ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.47.003
Выпуск: № 5 (47), 2016
Опубликована:
2016/05/20
PDF

Голоюс Е.А.

ORCID: 0000-0001-6983-9160, магистрант, Пензенский государственный университет

ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ

Аннотация

В статье представлены результаты исследования нравственного самосознания личности воспитателей, которое изучалось через нравственное самоопределение личности и оценку значимости нравственных качеств испытуемыми. В результате, были выявлены различия в ценности нравственных качеств среди воспитателей с разным стажем работы в дошкольном образовательном учреждении. А также было установлены различия в нравственном самоопределении личности воспитателей в зависимости от возраста и стажа работы в образовательном учреждении.

Ключевые слова: нравственное самосознание воспитателей, нравственное самоопределение личности.

Goloius E.A.

ORCID: 0000-0001-6983-9160, postgraduate student, Penza State University

FEATURES OF MORAL CONSCIOUSNESS OF THE PERSON PRESCHOOL EDUCATORS

Abstract

The article presents the results of a study of the moral consciousness of the person of kindergarten teacher, who were investigated through moral self-determination and assessment the significance of moral qualities of the subjects. As a result, differences were found in the values of moral qualities among kindergarten teachers with different work experience in preschool educational institution. And it was also established differences in moral self-determination of the kindergarten teachers, depending on age and length of service in an educational institution.

Keywords: moral consciousness of kindergarten teacher, moral self-determination.

В настоящее время в отечественной психологической науке на основе накопленного объема знаний о закономерностях морального развития, и результатах многочисленных исследований нравственной сферы личности происходит оформление таких отраслей науки, «как психология нравственности, этическая психология»[1, 3]. Ряд авторов обосновывает необходимость развития «психологии духовности», «гуманитарной или гуманистической психологии» (А.А. Гусейнов, Б.С. Братусь, Л.М. Попов и др.). Данные направления являются междисциплинарными и лежат на стыке философии, психологии, этики и других наук. Одним из ключевых вопросов психологии нравственности является разрешение методологических споров о соотношении понятий «нравственность», «мораль», «нравственное сознание» и детерминации их развития.

Одной из новых тем, разрабатываемых данным направлением, является «нравственное самоопределение личности». Данный термин был введен психологами А.Б. Купрейченко и А.Е. Воробьевой, которые опирались на понятие «самоопределение» разрабатываемое в работах А.Л. Журавлева. Под самоопределением он понимал «поиск субъектом своего способа жизнедеятельности в мире на основе воспринимаемых, принимаемых или формируемых (создаваемых) им во временной перспективе базовых отношений к миру, другим людям, человеческому сообществу в целом и самому себе, а также на основе собственной системы жизненных смыслов и принципов, ценностей и идеалов, возможностей и способностей, ожиданий и притязаний» [2; с. 63]. В след за этим «нравственное самоопределение личности» рассматривается как процесс ориентации личности в системе нравственных идеалов и ценностей, среди людей и социальных групп, являющихся их носителями, а также как осознанный процесс поиска, выбора и создания личностью собственных нравственных эталонов и идеалов, а затем на их основе – принципов, ценностей, норм, правил и т. п.» [2; с.71].

Цель нашего исследования состояла в изучении особенностей нравственного самосознания воспитателей детского сада для выработки рекомендаций по оптимизации нравственного развития воспитанников дошкольных учреждений.

Мы предположили, что существуют различия в нравственном самосознании воспитателей, имеющих разный стаж работы в дошкольном образовательном учреждении.

Для подтверждения нашей гипотезы мы использовали следующие методы: психодиагностический (тест «Нравственное самоопределение личности» А.Е. Воробьевой, А.Б. Купрейченко, тест «Метод оценки нравственного развития личности» Мащенко И.В., Протько Н.Н., Ростовцева В.Н., анкетирование (авторская анкета, выявляющая представления о нравственности), методы математико-статистической обработки данных (критерий t-Стьюдента, U-Манна Уитни). Всего в исследовании приняли участие 60 воспитателей, работающих в ДОУ города Пензы, среди них 25% респондентов в возрасте от 26 до 31 лет, 25% в возрасте от 32 до 40 лет, 25% в возрасте от 32 до45 лет, и 25% в возрасте старше 46 лет. Из них 20% имеют стаж работы до 3 лет, 55% респондента стаж от 4 до 8 лет, и 25% имеют стаж работы в ДОУ свыше 9 лет.

