Pages Navigation Menu

ISSN 2227-6017 (ONLINE), ISSN 2303-9868 (PRINT), DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017
ПИ № ФС 77 - 51217, 16+

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.65.077

Скачать PDF ( ) Страницы: 84-87 Выпуск: № 11 (65) Часть 1 () Искать в Google Scholar
Цитировать

Цитировать

Электронная ссылка | Печатная ссылка

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
Попович А. П. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА КАК СПОСОБНОСТЬ К ИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ / А. П. Попович // Международный научно-исследовательский журнал. — 2018. — № 11 (65) Часть 1. — С. 84—87. — URL: https://research-journal.org/psycology/formirovanie-lichnosti-sovremennogo-cheloveka-kak-sposobnost-k-integracii-v-obshhestve/ (дата обращения: 21.01.2021. ). doi: 10.23670/IRJ.2017.65.077
Попович А. П. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА КАК СПОСОБНОСТЬ К ИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ / А. П. Попович // Международный научно-исследовательский журнал. — 2018. — № 11 (65) Часть 1. — С. 84—87. doi: 10.23670/IRJ.2017.65.077

Импортировать


ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА КАК СПОСОБНОСТЬ К ИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ

Попович А. П.

Кандидат педагогических наук, доцент, ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА КАК СПОСОБНОСТЬ К ИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ

Аннотация

На обсуждение выносятся вопросы преодоления проблем и противоречий при создании условий для формирования и развития человека как личности и невозможностью самой системы воспитания и образования обеспечить процессы становления гармоничной личности. Воспитание – это универсальный процесс становления Человека, формирование его духовного стержня. Утрата морально-этического действующего начала в современных общественных отношениях показана как реальная угроза самоуничтожения человечества. Является проблемой интеграция личности в общество, в котором государственные отношения выстраиваются, исходя из понимания выгоды, государственных интересов и юридического права.

Ключевые слова: воспитание, общество, самоактуализация личности, образование, интеграция, нравственные ценности, духовность, правовые основы.

Popovich A.P.

PhD in Pedagogy, Associate professor, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Ural Federal University named after the first President of Russia B.N.Yeltsin»

MODERN MAN PERSONALITY FORMATION AS A CAPACITY FOR INTEGRATION IN THE SOCIETY

Abstract

Discussion raises questions of overcoming problems and contradictions in creating conditions for the formation and development of a person as a personality and the inability of upbringing system and education to ensure the development of a harmonious personality. Upbringing is a universal process of becoming a Man, the formation of his spiritual core. The loss of moral and ethical principle in modern social relations is shown as a real threat to the self-destruction of mankind. The problem is in personality integration into a society in which state relations are built on the basis of benefits, state interests and legal rights.

Keywords: upbringing, society, self-actualization of the person, education, integration, moral values, spirituality, legal basis.

Современный человек сегодня вынужден сталкиваться с глобальными проблемами практически во всех сферах жизнедеятельности, общественной, экономической, политической и др. Обострившийся кризис общества практически на всех континентах ставит перед педагогической общественностью, воспитателями, учителями, сложнейший вопрос: каким должен быть современный человек, ученик, ребенок? Идеи великих гуманистов и филантропов «не канули в прошлое», но вряд ли они в «чистом» виде могут лечь в основу воспитания человека третьего тысячелетия. Гуманизм, как основа  воспитательного процесса, даже во вполне благополучной Европе, сталкивается с необходимостью преодоления проблем и противоречий, создания условий для формирования и развития человека как личности и невозможностью самой системы воспитания и образования обеспечить эти  процессы становления. Гуманистический подход понимается как обращение к человеку, уважение его достоинства, доверия к нему, принятие его личностных целей, запросов, интересов, создание условий для раскрытия его способностей [1]. Но давайте будем объективными, сможет ли молодой человек, воспитанный на таких принципах, адаптироваться в современном  социуме? Маловероятно. Утверждение о том, что в последние годы гуманизм в воспитательно-образовательной системе стал ведущим, а с другой стороны – терроризм, религиозный радикализм, обострившиеся межэтнические конфликты требуют от педагогов воспитания не только гуманистических взглядов детей, но и способностей современного человека отстоять, защитить свою собственную культуру, нравственность. А этого нельзя добиться только лишь усилиями гуманистического компонента формирования личности. Да у нас, как у наследников советской педагогики, существует облик «советского человека», гармонично развитой личности, воспитанного на принципах глубочайшего патриотизма и любви к Родине [2]. Откровенно могу сказать о своей «близости» именно к такому типу людей, но осознаю, что «он» уже в прошлом. Удивление вызывает псевдо-патриотизм  педагогов, создающих и пропагандирующих образ «новых русских» или «настоящего украинца», европейца. Думаю, что сегодня надо говорить о необходимости воспитания и способности к интеграции «человека мира». Определение далеко не ново.  Предвижу,  что государственные деятели меня могут дополнить – «а где гражданственность, патриотизм?» Конечно, я лично именно за такие формы и принципы воспитания, но это уже прерогатива государства [3]. Платные секции, кружки, репетиторство, пособия и арендованные учебники, вряд ли будут способствовать формированию у детей высокой гражданской позиции. До сих пор с восторгом открываю для себя величайшего педагога двадцатого столетия А.С. Макаренко. Многое использовал бы в современной школе из его педагогического наследия, но за окном «иные времена». Ю.В. Азаров, величайший педагог-гуманист современности, сердцем и душой воспринимающийся учителями и родителями в «чистом виде», тоже не решит проблемы воспитания. Поэтому все наши мысли,  исследования, теории, эксперименты ведут нас к истокам, что вполне закономерно, к священным книгам – «Библии», Корану, Талмуду, в которых излагались нормы поведения, детализированные наставления о том, как себя должны вести дети и родители. Античные мыслители Сократ, Платон и др. сформировали некоторые общие теоретические положения педагогики. Методологические позиции Демокрита и Сократа обозначили два различных подхода  в воспитании, актуальных и сегодня [4]. Период средневековья до Нового времени тоже прошел под знаком соперничества  спартанской и афинской систем воспитания. И, наконец, идеи Я.А. Коменского созвучны с идеями Сократа и Платона.

