НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.115.1.068
Выпуск: № 1 (115), 2022
Опубликована:
2022/01/24
PDF

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Научная статья

Васичкина О.Н.*

ORCID: 0000-0001-6344-5283,

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Россия

* Корреспондирующий автор (ms.vasichkina[at]mail.ru)

Аннотация

Проанализировав работы отечественных и зарубежных учёных, автор выделяет несколько аспектов влияния пандемии на выгорание педагогов. Информационный и эмоциональный стресс в работе педагогов приводит к деформации в ведении научно-исследовательской деятельности, вызывает затруднения в преподавании своего предмета, качество преподавания ухудшается, утрачивается интерес к данному виду деятельности и проявляются негативные эмоции, утрачиваются коммуникативные навыки, отсутствует желание заниматься своими непосредственными профессиональными обязанностями. В статье подчёркивается, что в данный период наибольшее количество эмоциональной энергии расходуется при переходе к работе в электронных информационно-образовательных системах, что ведёт к эмоциональному и профессиональному выгоранию в работе педагогов высшей школы.

Ключевые слова: эмоциональное и профессиональное выгорание, стресс, электронные информационно-образовательные системы, научно-исследовательская деятельность, негативные эмоции.

SOME ASPECTS OF THE IMPACT OF THE PANDEMIC ON THE PROFESSIONAL BURNOUT AMONG THE TEACHERS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Research article

Vasichkina O.N.*

Rostov State University of Economics (Russian State Economic University), Rostov-on-Don, Russia

* Corresponding author (ms.vasichkina[at]mail.ru)

Abstract

Having analyzed domestic and foreign research, the article identifies several aspects of the impact of the pandemic on the burnout of teachers. Informational and emotional stress in the work of teachers leads to the deformation in the conduct of research activities, causes difficulties in the teaching activity, deterioration of the quality of teaching, loss of interest in this type of activity, manifestation of negative emotions, loss of communication skills, and the absence of the desire to engage in their direct professional duties. The article emphasizes that during this period the greatest amount of emotional energy is spent during the transition to work in electronic information and educational systems, which leads to emotional and professional burnout in the work of teachers in higher educational institutions.

Keywords: emotional and professional burnout, stress, electronic information and educational systems, research activities, negative emotions.

Современный мир живёт очень напряжённой жизнью, что распространяется на все сферы трудовой деятельности человека. Темп жизни, невероятный объём информации, поступающей из многочисленных источников, информационно-технологический бум поддерживают напряжённость среды, в которой живут и работают миллионы людей. Последние два года ко всем существовавшим прежде стрессовым явлениям добавилась пандемия COVID -19, что усугубило процесс воздействия негативных факторов, обрушивающихся на человека. Особенно отрицательно этот комплекс явлений сказывается на эмоциональном состоянии работников, чья деятельность непосредственно связана с постоянными контактами с другими людьми. Общение и двусторонняя передача информации, обмен эмоциями не всегда происходят в позитивном ключе, что приводит к стрессовым ситуациям и эмоциональным проблемам, которые в свою очередь ведут к профессиональному выгоранию. Особенно подвержены выгоранию представители профессий, контактирующих с другими людьми в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей – врачи, преподаватели, сотрудники социальной сферы. Представителям данных профессий часто приходится общаться с людьми не по своему выбору, не всегда приятными, вызывающими раздражение и неприятие. В результате постоянного общения у них вырабатывается негативное отношение не только к людям, но и к самой профессиональной деятельности, происходит замена позитивного настроя на негативный, что можно непосредственно связать с синдромом профессионального выгорания.

Проблемой профессионального выгорания занимаются представители как российской, так и зарубежной научных школ начиная с конца 20 века. Американский психиатр Герберт Фрейденбергер ввёл термин «выгорание» (burnout) в 1974 г., этим словом он охарактеризовал состояние здорового человека, который испытывает возрастающее эмоциональное истощение в связи с работой в социальной сфере.

