ИЗУЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МОНО- И ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ СЕМЕЙ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.64.007
Выпуск: № 10 (64), 2017
Опубликована:
2017/10/18
PDF

Медведева И.А.1, Памфилова С.А.2

1ORCID: 0000-0002-0536-2604, Кандидат психологических наук, 2кандидат психологических наук, Пензенский государственный университет

ИЗУЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МОНО- И ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ СЕМЕЙ

Аннотация

Статья посвящена данным исследования показателей толерантности выходцев из моно- и полиэтнических семей. Приведены результаты диагностики показателей общего уровня толерантности и таких ее видов, как этническая, социальная и толерантность как черта личности, а также связи толерантности с показателями интернальности представителей разных этнокультурных групп. Результаты исследования указывают на различия в источниках формирования толерантности, связанных с особенностями этнокультурных условий социализации.

Ключевые слова: полиэтнические семьи, этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности, интернальность.

Medvedeva I.A.1, Pamfilova S.A.2

1ORCID: 0000-0002-0536-2604, PhD in Psychology, 2PhD in Psychology, Penza State University

STUDY OF TOLERANCE FACTORS OF REPRESENTATIVES OF MONO- AND POLIETNIC FAMILIES

Abstract

The paper is devoted to the study of tolerance factors of immigrants from mono- and polyethnic families. The diagnostic results of tolerance factors of the general level and such its types as ethnic, social and tolerance as a personality trait are presented, as well as the links between tolerance and the indicators of the internality of the representatives of different ethnocultural groups. The results of the research revealed differences in the sources of tolerance formation associated with the peculiarities of the ethnocultural conditions of socialization.

Keywords: polyethnic families, ethnic tolerance, social tolerance, tolerance as a personality trait, internality.

Одной из функций семьи, как социального института, является культурная трансмиссия - сохранение человеческой культуры и передача ее от поколения к поколению, в том числе этнической. Внутрисемейные взаимоотношения отражают этническую культуру, способствуют усвоению людьми национальных стереотипов, формируют установки личности и паттерны поведения. В семьях с полиэтническим составом не только отражаются процессы этносоциального развития всего общества, но и происходит ассимиляция культурных схем общества в структуру отдельной личности.

Рассмотрение различных аспектов межэтнического взаимодействия традиционно связано с проблемой толерантности/интолерантности. Сами по себе межэтнические браки не являются ни свидетельством, ни доказательством толерантного отношения к представителям другого этноса Толерантность больше определяется качеством и формами межкультурного взаимодействия, усвоением значимости и ценности каждой культуры, культурным взаимопроникновением.

Особенности взаимодействия и отношений в семьях как с моноэтническим, так и с полиэтническим составом, наряду с культурно-психологическими стереотипами, могут стать причинами интолерантных установок и поведения, а также определять их длительность и интенсивность. Кроме того, они могут создавать разного рода препятствия в процессе социально-психологической адаптации личности к условиям жизни в обществе. Одним из факторов, препятствующих адаптации человека в сфере социального взаимодействия, может быть не только несовместимость этнокультурных установок представителей разных этногрупп, но также и размытая этническая идентичность - недопонимание традиций и норм собственной этнокультуры [3].

Для выходцев из полиэтнических семей проблема этнической идентичности особенно актуальна. Усвоенные человеком стереотипы своей нации выполняют функцию адаптации, сокращая и упрощая процесс восприятия другого человека, что отражается и на формировании установок толерантного поведения. Особенности взаимодействия и отношений в полиэтнической семье наряду с усвоенными культурно-психологическими стереотипами могут стать основой как толерантности, так и базовыми причинами интолерантности.

Проблема толерантности имеет давнюю традицию в отечественной психологии и рассматривается с точки зрения ее критериев, факторов и видов. Среди ученых, внесших вклад в изучение проблем толерантности, - А.Г. Асмолов, изучавший подходы к определению понятия «толерантность», В.Л. Лекторский, выделивший различные критерии толерантности. В работах А.Г. Асмолова толерантность рассмотрена как черта личности. Изучением этнической толерантности занимаются Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, Г.У. Солдатова. Вопросам социальной толерантности посвящены работы О.А. Карабановой, Г.У. Солдатовой, М.Б. Хомякова и др.

