МЕТОДИКА МАРИ КАК ИНСТРУМЕНТ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.66.085
Выпуск: № 12 (66), 2017
Опубликована:
2017/12/18
PDF

Данилина М.В.

ORCID:0000-0002-5956-5386, аспирантка,

Тверской Государственный Университет

МЕТОДИКА МАРИ КАК ИНСТРУМЕНТ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ

Аннотация

В статье раскрываются особенности методики МАРИ как комплексного инструмента исследования социальных характеристик личности, дается характеристика возможностей методики, определяется структура многомерного исследования личности. Рассматривается возможность всесторонней оценки социальных ролей личности. Раскрывается методологическая основа методики МАРИ как многомерного инструмента исследования личности. Приводятся практические примеры интерпретации данных, полученных с помощью методики МАРИ

Ключевые слова: социальные характеристики личности, конвенциональная роль, архетипические символы, индивидуальный жизненный цикл, исследовательские возможности методики Мари, социальные роли.

Danilina M.V.

ORCID:0000-0002-5956-5386, Postgraduate student, Tver State University

MARI METHOD AS RESEARCH TOOL OF PERSON SOCIAL DEMENSIONS

Abstract

The paper describes the features of the MARI methodology as a complex tool for the study of personality social dimensions. It describes the capabilities of the methodology, determines the structure of multidimensional personality research. The possibility of the overall estimate of the social roles of the individual is considered. The methodological basis of the MARI methodology as a multidimensional tool of personality research is disclosed. The practical examples of interpretation of data obtained with the help of MARI are given.

Keywords: person social dimensions, conventional role, archetypal symbols, individual life cycle, research capabilities of MARI methodology, social roles.

В современной психологической науке имеется обширный арсенал методик, всесторонне исследующих личность человека. И в теоретической, и в практической психологии важное место занимают исследования социальных характеристик личности. Существует несколько подходов к классификации методик изучения личности (Бурлачук В.Ф., Дюк В.А., и др.) [3], но не смотря на различные приемы сбора информации в подавляющем большинстве результат представляет собой информацию, основанную на том, что сам человек сообщает о себе. Однако, существует более глубинный пласт, на основе которого формируются стратегии поведения человека в социуме, его отношение к себе и окружающим, способы поведения в различных жизненных ситуациях, способы выполнения социальных ролей и т.д.

Особую ценность и значимость имеет инструмент, способный показать не только поведенческий срез, но и его глубинную основу, зачастую неосознаваемую испытуемым на сознательном уровне.

Таким комплексным инструментом исследования личности является исследовательская и трансформационная техника МАРИ. Методика МАРИ, (в оригинале аббревиатура MANDALA ASSESMENT RESERCH UNSTRUMENT), в русском переводе МАНДАЛА РЕСУРС ИССЛЕДОВАНИЕ [10], была разработана и впервые опубликована американским психологом и арттерапевтом Джоанной Келлог [15]. Методика основана на архетипических символах и цветах, которые выбираются интуитивно, благодаря чему удается получить информацию, минуя сознательные фильтры.  Символы соответствуют определенным стадиям жизненного цикла, и их выбор отражает индивидуальную «карту пути» личности   отражают определенную стадию «личностного цикла».  По своей структуре методика МАРИ близка к группе проективных методик. Однако, объектом проекции выступают не отдельные аффективные комплексы и сферы внутреннего опыта, как в традиционных проективных техниках, а целостные структуры организации психической энергии на разных этапах личностного цикла [2, С. 19].

Работа с методикой осуществляется в следующем порядке: визуальное взаимодействие с архетипическими графическими конфигурациями, активное взаимодействие с архетипическими графическими конфигурациями (графическое создание индивидуальной мандалы – изображения в круге), далее – выбор символов по принципу эмоциональной полярности и затем –  завершение структур ассоциированием с цветовыми образцами (также архетипическими). Таким образом, МАРИ использует все четыре функции сознания – мышление, чувства, ощущения и интуицию, так же, как функциональные возможности правого и левого полушарий мозга [2].

В более ранней публикации автора, посвященной методологическому обоснованию методики МАРИ [3] приводятся следующие основы:

Культурно-философское обоснование

Методика МАРИ в своей основе строится на древнем символе Великого Круга как основополагающем жизненном принципе. Во многих архаичных и древних (буддизм, индуизм, дохристианские культы Европы) культурах принцип Цикла является основополагающим религиозно-философским символом, отражающим стадии развития всего живого, так же отражающего образ вращающейся сферы пространства-времени. Эрих Нойманн дает описание Великого Круга как образа принципа Жизни как таковой [9]. Таким образом, форма круга и цикла, как основного принципа методики МАРИ опирается на архетипический образ, проявляющийся во многих культурах и религиозный воззрениях, как мировоззренческий и формообразующий [3].