 Герберт Фрейденбергер считает, что к личностным качествам таких людей относятся мягкость, гуманность, им свойственен идеализм, они стремятся помогать другим [4]. К. Маслач, ещё один крупный американский специалист в этой области, даёт определение выгорания и считает, что «выгорание – это психологический синдром, возникающий как продолжительная реакция на хронические межличностные стрессовые ситуации на работе» [10, С.103]. К. Маслач выделяет три ключевых показателя выгорания: неимоверное истощение сил; чувство цинизма и отстранённости от работы; чувство неэффективности и отсутствие завершённости своей работы [9, С.103]. Представитель российской школы Водопьянова Н.Е. считает, что «профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов [2, С. 24].» Абрамов В.А. рассматривает эмоциональное выгорание как «психическое явление негативного характера, которое вызывает эмоциональное истощение. Данное явление возникает в те моменты, когда человек на протяжении длительного времени тратит свою эмоциональную энергию и при этом не имеет времени и возможности для того, чтобы ее заполнить [1, С. 119].» По мнению Орла В.Е. профессиональное выгорание - это «специфическое состояние умственного, эмоционального и психического истощения, связанное с профессиональной деятельностью и возникающее у психически здоровых людей, ранее успешно функционировавших на определенном уровне профессионального мастерства [6, С. 4].»

К признакам проявления эмоционального выгорания можно отнести чувство недовольства и разочарования в своей профессиональной деятельности; негативное отношение к людям, с которыми необходимо поддерживать деловые контакты; мотивация к работе снижается, а результаты труда не приносят должного удовлетворения. Работник становится раздражительным, теряется в знакомых ситуациях, выполняет свои профессиональные обязанности без энтузиазма, заинтересованности в результате труда. С точки зрения Парфёновой О.А., «… у педагогов, испытывающих снижение морального удовлетворения от профессиональной деятельности, доминирующим признаком профессионального выгорания являются эмоциональные проблемы [7]».

Профессиональное выгорание педагогов высшей школы тесно связано с эмоциональным выгоранием и происходит вследствие многих факторов воздействия. Педагогам свойственен ответственный подход к своей работе, что включает нарабатываемый годами предварительно подготовленный для подачи в аудитории материал; эмоциональная окраска подачи учебного материала при работе непосредственно в аудитории; заинтересованность в активной обратной связи с обучаемыми. В условиях пандемии преподаватели столкнулись с проблемами, которые необходимо решать в краткие сроки. Сюда можно отнести переход к работе в электронных информационно-образовательных системах (ЭИОС), что кардинально меняет преподавание. Цифровизация высшего образования сделала огромный скачок в своём развитии, предоставив обширные возможности для различных учебных дисциплин. Данный переход произошёл достаточно резко, что вызвало негативные эмоции у преподавателей, так как далеко не все были готовы перейти от одной формы обучения к другой, не были разработаны в достаточном количестве материалы для ведения занятий on-line. Преподавательский состав вузов столкнулся с тем, что далеко не все обладали достаточными навыками работы в цифровой среде и умением грамотно распределять различные виды работ, максимально используя возможности (ЭИОС).

В работе «Психология профессиональной деятельности» Самоукина Н. В. подчёркивает, что стресс в профессиональной сфере бывает трёх видов – информационный, эмоциональный и коммуникативный [8]. В создавшейся ситуации резкий переход к другому виду работы вызвал эмоциональный стресс у преподавателей высшей школы, который проявился в растерянности, негативном отношении к новым видам деятельности, непонимании своих задач как профессионала. Пандемия продемонстрировала, что то, что было привычно в профессиональной деятельности, отходит на второй план, необходимо быстро менять устоявшиеся виды работ на новые, применяя обширный арсенал технических средств. Следовательно, стресс был вызван дополнительной необходимостью справиться с большим информационным потоком за короткий отрезок времени. Стрессовая ситуация, связанная с переходом на on-line обучение, что выражалось в первоначальных трудностях организации работы, создавшаяся особенно на начальном этапе, способствовала эмоциональному выгоранию преподавателей, которые ощущали беспокойство, тревогу, растерянность, боязнь не справиться со своими профессиональными обязанностями, что вело к утрате чувства удовлетворённости и заинтересованности в работе. Отсутствие непосредственного контакта с аудиторией, невозможность немедленно среагировать на создавшуюся ситуацию провоцируют охлаждение к своей работе, вызывают чувства неприятия и опустошённости. Обратная связь со студентами приобретает новые формы, становится более замедленной, теряет эмоциональную окраску. Работа в ЭИОС снижает возможность немедленной реакции преподавателя на встречные вопросы студентов. Замедленная обратная связь может быть вызвана не только несовершенными навыками владения информационными технологиями преподавателем, но и несовершенством самих технических средств и работой информационных сетей в данной местности. Преподаватели охладевают к своей работе, пытаясь, иногда безрезультатно, преодолеть трудности. Эмоциональное напряжение, не приведшее к достижению цели ведёт к разочарованию и эмоциональному истощению, что, по мнению Рябовой Т.В., «… является ключевым компонентом и проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и чувстве опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов [9, С. 79]», что непосредственно ведёт к профессиональному выгоранию.