Проблема толерантности, связанная с принадлежностью к определенному этносу, имеет в многонациональной России особую актуальность. Кроме того, на наш взгляд, существует дефицит исследований особенностей толерантных/интолерантных установок и поведения выходцев из межэтнических семей.

Нами было предпринято исследование, направленное на изучение различий в показателях толерантности у лиц юношеского возраста - выходцев из моно- и полиэтнических семей. Были рассмотрены показатели общего уровня толерантности и таких ее видов, как этническая, социальная и толерантность как черта личности. Кроме того, исследовалась связь толерантности с показателями интернальности. Данные ряда исследований указывают на связь толерантности с этой характеристикой личности [4, 5].

Выборку исследования составили 70 человек юношеского возраста, из них 18 - из полиэтнических семей (русско-татарских) – Группа 1; 30 человек из семей, где оба родителя русские – Группа 2; и 22 респондента - выходцы из татарских семей – Группа 3.

В холе исследования были использованы такие методики, как экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой и методика «Когнитивная ориентация (локус контроля)» Дж. Роттера. В качестве методов математической статистики применялись параметрический метод сравнения двух выборок - Т-критерий Стьюдента и коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Рассмотрим диагностические данные, полученные с помощью экспресс-опросника «Индекс толерантности».

 

Таблица 1 – Данные диагностики по методике «Индекс толерантности» (средние значения)

Группы Этническая толерантность Социальная толерантность Толерантность как черта личности Общий показатель толерантности
Группа 1 32.3 28.1 26.4 86.4
Группа 2 27.9 22.3 24.3 75.9
Группа 3 19.3 25.6 22.6 67.5
 

Как видно из табличных данных, самый высокий показатель общей толерантности в группе испытуемых из полиэтнических семей; самый низкий - у испытуемых из татарских семей. У представителей моноэтнических русских семей - средние, промежуточные значения.

Прокомментируем полученные результаты. Полиэтническая семья в силу сочетания в ней большего числа различий супругов - традиции, нормы, обычаи, этнокультурные установки, стереотипы восприятия и поведения - имеет больше возможностей для формирования толерантности. Основным условием для этого являются отношения взаимопонимания, взаимоуважения, культурного взаимопроникновения. Родители, демонстрирующие толерантное отношение друг к другу, к национальной культуре своего супруга, формируют толерантные установки у своих детей. Межличностные взаимоотношения в полиэтнических семьях способствуют интериоризации разных культурных схем. Человеку, усвоившему стереотипы разных наций, проще воспринимать и принимать многообразие и различия человеческой природы, индивидуальностей и способов жизни, что отражается в установках толерантного поведения.

Рассмотрим результаты, полученные по отдельным видам толерантности. Отметим, что распределение разных видов толерантности – социальной, этнической и толерантности как черты личности - более сбалансировано в группе испытуемых из полиэтнических семей. Этническая толерантность больше выражена у испытуемых из полиэтнических и русских семей. Мы уже прокомментировали высокий уровень толерантности представителей из полиэтнических семей. Что касается русских семей, отметим, что исторически большая часть русского населения всегда проживала в поликультурных регионах, относясь при этом к этническому большинству. В таких условиях вопрос защиты своих национальных интересов для русских людей не стоял особо остро, не было оснований накопления потенциала интолерантности в отношении представителей других национальностей.

У испытуемых из татарских семей выше показатели социальной толерантности. Если этническая толерантность отражает установки в сфере межкультурного взаимодействия, отношение человека к другим этническим группам, то социальная толерантность проявляется в отношении к группам людей, имеющим различия по социальному признаку. У респондентов татарской национальности больше, чем у испытуемых других групп, выражена позиция терпимости к людям, имеющим признаки-отличия по различным социальным характеристикам. Но если учесть более низкие показатели этнической толерантности испытуемых этой группы, то можно предположить, что позиция принятия «инакости» разного характера и свойства распространена у них по большей части внутри своей этнической группы.

