Исследователи сходятся во мнении, что наиболее сензитивным для развития творческого воображения является старший дошкольный возраст. Это обусловлено тем, что детям данного возраста характерны повышенная любознательность, стремление в познании окружающей действительности, самореализация и самоутверждение [3, С. 29].

Творческое воображение позволяет создавать новые образы, рождать новые идеи, преображать реальность, используя уже ранее увиденные предметы и объекты. Ребенок создает новое при помощи различных комбинаций, которые в реальности увидеть невозможно. Например, при создании сказочного сюжета часто используются элементы окружающей природы (деревья, трава, вода, рыба и т.д.), но сочетание их может быть не такое, как в жизни: дорога поднимается в небо, горизонт находится ниже; на дереве растут конфеты и т.д. Творческое воображение представляет собой анализ и синтез предыдущего чувственного опыта ребенка от увиденных предметов и объектов, событий, отраженных в сознании, которые впоследствии преобразуются в новые образы [4, С. 21].

Формирование творческого воображения заключается в активном изменении художественных образов, объектов, предметов, которые разнообразны, оригинальны, эмоциональны. Рубинштейн С. Л. [5, С. 372], Выготский Л. С. [6, С. 35] и др. разделяли процесс воображения на активный и пассивный.

Пассивное воображение характерно непроизвольному созданию образа, которое не дает продукт деятельности. Активное воображение характеризуется целенаправленным созданием нового художественного образа, передающего эмоциональное состояние художника, чувства, настроение, отношение к действительности. Воображение служит основой творческого развития, художественной деятельности ребенка. Образы, новые идеи, которые появляются в воображении, активизируют психологические, эмоциональные, эстетические процессы, выделяя их творческую сущность.

Воображение помогает создать новые образы на основе существующих, соединить несколько образов, явлений в одно целое. Например, образ Бабы-яги – это старуха с большим носом (больше, чем в жизни) в форме крючка, с горбом на спине, но самое необычное то, что она летает на метле или в ступе. В жизни без дополнительных устройств метла и ступа не полетят.

Одним из эффективных средств формирования и развития творческого воображения у детей является технология песочной анимации. Песочная анимация как одна из современных технологий сочетает в себе мощный набор инструментов и выразительных средств разных видов искусства, следовательно, ее развивающий потенциал является эффективным и перспективным. Например, ребенку можно предложить просмотреть несколько картин (кадров песочной анимации), проанализировать их совместно с педагогом, а затем выполнить картины противоположные просмотренным по содержанию, здесь будет задействовано воображение как основа наглядно-образного мышления [7, С. 125].

При продумывании кадра в песочной анимации задействовано абстрактно-логическое воображение, так как прежде, чем нарисовать кадр, нужно представить создаваемый образ и его составляющие, мысленно выделить характерные особенности, обобщить другие, после чего перенести его сначала на бумагу, а затем на свето-анимационный стол. Создавая единый образ из нескольких составляющих (живых и не живых предметов), ребенок должен мысленно разделить каждую составляющую на простые части, отобрать нужные и объединить их в единое целое. При создании обобщенного цельного сюжета задействовано несколько кадров, следовательно дошкольник при поддержке педагога-воспитателя сначала мысленно продумывает и представляет логические и эффектные сюжетные переходы между кадрами песочной анимации и превращение одних предметов в другие, чтобы в результате получился не простой набор картин, а иллюзия их движения.

Для связи всех кадров песочной анимации необходимо придумать сюжет, его начало, которое будет являться вступлением, кульминацию, когда развитие всех событий в кадре достигает предела, самый интересный момент и завершение – раскрывая все это логически и постепенно, подводя итог [9]. Ребенок не ограничивает себя рамками и стереотипами, поэтому, имея небольшой опыт при ярко выраженной эмоциональности, он может экспериментировать и создавать комбинации не хуже, чем опытный аниматор. Поэтому развитие воображения как составляющей части творческих способностей ребенка необходимо начинать именно в старшем дошкольном возрасте [10, С. 155].

Экспериментальной базой исследования выступило МДОУ «Ломинцевский детский сад № 45» Тульской области. Общее количество детей, принявших участие в исследовании – 24 чел., возраст – 6 лет. Разработанная диагностическая программа была использована на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

Сравнивая результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (рис. 1), можно констатировать, что количество детей с низким уровнем развития творческого воображения в среднем по трем методикам уменьшилось на 30% (49% и 19% соответственно), средний коэффициента оригинальности (КОР) у них составил 3,1 баллов.

26-05-2021 13-51-27

Рис. 1 – Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы

 

Средний уровень развития творческого воображения характерен для большинства детей (45% и 47% соответственно), КОР составил 6,8 баллов. Количество детей с высоким уровнем развития творческого воображения в среднем по трем методикам увеличилось на 13% (21% и 34% соответственно), средний коэффициента оригинальности КОР в данном случае составил 9,3 балла.

