ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.66.087
Выпуск: № 12 (66), 2017
Опубликована:
2017/12/18
PDF

Железова Н.А.

ORCID: 0000-0002-2980-2651, аспирант

Череповецкий государственный университет в г. Череповце

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация

Представлены методологические основы и результаты исследования гендерных особенностей и уровня общей коммуникативной толерантности студентов университета. Результаты эмпирического исследования показали, что в гендерных группах существуют различия и общие характеристики уровня коммуникативной толерантности. Установлено, что в целом у юношей и девушек 17-20 лет сформировано положительное отношение к окружающему миру, выражена готовность устанавливать и поддерживать коммуникации с другими людьми. Выдвинуто предположение о необходимости включения задачи формирования позитивных  межличностных коммуникаций в комплекс задач высшего образования.

Ключевые слова: толерантность, коммуникативная толерантность, студенты, гендерные особенности.

Zheleyova N.A.

ORCID: 0000-0002-2980-2651, Postgraduate Student

Cherepovets State University, Cherepovets

GENDER PECULIARITIES OF COMMUNICATIVE TOLERANCE OF STUDENTS OF A CLASSICAL UNIVERSITY

Abstract

Methodological bases and results of the study of gender peculiarities and the level of general communicative tolerance of university students are presented in the article. The results of the empirical study showed that there are differences in general characteristics of the level of communicative tolerance of various gender groups. It is established that, in general, young men and women of 17-20 years have positive attitude to the world around them; they express readiness to establish and maintain communication with other people. It is suggested that it is necessary to include the task of forming positive interpersonal communication into the complex of higher education tasks.

Keywords: tolerance, communicative tolerance, students, gender characteristics.

Многообразие национальностей, религий, мировоззренческих убеждений, культур современного мира нельзя не признать объективной реальностью. Именно это многообразие обостряет межнациональные, религиозные, нравственные и социальные противоречия. Как указывает Н.Н. Жердева [4, С. 76], эти противоречия могут проявляться как на общепланетарном и межгосударственном уровнях, так и на уровне интересов различных групп людей с противоположными взглядами и убеждениями.

Существенно усугубляю эти противоречия современные миграционные процессы, которые характеризуются не только трансляцией культур и религий, но и объективной необходимостью выстраивания эффективных коммуникаций и сотрудничества с «другими» людьми.

На наш взгляд, С.И. Осипова и А.И. Богданова [8, С. 115], изучая генезис толерантности, делают очень важный вывод о необходимости признания многообразия культур современного мира и актуализации проблемы формирования толерантного отношения к представителям различных социокультурных групп.  Поэтому феномен толерантности стал предметом изучения большого числа наук, связанных с человекознанием [5, С. 85],  в их числе социальная психология и педагогика, философия, история, социология, культурология, биология, экология, медицина и др.

Очевидно, что толерантность, как сложный многокомпонентный феномен, невозможно изучать и оценивать в каком-то одном аспекте. Но бесспорным является признание толерантности как основополагающего демократического принципа [8, С. 1128], связанного с концепцией социальной свободы и прав человека, со стремлением к принятию окружающей действительности и взаимопониманию между людьми.

В исследовании мы опираемся на философские основы понимания толерантности [9, С. 590] как нравственного качества, характеризующего достойное отношение к «другому» человеку, принадлежащему к другой расе, национальности, культурной традиции, религиозной конфессии.

Базовым проявлением толерантности являются выстраиваемые человеком коммуникации, что, по мнению А.И. Богдановой и С.И. Осиповой  [8, С. 154], включает обмен представлениями, идеями, интересами, чувствами, установками между людьми в ходе совместной деятельности.

При этом ряд исследователей (В.В. Бойко, В.М. Гришук, Л.И. Маленкова, Л.С. Николаева) рассматривают толерантность в сущностном аспекте как основу общения, а в аспекте развития – как начало процесса становления общения [2], [3], [6], [7].

Таким образом, очевидна взаимообусловленность и взаимопроникновение толерантности и коммуникации. Значит, коммуникативная толерантность обусловливает комфортную обстановку для совместной деятельности [3, С. 54], что, по нашему мнению, особенно важно для становления общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся на ступени высшего образования.