Прежде всего, при помощи метода оценки нравственного развития личности (Мащенко И.В., Протько Н.Н., Ростовцев В.Н.), мы изучили общий уровень нравственного развития личности. Он определяется путем оценки испытуемым значимости нравственных качеств личности. Изучив результаты представленной методики, мы определили, что 75% воспитателей имеют высокий показатель нравственного развития и лишь 25% испытуемых характеризуются средним уровнем. При этом мы обнаружили следующую закономерность: средним уровнем нравственного развития преимущественно характеризовались респонденты старше 46 лет, а оставшиеся 75%, испытуемых имели высокий уровень нравственного развития и были моложе 46 лет. Однако, результаты данной методики не исключает проявление социальной желательности в ситуации исследования. Поэтому представленные результаты мы будем оценивать только в рамках когнитивного компонента нравственного самосознания.

Проведя качественный анализ степени значимости нравственных качеств для исследуемых респондентов, мы выстроили следующую иерархию. Первые три места разделили такие качества как любовь к жизни, справедливость и честность (среднее арифметическое значение данных качеств составило 4,7 по шкале от 1 до 5); четвертое место заняло такое качество как верность (ср. ариф.4,6); пятое – совестливость (ср. ариф.4,57); шестое – доброта (ср. ариф.4,54); седьмое и восьмое места разделили ответственность и оптимизм (ср. ариф.4,5), девятое, десятое, одиннадцатое и двенадцатое места поделили сознательность, правдолюбие, честь и нравственная чистота (ср. ариф.4,4); последнее место по значимости среди нравственных качеств заняло альтруизм (ср.ариф.3,8).

При этом, мы сравнили средние значения степени значимости нравственных качеств в разных возрастных группах респондентов и обнаружили различия в степени значимости такого качества как ответственность и сознательность (при р≤0,01). Оказалось, что представленные качества имеют большую ценность среди воспитателей в возрасте от 26-46 лет, в то время, как для воспитателей старше 46 лет они имеют среднюю степень значимости. Эти данные полностью совпадают с результатами, отображающими уровень нравственного развития воспитателей моложе и старше 46 лет. Полученные результаты можно объяснить высказыванием Х. Хекхаузена о том, что в основе социальной ответственности лежит альтруистическая направленность, или «вектор помощи, взаимопомощи, самопомощи» [4; с. 454]. А так как уровень нравственного развития воспитателей старше 46 лет находится в диапазоне средних значений, то закономерно и их представление о ценности такого качества как ответственность.

Результаты методики «Нравственное самоопределение личности», позволяют сделать выводы в трех аспектах нравственного самоопределения личности: 1. представления о нравственности, морали, которыми руководствуются респонденты в жизни; 2. нравственные стратегии, которые включают в себя такие параметры как обязательность соблюдения норм морали, активное или пассивное их соблюдение в поведении, и принятие стратегии взаимности или невзаимности в нравственном поведении; 3. нравственные ориентации личности, которые классифицируются на эгоцентрическую, группоцентрическую, гуманистическую и миросозидательную.

Таким образом, анализируя результаты представленной методики, мы можем сделать следующие выводы:

