ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ У ЖЕНЩИН С ИЗБЫТОЧНЫМ ВЕСОМ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.58.153
Выпуск: № 4 (58), 2017
Опубликована:
2017/04/17
PDF

Макуха С.В.1, Пошатылюк В.А.2

1ORCID: 0000-0001-6832-5088, аспирант, Санкт-Петербургский Государственный Университет, 2ORCID: 0000-0003-4532-0449, магистр педагогики и психологии, ст. преподаватель кафедры психологических дисциплин, Казахстанский Государственный Юридический Университет

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ У ЖЕНЩИН С ИЗБЫТОЧНЫМ ВЕСОМ

Аннотация

Основной причиной избыточного веса и ожирения является переедание и патология пищевого поведения, что связано с изменением роли пищи в современном мире и обществе. В статье дан краткий обзор о формировании пищевого поведения и установок, приведены основные личностные особенности женщин, имеющих лишний вес, даны понятия временной перспективы и уровня притязаний. Отражены результаты исследования, в котором были выявлены взаимосвязи между лишним весом, особенностями восприятия времени и уровнем притязаний. Психотерапия является основным эффективным способом для снижения веса и на основе полученных результатов исследования предложены рекомендации для повышения её эффективности.

Ключевые слова: избыточный вес, пищевое поведение, уровень притязаний, восприятие времени, временная перспектива.

Makukha S.V.1, Poshatyluk V.A.2

1ORCID: 0000-0001-6832-5088, Postgraduate student, St. Petersburg State University, 2ORCID: 0000-0003-4532-0449, Master of Pedagogics and Psychology, Senior Lecturer of the Department of Psychological Disciplines, Kazakhstan State Law University

PECULIARITIES OF TIME PERCEPTION AND LEVEL OF ASPIRATION IN WOMEN WITH EXCESSIVE WEIGHT

 Abstract

The main cause of overweight and obesity is overeating and pathology of eating behavior, which is associated with a changing role of food in the modern world and society. The paper provides a brief overview of formation of the food behavior and attitudes, the main personality characteristics of overweight women are given, the concepts of temporal perspective and level of claims are shown as well. According to the results of the study the dependence of excess weight on the features of time perception and the level of claims were revealed. Psychotherapy is the main effective way to reduce weight and based on the results of the study the recommendations to improve its effectiveness were given.

Keywords: overweight, food behavior, level of aspiration, time perception, time perspective.

Пища занимает центральное место в жизни любого человека, и в эпоху глобализации всех мировых процессов перестала удовлетворять только биологическую потребность человечества. Пищевое поведение – это комплексное понятие, включающее в себя: информированность и опыт в отношении еды, сформированные установки и стереотипы питания, способные меняться при возникновении стрессовых ситуаций, знания об образе собственного тела и действия, которые направлены на достижение данного образа.

Ожирение по признанию Всемирной организации здравоохранения является новой неинфекционной эпидемией XXI века, по оценкам 2014 года более 1,9 миллиарда взрослых старше 18 лет имели избыточный вес (39%), 41 миллион детей в возрасте до 5 лет имел избыточный вес или ожирение [4].

В большинстве стран для диагностики избыточного веса или ожирения используются: индекс Кетле или индекс массы тела (при показателе выше 25 диагностируют избыточный вес, выше 30 - ожирение), и данные, которые разработала страховая компания Metropolitan Life Insuranse Co.

В настоящее время СМИ всё чаще привлекает внимание к теме пищи, которую мы потребляем, её воздействию на психологическое и физическое состояние и благополучие. На специфичность пищевого поведения оказывают влияние следующие факторы: возраст, социальный класс и статус, урбанизация и область места проживания. Важно отметить, что пищевые установки и привычки формируются в детстве, особое влияние на их формирование оказывают родители (особенно мать) и другие авторитетные для ребёнка взрослые, через пищу, человек получает информацию и ощущает себя частью своей семьи, страны, нации, веры и культуры. Ни одно мероприятие семейного или международного формата сегодня не обходится без накрытого стола или фуршета, еда стала универсальным способом общения, который убирает социальные и психологические барьеры. Через пищу, человек не только получает удовольствие, но и заботится и уделяет внимание своему внешнему виду и внутреннему состоянию. Поэтому на сегодняшний день вопросы пищевого поведения и избыточного веса необходимо рассматривать с позиции комплексного анализа, как биопсихосоциального явления.