Социально-психологическое обоснование

В социально-психологическом ключе основой методики МАРИ является интегративный подход, объединяющий различные психологические теории в контексте целостного видения личности. Наиболее значимыми являются:

Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский), гуманистический подход (К.Рождерс, А.Маслоу, Франкл) и аналитическая теория К.Г. Юнга.

Культурно-исторический подход рассматривает психику как социально обусловленное образование, имеющее два основных контура развития: натуральный (биологически обусловленный) и культурно-опосредованный (Л.С. Выготский). Этот принцип отражен в системе МАРИ как две основное сферы психической энергии личности [3].

Гуманистический подход (Маслоу, К. Рождерс, В. Франкл) в своем основании видит личность человека как целостное образование. Этот подход отрицает изначальный конфликт биологического и социального в личности, и как следствие, конфликт личности и общества, полагая, что стремление к социальной реализации заложено в психике каждого. Он подчеркивает значимость сознательного опыта, и обозначает социальные успехи личности как необходимое условие полноты человеческой жизни. В методике МАРИ это отражается в качестве двух равнозначных контуров: глубоко личностном и индивидуальном, и социальном.

Как результат, в поле зрение методики попадают все сферы жизни человека, и значимую часть занимают именно социальные проявления личности.

Аналитическая теория К. Юнга видит личность как сложное образование, управляемое прошлым опытом в той же мере что и проекциями на будущее, детерминирующими личностные и поведенческие структуры в настоящем. Человек для Юнга – на «чистый лист», tabula rasa в теории бихевиористов, а сложная система, обладающая диспозициональной структурой, определяемой как психо-физиологическими особенностями, так и глубинным культурным опытом, связью с архетипами культуры, земли, семьи, с которыми непосредственно связана личность каждого. Для Юнга жизнь человека есть беспрерывное и творческое развитие, поиск целостности и завершенности, жажда возрождения и интеграции опыта [3]. Таким образом, архетипы коллективного бессознательного реализуются в индивидуальной архетипической структуре человека, проявляясь в непосредственной социальной и личной жизни человека и формируя его индивидуальный путь развития.

В своем теоретико-практическом аспекте методика МАРИ опирается на следующие принципы:

  • принцип системности: рассматривая психику как открытую систему самоуправления жизнедеятельностью [4], этот принцип реализуется в структуре МАРИ, так как отдельные показатели могут рассматриваться и интерпретироваться только в контексте взаимосвязи друг с другом.
  • принцип цикличности: реализуется в определенной системе взаимосвязанных стадий жизненного цикла, которые проходятся неоднократно не только личностью человека, но и любым живым образованием, так как эти стадии являются архетипическими вехами жизненного пути, стадиями развития, обусловленными физическими законами природы.
  • принцип универсальности: реализуется в использовании методикой психологических паттернов, основывающихся на архетипических структурах, единых для представителей различных культур, национальностей, социальных слоев. Состоятельность этого принципа была проверена путем клинических и кросс-культурных исследований, проходивших более 30 лет на базе Балтиморского госпиталя, и доказавшего свою состоятельность на респондентах, принадлежащих к 101 культуре [2,10,11,12,13,14,15].
  • принцип целостности: этот принцип заключается в том, что любой объект является частью целого и может взаимодействовать с другими частями. Этот принцип неразрывно связан и составляет определенное единство с принципом системности. [9].
  • синергетический принцип: этот принцип реализуется в функционировании открытых нелинейных систем [9], где наиболее значимым является возможность трансформации того, что пришло к своему завершению, с целью избавления от утратившего актуальность с одной стороны, и сохранения ценного опыта для последующих циклов с другой. Отражен в структуре методики.
  • принцип единства сознания и бессознательного: реализуется в равнозначном анализе сознательных и бессознательных аспектов психики, и возможности установить исследовать взаимосвязь в работе сознательного и бессознательного контуров [3].