Высшая школа даёт не только профессиональные знания, но и стремится вовлекать студентов в научную деятельность, что входит в профессиональные обязанности преподавателей. Есарева З.Ф. в своём определении преподавателя высшей школы подчёркивает, что «преподаватель – это научный работник, который хорошо овладел научными методами обучения и воспитания [4, С. 152]». Пандемия наложила свой отпечаток и на эту сторону деятельности преподавателей, так как находясь в изоляции, например, в период локдауна создались благоприятные условия для занятий научно-исследовательской работой. Тем не менее, преподаватели должны соразмеренно заниматься научной и преподавательской деятельностью, не отдавая преимущества одной из них. В период перехода на работу в ЭИОС возможность осуществлять руководство научной деятельностью студентов упрощается, так как данный вид работы не требует постоянного личного контакта. Но в результате перекоса в сторону научной деятельности у педагога появляются затруднения в преподавании своего предмета, качество преподавания ухудшается, утрачивается интерес к данному виду деятельности и проявляются негативные эмоции, утрачиваются коммуникативные навыки, отсутствует желание заниматься своими непосредственными профессиональными обязанностями. И наоборот, увлечённость преподавательской деятельностью создаёт проблемы в руководстве научно-исследовательской деятельностью студентов, так как, утратив навыки научной деятельности в своей области знаний, преподавателю сложно структурировать и правильно организовывать работу студентов. При несоблюдении баланса между двумя видами деятельности – научной и преподавательской – появляется негативное отношение к одному из видов, что способствует профессиональному выгоранию педагогов высшей школы.

В данной работе было рассмотрено влияние пандемии на профессиональное выгорание педагогов. Можно сделать вывод, что резкий переход на on-line преподавание различных дисциплин в высшей школе вызвал проблемы с осуществлением профессиональной деятельности как в аудиторной (непосредственно подача материала по дисциплине), так и неаудиторной (научно-исследовательская работа студентов) работе. Столкнувшись с трудностями, преподаватели оказались в стрессовой ситуации, пытаясь справиться с эмоциональным напряжением, раздражительностью и утратой мотивации, что привело к эмоциональному, а за тем и к профессиональному выгоранию. Таким образом, рассматривая эмоциональное выгорание как основной показатель профессионального выгорания, можно присоединиться к мнению Ермаковой Т.В. которая считает, что профессиональное выгорание «это характерный для нашего времени недуг, когда изначальное «горение» на работе переходит в тихое тление [3, С. 36]».