Показатели толерантности как черты личности несколько ниже у испытуемых из полиэтнических семей. Данный факт мы можем объяснить с позиции проблемы идентичности, которая более остро стоит для представителей именно этой группы. Формирование толерантности связано с процессом идентификации и достижением самоидентичности. Идентичность формируется в результате выбора среди различных вариантов, образцов, примеров и т.п. В полиэтнической семье, даже при условии взаимопонимания и культурного взаимопроникновения, дети видят отличающиеся друг от друга образцы поведения. В этих условиях процесс формирования личностной идентичности может быть более продолжительным.

Мы проверили значимость различий по показателям разных видов толерантности испытуемых трех групп. Поскольку целью нашего исследования явилось изучение различий в показателях толерантности испытуемых из семей моноэтнических и полиэтнических, мы сравнивали попарно диагностические данные группы испытуемых из полиэтнических семей (русско-татарских) с данными каждой из двух групп моноэтнических семей (русских и татарских). В качестве метода математической статистики был использован Т-критерий Стьюдента.

Сравнение диагностических данных испытуемых из русско-татарских и русских семей свидетельствует о значимости различий только по показателю социальной толерантности. Эти показатели выше у выходцев из полиэтнических семей (Тэмп = 3.1).

Сравнение диагностических данных испытуемых из русско-татарских и татарских семей свидетельствует о значимости различий по показателям общей (Тэмп. = 3.2) и этнической толерантности (Тэмп. = 7.4).

Таким образом, результаты диагностики по опроснику «Индекс толерантности» позволили сделать следующие выводы:

- У испытуемых из полиэтнических семей самый высокий показатель общей толерантности. В этой же группе наиболее сбалансированное распределение рассмотренных видов толерантности.

- У испытуемых из полиэтнических и русских семей выше показатели этнической толерантности по сравнению с представителями татарских семей.

- У испытуемых из татарских семей выше показатели социальной толерантности, которая распространена у них по большей части внутри своей этнической группы.

- Показатели толерантности как черты личности несколько ниже у испытуемых из полиэтнических семей, что, вероятно связано с определенными сложностями формирования их идентичности.

- У представителей полиэтнических русско-татарских семей значимо выше показатель социальной толерантности по сравнению с моноэтническими русскими семьями. По сравнению с моноэтническими татарскими семьями у них выше показатели общей и этнической толерантности.

Рассмотрим данные диагностики по методике Дж. Роттера.

 

Таблица 2 – Данные диагностики уровня субъективного контроля (средние значения)

Группы Общая интернальность Интернальность в сфере межличностных отношений
Группа 1 4.72 5.88
Группа 2 4.37 4.76
Группа 3 5.34 5.79
 

Полученные диагностические данные свидетельствуют о более высоком уровне общей интернальности у представителей моноэтнических татарских семей. Самые низкие результаты по этому показателю у представителей моноэтнических русских семей. Было выявлено статистически значимое преобладание (при p≤0.05) показателя общей интернальности у представителей моноэтнических татарских семей по сравнению с этим показателем у испытуемых из полиэтнических семей (Тэмп = 2.3), а также по сравнению с показателями испытуемых из моноэтнических русских семей (Тэмп = 4.2 - статистически значимое преобладание при p≤0.05).

Данные некоторых исследований психологического содержания и личностных факторов толерантности указывают на различия в показателях интернальности у толерантных и интолерантных людей [5]. По результатам нашего исследования самые высокие показатели интернальности у представителей моноэтнических татарских семей, у которых показатели общей и этнической толерантности ниже по сравнению с другими группами нашей выборки. Но у этих испытуемых выше показатели социальной толерантности, которая, по нашему мнению, больше распространяется внутри их собственной этнической группы.

В исследовании Е.С. Сухих установлено, что наибольшее число связей с интернальностью дает потребностно-мотивационный компонент и социальный вид толерантности [5]. И в результатах нашего исследования также проявляется связь социальной толерантности с показателем общей интернальности. Однако, показатель общей толерантности у испытуемых из моноэтнических татарских семей ниже по сравнению с показателями двух других групп.

