ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РАССТРОЙСТВ У ЮНОШЕЙ ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.58.170
Выпуск: № 4 (58), 2017
Опубликована:
2017/04/17
PDF

Буравцова Н.В.1, Сычева Т.Ю.2, Маршируева И.Б.3

1Кандидат психологических наук, Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирский государственный педагогический университет, 2Кандидат педагогических наук, Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирский государственный медицинский университет, 3Клинический психолог

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РАССТРОЙСТВ У ЮНОШЕЙ ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Статья посвящена исследованию специфики личностных расстройств и особенностям их проявления у юношей призывного возраста, направленных на медицинское психиатрическое освидетельствование. Проведен анализ частоты проявления реактивной и личностной тревожности, депрессии и суицидального риска у юношей призывного возраста. Выявлены значимо высокие показатели личностной тревожности, склонность к депрессивному состоянию и суицидальному риску; сниженный коммуникативный потенциал, моральная нормативность и адаптивные способности.

Ключевые слова: личностные расстройства, юноши призывного возраста, суицидальный риск, тревожность и депрессия.

Buravtsova N.V.1, Sycheva T.Yu.2, Marshiroeva I.B.3

1PhD in Psychology, Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk State Pedagogical University, 2PhD in Psychology, Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk State Medical University, 3Clinical psychologist

PECULIARITIES OF PERSONALITY DISORDERS IN YOUNG MEN OF DRAFT AGE

Abstract

The paper is devoted to the study of personality disorders and the peculiarities of their manifestation in young men of draft age; the study is aimed at medical psychiatric examination. The frequency of manifestations of reactive and personal anxiety, depression and suicidal risk in young men of draft age is analysed. Significantly high rates of personal anxiety, a tendency to depressive states and suicidal risk were revealed; as well as reduced communication potential, moral normality and adaptive abilities.

Keywords: personality disorders, young men of draft age, suicidal risk, anxiety and depression.

Вопросы сохранения и укрепления здоровья для любого общества выступают в качестве первоочередных. Но особенно актуальным это является для лиц призывного возраста. По имеющимся показателям, каждый третий призывник сегодня не подлежит призыву в связи с неблагоприятными показателями здоровья [4]. В настоящее время основной причиной профессионального ограничения призывных и допризывных контингентов являются негативные тенденции соматического, нервно-психического развития и заболеваемости среди юношей призывного возраста [2]. Эти ограничения являются препятствием для призыва на военную службу здорового пополнения.

Целью нашего исследования стало: изучение у юношей призывного возраста частоты проявления личностных расстройств, тревожности, депрессии и суицидального риска. В исследовании приняли участие 85 юношей 18-23 лет. При формировании выборки использовался случайный отбор юношей, направленных на медицинское психиатрическое освидетельствование военными комиссариатами Новосибирской области для решения вопроса о годности к военной службе. Обследование проводилось с сентября по декабрь 2016 г. на базе ГБУЗ НСО ГНКПБ №3 г. Новосибирска.

Основную группу составили 42 юноши, направленные психиатром на стационарное обследование в психиатрическую больницу, у которых в ходе исследования было выявлено расстройство личности. В контрольную группу вошли 43 юноши, у которых расстройства личности не выявлены.

Респондентам были предложены следующие методики: тест личностных расстройств Дворщенко В.П.; шкала тревоги Спилбергера Ч.Д., Ханина Ю.Л.; шкала депрессии Бека А.Т.; методика выявления склонности к суицидальным реакциям Юнацкевича П.И.; методика «Нарисуй человека» Маховера К.; личностный опросник «Адаптивность» Маклакова А.Г., Чермянина С.В.

В основной группе были выявлены следующие расстройства личности: пограничное 40%; шизоидное 20%; ананкастное 13,3%; шизотипическое, дистимическое, нарциссическое по 6,6%; параноидное и тревожное по 3,3%. Большинство юношей с психическими расстройствами проживали в сельской местности. При попытках суицида медицинская помощь не оказывалась; призывники попадали в поле зрения психиатра только в период прохождения призывной комиссии, в связи с выявленными рубцами от самопорезов.