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Абрамов, В.А. Исследование синдрома эмоционального выгорания на этапе мета обзоров. Ч. 1 / В.А. Абрамов, И.С. Алексейчук, А.И. Алексейчук // Журнал психиатрии и медицинской психологии. – 2008. – № 1 (18). – С. 117-123.
  2. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова - СПб.: Питер, 2015. 2-е изд. - 336 с.
  3. Ермакова Е.В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) / Е.В. Ермакова // Культурно-историческая психология. 2010. Том 6, N 1. Московский городской психолого-педагогический университет. С. 27-38.
  4. Есарева, З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. / З.Ф. Есараева. - Л.: Изд-во Ленинградский университет, 1993. –152 с.
  5. Ефремов, К. Эмоциональное выгорание и как с ним бороться / К. Ефремов // Народное образование. – 2005. – №3. – С.118-123.
  6. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. / В.Е. Орёл. - М.: Изд-во Инcтитута психологии РАН, 2005. — 329 с.
  7. Парфёнова О.А., Кретова М.В., Ройлян Т.С. Эмоциональное выгорание педагогов в условиях экстренного дистанционного обучения школьников / О.А. Парфёнова, М.В. Кретова, Т.С. Ройлян // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2020. – T.12, №6(65). – [Электронный ресурс]. URL: http://mprj.ru (дата обращения: 18.12.2021).
  8. Рябова, Т.В. Феномен эмоционального выгорания / Т.В. Рябова // Экология и жизнь. – 2015. – № 10 (83). – С. 78-81.
  9. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 224 с.
  10. Maslach C. Understanding the burnout experience: recent research and its implications for psychiatry / C. Maslach, M.P. Leiter // World Psychiatry. 2016 Jun; 15(2):103-11. DOI: 10.1002/wps.20311.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Abramov, V.A. Issledovanie sindroma jemocional'nogo vygoranija na jetape meta obzorov [Research of emotional burnout syndrome at the stage of meta-reviews] / V.A. Abramov, I.S. Aleksejchuk, A.I. Aleksejchuk // Zhurnal psihiatrii i medicinskoj psihologi. [Journal of Psychiatry and Medical Psychology]. – 2008. – № 1 (18). – P. 117-123. [in Russian]
  2. Vodop'janova, N. E. Sindrom vygoranija: diagnostika i profilaktika [Burnout syndrome: diagnosis and prevention] / N.E. Vodop'janova - SPb.: Piter, 2015. 2nd edition. - 336 p. [in Russian]
  3. Ermakova E.V. Izuchenie sindroma jemocional'nogo vygoranija kak narushenija cennostno-smyslovoj sfery lichnosti (teoreticheskij aspekt) [The study of emotional burnout syndrome as a violation of the value-semantic sphere of personality (theoretical aspect)] / E.V. Ermakova // Kul'turno-istoricheskaja psihologija. [Cultural-historical psychology] 2010. Vol. 6, N 1. Moskovskij gorodskoj psihologo-pedagogicheskij universitet. P. 27-38. [in Russian]
  4. Esareva, Z.F. Osobennosti dejatel'nosti prepodavatelja vysshej shkoly. [Peculiarities of the activity of a teacher of higher school.] / Z.F. Esaraeva. - L.: Publishing house Leningradskij universitet, 1993. – 152 p. [in Russian]
  5. Efremov, K. Jemocional'noe vygoranie i kak s nim borot'sja [Emotional burnout and how to deal with it] / K. Efremov // Narodnoe obrazovanie. [People’s Education] – 2005. – №3. – P.118-123. [in Russian]
  6. Orel V. E. Sindrom psihicheskogo vygoranija lichnosti. [Syndrome of a person's mental burnout.] / V.E. Orel. - M.: Publishing house Inctituta psihologii RAN, 2005. — 329 p. [in Russian]
  7. Parfyonova O.A. Emocional'noe vygoranie pedagogov v usloviyah ekstrennogo distancionnogo obucheniya shkol'nikov [Emotional burnout of teachers in conditions of urgent distance learning of schoolchildren] / O.A. Parfyonova, M.V. Kretova, T.S. Rojlyan // Medicinskaya psihologiya v Rossii: elektrony nauchnyi zhurnal. [Medical Psychology in Russia: electronic scientific journal]– 2020. – Vol. 12, № 6(65). – [Electronic resource]. URL: http://mprj.ru (accessed 18.12.2021). [in Russian]
  8. Rjabova, T.V. Fenomen jemocional'nogo vygoranija [Phenomenon of emotional burnout] / T.V. Rjabova // Jekologija i zhizn'. [Ecology and Life] – 2015. – № 10 (83). – P. 78-81. [in Russian]
  9. Samoukina, N.V. Psihologija professional'noj dejatel'nosti [Psychology of professional activity] / N.V. Samoukina. – 2nd edition. – SPb.: Piter, 2003. – 224 p. [in Russian]
  10. Maslach C. Understanding the burnout experience: recent research and its implications for psychiatry / C. Maslach, M.P. Leiter // World Psychiatry. 2016 Jun; 15(2):103-11. DOI: 10.1002/wps.20311.