В исследованиях Н.А. Асташовой [1, С. 74-85] и С.В. Толстиковой [10, С. 34-50] доказано, что сформированная у специалиста коммуникативная толерантность характеризуется наличием в сознании субъекта личностно значимого образца терпимого коммуникативного поведения и его направленностью на реализацию в различных ситуациях жизнедеятельности.

Цель исследования – выявить гендерные особенности коммуникативной толерантности студентов классического университета.

В сентябре 2017 года была проведена опытная работа, в которой  приняли участие студенты университета в возрасте от 17 до 20 лет. Выборка составила 166 человек, из них 86 юношей и 80 девушек.

В ходе эксперимента проводилась диагностика доброжелательности (по шкале Кэмпбелла), общей коммуникативной толерантности (методика В.В. Бойко) и мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях (методика И.Д. Ладанова и В.А. Уразаевой).

Результаты исследования отношения студентов к окружающему миру позволили выделить ряд гендерных особенностей (см. рис. 1).

15-02-2018 16-47-44

Рис. 1 – Распределение испытуемых в гендерных группах по уровню проявления доброжелательности в межличностных коммуникациях, %

 

Очевидно, что у девушек-студенток более выражено стремление к душевному общению с людьми вне зависимости от их взглядов и убеждений, они более доброжелательны и искренни в межличностных коммуникациях, чем юноши. Нельзя не отметить тот факт, что только около 50-ти % респондентов-девушек проявляют это качество на высоком уровне, а около 15-ти % студенток практически не демонстрируют положительного отношения к окружающим. У юношей отмечается достаточно большое число студентов с низким уровнем проявления доброжелательности – около 25%. Возможно это обусловлено особенностями возрастного развития юношей и их представлениями о мужественности, силе, твердом характере и т.п.

При этом явно прослеживается общая тенденция проявления доброжелательности в гендерных группах – существенное преобладание положительного отношения к людям (76% у юношей и 85% у девушек).

Изучение коммуникативной толерантности так же позволило выявить общие и отличительные характеристики гендерных групп (см. рис. 2).

15-02-2018 16-49-01

Рис. 2 – Распределение испытуемых в гендерных группах по уровню сформированности коммуникативной толерантности, %

 

По данным, представленным на рисунке 2, можно сделать вывод о том, что уровень сформированности коммуникативной толерантности у девушек значительно выше, чем в группе юношей. Это доказывают следующие эмпирические данные: в группе девушек преобладает высокий и выше среднего уровень исследуемого признака, в то время как у юношей – средний и выше среднего; девушек с уровнем коммуникативной толерантности ниже среднего в два раза меньше, чем юношей (7,5% и 14,4% соответственно).

Общей характеристикой данного показателя является отсутствие студентов с низким уровнем толерантности в общении. Это дает нам основание утверждать, что юноши и девушки готовы устанавливать и поддерживать коммуникации с другими людьми.

Характер мотивационных ориентаций межличностных коммуникаций позволил выявить уровень формального общения испытуемых (см. рис. 3).

15-02-2018 16-50-10

Рис. 3 – Распределение испытуемых в гендерных группах по уровню формального общения в межличностных коммуникациях, %

 

Приведенные данные дают основания утверждать, что в формальном общении юноши и девушки проявляют себя приблизительно одинаково. В целом студенты ориентированы на принятие партнера, на адекватность восприятия и понимание партнера, на достижение компромисса в межличностных коммуникациях.

Обобщая эмпирические факты, можно констатировать наличие общих и отличительных характеристик проявления коммуникативной толерантности в гендерных группах студентов университета.

Установлено, что девушки 17-20 лет в большей степени проявляют доброжелательность в общении, у них на более высоком уровне, по сравнению с юношами этой же возрастной группы, сформирована коммуникативная толерантность. Мы связываем эти отличия с особенностями физиологического и психического развития молодежи данного возраста. Более ранние процессы полового созревания, завершение роста и функционального развития у девушек обусловливают и более совершенные процессы психического становления личности. Они более уравновешенные, вдумчивые, с усиленной потребностью в общении и в достижении духовной близости с другим человеком.

Считаем целесообразным назвать актуальной задачу высшего образования по формированию культуры и толерантности межличностных отношений, по созданию обстановки сотрудничества и взаимодействия между участниками педагогического процесса на основе диалога и уважения.