В результате анализа методика предоставляет информацию о тех стадиях, на которых в данный момент находиться личность, и что наиболее ценно, о способах и стратегиях проживания данных стадий. Каждая стадия имеет набор устойчивых характеристик, трудностей и задач, которые необходимо решать в процессе продвижения пожизненному циклу. Эти характеристики были определены на основе многомерного социо-культурного анализа, а так же 30 летних клинических исследований, проводимых в Балтиморском госпитале (США) создателем методики Джоанной Келлог и другими специалистами [10], [11], [12], [13], [14], [15], [16], [17 С. 130], что доказывает валидность методики. Таким образом, определяя на каких стадиях находиться личность, мы получаем четкую картину, с чем в данный период жизни человек сталкивается, какие задачи решает и какие проходит этапы индивидуального жизненного цикла. Анализ цветовой гаммы, выбранной испытуемым, передает индивидуальные особенности проживания этих жизненных этапов. И в данном контексте методика предоставляет многомерный анализ социальных характеристик личности, а именно: особенности стратегий социального взаимодействия, способы выполнения предписанных ролей, уровень социально-психологической зрелости личности. Так как методика МАРИ основана в том числе и на принципе единства сознания и бессознательного, в ходе исследования появляется возможность получить информацию о причинах особенностей социальных проявлений личности, таких как ранние травмы и решения, возможно даже не осознаваемые испытуемым.

Сознательное и бессознательное - два параллельных контура управления жизнедеятельностью индивида, которые связаны друг с другом и могут функционировать совместно друг с другом, используя отдельные элементы друг у друга или отдельно друг от друга. Методика позволяет определить характеристики взаимодействия этих контуров, то есть другими словами, работает ли система слаженно, функционируя совместно друг с другом или имеет место внутренний конфликт, в том числе и не осознаваемый, но управляющий всей системой отношений.

Возвращаясь к вопросу социальных характеристик личности, и отечественные (Ананьев Б.Г., Леонтьев А.Н., Андреева Г.М., Кон И.С.) и зарубежные (Роджерс К., Мид Дж., Кэттэлл Р., Олпорт Г.) авторы наиболее значимым социальным проявлением личности определяют участие индивида в системе социальных отношений. Индивидуальные проявления индивида возможны через осуществление социальных ролей [7]. В современной социальной психологии выделяют 2 большие группы ролей – конвенциональные и личностные или неформальные (Анцупов А.Я., Морозов А.В.) [1].

Само понятие роли включает в себя определенные социально принятые и одобренные нормы поведения, советующие занимаемой позиции индивида. Роль можно определить и как динамическое проявление личности в социуме. Впервые в таком аспекте рассмотрел понятие роли Р. Линтон. Он разграничил понятие статуса и роли, чем еще больше подчеркнул ее социальный характер. По его определению, статус – это позиция личности в социуме, а роль – динамическое проявление этой позиции, ее демонстрация в социуме. Таким образом роль несет в себе функцию связующего звена между индивидуальным поведением и социальной структурой [6].

 К конвенциональным ролям относятся определенные социумом паттерны поведения в различных социальных проявлениях – профессиональные роли, семейные роли, роли избирателя, гражданина и т.д. Другими словами, это предписанные образцы действий в определенной ситуации.

Неформальные роли это, по сути, роли индивидуальные, роли самого себя, отвечающие индивидуальным задачам личности и индивидуальным способам их реализации.

Возможность оценки и анализа, в особенности качественного, этого среза личности очень важна для целостной картины личностных данных. Однако, как правило используются вербальные методики-тесты, результаты которых строятся на данных, которые либо сообщает о себе сам испытуемый, либо на данных, полученных из вне (биографический метод, анализ документов, хроник и т.д.). При этом неизбежны искажения данных, так как информация преломляется через индивидуальное восприятие как испытуемого, так и исследователя.

При работе с методикой МАРИ исследователь получает информацию, минуя сознательные фильтры, и таким образом данные являются максимально точными. Интерпретация строится на анализе цветов, цветовых сочетаний и символов, их комбинации и местоположения, как заданных (часть стимульного материала), так проявляющихся в индивидуальном невербальном материале (рисунке в круге). Выделенные на основе клинического опыта интерпретационные схемы позволяют собрать разностороннюю информацию о личности, в том числе и об особенностях ее социального проявления.