Выявлены следующие значимые различия (по U-критерию Манна-Уитни) по выраженности показателей между юношами основной и контрольной групп:

- личностная тревожность: 41,6 баллов у респондентов основной группы и 38,5 баллов у респондентов контрольной группы; р=0,004;

- депрессия: 14,8 и 6,53 баллов соответственно; р=0,0002;

- суицидальный риск: 0,42 и 0,3 баллов соответственно; р=0,01.

Это может свидетельствовать о том, что юноши с личностными расстройствами в большей степени подвержены состоянию безотчетного страха, неопределенному ощущению угрозы, они напряжены, озабочены и обеспокоены, такие юноши воспринимают большинство событий как опасные и неблагоприятные для них. Юноши с личностными расстройствами постоянно находятся в подавленном и настороженном состоянии, они испытывают затруднения в общении с окружающим миром, так как он воспринимается враждебным и пугающим.

Актуальным вопросом для юношей призывного возраста становится вопрос о прохождении военной службы, и многие юноши под страхом призыва на военную службу впадают в депрессивное состояние. В контрольной группе показатели депрессии значительно ниже, чем в основной группе. У юношей с личностными расстройствами в большей степени выражена депрессия, которая сопровождается пониженным настроением, пессимистическим настроем, снижением работоспособности. Они постепенно перестают получать удовольствие от жизненных событий, становятся более апатичными, иногда это может сопровождаться соматическими симптомами [1].

Депрессия часто ассоциируется с увеличивающейся опасностью суицидального поведения. В контрольной группе показатели суицидального риска ниже, чем показатели в основной  группе. Юноши с личностными расстройствами в большей степени подвержены суицидальным реакциям. Для них характерна неустойчивая склонность к суицидальным реакциям, но при возникших жизненных трудностях вероятность совершения суицида резко возрастает. Юноши призывного возраста с личностными расстройствами могут реализовывать саморазрушающее поведение.

В процессе качественного анализа рисунков было установлено, что для юношей с личностными расстройствами характерно рисование человека уменьшенного размера (изображение человека занимает по высоте менее 1/3 листа) (56,6% испытуемых) и расположенного в нижней части листа (30% испытуемых), что может свидетельствовать о наличии депрессивного состояния, низкой самооценке и хронической тревожности, либо о наличии субдепрессии. Схематичность рисунка (53,3% испытуемых) может свидетельствовать об астении и низкой эмоциональности, что также может говорить о наличии депрессии. Расположение рисунка в нижней половине листа свидетельствует о сниженной самооценке.

О специфике взаимодействия юношей с личностными расстройствами с окружающими их людьми может говорить отсутствие изображения кистей рук (70% испытуемых), слабо представленные черты лица, либо не прорисованное лицо (33,3% испытуемых). То есть для этих респондентов характерны нарушения в межличностных отношениях, их общение поверхностно, настороженно и часто принимает враждебную форму. Для них также характерно стремление к избеганию проблем и конфликтов, связанных с межличностной сферой. При анализе рисунка человека было выявлено, что для юношей с личностными расстройствами характерно устойчивое депрессивное состояние, снижение активности в контактах с окружающими, избегание общения, вследствие несформированности навыков общения.

Как известно, продуктивность и успешность прохождения военной службы зависит от эффективной адаптации организма к условиям воинской деятельности. С этой целью исследовались основные адаптационные возможности призывников. Выявлены значимые различия между юношами основной и контрольной групп по выраженности показателей адаптивности:

- коммуникативный потенциал: 4,0 балла у респондентов основной группы и 5,6 баллов у респондентов контрольной группы; р=0,002;

- моральная нормативность: 4,2 и 5,4 балла соответственно; р=0,04;

- адаптивные способности: 4,2 и 5,4 балла соответственно; р=0,003.

То есть, у юношей контрольной группы коммуникативный потенциал и адаптивные способности выше, чем в основной группе. Это может говорить, о том, что у юношей с личностными расстройствами чаще возникают трудности в построении новых контактов, им сложнее адаптироваться к новым условиям среды, свойственно проявление конфликтности и агрессии. У юношей, страдающих личностными расстройствами, более высок уровень личностной тревожности, легкая депрессия (субдепрессия) и повышенный суицидальный риск [1]. Их коммуникативный потенциал, моральная нормативность и адаптивные способности значимо снижены по сравнению с контрольной группой.