Связь высокой интернальности с низкими показателями общей толерантности и высокими показателями социальной толерантности мы объясняем следующим образом.

Интернальность низкотолерантной личности обусловлена значимостью наличной ситуации и тем, как эту ситуацию интерпретирует и понимает референтная для этой личности группа - группа к которой она принадлежит. Вероятно, суть отличия толерантных и интолерантных испытуемых по показателю интернальности заключается в том, что для проявления интернальности вторых важен факт принадлежности к той группе, социальное одобрение которой для них значимо. Для толерантных же респондентов это условие не является определяющим.

С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена мы проверили связь показателя общей интернальности с разными видами толерантности испытуемых всех исследуемых групп. Использование метода математической статистки показало следующее:

- У испытуемых из полиэтнических семей не прослеживается связь отдельных видов толерантности, а также общего ее показателя с интернальностью. Тенденция к такой связи просматривается только у показателя общей интернальности с социальной толерантностью (rs = 0.525).

- У испытуемых из моноэтнических русских семей связь общего показателя интернальности обнаружена со всеми показателями толерантности:

 
Этническая толерантность Социальная толерантность Толерантность как черта личности Общая толерантность
rs = 0.6 rs = 0.588 rs = 0.569 rs = 0.585
 

- В группе испытуемых из моноэтнических татарских семей обнаружена отрицательная корреляционная связь этнической толерантности с общим показателем интернальности (r= - 0.123). Поскольку интернальность является одним из индикаторов толерантности, то полученный результат еще раз подтверждает наш вывод о том, что толерантное отношение к другим людям представители татарской национальности демонстрируют, прежде всего, внутри своей этнической группы. Проявление интернальности у испытуемых из татарских семей связано также с социальным одобрением значимой для них группы.

Таким образом, у испытуемых из моноэтнических русских семей проявление интернальности указывает на определенный уровень толерантности. У испытуемых из полиэтнических русско-татарских семей интернальность больше связана с социальной толерантностью. Для испытуемых из моноэтнических татарских семей характерна высокая интернальность, которая, однако, не имеет связи с толерантностью, а с этнической толерантностью связь интернальности в этой группе вообще отрицательная.

Итак, по результатам диагностики выявлено статистически значимое преобладание показателя общей интернальности у представителей моноэтнических татарских семей по сравнению с этим показателем у испытуемых из полиэтнических семей и испытуемых из моноэтнических русских семей. Связывая невысокие показатели общей и этнической толерантности у этих испытуемых с высокими показателями общей интернальности, мы делаем вывод о том, что для представителей татарских семей внутренний локус контроля характерен в ситуациях, имеющих субъективное значение и в ситуациях, ограниченных межличностными отношениями внутри своего этноса. Полученные результаты свидетельствуют также о том, что уровень интернальности в нашей выборке можно рассматривать в качестве значимой составляющей толерантности только в группе испытуемых из моноэтнических русских семей.

Результаты проведенного исследования указывают не только на необходимость дальнейшего поиска детерминант толерантности, но также и на различия в источниках ее формирования, связанных с особенностями этнокультурных условий социализации.