Например, анализ качества конвенциональных ролей определяется определёнными цветовыми сочетаниями. Сочетание синего, желтого и зеленого в определенной связке (стадия, квадрант или ось) отражает готовность личности выполнять предписанные роли, определенную социальную зрелось. А сочетания желтого и розового цветов, напротив, отражают инфантильные тенденции, не желание личности быть взрослым и ответственным, и как результат, избегание выполнения конвенциональных ролей, или несоответствующую либо неудовлетворительную их реализацию, психологическую незрелость.

Сочетание желтого и красного цветов является проявлением комплекса «супергероя», излишней тяге к перфекционизму, и, как результат, так же показателем несоответствующего выполнения конвенциональных ролей.

Так же имеют значение и обеспечивает дополнительную информацию анализ местоположения признаков стадий жизненного цикла в методике. К примеру, если признаки стадий раннего развития проявляются на месте стадий максимального расцвета личности и стадий социализации, это может отражать психологическую незрелость личности и ее несоответствие выполняемым ролям.

Анализ качества неформальных ролей строится на целостном рассмотрении полученных данных. Так как неформальная роль – более сложная категория, строящаяся на индивидуальном опыте личности. Например, конвенциональная роль матери может отягощаться ранней травмой и проявляется в неформальной роли излишне опекающей либо напротив, избегающей и холодной матери.

Это лишь несколько практических примеров возможностей методики как инструмента исследования социальных характеристик личности. В целом, методика МАРИ представляет собой уникальный инструмент исследования, использующий интегративный подход к анализу личности. Она предоставляет возможность получить данные с разных слоев психики (сознательного, бессознательного, прошлого опыта, опыта семейной системы) и построить целостную картину анализа личности, и в том числе получить наиболее полные и исчерпывающие данные об индивидуальных характеристиках социальных проявлений личности в данном временном периоде.