Список литературы / References

  1. Асташова H.A. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сборник научно-методических статей. 2-е изд. / H.A. Асташова. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - С. 74-85.
  2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В.В. Бойко. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. - 472 с.
  3. Гришук В.М. Формирование коммуникативной толерантности у студентов гуманитарных специальностей в вузе: дис. ... канд. пед. наук. - Киров, 2005. - 228 с.
  4. Жердева Н.Н. Толерантность: проблемы осмысления в современной науке // Вестник ставропольского государственного университета. – 2009. - №61. – С.76-81.
  5. Карузина Н.А., Шивринская С.Е. Проблема воспитания толерантности в современных психолого-педагогических исследованиях // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 4. – С.80-85.
  6. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 480 с.
  7. Николаева Л.С. Формирование коммуникативной толерантности. На примере юридического образования в России и Германии / Л.С.Николаева. - LAPLAMBERTAcademicPublishinq, 2011. - 236с.
  8. Осипова С.И., Богданова А.И. Генезис сущности и содержания понятия «толерантность» // Сибирский педагогический журнал. – 2011. - №6. - С.114-130.
  9. Словарь философских терминов / Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 2004. - 731с.
  10. Толстикова C.B. Развитие коммуникативной толерантности у будущих социальных педагогов системы образования: дис. ... канд. психол. наук / C.B Толстикова. - Калуга, 2002. – 177 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Astashova N.A. Problema vospitaniya tolerantnosti v sisteme obrazovatelnykh uchrezhdenii [Problem of Developing Tolerance in the System of Educational Institutions] // Tolerant Treatment and Formation of Tolerant Relationships (Theory and Practice): Collection of Scientific and Methodical Articles. 2nd ed. / N.A. Astashova. - M.: Publishing House of the Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: “MODEK,” 2003. - P. 74-85. [in Russian]
  2. Boiko V.V. Energiya emotsii v obshchenii: vzgliad na sebia i drugikh [Energy of Emotions in Communication: How to Vew Oneself and Others] / V.V. Boyko. - M.: Information and Publishing House “Filin,” 1996. - 472 p. [in Russian]
  3. Grishuk V.M. Formirovanie kommunikativnoi tolerantnosti u studentov gumanitarnykh spetsialnostei v vuze [Formation of Communicative Tolerance among Students of Humanitarian Specialties in a University]: Thesis of PhD in Ped. - Kirov, 2005. - 228 p. [in Russian]
  4. Zherdeva N.N. Tolerantnost: problemy osmysleniya v sovremennoi nauke [Tolerance: Problem of Comprehension in Modern Science] // Bulletin of the Stavropol State University. - 2009. - No.61. - P.76-81. [in Russian]
  5. Karuzina N.A., Shivrinskaya S.E. Problema vospitaniya tolerantnosti v sovremennykh psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh [Problem of Raising Tolerance in Modern Psychological and Pedagogical Studies] // Modern High Technology. - 2017. - No.4. - P.80-85. [in Russian]
  6. Malenkova L.I. Teoriya i metodika vospitaniya. Uchebnoe posobie. [Theory and Methods of Education. Textbook.] - M.: Pedagogical Society of Russia, 2002. - 480 p. [in Russian]
  7. Nikolaeva L.S. Formirovanie kommunikativnoi tolerantnosti. Na primere yuridicheskogo obrazovaniya v Rossii i Germanii [Formation of Communicative Tolerance. On the Example of Legal Education in Russia and Germany] / L.S. Nikolaeva. - LAPLAMBERTAcademicPublishinq, 2011. - 236p. [in Russian]
  8. Osipova S.I., Bogdanova A.I. Genezis sushchnosti i soderzhaniya poniatiya “tolerantnost” [Genesis of the Essence and Content of the “Tolerance” Concept] // Siberian Pedagogical Journal. - 2011. - No.6. - P.114-130. [in Russian]
  9. Slovar filosofskikh terminov [Dictionary of Philosophical Terms] / Scientific Edition of Professor V.G. Kuznetsov. - M.: INFRA-M, 2004. - 731p. [in Russian]
  10. Tolstikova S.V. Razvitie kommunikativnoi tolerantnosti u budushchikh sotsialnykh pedagogov sistemy obrazovaniya [Development of Communicative Tolerance among Future Social Educators in the Education System]: Thesis of PhD in Psychol. / S.V Tolstikova. - Kaluga, 2002. - 177 p. [in Russian]