Доказано, что индивидуально-психологические особенности, такие как образ жизни, знания и опыт, образование и информированность в отношении еды, оказывают существенное влияние на выбор пищи и пищевое поведение [1, С. 26]. Анализируя исследования, направленные на изучение психологических особенностей женщин с проблемами веса, можно выделить следующие основные: наличие алекситемических черт, преимущественно экстернальный локус контроль, неадекватная оценка собственного образа, психологическая дезадаптация, которая приводит к потреблению большего количества пищи при стрессовых ситуациях, поскольку еда выступает как компенсаторный механизм. А также регидность поведения, наличие черт перфекционизма и стремление к самосовершенствованию, повышенная тревожность. Учитывая негативное отношение к избыточному весу, сформированное под влиянием СМИ, где пропагандируется худощавое телосложение,  женщины, имеющие лишний вес, менее заинтересованы в  сексуальной жизни и имеют больше проблем при межличностных взаимодействиях, как с мужчинами, так и с женщинами.

Восприятие времени является одним из факторов, который детерминирует пищевое поведение. При этом исследований, которые могли бы указать на его связь с пищевым поведением на текущий момент немного. С уверенностью можно утверждать, что лица, склонные к пищевой аддикции, сложнее переносят короткие интервалы времени [2, С. 461] и для них пищевая стимуляция становится одним из способов справиться с задачей структурирования времени.

В процессе проведения психокоррекционной работы с женщинами, имеющими избыточный вес, было замечено, что у лиц с пищевой аддикцией имеются определённые тенденции к восприятию длительности работы по снижению веса: желание избавиться от всех лишних килограммов моментально, прямо сейчас, зачастую становилось помехой для выполнения участниками инструкций. Это наблюдение позволило сформулировать две гипотезы, которые были проверены в настоящем исследовании. Первое предположение - у лиц с пищевой аддикцией восприятие времени не является оптимальным. Второе, что, возможно, существует прямая зависимость между избыточным весом и выраженностью одной из временных шкал, в первую очередь с гедонистическим настоящим. Наши наблюдения  в процессе работы с женщинами, имеющими избыточный вес, послужили основой для выдвижения третьей гипотезы о наличии взаимосвязи между избыточным весом и уровнем притязаний.

Для проверки этих предположений были выбраны опросник Зимбардо - для исследования временных перспектив у лиц с избыточным весом и методика Шварцландера для исследования уровня притязаний (УП). В исследовании приняло участие 50 женщин, каждая из которых имеет избыточний вес от 2,5% до 35,5% от массы тела, средний процент составляет 16,77. Средний возраст испытуемых составил 43,16 лет, все женщины участвовали в психокоррекционной программе по снижению веса. В качестве метода статистической обработки был использован коэффициент r-Пирсона.

Временная перспектива (ВП) – это бессознательный процесс, в котором временные категории играют ведущую роль при взаимодействии личного и социального опыта, что помогает придать смысл и структурирвать ежедневные события. ВП влияет на представления,  принятие решений,  все аспекты поведения индивида и качество жизни. ВП является достаточно устойчивой категорией, при условии, что личность ориентирована на конкретные временнные рамки, и это становится доминантой в мировоззрении и способах регирования. ВП может и видоизменяться под воздействием серьезных жизненных событий и кризисных периодов.

В исследовании временной перспекивы как предиктора употребления психоактивных веществ, которое проводилось Кио, Зимбардо и Бойд в 1999 году была подтверждена гипотеза, что люди ориентированнные на гедонистическое настоящее  более склоны к употреблению психоактивных веществ, в сравнении с теми, кто ориентирован на будущее [3, С. 153].  В нашем исследовании речь идёт об избыточном весе, причиной которого, у обследованных нами женщин является переедание, то есть в основе лежит социально разрещенная нехимическая аддикция.

Анализ уровня притязаний испытуемых показал, что связи между лишним весом и особенностями УП существуют. Уровень притязаний показывает насколько для человека привлекательны трудные цели, и насколько он их считает возможными и выполнимыми. На УП влияет и то, какова динамика удач и неудач в конкретной деятельности: выбираются более сложные задачи (таких испытуемых оказалось 20%), более лёгкие задачи (44%) или же остаются на прежнем уровне (36%).

Нереалистично высокий УП приводит к постоянной фрустрации в силу недостижимости поставленных задач. Высокий УП показывает реалистичность желаний, и при этом тенденцию к тому, чтобы ставить перед собой задачи более сложные, потребность в самосовершенствовании. В нашем исследовании испытуемых с завышенным УП не выявлено, с высоким уровнем двое. Умеренный УП означает удовлетворённость качеством выполнения имеющихся задач и отсутствием интереса к более сложным. У людей с низким или же нереалистично низким УП цели слишком простые или слишком лёгкие, что связано либо с недооценкой своих сил, либо с тенденцией избегать ответственности и трудностей. В группе испытуемых таких людей выявлено больше всего, поскольку средние показатели УП в нашем исследовании составили: –0,7718. Кроме того, имеется связь на уровне статистической тенденции между УП и весом: эмпирическое значение коэффициента корреляции r-Пирсона составило 0,236 при р≤0,10. Иначе говоря, чем выше амбиции, тем больше лишнего веса, однако прилагать достаточно усилий для получения результата клиент, зачастую, не готов, зато может вместо этого «снизить планку» желаемых для снижения килограммов.