В целом, полученные результаты свидетельствуют о наличии положительной динамики изменения в уровнях развития творческого воображения детей. Составленная и проведенная на формирующем этапе эксперимента программа развития с использованием технологии песочной анимации показала свою эффективность.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить о важности проведения своевременной, систематической диагностики развития творческого воображения и способностей детей педагогом-воспитателем дошкольных образовательных организаций с целью правильной организации полноценной поддержки их проявления. В процессе опытно-экспериментальной работы был сделан акцент на два направления: анализ возможностей техники песочной анимации и реализация программы развития с использованием данной технологии. Анализ результатов экспериментального исследования показал, что разработанная программа развития и правильно подобранные игровые упражнения с использованием техники песочной анимации способствовали повышению уровня развития творческого воображение детей старшего дошкольного возраста.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Рощин С.П. Творческое воображение, сущность содержания / С.П.Рощин, Н.А. Барбашова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2019. – № 5-2 (83). – С. 63-66. – DOI: 10.23670/IRJ.2019.83.5.041.
  2. Чурбанова С.М. Развитие воображения и креативности у дошкольников: теоретический анализ современных исследований / С.М.Чурбанова, А.А. Леонтьева // Современное дошкольное образование. – 2019. – №6 (96). – С. 70-78. – DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10060.
  3. Ежкова Н.С. Творческое воображение старших дошкольников: диагностика и развитие / Н.С. Ежкова, В.О. Дергачева // Проблемы научной мысли. – 2019. – Т. 4. – № 2. – С. 28-31.
  4. Ежкова Н.С. Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста: теоретико-методический аспект / Н.С.Ежкова, П.В. Кузнецова // Сборник XVI International Scientific and Practical Conference «Science And Сivilization» (30 января 2020 г.). – Sheffield, 2020. – С. 21-23.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк: кн. для учителя / Л.С. Выготский. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
  7. Вязова А.В. Развитие воображения у дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности / А.В. Вязова, Н.Б. Смирнова // Вестник ЧГПУ им. И.Я.Яковлева. – 2019. – №5 (105). – С. 123-130.
  8. Григорьева О.А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников / О.А. Григорьева // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 11. – Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/11/41113 (дата обращения: 14.04.2021).
  9. Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Песочная игротерапия / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
  10. Шинкарёва Н.А. Особенности и условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста / Н.А.Шинкарёва, Г.В. Богослова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – №3 (24). – С. 154-158.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Roshchin S.P. Tvorcheskoe voobrazhenie, sushchnost' soderzhaniya [Creative imagination, the essence of content] / S.P. Roshchin, N.A. Barbashova // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International Research Journal]. – 2019. – № 5-2 (83). – P. 63-66. – DOI: 10.23670/IRJ.2019.83.5.041. [in Russian]
  2. Churbanova S.M. Razvitie voobrazheniya i kreativnosti u doshkol'nikov: teoreticheskij analiz sovremennyh issledovanij [The development of imagination and creativity in preschool children: a theoretical analysis of modern research] / S.M. CHurbanova, A.A. Leont'eva // Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie [Modern preschool education]. – 2019. – №6 (96). – P. 70-78. – DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10060. [in Russian]
  3. Ezhkova N.S. Tvorcheskoe voobrazhenie starshih doshkol'nikov: diagnostika i razvitie [Creative imagination of senior preschoolers: diagnosis and development] / N.S. Ezhkova, V.O. Dergacheva // Problemy nauchnoj mysli [Problems of scientific thought]. – 2019. – Vol. 4. – № 2. – P. 28-31. [in Russian]
  4. Ezhkova N.S. Razvitie tvorcheskogo voobrazheniya u detej starshego doshkol'nogo vozrasta: teoretiko-metodicheskij aspect [Development of creative imagination in older preschool children: theoretical and methodological aspect] / N.S. Ezhkova, P.V. Kuznecova // Sbornik XVI International Scientific and Practical Conference «Science and Sivilization» (30 yanvarya 2020 g.). – Sheffield, 2020. – P. 21-23. [in Russian]
  5. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshchej psihologii [Fundamentals of general psychology] / S.L. Rubinshtejn. – SPb.: Piter, 2002. – 720 p. [in Russian]
  6. Vygotskij L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste: psihol. ocherk: kn. dlya uchitelya [Imagination and creativity in childhood: a psychological essay]. – 3-rd edition. – M.: Prosveshchenie, 1991. – 93 p. [in Russian]
  7. Vyazova A.V. Razvitie voobrazheniya u doshkol'nikov v processe hudozhestvenno-tvorcheskoj deyatel'nosti [The development of imagination in preschool children in the process of artistic and creative activity] / A.V. Vyazova, N.B. Smirnova // Vestnik CHGPU im. I.YA. YAkovleva [Bulletin of the I. Ya. Yakovlev CHSPU]. – 2019. – №5 (105). – P. 123-130. [in Russian]
  8. Grigor'eva O.A. Osobennosti razvitiya tvorcheskogo voobrazheniya starshih doshkol'nikov Features of the development of the creative imagination of older preschoolers / O.A. Grigor'eva // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii [Modern scientific research and innovation]. – 2014. – № 11. – Vol. 3 [Elektronnyj resurs]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/11/41113 (accessed 14.04.2021). [in Russian]
  9. Grabenko T.M., CHudesa na peske. Pesochnaya igroterapiya [Wonders on the sand. Sand game therapy] / T.M. Grabenko, T.D. Zinkevich-Evstigneeva. – SPb.: Institut special'noj pedagogiki i psihologii, 1998. – 50 p. [in Russian]
  10. Shinkaryova N.A. Osobennosti i usloviya razvitiya tvorcheskih sposobnostej u detej starshego doshkol'nogo vozrasta [Features and conditions for the development of creative abilities in older preschool children] / N.A. Shinkaryova, G.V. Bogoslova // Baltijskij gumanitarnyj zhurnal [Baltic Humanitarian Journal]. – 2018. – №3 (24). – P. 154-158. [in Russian]