Список литературы / References

  1. Анцупов А. Я., Морозов А. В. Деловая психология. Курс лекций / Анцупов А. Я., Морозов А. В. // СПб.: Издательство Союз, 2000. – 567с.
  2. Ахметова Д.Н., Данилина М.В. Методика МАРИ как инструмент психологического исследования и психотерапии. Актуальные проблемы практической психологии / Ахметова Д.Н., Данилина М.В. // Материалы всероссийской научно-практической конференции. Тверь – 2014. – ТФ МГЭИ –  120 с.
  3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика, — СПб.: Питер, 2003. — 351 с.
  4. Герасимова И.В. Методологические основы системного подхода в психологии - Владивосток: ДВГМА им. адм. Г.И. Невельского, 1999. - 159 с.
  5. Данилина М.В. Теоретические обоснования методики МАРИ. Актуальные проблемы практической психологии / Ахметова Д.Н., Данилина М.В. // Материалы всероссийской научно-практической конференции. Тверь – 2013. – ТФ МГЭИ  –  120 с.
  6. Линтон. Р. Личность, культура и общество. Вопросы социальной теории. Том 1, вып.1, 2007. С 68-86
  7. Кон И.С. Социология личности. — М.: Академия, 2004 384с.
  8. Кэмпбелл Дж. Мифический образ – М.: АСТ 2004 г. 688с.
  9. Нойман Э. Великая мать. Глубинная психология и психоанализ – м.: «Добросвет», «Из-во КДУ» 2012. – 410с.
  10. Такей М., Руководство к использованию Мандала Ресурс исследования. Перевод Данилина М.В., Mari Creative Resources, 2013. – 180p.
  11. Abt, Theodor. Introduction to Picture Interpretation –According to C. G. Jung. Zurich: Living Human Heritage Publications 2005. – 147p.
  12. Jordan S. Potash Archetypal aesthetics: viewing art through states of consciousness, Department of Social Work and Social Administration, Centre on Behavioral Health, The University of Hong Kong, Pokfulam, Hong Kong, China International Journal of Jungian Studies, 2014
  13. Gruce, Laura S, M.S. Using Mandalas & Art Symbols For Creative Block Healing: A Scientifically Proven Quantitative Study CreateSpace Independent Publishing Platform  ISBN-10: 1494770784 ISBN-13: 978-1494770785, 2014
  14. Frame, P. and McNamee, C. (2006). Research project now underway: The purpose of this study to examine the results of 350 Mari Assessments to determine the relationships between reported symptom distress or diagnoses and results of the assessments.
  15. Hallberg, S. Interpretation of Mandalas in GM-therapy, Two interpretation models investigated and compared in connection with a case-study. Abstract. (Thesis in Danish.) Institute of Communication, Aalborg University, Denmark, 2010
  16. Kellogg, J. Mandala: Path of Beauty, Raleigh, NC 27610 Copyright 1978, Third Edition 2009
  17. Kellogg, J. and DiLeo, F. Archetypal Stages of the Great Round of Mandala. The Journal of Religion and Psychical Research, Jan., 1982
  18. Takei Michelle, Manual to Mandala Assessment Research Instrument, Mari Creative Resources, 2013. – 180p.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Ancupov A. Ja., Morozov A. V. Delovaja psihologija. Kurs lekcij [Business Psychology. Lecture Course]/ Ancupov A. Ja., Morozov A. V. // SPb.: Izdatel'stvo Sojuz, 2000. – 567s. [in Russian]
  2. Ahmetova D.N., Danilina M.V. Metodika MARI kak instrument psihologicheskogo issledovanija i psihoterapii. Aktual'nye problemy prakticheskoj psihologii [MARI Methodology as Instrument of Psychological Research and Psychotherapy. Topical Problems of Practical Psychology]/ Ahmetova D.N., Danilina M.V. // Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Tver' – 2014. – TF MGEI 120 p. [In Russian]
  3. Burlachuk L.F. Psihodiagnostika [Psychodiagnostics], — SPb.: Piter, 2003. — 351 p. [In Russian]
  4. Gerasimova I.V. Metodologicheskie osnovy sistemnogo podhoda v psihologii [Methodological Basis of System Approach in Psychology] - Vladivostok: DVGMA named after adm. G.I. Nevelski 1999. - 159 p. [In Russian]
  5. Danilina M.V. Teoreticheskie obosnovanija metodiki MARI. Aktual'nye problemy prakticheskoj psihologii [Theoretical Substantiation of MARI Methodology. Topical Problems of Practical Psychologists] / Ahmetova D.N., Danilina M.V. // Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Tver' – 2013. – TF MGJeI – 120 p. [In Russian]
  6. R. Lichnost', kul'tura i obshhestvo. Voprosy social'noj teorii [Personality, Culture and Society. Questions of Social Theory]. Vol. 1, Is. 1, 2007. P. 68-86 [In Russian]
  7. Kon I.S. Sociologija lichnosti [Sociology of Personality]. — M.: Akademija, 2004 384 p. [In Russian]
  8. Kempbell Dzh. Mificheskij obraz [Mythical Image] – M.: AST 2004. 688 p. [In Russian]
  9. Nojman Je. Velikaja mat'. Glubinnaja psihologija i psihoanaliz [Great Mother. Deep Psychology and Psychoanalysis] – M.: «Dobrosvet», «Iz-vo KDU» 2012. – 410 p. [In Russian]
  10. Takej M., Rukovodstvo k ispol'zovaniju Mandala Resurs issledovanija. Perevod Danilina M.V. [Guide to use of Mandala Resource Study. Translation by Marina Danilina,], Mari Creative Resources, 2013. – 180 p. [in Russian]
  11. Abt, Theodor. Introduction to Picture Interpretation –According to C. G. Jung. Zurich: Living Human Heritage Publications 2005. – 147p.
  12. Jordan S. Potash Archetypal aesthetics: viewing art through states of consciousness, Department of Social Work and Social Administration, Centre on Behavioral Health, The University of Hong Kong, Pokfulam, Hong Kong, China International Journal of Jungian Studies, 2014
  13. Gruce, Laura S, M.S. Using Mandalas & Art Symbols For Creative Block Healing: A Scientifically Proven Quantitative Study CreateSpace Independent Publishing Platform ISBN-10: 1494770784 ISBN-13: 978-1494770785, 2014
  14. Frame, P. and McNamee, C. (2006). Research project now underway: The purpose of this study to examine the results of 350 Mari Assessments to determine the relationships between reported symptom distress or diagnoses and results of the assessments.
  15. Hallberg, S. Interpretation of Mandalas in GM-therapy, Two interpretation models investigated and compared in connection with a case-study. Abstract. (Thesis in Danish.) Institute of Communication, Aalborg University, Denmark, 2010
  16. Kellogg, J. Mandala: Path of Beauty, Raleigh, NC 27610 Copyright 1978, Third Edition 2009
  17. Kellogg, J. and DiLeo, F. Archetypal Stages of the Great Round of Mandala. The Journal of Religion and Psychical Research, Jan., 1982
  18. Takei Michelle, Manual to Mandala Assessment Research Instrument, Mari Creative Resources, 2013. – 180p.