Дополнительный анализ в группах с разной динамикой выбора сложности задачи (0 - осталось на прежнем уровне, 1 - усложнение, 2 - выбор более легкой задачи) показал, что существуют определённые взаимосвязи для каждого из вариантов. В случае, когда задача оставалась такой же по уровню сложности была обнаружена связь (на уровне р≤0,10) между средним уровнем достижений и позитивным прошлым, а также между УП и гедонистическим настоящим (р≤0,05).

В подгруппе выбравших более сложные задачи уровень притязаний коррелирует с позитивным прошлым (р≤0,05); в этой же подгруппе наиболее сильная связь между фаталистическим настоящим и возрастом (р≤0,01) и связь на уровне статистической тенденции между возрастом и гедонистическим настоящим (р≤0,10).

В подгруппе с выбором более простых задач оказалось, что имеется корреляция между количеством лишних килограммов и фаталистическим настоящим (р≤0,05), средним уровнем притязаний и позитивным прошлым (р≤0,10), средним уровнем достижений и УП (р≤0,05), и связь на уровне тенденции между УП и весом в целом.

Таким образом, предположение о том, что пищевая аддикция имеет определённые взаимосвязи с восприятием времени и УП в целом подтвердилась, хотя, следует отметить, что эти взаимосвязи возможны благодаря дополнительным переменным (возраст), что в рамках данного исследования не было возможности проверить в силу объема выборки.

Выводы:

Результаты нашего исследования позволили сделать следующие выводы: временная перспектива у лиц с пищевой аддикцией не является оптимальной, на основании данных исследования можно рекомендовать в психокоррекционной программе по снижению веса уделить внимание когнитивной переоценке прошлого опыта клиентов, и сместить фокус с краткосрочного гедонизма на гедонизм длительный (отсроченный). Это тем актуальнее, чем выше возраст клиентов. Представляется целесообразным выявлять УП у лиц с пищевой аддикцией до начала психокоррекционной работы направленной на снижение веса. Помимо этого коррекция УП может быть дополнительным инструментом терапии.

Список литературы / References

  1. Коннер М., Кристофер Дж. А. Социальная психология пищи / М. Коннер, Дж. А. Кристофер – Х.: Гуманитарный центр, 2012. – 264 с.
  2. Gil S., Rousset S., Droit-Volet S. How liked and disliked food affects time perception / S. Gil, S. Rousset, S. Droit-Volet // Emotion. – 2009. - Vol. 9 (4). - P. 457-463. doi:10.1037/a0015751
  3. Keough К. А., Zimbardo P. G., Boyd J. N. Who’s smoking, drinking, and using drugs? Time perspective as a predictor of substance use [Электронный ресурс] /K. A. Keough, P. G. Zimbardo, J. N. Boyd // Basic and applied social psychology. – 1999 – 21(2). – P. 149-164 // URL: http://www.zimbardo.com/downloads/1999%20Whos%20Smoking.pdf (дата обращения 21.03.2017).
  4. Всемирная организация здравоохранения. Ожирение и избыточный вес. Основные факты [Электронный ресурс] / Всемирная организация здравоохранения // URL: http://who.int/mediacentre/factsheets/fs311/ru/ (дата обращения 17.03.2017).

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Conner M., Armitage C. J. Socialnaya psihologya pishi [The social psychology of food] / M. Conner, C. J. Armitage // H.: Gymanitarny centr, 2012. – 264 p. [in Russian]
  2. Gil S., Rousset S., Droit-Volet S. How liked and disliked food affects time perception / S. Gil, S. Rousset, S. Droit-Volet // Emotion. – 2009. - Vol. 9 (4). - P. 457-463. doi:10.1037/a0015751
  3. Keough К. А., Zimbardo P. G., Boyd J. N. Who’s smoking, drinking, and using drugs? Time perspective as a predictor of substance use [Electronic resource] /K. A. Keough, P. G. Zimbardo, J. N. Boyd // Basic and applied social psychology. – 1999 – 21(2). – P. 149-164 // URL: http://www.zimbardo.com/downloads/1999%20Whos%20Smoking.pdf (accessed 21.03.2017).
  4. World Health Organization. Obesity and overweight. Fact sheet [Electronic resource] / World Health Organization // URL: http://who.int/mediacentre/factsheets/fs311/ru/ (accessed 17.03.2017). [in Russian]