Список литературы / References

  1. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 2004. - 122 с.
  2. Гриншпун И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности (к вопросу о толерантности как психическом явлении) / И.Б. Гриншпун // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.- метод. ст. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. - 368 с. - С. 31-40.
  3. Лопухова О.Г. Особенности становления гендерного образа «Я» у девушек и юношей татарской и русской национальностей // Этническое самосознание и кросскультурное взаимодействие народов Поволжья. - Казань, 2003. - С. 98-101.
  4. Сиротюк А.С. Критерии толерантности // Вестник Тверского государственного университета. 2012. №2.
  5. Сухих Е.С Толерантность: психологическое содержание и личностные факторы http://chsu.kubsu.ru/arhiv/2005_4/2005-4_Suhih.pdf
  6. Радина Н.К. Этнопсихология. Электронный учебник http://www.studmed.ru/view/radina-nk-sost-etnopsihologiya-elektronnyy-uchebnik_efd517ba970.html
  7. Бенькова О.А. Возрастная динамика личностных характеристик толерантности в социокультурном контексте. Автореферат дисс. канд. псих. наук. - Лесосибирск, 2006.- 24 с.
  8. Городецкая И.М., Рогов, М.Г., Блохин, А.Б. Межэтническое отношение русского, татарского и башкирского народов // Проблемы социальной психологии личности. - Саратов, 2004. - С. 148-154.
  9. Кожухарь Г.С. Модель усиленной мотивации: взаимодействие базовых механизмов межличностной толерантности // Вопросы психологии, 2007. - №2. - С. 15-26.
  10. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2012. - 336 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Asmolov A.G. Tolerantnost': razlichnyye paradigmy analiza [Tolerance: various paradigms of analysis] // Tolerantnost' v obshchestvennom soznanii Rossii. [Tolerance in the public consciousness of Russia]. - Moscow, 2004. - 122 p. [in Russian]
  2. Grinshpun I.B. Ponyatiye i soderzhatel'nyye kharakteristiki tolerantnosti (k voprosu o tolerantnosti kak psikhicheskom yavlenii) [The concept and content characteristics of tolerance (to the issue of tolerance as a psychic phenomenon)] / I.B. Grinshpun // Tolerantnoye soznaniye i formirovaniye tolerantnykh otnosheniy (teoriya i praktika) [Tolerant consciousness and the formation of tolerant relations (theory and practice)]: Sat. scientific method. Art. - Moscow: Publishing House of the Ministry of Railways; Voronezh: Publishing house of the NGO "MODEC", 2002. - 368 p. - P. 31-40. [in Russian]
  3. Lopukhova O.G. Osobennosti stanovleniya gendernogo obraza «YA» u devushek i yunoshey tatarskoy i russkoy natsional'nostey [Peculiarities of the formation of the gender image of "I" in girls and young men of Tatar and Russian nationalities] // Etnicheskoye samosoznaniye i krosskul'turnoye vzaimodeystviye narodov Povolzh'ya [Ethnic self-awareness and cross-cultural interaction of the peoples of the Volga region] - Kazan, 2003. - P. 98-101. [in Russian]
  4. Sirotyuk A.S. Kriterii tolerantnosti [Criteria of Tolerance] // Bulletin of Tver State University. 2012. № 2. [in Russian]
  5. Sukhikh Ye.S Tolerantnost': psikhologicheskoye soderzhaniye i lichnostnyye faktory [Tolerance: psychological content and personal factors] http://chsu.kubsu.ru/arhiv/2005_4/2005-4_Suhih.pdf [in Russian]
  6. Radina N.K. Etnopsikhologiya [Ethnopsychology] http://www.studmed.ru/view/radina-nk-sost-etnopsihologiya-elektronnyy-uchebnik_efd517ba970.html [in Russian]
  7. Ben'kova O.A. Vozrastnaya dinamika lichnostnykh kharakteristik tolerantnosti v sotsiokul'turnom kontekste [Age dynamics of personal characteristics of tolerance in a sociocultural context]: Abstract of diss. of PhD in Psychology - Lesosibirsk, 2006. - 24 p. [in Russian]
  8. Gorodetskaya I.M., Rogov, M.G., Blokhin, A.B. Mezhetnicheskoye otnosheniye russkogo, tatarskogo i bashkirskogo narodov [Interethnic relation of Russian, Tatar and Bashkir peoples] // Problemy sotsial'noy psikhologii lichnosti [Problems of social psychology of personality] - Saratov, 2004. - P. 148-154. [in Russian]
  9. Kozhukhar' G.S. Model' usilennoy motivatsii: vzaimodeystviye bazovykh mekhanizmov mezhlichnostnoy tolerantnosti [Model of enhanced motivation: interaction of basic mechanisms of interpersonal tolerance] // Questions of psychology, 2007. - №2. - P. 15-26. [in Russian]
  10. Pochebut L.G. Kross-kul'turnaya i etnicheskaya psikhologiya: Uchebnoye posobiye [Cross-cultural and ethnic psychology: Textbook] - St. Petersburg: Peter, 2012. - 336 p. [in Russian]