  1. Представления о нравственности среди воспитателей можно описать следующим образом: а) респонденты рассматривают нравственность как неотъемлемую частью жизни общества, которая возникает естественным образом, а не искусственно задается теми, кто стоит у власти; б) всей выборкой респондентов признается высокая значимость нравственности и морали для общества. Однако, мы выявили, что воспитатели, проработавшие 1-3 лет, выражают большую ценность нравственности для общества, по сравнению с работниками, которые трудятся в ДОУ более 9 лет (Uэмп=6, при p≤0.05); в) по показателю абсолютности-относительности нравственности, испытуемые считают нравственность в большей степени относительной категорией и считают, что в нравственном поведении можно руководствоваться принципом «бумеранга», согласно которому если ты сделал добро, то можешь рассчитывать на такой же поступок в свой адрес, а в ответ на зло – получишь зло»; г) коэффициент силы-слабости проявления нравственности личности у воспитателей находится среди высоких значений, что означает, что работники ДОУ воспринимают проявление нравственного поведения как показатель проявления силы личности; д) значения шкалы «природа нравственности личности» находятся в пределах средних значений, что означает, что воспитатели не всегда осознают свою ответственность за собственный нравственный облик, и недостаточно осуществляют внутренний контроль за поведение.
  2. Анализ стратегий нравственного самоопределения личности воспитателей показал, что во всех исследуемых группах были выявлены средние значения по шкалам «обязательность выполнения нравственных норм», «активность-пассивность выполнения нравственных норм», «взаимность-невзаимность нравственного поведения». Данные показатели характеризуются невысокой степенью проявления моральных норм и активностью их выполнения в своем поведении. В ситуации принятия решения о проявлении нравственного поведения, испытуемые задумываются о возможных выгодах данного поступка. Однако, несмотря на представленные значения, нами была обнаружена корреляционная связь между возрастом респондентов и уровнем когнитивного и эмоционального компонентов обязательности соблюдения нравственных принципов. Мы выявили, что уровень знания о необходимости соблюдения моральных норм и положительного отношения к этому знанию увеличивается с возрастом испытуемых (х2эмп=59,87, при р≤0,01). Так среди воспитателей в возрасте от 26 до 31 уровень когнитивного компонента обязательности соблюдения нравственных принципов составляет 2,86 балла, а в группе воспитателей от 46 лет и старше, данный показатель составляет 3,7 балла. Показатель эмоционального компонента обязательности соблюдения нравственных принципов также увеличивается с возрастом от 3,7 до 4,5 баллов, и проявляется в большем эмоциональном одобрении при соблюдении нравственных догм. По шкалам «активность-пассивность выполнения нравственных норм», «взаимность-невзаимность нравственного поведения» различий обнаружено не было.
  3. Анализ нравственных ориентаций личности воспитателей показал низкую выраженность эгоцентрической ориентации, среднюю выраженность группоцентрической и гуманистической ориентаций, и высокий уровень выраженности миросозидательной ориентации. Полученные результаты означают, что воспитатели в большей степени ориентированы не на удовлетворение собственных потребностей, а на создание и поддержание неконфликтной и миролюбивой ориентации во взаимоотношениях.

Таким образом, наша гипотеза о том, что существуют различия в нравственном самосознании воспитателей, имеющих разный стаж работы в дошкольном образовательном учреждении, подтвердилась частично. А именно подтвердились различия в таких показателях, как:

  • с возрастом воспитателей снижается степень значимости таких нравственных качеств как ответственность и сознательность;
  • ценность нравственности для общества в представлении воспитателей проработавших от 1 до 3 лет выше, чем в представлении работников, отработавших в ДОУ более 9 лет (Uэмп=6, при p≤0.05);
  • уровень знания о необходимости соблюдения моральных норм и положительного отношения к этому знанию увеличивается с возрастом испытуемых (х2эмп=59,87, при р≤0,01).

Литература

  1. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Феномены социального самоопределения: закономерности его динамики в условиях устойчивого экономического развития // Вестник практической психологии образования. 2007. № 4. С. 31–36.
  2. Купрейченко А. Б., Воробьева А. Е. Нравственное самоопределение молодежи. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – 480 с.
  3. Проблемы нравственной и этической психологии в современной России / Отв. ред. М.И.Воловикова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – 320 с.
  4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. — 2-е изд. — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. — 860 с.

References

  1. Zhuravlev A. L., Kuprejchenko A. B. Fenomeny social'nogo samoopredelenija: zakonomernosti ego dinamiki v uslovijah ustojchivogo jekonomicheskogo razvitija // Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovanija. 2007. № 4. S. 31–36.
  2. Kuprejchenko A. B., Vorob'eva A. E. Nravstvennoe samoopredelenie molodezhi. – M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2013. – 480 s.
  3. Problemy nravstvennoj i jeticheskoj psihologii v sovremennoj Rossii / Otv. red. M.I. Volovikova. – M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2011. – 320 s.
  4. Hekhauzen H. Motivacija i dejatel'nost' / X. Hekhauzen. — 2-e izd. — SPb.: Piter; M.: Smysl, 2003. — 860 s.