Приоритет воспитания над обучением, значимость нравственного воспитания и преимущества индивидуального подхода семейного воспитания  над общественным, провозглашенным Дж. Локком, нашедшими отражение  в работах Дидро и Песталоцци, говорят о гуманистической направленности  педагогической мысли Нового времени. Вместе с тем, нельзя забывать о природной доброте человека [5]. Но современная школа явно недооценивает значимость и значение  в процессе гармоничного воспитания человека трудовой деятельности. К сожалению, приходится констатировать факт того, что педагоги, в большинстве своем, отвергают возрастающую роль  различного труда во всем его многообразии.  «Трудовые школы» Г. Кершенштейнера  не в почете, а «идеологи» сегодня напоминают, что ручной труд в древности был уделом рабов, и  значимость его в практическом применении сегодня невысока и низкооплачиваемая.  Но можно ли  вести речь о гармоничном воспитании современного человека без трудового? Анализ теоретического наследия К. Маркса, А. С. Макаренко, Н. К. Крупской, В.А. Сухомлинского, П.Ф. Лесгафта, Дж. Дьюи,  К.Д. Ушинского  подтверждают незыблемость постулата обучения на основе труда и трудового воспитания [6]. Поиск иных путей формирования подрастающего поколения неперспективен. Государственная политика в области образования всячески этому должна способствовать, создавая материальную базу для воспитания гражданина, патриота, гармонично развитой личности [6].

Обозначив проблемы которые есть сегодня в воспитании человека, я особо хочу подчеркнуть ту роль и значимость, которые играют в этой связи воспитание у человека здорового образа жизни, сохранение социального и индивидуального здоровья. Ситуация в современной России, и не только, складывается таким образом, что численность учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, за последние 10-15 лет увеличилась в два раза. В вузах эта цифра приближается к 35%. Положение в общеобразовательных учреждениях еще более удручающее. Официальная статистика говорит о том, что ухудшение состояния здоровья населения является прямой угрозой  безопасности  государства [7].

В современном обществе традиционно и совершенно справедливо бытует мнение о большом влиянии на гармоничное развитие и воспитание, физической культуры. Но необходимо признать, что проблемы воспитания у человека физического и социального здоровья, носят многоуровневый, интегративный характер и только лишь усилиями представителей физической культуры и спорта они не решаются. Популярное в последнее время понятие «социальное здоровье» в значительной мере характеризует экономический и социальный потенциал страны, исторически обусловленный воздействием различных факторов окружающей среды, менталитетом и образом жизни  населения, позволяющих обеспечить оптимальный уровень качества и безопасности жизни граждан, семьи, общества [8].

Сегодня можно прямо говорить об угрозе существования людей, по информации Римского клуба, по сути, являющейся причиной большинства остальных глобальных проблем – это утрата морально-этического действующего начала в общественных отношениях, что при существующих возможностях научного, технического, информационного потенциала делает реальным самоуничтожение человечества. Тысячелетиями народная мудрость, религиозные учения вырабатывали правила взаимоотношений человека с самим собой, окружающими  людьми, с природой. А быть Человеком общественным – заложено в нашей природе: не развиваются психика и интеллект у детей, воспитывающихся не в человеческом обществе, и дичают люди, оказывающиеся в силу обстоятельств без общения с другими людьми. Но современные средства коммуникаций ограничивают прямое «живое» общение человека в социуме, и, тем не менее, процессы глобализации продолжают объединение человечества [2].