Ситуация осложняется еще и тем, что данные нарушения формируются на более ранних возрастных этапах – в подростковом возрасте. Как показывает практика, психокоррекционная работа с юношами и подростками по снижению тревожности, агрессивности и суицидального риска способствует социальной адаптивности будущих призывников [3, 5, 6].

Своевременное выявление и профилактика развития личностных расстройств у подростков и юношей призывного возраста поможет снизить риск развития депрессивного и суицидального поведения, будет способствовать улучшению психического здоровья молодого поколения.

Список литературы / References

  1. Андриенко Н.М. Взаимосвязь личностных особенностей и степени готовности к риску специалистов экстремальной деятельности / Н.М. Андриенко, Т.Ю. Сычева // СМАЛЬТА. 2016. - № 3. - С. 9-13.
  2. Ахмерова С.Г. Показатели годности к военной службе, мотивационные установки и состояние здоровья юношей допризыного и призывного возраста / С.Г. Ахмерова, А.В. Ляхович, Э.Е. Федин // Вестник новых медицинских технологий. 2010. - № 3. – С 184-188.
  3. Буравцова Н.В. Психокоррекция подростковой тревожности с помощью ассоциативных карт / Н.В. Буравцова // СМАЛЬТА. 2016. - № 5. - С. 12-16.
  4. Полунина Н.В. Образ жизни и заболеваемость юношей-подростков призывного возраста / Н.В. Полунина, А.В. Юмукян // Российский медицинский журнал. 2013.- № 1. – С. 3-6.
  5. Сычева Т.Ю. Нравственные ценности младших школьников / Т.Ю. Сычева. – Рубцовск: Ун-т Рос. акад. образования, 2005. – 203 с.
  6. Филь Т.А. Структура идентичности харизматической личности / Т.А. Филь, Н.В. Дмитриева // Мир науки, культуры, образования. 2011. - № 1. - С. 216-222.
  7. Филь Т.А.Идентичность харизматической личности / Т.А. Филь // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. - № 16-1. - С. 91-96.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Andrienko N.M. Vzaimosviaz lichnostnykh osobennostey i stepeni gotovnosti k risku spetsialistov ekstremalnoy deyatelnosti [Interrelation of personal characteristics and readiness condition for the risk of specialists in extreme activities] / N.M. Andrienko, T.Yu. Sychev // SMALTA. 2016. - No. 3. - P. 9-13. [In Russian]
  2. Akhmerova S.G. Pokazateli godnosti k voyennoy sluzhbe, motivatsionniye ustanovki i sostoyaniye zdoroviye yunoshey doprizyvnogo i prizivnogo vozrasta [Indicators of fitness for military service, motivation and health status of young men of preinduction and draft age] / S.G. Akhmerova, A.V. Lyakhovich, E.E. Fedin // Vestnik novukh meditsinskikh tekhnologiy [Bulletin of new medical technologies]. 2010. - No. 3. – P. 184-188. [In Russian]
  3. Buravtsova N.V. Psikhokorrektsiya podrostkovoy trevozhnosti s pomoshchyu assotsiativnykh kart [Psychocorrection of adolescent anxiety with associative maps] / N.V. Buravtsov // SMALTA. 2016. - No. 5. - P. 12-16. [In Russian]
  4. Polunina N.V. Obraz zhizni i zabolevaemost yunoshey-podrostkov prizivnogo vozrasta [Lifestyle and morbidity of young adolescents of draft age] / N.V. Polunina, A.V. Yumukyan // Rossiyskiy meditsinskiy zhurnal [Russian Medical Journal]. 2013.- No. 1. - P. 3-6. [In Russian]
  5. Sychev T.Yu. Nravstvennye tsennosti mladshikh shkolnikov [Moral values of younger schoolchildren] / T.Yu. Sychev. - Rubtsovsk: Un-t. Ros. Acad. Education, 2005. - 203 p. [In Russian]
  6. Fil’ T.A. Struktura identichnosti kharizmaticheskoy lichnosti [Structure of identity of charming personality] / Т.А. Fil, N.V. Dmitrieva // Mir nauki, kultury, obrazovaniya [World of science, culture, education]. 2011. - No. 1. - P. 216-222. [In Russian]
  7. Fil’ T.A Identity of charming personality / T.A. Fil’ // Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya [Psychology and pedagogy: methods and problems of practical application. 2010]. - No. 16-1. - P. 91-96. [In Russian]