Только лишь воспитанием вырабатывались, по большей мере, те качества характера, от которых зависели взаимоотношения с окружающими . В то же время всегда существовало стремление ограничить масштабы и качественное содержание этой общности делением, которое сегодня выражается в гражданской, корпоративной, национальной и конфессиональной идентификации. Взаимоотношения между людьми, с древнейших времён осознания ими своей человеческой сущности, до сих пор регулируются всё-таки морально-этическими нормами, базирующимися на представлениях о справедливости, то отношения между государствами и корпорациями выстраиваются, исходя из понимания выгоды, государственных интересов, в лучшем случае, на основании юридического права. Да, мы можем  объяснить существование и проявление в различных формах человеческого  вандализма, мошенничества, корысти и моральных извращений предвзятой установкой сознания  тем,  что греховна сама природа человека. Однако из истории можно извлечь примеры не только жестокости, но и беззаветного противостояния ей, служения добру и справедливости даже ценой утраты благополучия, здоровья и самой жизни [8]. Такие примеры, когда речь идёт о серьёзных страданиях, мучениях, нельзя объяснить влиянием только общественного мнения. Нет, здесь внутренне присущие  личности качества характера и поведения, сформированные воспитанием. И.П. Павлов определил воспитание как «механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции».  Действительно, мы можем вести  о генетической памяти,  которые основываются  на условном рефлексе подражания для адаптации к окружающей среде. Цель воспитания – выживание и развитие.  Необходимо говорить  также о том большом влиянии, которое оказывается на человека извне, то есть, государственными и общественными институтами воспитания, что, в общем, соответствует целям не только предшествующих форм цивилизации, но и нашему сегодняшнему «рыночному» обществу [9]. В нем произошел надлом специальных институтов воспитания (семья, школа), но зато очень действенны влияющие непосредственно и актуально реалии выживания и адаптации к различным срезам социума и современные средства коммуникации. Человек по своей сущности и глубине, в процессе своей жизнедеятельности осваивает культуру, традиции, ценности, нормы общества. В процессе воспитания взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты, учебно-воспитательные учреждения, средства массовой информации и др. На наш взгляд, воспитание это во многом мотивационная составляющая, побуждающая ребенка активно стремиться к познанию, творчеству, справедливости, альтруизму, здоровому образу жизни, совершенствованию, личностному росту. Велика роль и значение организации воспитывающей окружающей среды, родительского и педагогического сопровождения, помощи ребёнку в этом процессе. Важен также опыт поколений передаваемых от старших к младшим.  Можно обобщить: воспитание – это приобщение ребенка и молодого человека к культурной жизнедеятельности посредством влияния старших поколений на младшие. Н.Н. Никитина (Ульяновск): «Сущность, основное назначение воспитания – в формировании духовного стержня человека – его внутреннего духовного мира, который проявляется в системе его эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру и к самому себе». Воспитание – это универсальный процесс становления Человека, длительность которого, уровень достигаемой зрелости зависят от личностных потенций. Сегодня школьный учитель и педагог открещивается от воспитания. Ссылаясь на то что он носитель знаний, то есть образования, а воспитанием должна заниматься семья и родители. И в самом деле, нужно ли образовательным учреждениям заниматься воспитанием? Не становится ли таким образом институт государственного воспитания механизмом манипулирования, формирования адаптированных под социальный заказ индивидов с ущербным процессом саморазвития и самоактуализации? А как сейчас, опять-таки по факту, происходит социализация детей и молодежи в нашем обществе, где практически почти не присутствует государственное воспитание?

К примеру, проблема  укрепления  здоровья нации, народов,  государственными чиновниками, особенно из стран Восточной Европы решается очень просто, считая, что проблемы здоровья  в недостаточной мотивации своих граждан к двигательной деятельности [10]. Но это глубочайшее заблуждение. Проблема воспитания подрастающего поколения не только в противодействии гиподинамии, а существующая прямая зависимость от следующих факторов, которые не решаются гуманитарными государственными структурами:

  • экология;
  • низкое недостаточное медицинское обслуживание;
  • наследственность (генетика)
  • социально-экономические, геополитические факторы;
  • широкое распространение среди молодежи вредных привычек;.

Создавая воспитательные, образовательные программы, выстраивая ориентиры гражданского воспитания, мы должны  понимать, что колоссальное  влияние  на формирование человека оказывают:

  • менталитет населения (национальный характер),
  • образ жизни населения;
  • социально-экономические, геополитические, географические, культурно-исторические, религиозные и др. факторы [9].

Необходимо учитывать либеральную глобализацию и ее воздействие воспитательного характера на человека. Культивируемое потребление, создает современный тип социальной личности-приобретателя, циника, прагматика. Соответственно, очень близка для такого общества грань энтропии и саморазрушения.  Слагаемые части гармоничного воспитания человека, начиная с детства, основываются на родительской любви, здоровом питании, стимулирующей роли физической культуры и комфортной социальной среде. К сожалению, особенно молодые семьи, не всегда имеют такие возможности, плюс к этому, приоритетность молодежи в получении образования, развития собственной карьеры, не способствуют воспитанию своих детей, формированию целостной социальной личности [2].

В условиях либеральной глобализации и дегуманизации современного общества, значительная роль в воспитательном процессе отводится формированию воспитания здорового образа жизни и социальной зрелости человека, как в семье, так и образовательной системой в целом. Именно от этого союза зависит будущее подрастающего поколения и общества в целом.

Список литературы / References

  1. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. / В. А. Сухомлинский // Госучпедиздат, Минпросвещения РСФСР. – Москва – 1961. – 220 с.
  2. Сергеева В. П. Основы семейного воспитания. / В. П. Сергеева // М.: Академия, 2010. – 192с.
  3. Кадцын Л. М. Основы педагогики в профессиональном образовании. / Л. М. Кадцын, В. И. Пачиков // Монография. – Екатеринбург.: РГППУ,2012. – 392 с.
  4. Коровин С. С. Физическая культура и личность. / С. С. Коровин, В. А. Востриков, О. И. Тихомиров // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Оренбург. – 2004. – 288 с.
  5. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса. / Б. П. Вышеславцев // М.: Республика, 1994. – 368 с.
  6. Ушинский К. Человек как предмет воспитания. / К. Ушинский // М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.– 576 с.
  7. Николаев Ю. М. Содержание и виды физкультурно–спортивной деятельности. / Ю. М. Николаев. // Учебно-методическое пособие. СПБ, Олимп, 2007. – 100 с.
  8. Васильева О. С. Психология здоровья человека. Эталоны, представления, установки. / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. // Уч. пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2001. – 352 с.
  9. Якимов А. М. Основы тренерского мастерства. / А. М. Якимов. // М.: Спорт, 2015. – 175 с.
  10. Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. / А. М. Митяева. // 2-е издание – М.: Академия, 2010 – 192 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Suhomlinskij V. A. Duhovnyj mir shkol’nika [Spiritual world of the student] / V. A. Sukhomlinsky // Hoscheidt, Ministry of education of the RSFSR. – Moscow – 1961. 220 p. [in Russian]
  2. Sergeeva V. P. Osnovy semejnogo vospitanija [Basics of family education] / V. P. Sergeev // Moscow: Akademiya, 2010. – 192 с. [in Russian]
  3. Kadcyn L. M. Osnovy pedagogiki v professional’nom obrazovanii [Fundamentals of pedagogy in professional education] / L. M. Katzin, V. I. Pachikov // Monograph. – Yekaterinburg.: Rgppu, 2012. – 392 p. [in Russian]
  4. Korovin S. S. Fizicheskaja kul’tura i lichnost’ [Physical culture and personality] / S. S. Korovin, V. A. Vostrikov, O. Y. Tikhomirov // Materials of all–Russian scientific-practical conference. – Orenburg. – 2004. – 288 p. [in Russian]
  5. Vysheslavcev B. P. Jetika preobrazhennogo jerosa [Ethics of the transformed Eros] / B. P. Vycheslavant // Moscow: Respublika, 1994. – 368 p. [in Russian]
  6. Ushinskij K. Chelovek kak predmet vospitanija [Man as a subject of education] / Ushinsky K. // M.: fair-PRESS, 2004. – 576 p. [in Russian]
  7. Nikolaev Ju. M. Soderzhanie i vidy fizkul’turno–sportivnoj dejatel’nosti [the Content and types of sports activities] / Yu. M. Nikolaev. // Educational–methodical manual. S–PB, Olympus, 2007. – 100 p. [in Russian]
  8. Vasil’eva O. S. Psihologija zdorov’ja cheloveka. Jetalony, predstavlenija, ustanovki [the Psychology of health. Standards, performance, installation] / O. S. Vasilieva, F. R. Filatov. // Uch. textbook for University students. – Moscow: Academy, 2001. – 352 p. [in Russian]
  9. Jakimov A. M. Osnovy trenerskogo masterstva [Fundamentals of coaching excellence] / A. M. Yakimov. // M.: Sport, 2015. – 175 p. [in Russian]
  10. Mitjaeva A. M. Zdorov’esberegajushhie pedagogicheskie tehnologii [Health saving pedagogical technologies] / A. M. Mitiaeva. // 2–nd edition – Moscow: Akademiya, 2010 – 192 p. [in Russian]

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.